ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных УУД при изучении лексики в 5 классе 7
1.1. Понятие и структура познавательных УУД 7
1.2. Особенности формирования познавательных УУД у учащихся 5 класса .. 10
1.3. Роль изучения лексики в формировании познавательных УУД 12
Глава 2. Исследование процесса формирования познавательных УУД при изучении лексики в 5 классе 16
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования 16
2.2. Методические аспекты формирования познавательных УУД при изучении
лексики в 5 классе 31
2.3. Применение активных методов и приёмов обучения для формирования познавательных УУД 43
2.4. Оценка эффективности применения разработанных методических материалов
и рекомендаций 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Сфера образования в Российской Федерации претерпевает изменения. Целью образования теперь становится личностное развитие учащегося, а образовательный процесс строится в соответствии с системно-деятельностным подходом, что прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС).
Реализация данного подхода приводит к тому, что результатом образования становится формирование универсальных учебных действий(УУД).
На первый план выходит умение работать с информацией, способность к самообразованию. Целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться.
В современном образовании одной из ключевых задач является формирование универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию личности и её успешной социализации. Среди них особое место занимают познавательные УУД, направленные на развитие мышления, памяти, внимания и других когнитивных процессов.
Изучение лексики является важным аспектом в обучении русскому языку, так как лексика составляет основу речевой деятельности и обеспечивает коммуникацию между людьми. Однако простое заучивание слов не всегда приводит к их эффективному усвоению и применению в речи.
Основой для разработки нового стандарта послужили исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.
На необходимость формирования и развития у школьников общеучебных умений указывали Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные составляющие общеучебных умений и
методику их формирования изучали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В.Усоваидр.
Подходы к изучению формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г.Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
Необходимость формирования познавательных УУД имеет достаточное научное обоснование, но недостаточно проработанной остается область формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в школе. Слабо разработано методическое обеспечение образовательного процесса по проблеме формирования познавательных действий при изучении лексики в 5 классе.
Исследование посвящено способам формирования познавательных универсальных учебных действий, так как содержание предмета «Русский язык» позволяет эффективно формировать именно эти УУД.
Таким образом, актуальность исследования раскрывается на трех уровнях:
1) общество предъявляет определенные требования к образованию, что нашло свое отражение в ФГОС;
2) существуют исследования, посвященные логическим УУД и их формированию, но фрагментарно проработана область формирования познавательных УУД при изучении лексики в 5 классе;
3) существуют разногласия между обоснованной необходимостью формирования познавательных УУД на всех уроках и степенью разработанности методического обеспечения процесса их формирования при изучении лексики в 5 классе.
Необходимо отметить, что наличие большого количества научных и практических исследований в области формирования познавательных учебных действий при изучении русского языка не всегда обеспечивает в полной мере сформированность познавательных УДД у учащихся.
Данная проблема непосредственно подводит к выводу о необходимости исследований в данной области и обосновывает актуальность данного исследования.
Проблема исследования совершенствования методического обеспечения процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при изучении лексики в 5 классе.
Цель данной работы — изучить особенности формирования познавательных УУД при изучении лексики в 5 классе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования познавательных УУД;
- проанализировать существующие подходы к изучению лексики в 5 классе;
- описать особенности формирования познавательных УУД при изучении лексики;
- разработать методические приемы формирования познавательных УУД при изучении лексики в 5 классе.
Объект исследования - процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников в 5 классе при изучении лексики.
Предмет исследования - система приемов, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу, согласно которой эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий школьников при изучении лексики в 5 классе может быть обеспечена применением активных приемов преподавания русского языка.
Методы исследования:
-теоретические-анализ психологической и методологической литературы, обобщение;
-эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование.
Методики исследования: методика оценки уровня сформированности учебно-познавательной деятельности (Е.Ю. Порошина).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы В.А. Титова, С.А. Межовой, Г.М. Магомед-Касумова, Н.С. Герасимовой,
С.С. Макарении других по проблеме путей и способов обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических аспектов формирования познавательных УУД при изучении лексики в 5 классе, результаты исследования можно внедрить в практику работы учителей русского языка.
База исследования. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вороговская средняя школа» (МКОУ «Вороговская СШ») Туруханского района Красноярского края. Экспериментальное исследование проводилось в 5 классе, в котором обучается 20 учащихся.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, включает приложения
В результате выполненного теоретического исследования проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся нами были решены поставленные задачи и получены следующие результаты. Основываясь на исследовании психологической и педагогической литературы, мы определили теоретическую базу для формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения. Анализ научной литературы помог нам изучить понятие «универсальные учебные действия школьников», которое представляет собой комплекс обобщённых действий ученика, а также связанных с ними умений и навыков, необходимых для самостоятельного освоения новых знаний, умений и компетенций, сознательного и активного принятия нового социального опыта, саморазвития и самосовершенствования.
Познавательные УУД имеют общенаучный характер и являются универсальными для многих школьных предметов, помогая учащимся получать и применять знания. Они способствуют целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учеников, а также преемственности всех ступеней образования.
В ходе анализа теоретического материала была рассмотрена проблема изучения лексического материала, которое имеет большое значение для развития познавательных универсальных учебных действий, так как стимулирует развитие аналитических, сравнительных и каузальных способностей.
В результате опытно-экспериментального исследования были определены уровни и критерии сформированности познавательных УУД при изучении лексики на уроках в 5 классе.
Были подобраны методики, предназначенные для исследования сформированности уровня развития познавательных УУД у учащихся пятых классов.
Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что уровень сформированности познавательных УУД у учащихся пятого класса преобладает на констатирующем этапе - средний (48 %), в то же время отмечено, что 39 % пятиклассников показали низкий уровень развития познавательных УДД.
Итоги, которые были получены в результате диагностики уровня развития познавательных УУД, способствовали подбору приемов, которые будут направлены на формирование познавательных УУД при изучении лексики в 5 классе.
В рамках второй части исследования были разработаны методические материалы и рекомендации для учителей.
Исследования в этой области обозначили круг приёмов, где, во-первых, при работе с омонимами главным является слово учителя, сопровождающееся наблюдением за языковым материалом, а также практическими упражнениями, чаще проблемного характера (на самостоятельный поиск слов-омонимов, на составление словосочетаний и предложений с такими словами).
Во-вторых, при работе над словами-синонимами чаще используются методы словесные (слово учителя, беседа) и теоретико-практические (классификация и группировка слов, подбор и замена слов синонимами), а также анализ, который заключается в наблюдении за синонимами с различным видом значений.
В-третьих, при работе с антонимами в основе стоит индивидуальная работа с изолированными словами-антонимами, групповая же работа направлена на закрепление стилистической функции антонимов; наглядный метод используется совместно с вышеперечисленными (применение карточек - рифмовок, загадок).
В-четвёртых, при работе с паронимами особое место занимает работа со словарём, выполнение лексического анализа слова/текста способствует быстрому запоминанию трудных слов, следствие чего - повышение уровня общей грамотности учащихся.
Грамотное использование нетрадиционных уроков в 5 классе при изучении повышению качественной успеваемости учащихся, развитию навыков самообразования и самоконтроля, повышению активности и инициативности на уроках русского языка, повышению уровня коммуникативной компетенции с при изучении лексических норм современного русского литературного языка.
Исходя из сказанного, мы пришли к выводу, что организованная нами опытно-экспериментальная работа подтвердила предположение о необходимости использовать активные методы обучения. В процессе формирующего эксперимента нами было проведено 12 нетрадиционных уроков: урок-проект, урок-путешествие, урок-игра; урок- сказка и др., наиболее удачные уроки были в форме проекта и путешествия.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали качественное развитие формирования познавательных УУД у обучающихся 5 класса (высокий уровень увеличился почти вдвое (больше на 37,5 %), средний увеличился на 28,5 %, а низкий упал на 16 %).
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург : Деловая книга, 2022. - 624 с.
2. Акулова, К.Д., Харлова, Н.М. Нетрадиционные методы и приёмы организации работы по лексике в средней общей школе / К.Д. Акулова, Н.М. Харлова // Вестник Шадринского государственного университета. - 2020. - № 3 (47). - С. 122-127.
3. Анцибор, М. М., Активные формы и методы обучения / М. М. Анцибор. - Тула : Академия, 2022. - 385 с.
4. Асмолов, А. Г.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2018. - 151 с.
5. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - Москва : Дрофа, 2012. - 319 с.
6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 2020. - 208 с.
7. Бакулина, Г. А. Конспекты уроков для учителей русского языка : 5 класс / Г.А. Бакулина. - Москва :Владос, 2024. - 71 с.
8. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать / А. С. Белкин. - М. : Астрель, 2019. - 257 с.
9. Богоявленская, Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности/ Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - 2017. - № 1. - С. 11-17.
10. Болотканова, Р.К. Обогащения словарного запаса на уроках русского
языка / Р.К. Болотканова, Ж.М. Кожобекова. - Текст : электронный // Наука и новые технологии. - 2009. - № 1-2. - С. 269-271. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25997495(дата обращения: 23.04.2024).
11. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию/ В. Б. Бондаревский. - М. : Просвещение, 2020. - 143 с.
12. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - Москва : Юрайт, 2020. - 266 с.
13. Валгина, Н.С. Современный русский язык : учебник / Н.С. Валгина ; под ред. Н.С. Валгиной. - изд. 6-е., перераб. и доп. - Москва : Логос, 2022. - 528 с.
14. Виноградов, В.В. Об омонимии и смежных явлениях / В.В. Виноградов // Вопросы языкознания. - 1960. - №5. - С. 3-17.
15. Виноградова, Н. Ф. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова. - М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. - 224 с.
16. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Том 4. Детская психология / Л. С. Выготский. М. : Книга по требованию, 2021. - 432 с.
17. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. - Воронеж : Издательство Институт практической психологии, 2019. - С. 272-317.
18. Грачева, Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности школьников :автореф. дис. ...канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. В. Грачева; Киров, 2003. - 55 с.
19. Даниэльян, У. Р. Методика организации лексической работы по формированию универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов на уроках русского языка / У. Р. Даниэльян // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2024. - № 2-1(89). - С. 132-135. - DOI 10.24412/2500-1000-2024-2-1-132-135. - EDN EQCPUT.
20. Дрозд, В. Л От маленьких проблем - к большим открытиям/ В. Л. Дрозд, М. А. Урбан, // Начальная школа. - 2020. - № 5. - С.37.
21. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. - Москва: Педагогика, 1981. - 200 с. -Текст : непосредственный
22. Калыкова Г.С. Психолингвистические особенности процесса чтения / Г. С. Калыкова // Научный потенциал. 2020. № 2 (29). С. 102-106.
23. Касумова, Н.И. Работа с синонимами как средство пополнениясловарного запаса школьников / Н.И. Касумова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2015. - №1. - С. 84-87.
24. Кроль, В. М. Психология и педагогика: уч. пособие / В. М. Кроль. - М. : Высшая школа, 2018. - 319 с.
25. Ладыженская, Т.А. Русский язык. 5 класс : учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.АТростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. - Москва : Просвещение, 2022. - 192 с.
26. Лебедев, О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся / Г. М. Лебедев. - М. : Просвещение, 2017. - С. 17-32.
27. Лизинский, В. М., Приемы и формы в учебной деятельности/ В. М. Лизинский. - М. : ОЦ «Педагогический поиск», 2019. - 160 с.
28. Макарени, С.С. Изучение темы «Лексика» в 5 классе русской школы выходного дня / С.С. Макарени // Русский язык за рубежом. - 2019. - №6. - С. 86¬87.
29. Мамонова Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции младших школьников: дис. ... канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2004. - 202 с.
30. Мамонова, Е. Б. Особенности развития УУД (универсальных учебных действий) обучающихся 5-х классов в соответствии с требованиями ФГОС / Е. Б. Мамонова, О. В. Суворова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 209. - EDN WXJCNF.
31. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с учениками: пособие для учителя / Е. Л. Мельникова. - М. : Прогресс, 2020. - 168 с.
32. Методика преподавания русского языка в школе : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / М.Т. Баранов [и др.] ; под ред. М.Т. Баранова. - Москва : Академия, 2001. - 362 с. - Текст : непосредственный.
33. Никишина, В.О. Теория омонимии в современной лингвистике / В.О.
Никишина, О.Н. Подсвирова. - URL:
https://pgu.ru/upload/iblock/8e7/uch_2008_ii_00039.pdf (дата обращения:
23.04.2024).
34. Никонова, Л. В. Методическая модель коммуникативно
ориентированного обучения лексике на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе : 5-6 классы : автореферат дис. ... кандидата
педагогических наук : 13.00.02 / Никонова Лариса Вячеславовна; [Место защиты: Орлов. гос. ун-т]. - Орел, 2013. - 31 с.
35. Ожегов, С.И. Словарь русского языка :ок. 53000 слов / С.И. Ожегов. - 24-е изд., испр. - Москва : Оникс-21 век, 2022. - 640 с.
36. Петунин, О. В. Личностный и деятельностный подходы к исследованию проблемы активизации познавательной деятельности учащихся/ О.
B. Петунин // Almamater. - 2019. - № 2. - С. 36-39.
37. Полат, Е. С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. Методология учебного проекта: материалы методического семинара / Е.
C. Полат. - М. : Академия, 2021. - 319 с.
38. Половникова, Н. А. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении:дис. „.д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Половникова. - Казань, 2017. - 483 с.
39. Полушкина, Г. Ф. Универсальные учебные действия: история и перспективы / Г. Ф. Полушкина // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 19(61). - С. 86-88. - EDN WGICKL.
40. Пономарева Л. Д., Губчевская Е. А. Речетворческий урок как инновационная форма организации языкового образования обучающихся // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №5. С. 19-22.
41. Пономарева Л.Д., Чурилина Л.Н. Текст как дидактическая доминанта
современной системы речетворческого развития обучающихся:
интерпретационный аспект // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 365-379.
42. Практические аспекты формирования познавательных УУД средствами развития мышления и речевой компетентности / В. В. Зарубина, Е. В.
Спирина, О. В. Французова [и др.] // Научный альманах. - 2021. - № 1-1(75). - С.
75-78. - EDN RIVVON.
43. Прошина, Е. Ю. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения : 5-6 классы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Прошина Елена Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Москва, 2012. - 236 с. : ил.
44. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации :
распоряжение Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р /
Российскаяhttp: //static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXD mFlMA AOd.pdf (дата обращения: 23.03.2024). - Текст : электронный.
45. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2019. - 712 с.
46. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для вузов / В.Д. Черняк [и др.] ; под ред. В.Д. Черняк. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2023. - 363 с.
47. Русский язык. 5 класс : учебник для общеобразоват. учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - Москва : Дрофа, 2012. - 317 с.
48. Скрипко, З. А Формирование универсальных учебных действий учащихся / З. А. Скрипко, Н. Д. Артемова, В. Г Тютерев. // Вестник Томского университета. 2015. - С. 121-127.
49. Сластенин, В. А. Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин. - М. : Школа-Пресс, 2020. - 512 с.
50. Телкова В.А. О стратегии обучения русскому языку на основе ситуативно-тематического принципа / В.А. Телкова // Вопросы педагогики. 2020. № 1-2. С. 252-256.
51. Титов, В.А. Методика преподавания русского языка : конспект лекций. / В.А. Титов. - Москва : Приор-издат, 2018. - 174 с.
52. Усова, А. В. Учись самостоятельно учиться / , А. В Усова, В. А. Беликов. - М. : Просвещение, 2020. - 126 с.
53. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 2018. - 528 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования - [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: ЬЦр8://минобрнауки,рф/документы/922 (дата
обращения 18.05.2024).
55. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2020. - 159 с.
56. Цыкунова И.М.Виды упражнений по лексике // Научный вестник Крыма. 2020. №6 (29). С. 18-23.
57. Шамова, Т И. Активизация учения школьников / Т И. Шамова. - М. : Педагогика, 2017. - 208 с.
58. Шведова Л.Е. Кейс-метод как современная технология обучения специальных дисциплин / Л.Е. Шведова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 274-276.
59. Шкредова, JI. H. Проблемно-поисковые методы обучения / Л. Н. Шкредова // Начальная школа. - 2019. -№12. - С. 21-23.
60. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса впедагогике / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 2019. - 382 с.
61. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2019. - 414 с.