ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности детей
младшего школьного возраста 5
1.2. Позвоночный столб основа здорового организма 15
1.3. Теоретические основы формирование правильной осанки на уроках физической
культуры 18
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Методы исследования 32
2.2. Организация исследования 35
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ФИЗИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 36
3.1. Разработка комплексов физических упражнений и внедрение их на урок
физической культуры детей младшего школьного возраста 36
3.2. Выявление результативности комплексов физических упражнении направленных на формирование правильной осанки 44
Заключение 58
Список используемой литературы 59
Актуальность. По данным Минздрава России у около 50% школьников отмечаются дефекты в развитии опорно-двигательного аппарата. Основной причиной является либо недостаток двигательной активности, либо неверно выстроенный режим дня. С начала обучения в школе активность ребенка падает на 50% и более.
В нашем современном-автоматизированном мире образ жизни становится неподвижный. Люди много времени проводят сидя за гаджетами в неправильных позах, которые вредны для нашего здоровья, в итоге мы получаем нарушение осанки, в котором пребывает 90% населения. Процесс искажения начинается, как правило, незаметно и неосознанно, с отдельных суставов или сегментов позвоночника. Очень часто данный процесс сопровождается возникновением различных деформаций, смещением, либо нарушением функций внутренних органов.
Главная задача физического воспитания в начальной школе - сформировать гармонично развитую личность, и одной из неотъемлемой части этой колоссальной работы является формирование правильной осанки.
Учитель должен преследовать цель - воспитать здоровых детей, хорошо овладевших навыками и умением, учебной программой по физической культуре. Многие педагоги игнорируют важность профилактики нарушения осанки, тем самым они провоцируют халатное отношения к здоровью детей, ведь нарушение осанки могут привести: к хроническим заболеваниям детей, проблемами с опорно-двигательным аппаратом и неправильным формированием детского скелета, это особенно негативно для младших школьников, чья костно-мышечная система все еще находится в фазе развития и роста.
На уроках физической культуры должны использоваться все формы физического воспитания, а также различные средства и методы формирования правильной осанки детей и коррекции опорно-двигательного аппарата. Для того, чтобы ребенок полноценно развивался, ему нужно больше двигательной активности - она влияет как на физическое состояние, так и на психические процессе в организме детей. Чтобы способствовать общему развитию и укреплению организма детей, полезно заниматься оздоровительной гимнастикой, и стабильно выполнять физические упражнения которые благотворно действуют на центральную нервную систему, которая также напрямую влияет на телосложение и осанку.
Объект исследования: Урок физической культуры детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: Выявление комплексов физических упражнений, влияющих на формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста и внедрение на уроки физической культуры.
Гипотеза исследования: Формирование правильной осанки на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста будет результативнее, если:
• будут выявлены физические упражнение влияющие на формирование правильной осанки и объединены в комплексы;
• комплексы будут внедрены на урок физической культуры детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические источники по теме исследования;
2. Выявить и обосновать физические упражнения влияющие на формирование правильной осанки;
3. Объединить физические упражнения в комплексы и внедрить на урок физической культуры детей младшего школьного возраста и выявить их результативность.
1. Были изучены и проанализированы психолого-педагогические источники по проблеме формирования правильной осанки у обучающихся младшего школьного возраста.
2. На основе анализа были выявлены упражнения для формирования правильной осанки у обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
3. Выявленные физические упражнения были объединены в комплекс и внедрены на урок физической культуры детей младшего школьного возраста. Было проведено педагогическое исследование, включающее в себя тестирование, педагогический эксперимент и математический анализ. В ходе исследования была подтверждена эффективность разработанных комплексов для формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
По результатам исследования, несомненно, можно заявить о правильности выдвинутой гипотезы. Цель данной работы достигнута, задачи исследования решены.
1) Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста: учебно- методическое пособие/ составители Н. А. Бойко, В. Н. Бойко. - Сургут: Сургутский гос. пед. университет, 2016. - 116с
2) Акатова А. А. Врачебный контроль в лечебной физической культуре и адаптивной физической культуре: учебное пособие/ А. А. Акатова, Т. В. Абызова. - Пермь: Пермск. гос. гум-пед.универ., 2015. - 102с
3) Алёшина, Е. И. Особенности методики оздоровительной гимнастики для восстановления и профилактики сутулости / Е. И. Алёшина.— Череповец, 2012
4) Вайнбаум Я.С. Гигиена физических упражнений: учебное пособие длявузов, 3-е изд.стреотипн. - М.: Академия, 2015. - 240с
5) Вайнер Э. Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура [Электронный ресурс] / Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. - 2- е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 144с
6) Восстановительная медицина: учебник/ Под ред. В. А. Епифанова. - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2017.-304с.
7) Власова, О.П. Истоки художественной гимнастики: Учебно-методическое пособие [Текст] / О.П. Власова, Ю.В. Коричко, Г.Н. Пшеничникова. Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный соц. - пед. Институт, 2016. 78 с
8) Грачев О.К. Физическая культура: Учебное пособие, 2-е изд.
- М.:ИКЦ "МарТ", 2015. - 481 с
9) Дегтева Я.А. Средства и методы развития гибкости // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37), 2015.
10) Дубровский В.И. Спортивная физиология: Учебник для средних ивысш. учеб. зав. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2015 - 462с
11) Доскин В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. - Москва, Просвещение, 2011. - 450 с.
12) Дубровский В.И. Лечебная физкультура: учебник для вузов. - 3-е изд.,испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 624с.
13) Егорычева, Е. В. Утренняя оздоровительная гимнастика и её значение / Е. В. Егорычева, В. Э. Фенев, И. В. Чернышева // Международный студенческий вестник. — 2016. — № 5. — С. 313—314
14) Железняк, Ю.А. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» /Ю.А. Железняк, В.М. Минбулатов. - Москва.: Академия, 2006. - 272 с.
15) Жерносек, В. В. Методологические основы оздоровительной гимнастики / В. В. Жерносек // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2008. — № 1. — С. 238—243.
16) Зайцев Н. К. Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей/Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3,- Владивосток: Дальнаука, 2006. - 334 с.
17) Зарипова, А.Э. Формирование физического качества гибкость у
детей 7-8 лет, занимающихся гимнастикой [Текст] / А.Э. Зарипова // Наука, образование и инновации: сборник статей международной
научнопрактической конференции. 2016. С. 163 - 165.
18) Казначеев В.П. Аспекты воспитания здорового образа жизни у младших школьников // Валеология. - 2015. - № 2 (22). - С. 20-29
19) Коротаева Л.В. Организация системы валеологической службы в школе как условие формирования физически и духовно - развитой личности. Дис... канд. пед. наук. - Казань, 2017. - 183с
20) Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия. - М.: Корона-Век, 2012. - 320c.
21) Лечебная физкультура и врачебный контроль: учебник для студентов мед. институтов / под ред. В.А. Епифанова, Г.А. Апанасенко. - М.: Медицина, 2012. - 256с
22) Лечебная физическая культура: учебное пособие/ Под ред. В. А. Епифанова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 568с.
23) Лечебная физкультура/ Под общей редакцией В.Е. Васильевой. учебник для ИФК. - М.: Физкультура и спорт. - 2011. - 220с
24) Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] - М.: Советский спорт, 2016. 241 с
25) Менхин, А. В. Разновидности оздоровительной гимнастики / А. В. Менхин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2008. — № 1. — С. 14—17.
26) Медведев Б.А. Сколиоз и остеохондроз: профилактика и лечение. Серия «Медицина для вас»-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-192с.
27) Миронов С.П. Спортивная медицина: национальное руководство.
- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. -184с
28) Плаксунова, Э.В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции у детей с сочетанными нарушениями в развитии / Плаксунова Э.В. - Москва.: Физическая культура, 2008. - № 2
29) Рейзман А.М Лечебная гимнастика и массаж при сколиозах. - М.: Медгиз, 2014. - 140с
30) Ростомашвили Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учебное пособие.- 2-е изд. - М.: Издательство «Спорт», 2020. - 164с.
31) Рябинин, С.П. Особенности методики использования гимнастики в физическом воспитании дошкольников / С.П. Рябинин. -Красноярск, 2005.
- 167 с
32) Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков. - 2-е изд. - М.: Академия, 2013. - 456с.
33) Ситничук, Сергей Сергеевич. Некоторые аспекты теории физкультурного образования : учебное пособие / С. С. Ситничук ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2019. - 180, [2] с. : ил. ; 21 см. - Библиогр. в конце гл. - 200 экз. - ISBN 978-5-00102-353-1 : Б. ц.
34) Сидоров, С.П. Различные нарушения осанки у детей и подростков и занятия физкультурой и спортом / С.П. Сидоров. - Москва., 2008.
35) Специальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд. испр. - М.: Академия, 2014. - 2-е изд. - 512с.
36) Спирин, В.К. Развитие теории оздоровительной физической культуры индивидуальной направленности для детей разного возраста / В.К. Спирин, Р.М. Городничев. 2004. - 208-209 с.
37) Справочник по детской лечебной физической культуре, 2-е изд./ Под. ред. М.И.Фонарева. - СПб.: Медицина, 2013.- 514с.
38) Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - Москва.,2009. - 224 с. развитии / Плаксунова Э.В. - Москва.: Физическая культура, 2008. - № 2.
39) Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. Культуры. Под общей ред. Л.П.Матвеева и А.Д.Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. ( в 2-х т.). М., Физкультура и спорт, 1976. - том 1 С. 230-231; том 2 С. 90-91
40) Трусова, В. П. Оздоровительная гимнастика / В. П. Трусова, Я. В. Задворнова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». — 2016. — № 26. — С. 96—98.
41) Филлипова С. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях. /Дошкольное воспитание. - 2009. - №4.
42) Фонарев М.И. Справочник по детской ЛФК - М.: Медицина,
2017. - 418с.
43) Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре: учебное пособие/ О. М. Буйкова, Г. И. Булнаева - Иркутск: ИГМУ, 2017. - 24с.
44) Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. - Москва.: Российское педагогическое агентство, 2007. - 245с
45) Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 3-е изд.стереотипн., 2016.- С.44-56