Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы формирования представлений об окружающем мире обучающихся с нарушением зрения .... 9
1.1. Формирование представлений об окружающем мире у детей младшего
школьного возраста 9
1.2. Особенности сформированности представлений об окружающем мире у
детей с нарушенным зрением 15
1.3. Педагогические подходы к формированию представлений об
окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения 24
Глава II. Эмпирическое исследование сформированности представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения 35
2.1. Характеристика оценочно-диагностического инструментария для изучения сформированности представлений об окружающем мире у
первоклассников с глубоким нарушением зрения 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
Глава III. Экспериментальное исследование по развитию представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения с помощью средств тифлокомментирования 52
3.1. Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности по
формированию представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения 52
3.2. Экспериментальная проверка результативности программы развития представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением
зрения с помощью средств тифлокомментирования 59
Заключение 66
Библиография 68
Приложения 76
Младший школьный возраст выделяется как период высокого интереса к окружающему миру. В нем закладывается основа для миропонимания, становления естественнонаучной картины мира. Формирование
представлений об окружающем мире является значимым аспектом в развитии когнитивной сферы ребенка в возрасте 7-8 лет, так как составляет азы познавательного развития и связано с различными факторами, среди которых познавательная заинтересованность, системность взглядов о естественном мире, осознанное действие в природной среде, обсуждение замечаемых явлений. В отражении окружающего мира зрение играет значительную роль. Зрительные восприятия являются наиболее опредмеченными, объективированными из всех восприятий человека. Именно поэтому для процесса познания окружающего мира они имеют очень большое значение. Дети с глубоким нарушением зрения имеют неполные представления о предметах окружающего мира. Зачастую эти представления могут отсутствовать. Поражение зрения значительно ограничивают чувственное познание и психическое развитие ребенка. Зрительные нарушения отражаются на формировании внимания, памяти и мышления детей. Образы, которые формируются в процессе познания, отличаются большим вербализмом, так как ребенок не соотносит зрительный образ с его словесным обозначением. К возрасту 7-8 лет снижение активности выражено в значительной степени.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска новых и эффективных подходов, способствующих формированию наиболее полных представлений об окружающем мире, развитию предметно-практической, словесной ориентировки в пространстве, а также познавательной деятельности у первоклассников с глубоким нарушением зрения.
Современные стандарты Российского образования выдвигают на первый план проблему изучения и оптимизации развития потенциальных возможностей каждого ребенка. В связи с этим возрастает роль успешной адаптации и социализации детей с нарушением зрения.
Проблема компенсации слепоты и слабовидения у детей с патологией зрения теоретически обоснована в трудах психофизиологов, тифлопсихологв и тифлопедагогов Л.П. Григорьевой, М.И. Земцовой, В.З. Кантора, A. И. Каплан, Ю.А. Кулагина, А.Г. Литвака, Г.В. Никулиной, Л.А. Новиковой, Л.И. Плаксиной, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупоногова, B. А. Феоктистовой.
Обоснование значения осязания в становлении познавательной деятельности и разработка теории сенсорного воспитания заложены в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, В.И. Логиновой, Г.А. Проглядовой, А.К. Усовой, М. Монтессори.
Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева в своих работах отмечают, что процесс создания представлений у детей с нарушениями зрения имеет специфические особенности, которые вызваны нарушением зрительных функций, но при этом подчиняются общим закономерностям формирования представлений.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что формирование представлений об окружающем мире является важной задачей современного образовательного процесса, поскольку качество их освоения является основой для социальной адаптации и дальнейшей социализации младших школьников с нарушением зрения.
Проблема настоящего исследования заключается в том, что на сегодняшний день недостаточно разработана методика работы по развитию специальных знаний, навыков и умений осязательного и тактильно-кинестетического анализа и синтеза признаков и свойств предметного мира, как средства компенсаторного развития у детей с нарушением зрения. Такой вывод удалось сделать в результате изучения литературных данных по проблеме сенсорного воспитания детей с нарушением зрения.
Таким образом, проблема исследования предполагает поиск новых форм, методов и приемов, направленных на развитие формирования представлений об окружающем мире у детей с нарушением зрения.
Цель исследования - развитие представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения с помощью средств тифлокомментирования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения.
2. Разработать диагностический инструментарий и применить его для оценки уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения.
3. Провести эмпирическое исследование сформированности представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения.
4. Разработать программу, направленную на развитие представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения.
5. Проверить эффективность разработанной программы.
Объект исследования - представления об окружающем мире.
Предмет исследования - формирование представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения.
Гипотеза исследования:
- представления об окружающем мире - это совокупность общих знаний о различных аспектах предметной, природной и социальной действительности, основанных на запечатленных в сознании образах восприятия и воображения, подвергшихся осмыслению и структурированию;
- у детей с нарушением зрения будут иметь место особенности сформированности представлений об окружающем мире, проявляющиеся в недостаточном уровне сформированности анализа, обобщения, абстракции и других операций;
- использование возможностей средств тифлокомментирования в организации внеучебной деятельности детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения будет способствовать формированию более полных представлений об окружающем мире.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
- концептуальные подходы к определению понятия «представление» в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (С.Н. Виноградов, Я.Л. Коломинский, А.Л. Лурия, Ж. Пиаже,
С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие);
- педагогические подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения В.З. Денискиной, Л.А. Дружининой, А.Т. Литвак, Г.В. Никулиной, Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколзиной, Л.В. Рудаковой, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупоногова, В.А. Феоктистовой и других.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ литературы научного и методического характера по проблеме исследования.
2. Эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, метод качественной обработки экспериментальных данных.
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярская школа № Х» и Краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Красноярская краевая специальная библиотека - центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению».
Исследование проводилось в течение 2019-2021 годов в три этапа:
На первом этапе исследования (сентябрь 2019 - январь 2020) проведен анализ литературы по проблеме исследования.
На втором этапе исследования (февраль 2020 - сентябрь 2020) разработана методика и проведен констатирующий эксперимент, направленный на педагогическую оценку сформированное™ представлений об окружающем мире.
На третьем этапе (октябрь 2020 - ноябрь 2021) разработана программа формирования представлений об окружающем мире, проведена экспериментальная проверка программы и оценка ее эффективности.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении имеющихся научных подходов к развитию представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована программа культурно-образовательных мероприятий по формированию представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения, включающая средства тифлокомментирования.
Структура и объем: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка библиографии, приложений.
В первой главе представлены теоретические основы по рассматриваемой проблеме: формирование представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста, особенности сформированности представлений об окружающем мире у детей с нарушенным зрением, педагогические подходы к формированию представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения.
Во второй главе описана характеристика оценочно-диагностического инструментария для изучения особенностей сформированности представлений об окружающем мире у первоклассников с глубоким нарушением зрения и проанализированы данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента.
В третьей главе содержится описание коррекционной программы, разработанной для развития представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения с помощью средств тифлокомментирования. Приведены результаты экспериментальной проверки результативности данной программы.
На основе проанализированной психолого-педагогической и научно-методической литературы, в рамках решения первой задачи, было выявлено, что качество освоения представлений о окружающем мире является основой для социальной адаптации и дальнейшей социализации младших школьников с нарушением зрения.
Недостаточность сформированности таких представлений может привести к искаженности зрительных образов, замедленностью их формирования, схематизму, вербализму.
В рамках решения второй и третьей задач исследования, была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению сформированности представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет. В ходе этой работы определены две группы - экспериментальная и контрольная. Сравнительный анализ результатов двух групп подтвердил гипотезу о том, что представления об окружающем мире у детей с нарушением зрения отличаются от представлений зрячих сверстников. У слабовидящих первоклассников наблюдается обедненность предметных представлений об окружающем мире. Кроме того, для них характерно быстрое угасание интереса к учебной деятельности, зависимость успешности деятельности от участия взрослого.
Особенности представлений детей с нарушением зрения требуют организации коррекционной работы, которая должна быть направлена на расширение представлений, их уточнение и конкретизацию, обогащение практического опыта детей в ходе наблюдения, экскурсий и практических работ с предметами и объектами окружающего мира, разъяснение взаимосвязей в природе, между человеком и природой. Именно поэтому для реализации четвертой задачи исследования разработана коррекционно-развивающая программа внеурочных занятий «Я и всё вокруг меня» и в качестве приложения к этой программе представлено электронное издание на компакт-диске с использованием средств тифлокомментирования.
Пятая задача исследования предполагает оценку практической деятельности. Экспериментальная проверка программы внеурочной деятельности доказала её значимость и эффективность. По результатам проделанной работы определено эффективное использование возможностей средств тифлокомментирования в организации внеурочной деятельности первоклассников с глубоким нарушением зрения, что способствует формированию более полных представлений об окружающем мире и не противоречит гипотезе исследования.
1. Агаева И. Б., Беляева О. Л., Дуда И. В. Теория и практика развития инклюзивного образования в Красноярском крае: кол. Монография / И. Б. Агаева, О. Л. Беляева, И. В. Дуда; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2016. - 304 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28978871 (дата обращения 29.08.2019 г.).
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - М.: Питер, 2010. - 282 с.
3. Артищева Л. В. Развитие детей с нарушениями зрения: учебно¬методическое пособие / Л. В. Артищева. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2018. - 137 с.
4. Быкова М. В. Формирование познавательной мотивации у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения: монография / М. В. Быкова. - Красноярск, 2020. - 164 с.
5. Быкова Е. Б. Формирование коммуникативной деятельности младших школьников с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие / Е. Б. Быкова. - СПб.: Лема, 2018. - 103 с.
6. Ваньшин С. Н. Тифлокомментирование, или Словесное описание для
слепых: инструктивно-методическое пособие / С. Н. Ваньшин,
О. П. Ваньшина. - М.: Логосвос, 2011. - 61 с.
7. Волокитина Т. В. Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей / Т. В. Волокитина, А. А. Зотова, Е. В. Попова, Е. Ю. Синицкая. - Архангельск, 2013. - 175 с.
8. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: сб. науч. трудов / под редакцией А. Г. Литвак. - СПб.: Невское время, 2011. - 122 с.
9. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Лань,
2013. - 654 с.
10. Галактионова Г. М. Коррекционно-развивающая работа по формированию образов предметов у дошкольников с нарушением зрения: на материале изобразительной деятельности: монография / Г. М. Галактионова. - Череповец: ФГБОУ ВПО «Череповецкий гос. ун-т», 2012. - 124 с.
11. Гринева Е. А. Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект: монография / Е. А. Гринева, Л. Х. Давлетшина. - М.: Прометей, 2015. - 156 с.
12. Грищенко Т. А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры: методическое пособие / Т. А. Грищенко. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 95 с.
13. Грищенко Т. А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях / Т. А. Грищенко. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 96 с.
14. Грунина Е. В. Дидактические игры как средство повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира / Е. В. Грунина // Вопросы педагогики. - 2019. - № 4-2. - С. 88-91.
15. Гусев, Д. А. Популярная философия: учебное пособие / Д. А. Гусев. - М.: Прометей, 2015. - 536 с.
16. Денискина В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение / В. З. Денискина // Дефектология. - 2011. - № 5. - С. 56-65.
17. Денискина В. З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 6. - С. 4-14
18. Дети с глубокими нарушениями зрения / под ред. М. И. Земцовой, A. И. Каплан, М. С. Певзнер. - М.: Педагогика, 2014. - 264 с.
19. Довба С. Н. Система научных представлений и понятий об окружающем мире и их влияние на развитие мышления младших школьников / С. Н. Довба // Концепт. - 2015. - № T16. - С. 41.
20. Дорофеева Т. А. Особенности использования органов чувств в учебной деятельности младшими школьниками с нарушениями зрения / Т. А. Дорофеева // Дефектология. - 2012. - № 6. - С. 17-24.
21. Дружинина Л. А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учебно-методическое пособие / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова, Л. И. Плаксина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. - 252 с.
22. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 240 с.
23. Замашнюк Е. В. Развитие зрительного восприятия как компонента содержания образования слабовидящих школьников / Е. В. Замашнюк; под общ. ред. Г. В. Никулиной. - СПб.: Граница, 2015. - 96 с.
24. Земцова М. И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / М. И. Земцова. - М.: Просвет, 2011. - 160 с.
25. Зрительное восприятие: диагностика и развитие: учебно-методическое пособие / Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева, Е. В. Замашнюк, И. Н. Никулина, Е. Б. Быкова. - Киров: МЦНИП, 2013. - 264 с.
26. Каримова Г. Р. Проектная деятельность младших школьников как средство формирования познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира / Г. Р. Каримова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 4-2. - С. 112-115.
27. Комарова В. И. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: учебно-методическое пособие / В. И. Комарова. - М.: ФЛИНТА, 2015. - 250 с.
28. Комплексное сопровождение слепого ребенка при подготовке к началу школьного обучения / Ж. Г. Кулькова. - Челябинск: Цицеро, 2011. - 95 с.
29. Лебединцев В. Б. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе / В. Б. Лебединцев. - М.: Илекса, 2016. - 208 с.
30. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие / А. Г. Литвак. - СПб.: КАРО, 2006. - 324 с.
31. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие / А. Р. Лурия.
- М.: Питер, 2012. - 319 с.
32. Матвеева М. М. Дидактические условия формирования естественнонаучных представлений об окружающем мире в начальной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М. М. Матвеева. - Ульяновск, 2011.
- 30 с.
33. Матвеева М. М. Проблемы дидактического обеспечения формирования естественнонаучных представлений об окружающем мире в начальной школе / М. М. Матвеева. - Самара: Институт анализа экономики города и региона, 2013. - 42 с.
34. Микерова Г. Ж. Система формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения / Г. Ж. Микерова // Международный журнал экспериментального образования.
- 2017. - № 10. - С. 16-24 URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_30730602_61694466.pdf (дата обращения: 29.08.2019).
35. Научно-методические основы инклюзивного обучения слепых и слабовидящих в условиях реализации ФГОС НОО / под. ред. Г. В. Никулиной.
- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. - 388 с.
36. Одинокова Н. А. Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями / Н. А. Одинокова. - Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2012. - 158 с.
37. Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III-IV видов: учебно-методическое пособие / Т. Б. Тимофеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 317 с.
38. Осипова Л. Б. Ознакомление с окружающим миром детей с нарушением зрения 5-6 лет: учебно-практическое пособие / Л. Б. Осипова. - Челябинск: Из- дво ЧГПУ, 2015. - 100 с.
39. Осипова Л. Б. Ознакомление с окружающим миром детей с нарушениями зрения 6-7 лет: учебно-практическое пособие / Л. Б. Осипова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2015. - 97 с.
40. Осипова Л. Б. Развитие осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с нарушениями зрения: дис. ... канд. пед. наук / Л. Б. Осипова. - Челябинск, 2010.
- 263 с.
41. Осипова Л. Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности: монография / Л. Б. Осипова. - Челябинск: Цицеро, 2011. - 110 с.
42. Педагогическая диагностика развития зрительного восприятия дошкольников в условиях ДОО компенсирующего вида / [И. Н. Мигунова. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2016. - 77 с.
43. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: перевод с французского / Ж. Пиаже.
- М.: АСТ, 2020. - 351 с.
44. Плаксина Л. И. Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. - М.: Академия, 2009. - 231 с.
45. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие для педагога-дефектолога / Л. И. Плаксина. - М.: Владос, 2008. - 87 с.
46. Подколзина Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения: матодическое пособие / Е. Н. Подколзина. - М.: Обруч,
2014. - 72 с.
47. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся. - М.: Просвещение, 2017. - 450 с.
48. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся. - М.: Просвещение, 2017. - 342 с.
49. Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам НОО слепых обучающихся. 1 класс. Варианты 3.2, 3.3, 3.4 / ред. Г. В. Колесникова. - М.: Просвещение, 2018. - 352 с.
50. Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам НОО слабовидящих обучающихся. 1 класс. Варианты 4.2, 4.3 / ред. Г. В. Колесникова. - М.: Просвещение, 2018. - 287 с.
51. Проглядова Г. А. Особенности письменной речи в норме и при глубоких
нарушениях зрения у младших школьников / Г. А. Проглядова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2011. - № 1. - С. 98-103. URL:
http://www.kspu.ru/upload/documents/old/I1I2011 Iverstka_1320049567.pdf (дата обращения: 29.08.2019).
52. Проглядова Г. А., Титова К. Е. Предупреждение оптической дисграфии у слабовидящих первоклассников / Г. А. Проглядова, К. Е. Титова // Уральский научный вестник. - 2016. - Т. 7. - №1. - С. 3-16.
53. Проглядова Г. А. Формирование базиса для овладения шрифтом Брайля / Г. А. Проглядова, В. З. Денискина. - М.: МИГУ, 2018. - 115 с.
54. Психология: учеб. / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан, А. Д. Андреева; под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 2017. - 494 с.
55. Развитие осязательного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения: монография / Л. А. Ремезова. - Самара, 2011. - 219 с.
56. Развитие предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе творческого конструирования в условиях инклюзивного образования / Л. Б. Осипова, Л. А. Дружинина, О. И. Власова, Ю. Ю. Стахеева. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 157 с.
57. Развитие предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе творческого конструирования в условиях инклюзивного образования / Л. Б. Осипова, Л. Ю. Дружинина, О. И. Власова, Ю. Ю. Стахеева. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2016. - 157 с.
58. Рельефно-точечная система обозначений Л. Брайля / сост.: Н. П. Шведова, В. З. Денискина. - М.: МПГУ, 2019. - 74 с.
59. Ремезова Л. А. Знакомим дошкольников с нарушением зрения с птицами / Л. А. Ремезова, Л. Н. Жабаровская. - Самара: ПГСГА, 2010. - 195 с.
60. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Питер, 2015. - 705 с.
61. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л. И. Солнцева. - М.: Полиграф-Сервис, 2007. - 121 с.
62. Содержание и организация образования слепых в свете ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ / Г. В. Никулина, Е. В. Замашнюк, А. В. Потемкина, Л. В. Фомичева. - СПб.: Граница, 2015. - 203 с.
63. Сошникова Н. Г. Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения в развитии / Н. Г. Сошникова. - Челябинск: Цицеро, 2012. - 150 с.
64. Стебляк Е. А. Внутренний мир развивающейся личности при нормальном и нарушенном развитии: учебное пособие / Е. А. Стебляк. - М.: ФЛИНТ», 2016. - 273 с.
65. Сторчилова А. А. Диагностика осязательного восприятия слепых младших школьников как начальное условие его развития в процессе обучения / А. А. Сторчилова // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: материалы Международной научно¬педагогической конференции тифлопедагогов и незрячих учителей. - М.: ИПТК «Логос» ВОС, 1997. - С. 64-68.
66. Суздалева А. М. Представления об экологии у младших школьников / А. М. Суздалева, В. Ю. Сафонова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2015. - № 1 (3). - С. 144-147.
67. Тупоногов Б. К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей / Б. К. Тупоногов. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 223 с.
68. Уфимцева Л. П., Курегешева Т. Н. Психодиагностические методики для работы с младшими школьниками, имеющими глубокие нарушения зрения / Л. П. Уфимцева, Т. Н. Курегешева // Дефектология. - 2002. - № 6. - С. 6-11.
69. Фещенко Т. С. Концептуальные подходы к проблемам изучения окружающего мира (уровень дошкольного и начального общего образования) / Т. С. Фещенко // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 3-2 (93). - С. 44-52.
70. Фомина Л. Некоторые важные аспекты развития незрячего ребенка и становления его личности / Л. А. Фомина. - М.: Российская гос. б-ка для слепых, 2015. - 53 с.
71. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения / Л. Ф. Фомичева. - СПб.: Каро, 2007. - 249 с.
72. Шевырева Т. В. Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей с функциональными нарушениями зрения / Т. В. Шевырева, О. В. Дорошенко. - М.: МПГУ, 2015. - 94 с.
73. Школа для всех: образование слепых и слабовидящих: сборник статей / под общ. ред. Г. В. Никулиной. - СПб.: Граница, 2015. - 96 с.
74. Carpio C., Amerigo M., Duran M. Study of an inclusive intervention programme in pictorial perception with blind and sighted students / C. Carpio, М. Amerigo, М. Duran // European Journal of Special Needs Education. - 2017. - Vol.
32. - P. 525-542. DOI: https://doi.org/10.1080/08856257.2017.1297567
75. Coudereau J. P., Gueguen N., Pratte M., Sampaio E. Tactile precision in right¬
handed archery experts with visual disabilities: A pseudoneglect effect? / J. P. Coudereau, N. Gueguen, М. Pratte, Е. Sampaio // Asymmetries of Body, Brain and Cognition. - 2006. - Vol. 11. - P. 170-180. DOI:
https://doi.org/10.1080/13576500500430380
76. Woodgate R. L., Gonzalez M., Demczuk L., Snow W. M., Barriage S., Kirk S. How do peers promote social inclusion of children with disabilities? A mixed- methods systematic review / R. L. Woodgate, М. Gonzalez, L. Demczuk, W. M. Snow, S. Barriage, S. Kirk // Disability and Rehabilitation. - 2020. - Vol. 42 - P. 2553-2579 DOI: https://doi.org/10.1080/09638288.2018.1561955