Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет посредством использования естественных сил природы и процедур закаливания 8
1.1. Проблемы физического развития ребенка в системе дошкольного образования 8
1.2 Общая характеристика физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста 12
1.3. Основы организации процедур закаливания в естественных условиях
природы для детей дошкольного возраста 19
1.4. Роль родителей при формировании представлений о ЗОЖ детей 6-7 лет 28
Выводы по I главе 33
Глава 2. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет посредством естественных сил природы и процедур закаливания 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Методы исследования 37
2.3. Программа формирования представлений о ЗОЖ у детей 6-7 лет 41
2.4. Оценка эффективности программы по физкультурно-оздоровительной и
закаливающей работе в ДОУ 46
2.5. Рекомендации родителям по использованию процедур закаливания и
естественных сил природы для детей возраста 6-7 лет 53
Выводы по II главе 60
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения 67
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. И решение этой проблемы необходимо начинать с первых лет жизни ребенка. Академик И. П. Павлов говорил «Человек - сложнейшая и тончайшая система. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным». Овладеть законами физического развития, использовать их для физического воспитания - важнейшая задача теории и практики физического воспитания
В самом общем смысле физическим развитием человека называют процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств его организма в течении индивидуальной жизни.
Физическая культура как метод неспецифической патогенетической терапии являются важным компонентом системы восстановительного процесса. Занятия физической культурой, спортом, использование физиотерапии, трудовых процессов должны широко применяться.
Оздоровительная физкультура в детском возрасте - это часть системы оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой и закаливающих занятий, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознания, создает положительный эмоциональный фон.
Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечает уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизация двигательного режима становится, таким образом, одним из элементов неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний (ОРЗ).
У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
Вопросы формирования здоровой личности ребенка интересовали ученых всегда (И.И. Брехмана [2; 3], Л.С. Выготского, Г.К. Зайцева [7], П.Ф. Лесгафта [14], Н.И. Пирогова [17], В.А. Сухомлинского, Л.Г. Татарниковой К.Д. Ушинского [18] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в старшем дошкольном возрасте и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью педагогов к просветительской деятельности в области здоровья.
С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [9], гигиену обучения и воспитания детей факторы риска для здоровья детей в ДОУ и в школе [28], детскую валеологическую работу [14; 15; 21; 22].
В статье 41 Конституции Российской Федерации записано, что «поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта». Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья - это, прежде всего, процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.
Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах. Одним из направлений работы по формированию здорового образа жизни является систематическое
использование физических упражнений в естественных условиях для физического воспитания дошкольников. Спортивные упражнения на воздухе зимой. Физические упражнения летом и процедур закаливания, способствующие формированию, сохранению, укреплению здоровья детей, гармоничного развития личность ребенка.
Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействия с социальными факторами. Детский сад сегодня должен и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через ДОУ проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
По данным специалистов из 100 детей около 90% имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% детей 6-7 лет уже имеют хронические заболевания.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил предположить, что одним из возможных решений проблемы улучшения здоровья детей 6-7 лет является формирование у них потребности в здоровом образе жизни.
Объект исследования: является организация физкультурно-оздоровительной работы в детском образовательном учреждении.
Предмет исследования: особенности организации физкультурно-оздоровительной работы и процедур закаливания в естественных условиях природы в детском образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: предполагаю, что создание эффективной системы процедур закаливания и естественных сил природы позволит своевременно предупредить нарушения в состоянии здоровья и поспособствует формированию здорового образа жизни у детей 6-7 лет.
Цель исследования: разработать и апробировать программу закаливания в естественных условиях природы, направленных на формирование представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе.
2. Разработать программу формирования представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет.
3.Экспериментально оценить эффективность программы, разработать.
Методы:
Теоретические:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Обобщение, сравнение, конкретизация исследуемых явлений.
Эмпирические:
1. Изучение практической документации.
2. Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий).
3. Разработка программы физкультурно-оздоровительной работы и процедур закаливания с детьми дошкольного возраста.
4. Метод математической обработки данных.
При диагностике представлений о здоровом образе жизни используется методика неоконченных предложений для диагностики отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни (Новикова И.М.). Данная методика позволяет изучить особенности ценностного отношения детей 6-7 лет к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.
Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам естественных сил природы и процедур закаливания в ДОУ.
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие 20 детей из МБДОУ г. Ачинска. Возраст детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования:
1. Изучена, систематизирована имеющаяся литература по данной проблеме.
2. Доказано влияние естественных сил природы и процедур закаливания на формирование здорового образа жизни у детей 6-7 лет.
Практическая значимость:
1. Разработана и апробирована программа - влияние естественных сил природы и процедур закаливания в ДОУ на физическое состояние детей 6-7 лет.
2. Доказана эффективность применения естественных сил природы и процедур закаливания посредством анкетирования детей и родителей.
Достоверность результатов исследования - определяется анализом теоретического и экспериментального материала методом математической обработки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Всем известно выражение «движение - это жизнь». Если человек мало двигается, то это способствует возникновению различных заболеваний. Особенно вреден малоподвижный образ жизни для детей, так как он тормозит их рост, снижает восприятие, задерживает их умственное и физическое развитие, существенно снижает иммунитет. Еще одним важным преимуществом физических упражнений является то, что они способствуют лучшей координации и пластичности движений, воспитывают волю человека, а также прививают привычку и в дальнейшем заниматься спортом и физкультурой.
Закаливанием принято считать такие процедуры, которые направлены на повышение иммунитета, как детей, так и взрослых. Доказано, что оно укрепляет нервную систему, поддерживает правильный обмен веществ и способствует гармоничному развитию ребенка.
Закаливание может происходить с помощью:
1. Воздуха.
2. Солнца.
3. Воды.
Важно учитывать также, что не все упражнения доступны детям. Комплекс упражнений для дошкольников должен учитывать их состояние здоровья, физиологические особенности и выносливость. Маленьким детям нельзя включать занятия с утяжелениями (гири, гантели и т. д., а также прыжки с высоты или подтягивания. Эти упражнения могут стать слишком травматичными и опасными.
Однако использование процедур закаливания и естественных сил природы для дошкольников 6-7 лет должна стать обязательным элементом их режима дня. Обычно зарядка выполняется после подъема. Рекомендуется родителям самим ознакомиться с комплексом упражнений и проделать его несколько раз вместе с ребенком. Это доставит не только удовольствие всей семье, но и придаст ребенку силы и мотивации. Также совместная тренировка позволит ребенку лучше освоить все движения, а также понять назначение каждого упражнения и правила его выполнения.
Следует помнить, что самый лучший эффект от закаливания достигается комплексом процедур, когда соединяются воедино воздух, солнце и вода. Любая процедура закаливания должна доставлять ребенку удовольствие и вызывать только положительные эмоции. Родители должны выбирать методику и вид закаливания в зависимости от возраста их ребенка, организуя каждую процедуру с умом. Только тогда ребенок вырастет крепким и здоровым.
Цель моего исследования заключалась в разработке содержания и проведении апробации естественных сил природы и процедур закаливания, направленных на формирование представлений о здоровом образе жизни у детей 6-7 лет.
Проводимые диагностические исследования доказали, что естественные силы природы и процедуры закаливания способствуют формированию здорового образа жизни. У детей формируются потребности в гигиенических навыках, в занятии спортом, повышается самооценка и активность детей в спортивных играх. Укрепляется взаимопонимание между детьми и родителями.
В ходе выполнения работы изучила психолого-педагогическую литературу по теме исследования, выявила возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни детей 6-7 лет.
Выявила и экспериментально проверила эффективность естественных сил природы и процедур закаливания на формирование знаний о здоровом образе жизни у дошкольников 6-7 лет.
Поставленные задачи достигнуты.
Закаливание организма и естественные силы природы - это средства формирования и совершенствования функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей и естественные силы природы в семье дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей, что имеет важное социальное значение. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.
Гипотеза, о влиянии естественных сил природы и процедур закаливания на способность формирования здорового образа жизни, подтверждена.
1. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. - Новосибирск, 2011. - 197 с.
2. Бакина М. Современные дети, современные игры / М. Бакина // Дошкольное воспитание.- 2014.-N 4 - С. 58-60.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 2012.
4. Болдырева Ю.Н. Игрушка, ее психологическое и педагогическое значение. На основании наблюдений над детской жизнью. М.: Петроград, 2011. - 148 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб.пособие
для студ. высш. учеб. заведений/ сост. И.В. Дубровина, А.М.
Прихожан, В.В. Зацепин.- М.: Академия, 2013. - 368 с.
6. Бочарова Н. Физкультурно-спортивные занятия в детском саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание 2014. № 1. С. 46-51.
7. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 2011. - 123 с.
8. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 212 с.
9. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2013. - №2.-С. 65-66.
10. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни /М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 2014. - 9.-С. 9-12.
11. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2012. - №5.-С. 88¬91. - (Здоровье и образование).
12. Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2012. - 315 с.
13. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. - СПб.: Акцидент, 2014. - 78 с.
14. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. - 2012. - Т. 45. - №. 4. - С. 29-33.
15. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. - 2013. - Т. 4, №3. - С. 74 - 79.
16. Казначеев В.П. Здоровье нации - феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2011. - 194 с.
17. КартушинаМ.Ю. Быть здоровыми хотим [Текст]: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М.Ю. Картушина. - М.: Сфера, 2014. - 382, [1] с. - (Программа развития).
18. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и
определения /В.В. Колбанов. - СПб.: Деан, 2011. - 229 с.
19. Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В. Колбанов // Начальная школа. - 2014. - №1. - С. 41 - 43.
20. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень /П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 1988. - 400 с.
21. Лисицын Ю.П. Санология - наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. - М: Академия, 2011. -231 с.
22. Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры, в которые играют в России. -
М.: Академический Проект, 2012. - 179 с. - (Психотерапевтические
технологии).
23. Мухина В.С. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 2013. - 296 с.
24. Психология и педагогика дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М.: Проспект, 2011. - 368 с.
25. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / И.М. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 96 с.
26. Овчинникова Л.В. Двигательная активность - неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова // Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/071025/ thesis_32. htm. - 20.02.2016.
27. Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. - СПб.: Санкт - Пб ГУПМ, 2013. - 118 с.
28. Татарникова Л.Г. Валеология - основы безопасности жизни ребенка /Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захарович, Т.О. Калинина. - СПб.: PETROC, 2011. - 128 с.