Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование произносительных норм русского языка в начальной школе у учащихся якутов

Работа №153680

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2016
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ЯКУТОВ 6
1.1 Состояние проблемы формирования произносительных норм
русского языка у учащихся якутов 6
1.2 Психолого-педагогические основы формирования произносительных
норм русского языка у учащихся якутов 11
1.3 Лингво-методические основы формирования произносительных норм
русского языка у учащихся якутов 15
Вывод по 1 главе 19
ГЛАВА II. УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫМИ
НОРМАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИМИСЯ ЯКУТАМИ 21
2.1. Оценка овладения произносительными нормами русского языка
учащимися якутами 21
2.2. Содержание работы по формированию произносительных норм русского
языка младшими школьниками якутами 29
Вывод по 2 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования проблемы «Формирование произносительных норм русского языка у учащихся якутов» состоит в том, что нормы русского произношения учащимися не усвоены. Известно, что нарушения в произношении затрудняют понимание устной речи. При обучении русскому языку как неродному в начальной якутской школе есть свои трудности: во-первых, фонетическая система русского языка в корне отличается от фонетической системы якутского языка, поэтому при усвоении наблюдается интерференция звуков родного языка на произношение звуков русского языка; во-вторых, дети поступают в школу недостаточно подготовленными к изучению русского языка, что обусловлено отсутствием языковой среды в сельской школе; в-третьих, задания учебно¬методических комплектов ориентированы на детей, достаточно хорошо владеющих русским языком; в-четвертых, на обучение русскому языку в якутских школах дается 132 ч. в год, а в русских - 165 ч. (однако к концу учебного года учащиеся должны иметь равный уровень знаний и умений; соответственно, за четыре года обучения в начальных классах разница в количестве уроков отражается на качестве овладения детьми русским языком); в-пятых, при изучении русского языка в якутской школе не предусматривается устный курс. Отметим, в сельской школе идет одновременная работа с двумя, с тремя классами, и это затрудняет формирование произносительных навыков. В селе, где проводится эксперимент, нет русской речевой среды. Следовательно, актуальность исследования очевидна и бесспорна.
Цель исследования - Определить пути и способы формирования навыков русского произношения у учащихся якутов.
Объект исследования - процесс обучения русскому произношению учащихся якутов.
Предмет исследования - комплекс упражнений для обучения русскому произношению учащихся якутов в начальной школе.
Задачи исследования.
1. Изучить научную и методическую литературу по избранной проблеме.
2. Проанализировать состояние разработанности исследуемой проблемы в теории и практике обучения произношению русского языка учащихся якутов.
3. Разработать лингвистические, психологические и педагогические основы обучения русскому произношению учащихся якутов.
4. Выявить типичные и устойчивые произносительные ошибки в русской речи учащихся якутов.
5. Разработать научно обоснованный комплекс упражнений для формирования произносительных навыков у учащихся якутов и экспериментально проверить их эффективность.
Методы исследования: наблюдения, беседа, сравнительно-сопоставительный (сопоставляем произносительные нормы русского и якутского языков).
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что формирование произносительных навыков русского языка у учащихся начальной малокомплектной школы с якутским составом учащихся будет более эффективным, если:
-учитывать специфику организации учебно-воспитательного процесса малокомплектной школы;
-учитывать артикуляционно-акустические и функциональные сходства и различия между звуками русского и якутского языков;
-проводить целенаправленную работу по формированию произносительных навыков учащихся класса-комплекта на базе специально разработанных упражнений;
-проводить в классах-комплектах по возможности однотемные уроки, а в разнотемные уроки включать однотемные фрагменты, связанные с произношением.
Новизна исследования: обучать произношению в малокомплектной школе на основе разработанных материалов автором однотемных уроков и определение однотемных фрагментов в разнотемных уроках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Трудности, связанные с выработкой навыка произношения неродной речи, объясняются тем, что у ребенка до поступления в школу слух и органы привыкают к звукам родного языка. Типичными ошибками почти всех учащихся якутов является смешение гласных «о», «у» и «е» и «и» в положении под ударением, «и» и «ы» во всех позициях. При восприятии мягких согласных, учащиеся якуты замечают лишь образный элемент мягкости.
Произносительные навыки формируются в процессе длительной речевой практики, организации интенсивного фонологического курса. Для формирования навыков русского произношения с учетом межъязыковой интерференции были использованы следующие методы: имитационный, артикуляционный, сравнительно-сопоставительный, внутриязыковое сопоставление, звуковой анализ.
До проведения формирующей работы большинство детей в контрольной группе, так же, как и в экспериментальной, проявили низкий уровень овладения произносительными нормами русского языка. Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп позволили сделать вывод, что результаты этих групп сходны, группы практически не различаются по уровню овладения произносительными нормами русского языка. Анализ допущенных ошибок показал, что характерными ошибками были ошибки в произношении гласных, неразличение «о» и «у» под ударением, твердых и мягких согласных, произношение мягких согласных. Исследование показало, что целенаправленная формирующая работа позволяет повысить уровень овладения произносительными нормами русского языка у учащихся якутов.



1. Абдурахманова А.Г. Формирование произносительных навыков русской речи учащихся-аварцев начальных классов малокомплектной школы 13.00.02 -теория и методика обучения и воспитания (русский язык в общеобразовательной национальной школе) Автореф. дис. ... канд.пед. наук. - Махачкала, 2008. - 28 с.
2. Абдурахманова А.Г. Некоторые особенности обучения русскому языку в малокомплектной национальной школе // Повышение культуры в поликультурной среде. - Махачкала: ДГУ, 2006. - 66 - 68 с.
3. Афанасьев В.Н. О совершенствовании начального обучения русскому языку в якутской школе / В.Н. Афанасьев. Якутск, 1978. - 189 с.
4. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного
(нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.:
Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.- 187 с.
5. Бернштейн С. И. Вопросы фонетики и обучения произношению. М.: МГУ, 1975. 61 с.
6. Борунова С. Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А., Орфоэпический словарь
русского языка/ Под ред. Р. И. Аванесова. М., 9-е изд. - М.: Русский язык,
2001.
7. Винокур Г. О. Русское специфическое произношение. М., 1983.
8. Волков Г.Н. Основные пути развития национальной школы и ее современные проблемы // Проблемы двуязычия в национальной школе. - Ижевск: Удмуртия, 1989. - С. 33-34.
9. Габышева М.П. Взаимосвязанное обучение русскому и якутскому языкам в
национальной школе.// Филология: Материалы конференции 12-18 октября 2009 года. [Электронный ресурс]:
http://www.rusnauka.com/8_DNI_2009/Philologia/43261.doc.htm
10. Габышева Ф.В. Русский язык: учебник для 2 класса якутской одиннадцатилетней школы./ Ф.В.Габышева, В.С.Иванова. 255, [1] ил.22 см 2-е изд, перераб. Якутск: Кн. Изд-во 1992
11. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1989. - 208 с.
12. Дешериев Ю. Д., Протченко И. Ф. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия // Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972.
13. Дъяконова И. Н., Слепцова Ю. А. Саха тыла: Начальный курс якутского языка: учеб. пособие для студентов. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2006. - 31 с.
14. Дъячковский Н. Д. Звуковой строй якутского языка. Ч. 1, 2. Якутск, 1997. - 255 с.
15. Егоров С.П., Борисов П.П., Габышева Ф.В. Устный курс русского языка в
1 классе якутской школы. Пособие для учителя/ Якутск 2-е изд., дораб. Кн.изд-во 1992 91, [3], 20 с.
16. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
17. Зеленина Л.М. Хохлова Т.Е. Русский язык 2 класс, ч. 1, ч.2 - М.: Просвещение, 2012.
18. Зеленина Л.М. Хохлова Т.Е. Русский язык 3 класс, ч. 1 - М.:
Просвещение, 2012.
19. Зеленина Л.М. Хохлова Т.Е. Русский язык 3 класс, ч. 2 - М.:
Просвещение, 2012.
20. Зеленина Л.М. Хохлова Т.Е. Русский язык 4 класс, ч. 1, ч.2 - М.:
Просвещение, 2012.
21. Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. М., 1962. - 384 с.
22. Зимняя И.А. Речь как интермодальный процесс. В кн.: Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку/Под ред.А.А. Леонтьева, М., 1970, с.54-58.
23.Зиндер Л.Р. Общая фонетика: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 1999.- 312 с.
24. Иванова Н.И. Современное коммуникативное пространство русского языка в Республике Саха (Якутия): социопсихолингвистический аспект /Н.И. Иванова. - Новосибирск: Наука, 2012. - 130 с.
25. Иванова Н.И., Петров В.Н. Функционирование государственных языков Республики Саха (Якутия) в СМИ: Практическое пособие. Якутск, 2007. - 218 с.
26. Киселева О.Б. Формирование акцентологических и произносительных норм в речи младших школьников // Вестник московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. - 2011. - № 4. - 25-29 с.
27. Коссериу Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике. Вып. 3. М., 1963. С. 143-146.
28. Кулаковский А.Е. Русские слова, перенятые и усвоенные якутами (кроме собственных имен и названий) // Научные труды. Якутск: Кн. изд-во, 1989. - 316-378 с.
29. Ледкова Ю.А. Русский язык в условиях двуязычия. Книга для учителя Крайнего Севера. - СПб.: «Дрофа», Санкт-Петербург, 2008. - 175 с.
30. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2003. - 216 с.
31. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению /Р.П. Мильруд //Иностранные языки в школе. -1985.-№2.-С.29-31.
32. Никифорова Е.П Лингвопсихологические основы методики обучения письменной русской речи учащихся якутской школы. - М., 2000.- 391 с.
33. Никифорова Е.П. Лингвопсихологические основы методики обучения письменной речи учащихся якутской школы.- М.,2000.-165 с.
34. Новгородов С.А. Во имя просвещения родного народа. Якутск, 1991. - 57-61 с.
35. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 2008.- 944 с.
36. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996.- 152 с.
37. Орфографический словарь якутского языка. Якутск: Сахаполиграфиздат,
2002. - 541 с.
38. Панов М.В. Лингвистика и методика преподавания русского языка // Вопросы языкознания. 1999. №1. 31-42 с.
39. Петров Н. Е. Орфография якутского языка // Орфографии тюркских литературных языков СССР М.: Наука, 1973.- 284-301 с.
40. Петрова, Т.И. Обучение русской разговорной диалогической речи в 1-3 классах якутской школы: дис. канд. пед. наук. - М., 1983.- 183 с.
41. Пихутина В.И. Вариантность ударения в именах существительных в речи городского населения (на материале речи жителей г. Красноярска): дисс.канд. филол.н.- Абакан, 2008. - 283 с.
42. Реформатский А. А. Фонетический минимум при овладении русским произношением нерусскими // Рус. яз. в национальной школе. 1962. № 5. С.7-10.
43. Русский язык. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Под редакцией Л.Л.Касаткина. М., Академия, 2001.- 360 -368 с.
44. Скворцов Л.И. Основы культуры речи: Хрестоматия. М., 2006.- 327 с.
45. Слепцов П. А. Якутский литературный язык. Формирование и развитие общенациональных норм. Новосибирск: Наука, 1990.- 277 с.
46. Стручков, К.Н. О состоянии языкового строительства коренных малочисленных народов Севера РС(Я) / К.Н. Стручков, Т.Е. Андреева //Языки коренных малочисленных народов Севера в системе этнокультурного взаимодействия. - Якутск:, 2003.- 16-25 с.
47. Тарасова З.Е., Находкина А.А. Особенности передачи якутских
дифтонгов на английский язык (на материале якутского эпоса) // Актуальные проблемы изучения языка и литературы: теория и практика
коммуникативного воздействия: материалы V Международной научно-практической конференции (6 октября 2010 г.). Абакан: изд-во ХГУ, 2011.-103-105 с.
48. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. -М., 1960. - 372 с.
49. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи: учеб. пособие / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
50. Федорова В. С. Формулы якутского речевого этикета: автореф. ... канд. филол. наук. Якутск, 2003.- 25 с.
51. Шамов А. Н. Обучение фонетическим навыкам // Методика преподавания иностранных языков: Общий курс: [учебное пособие] / отв. ред А. Н. Шамов.
2 изд., перераб. и доп. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток-Запад, 2008.- 83-89 с.
52. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность, Едиториал, УРСС, 2004, 432 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ