ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ЯКУТОВ 6
1.1 Состояние проблемы формирования произносительных норм
русского языка у учащихся якутов 6
1.2 Психолого-педагогические основы формирования произносительных
норм русского языка у учащихся якутов 11
1.3 Лингво-методические основы формирования произносительных норм
русского языка у учащихся якутов 15
Вывод по 1 главе 19
ГЛАВА II. УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫМИ
НОРМАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИМИСЯ ЯКУТАМИ 21
2.1. Оценка овладения произносительными нормами русского языка
учащимися якутами 21
2.2. Содержание работы по формированию произносительных норм русского
языка младшими школьниками якутами 29
Вывод по 2 главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования проблемы «Формирование произносительных норм русского языка у учащихся якутов» состоит в том, что нормы русского произношения учащимися не усвоены. Известно, что нарушения в произношении затрудняют понимание устной речи. При обучении русскому языку как неродному в начальной якутской школе есть свои трудности: во-первых, фонетическая система русского языка в корне отличается от фонетической системы якутского языка, поэтому при усвоении наблюдается интерференция звуков родного языка на произношение звуков русского языка; во-вторых, дети поступают в школу недостаточно подготовленными к изучению русского языка, что обусловлено отсутствием языковой среды в сельской школе; в-третьих, задания учебно¬методических комплектов ориентированы на детей, достаточно хорошо владеющих русским языком; в-четвертых, на обучение русскому языку в якутских школах дается 132 ч. в год, а в русских - 165 ч. (однако к концу учебного года учащиеся должны иметь равный уровень знаний и умений; соответственно, за четыре года обучения в начальных классах разница в количестве уроков отражается на качестве овладения детьми русским языком); в-пятых, при изучении русского языка в якутской школе не предусматривается устный курс. Отметим, в сельской школе идет одновременная работа с двумя, с тремя классами, и это затрудняет формирование произносительных навыков. В селе, где проводится эксперимент, нет русской речевой среды. Следовательно, актуальность исследования очевидна и бесспорна.
Цель исследования - Определить пути и способы формирования навыков русского произношения у учащихся якутов.
Объект исследования - процесс обучения русскому произношению учащихся якутов.
Предмет исследования - комплекс упражнений для обучения русскому произношению учащихся якутов в начальной школе.
Задачи исследования.
1. Изучить научную и методическую литературу по избранной проблеме.
2. Проанализировать состояние разработанности исследуемой проблемы в теории и практике обучения произношению русского языка учащихся якутов.
3. Разработать лингвистические, психологические и педагогические основы обучения русскому произношению учащихся якутов.
4. Выявить типичные и устойчивые произносительные ошибки в русской речи учащихся якутов.
5. Разработать научно обоснованный комплекс упражнений для формирования произносительных навыков у учащихся якутов и экспериментально проверить их эффективность.
Методы исследования: наблюдения, беседа, сравнительно-сопоставительный (сопоставляем произносительные нормы русского и якутского языков).
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что формирование произносительных навыков русского языка у учащихся начальной малокомплектной школы с якутским составом учащихся будет более эффективным, если:
-учитывать специфику организации учебно-воспитательного процесса малокомплектной школы;
-учитывать артикуляционно-акустические и функциональные сходства и различия между звуками русского и якутского языков;
-проводить целенаправленную работу по формированию произносительных навыков учащихся класса-комплекта на базе специально разработанных упражнений;
-проводить в классах-комплектах по возможности однотемные уроки, а в разнотемные уроки включать однотемные фрагменты, связанные с произношением.
Новизна исследования: обучать произношению в малокомплектной школе на основе разработанных материалов автором однотемных уроков и определение однотемных фрагментов в разнотемных уроках.
Трудности, связанные с выработкой навыка произношения неродной речи, объясняются тем, что у ребенка до поступления в школу слух и органы привыкают к звукам родного языка. Типичными ошибками почти всех учащихся якутов является смешение гласных «о», «у» и «е» и «и» в положении под ударением, «и» и «ы» во всех позициях. При восприятии мягких согласных, учащиеся якуты замечают лишь образный элемент мягкости.
Произносительные навыки формируются в процессе длительной речевой практики, организации интенсивного фонологического курса. Для формирования навыков русского произношения с учетом межъязыковой интерференции были использованы следующие методы: имитационный, артикуляционный, сравнительно-сопоставительный, внутриязыковое сопоставление, звуковой анализ.
До проведения формирующей работы большинство детей в контрольной группе, так же, как и в экспериментальной, проявили низкий уровень овладения произносительными нормами русского языка. Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп позволили сделать вывод, что результаты этих групп сходны, группы практически не различаются по уровню овладения произносительными нормами русского языка. Анализ допущенных ошибок показал, что характерными ошибками были ошибки в произношении гласных, неразличение «о» и «у» под ударением, твердых и мягких согласных, произношение мягких согласных. Исследование показало, что целенаправленная формирующая работа позволяет повысить уровень овладения произносительными нормами русского языка у учащихся якутов.