Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ В УСЛОВИЯХ ФГОС 6
1.1. Понятие самостоятельности в педагогических исследованиях 6
1.2. Особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста
в дошкольном образовательном учреждении 11
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА 21
2.1. Организация исследования самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста 21
2.2. Анализ результатов самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 24
2.3. Педагогическая работа по формированию самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста 30
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Актуальность исследования
Сейчас весьма актуальным является вопрос, связанный с самостоятельностью дошкольников. Об этом говорится в касающихся целевых ориентиров требованиях федерального государственного образовательного стандарта. В частности, речь идет о таких умениях дошкольника: проявление инициативы и самостоятельности в работе, умение уважать интересы иных детей, приходить к договоренности, обозначать свои потребности, договариваться, действовать в соответствии с установленными предписаниями и др. [33]. В разделе «Поддержка детской инициативы» содержится необходимая информация. Он присутствует в программах по образованию любой образовательной организации, согласно федеральному государственному образовательному стандарту [33].
Противоречия: необходимость развития самостоятельности детей
старшего дошкольного возраста в специфических видах деятельности и не достаточностью программно-методических материалов, обеспечивающих организацию образовательного процесса.
Проблема исследования: как оптимально организовать образовательный процесс в направлении развитии самостоятельности старших дошкольников.
Цель исследования: изучить и практическим путем оценить эффективность педагогических условий развитии самостоятельности детей в старшем дошкольном возрасти в условиях детского сада.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие
развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будет способствовать совокупность следующих педагогических условий:
1. определена сущность самостоятельности дошкольников в единстве когнитивной, эмоционально - волевой, деятельностный компонентах.
2. организация образовательных ситуаций в игровой, трудовой и художественно-изобразительной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом компонентов самостоятельности.
Поставленная цель была реализована решением следующих задач:
1. Проанализировать понятие самостоятельности в педагогических исследованиях.
2. Рассмотреть требования ФГОС ДО и примерные образовательные программы дошкольного образования к формированию самостоятельности дошкольников.
3. Выделить особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
4. Провести опытно - экспериментальную работу по изучению и развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
5.Оценить эффективность педагогической работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании применялись методы:
теоретические - составление библиографии, анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме исследования, реферирование, тезирование;
эмпирические - педагогическое наблюдение, психодиагностики.
Методики:
Методика «Дорисовывание кругов» (Комаровой Т.С.)
Методы диагностики самостоятельности из образовательной программы МБДОУ:
-игровая деятельность;
-трудовая деятельность;
- художественно-изобразительная деятельность.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ
г. Красноярска, выборка исследования представлена детьми старшего дошкольного возраста в количестве 19 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений в практической деятельности и студентами в вузах при подготовке к практическим занятиям.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Результаты нашего исследования подтвердили, что у детей старшего дошкольного возраста сформирована самостоятельность, которая включает в себя умение выполнять действия без посторонней помощи, творческий подход к решению задач, наличие собственных суждений и способность контролировать свои действия. В играх, трудовых и творческих занятиях дошкольников самостоятельность формируется через умение самостоятельно ставить и достигать поставленных целей, получать новые знания путем экспериментов и опытов, решать возникающие проблемы и предлагать оригинальные идеи.
Педагог использует различные методы (наблюдения, объяснения, поручения и т.д.) для развития самостоятельности у старших дошкольников. Исследование проводилось с участием 19 дошкольников. На начальном этапе была проведена диагностика самостоятельности детей.
Для определения уровня самостоятельности дошкольников старшего возраста мы использовали критерии, определенные в образовательных программах детских садов и ФГОС ДО. Для наблюдения мы разработали метод наблюдения и метод «Дорисовывание кругов» Т.С. Комаровой.
В ходе первого этапа исследования мы выявили, что 26% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень самостоятельности, 57.2% - средний уровень, и 15.6% - высокий уровень. На основе этого мы разработали программу развития самостоятельности дошкольников старшего возраста, используя методы, такие как беседа, игры, задания и наблюдение, направленные на развитие самостоятельной игры, труда и творчества. После формирования опытноэкспериментальной работы мы проверили уровень самостоятельности детей повторной диагностикой, используя методики и методы констатирующей стадии. Результаты исследования показывают, что у всех детей наблюдается значительный прогресс в развитии самостоятельности: никто не относится к группе с низким уровнем самостоятельности, 13 человек (67.6%) достигли среднего уровня, а 6 человек (31.2%) - высокого уровня. Предложенные формы и
методы обучения оказались эффективными и помогли развитию
самостоятельности у старших дошкольников как в игровой, так и в трудовой и изобразительной деятельности. По нашему мнению, наиболее эффективными методами являются поручения, позитивный пример, игры, эксперименты и наблюдения. Использование этих методов позволило повысить уровень самостоятельности дошкольников в процессе обучения в детском саду. В итоге, мы успешно достигли поставленных целей, подтвердили гипотезы и выполнили задачи исследования.
1. Акулова Е.Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр // Наука, образование, общество. 2015. № 4. с. 38-52.
2. Алекинова О.В. Развитие самостоятельности у дошкольников в процессе создания учебно - дидактического материала // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы V Международной научной конференции. СПб., 2014. с. 47 - 48.
3. АтароваА.Н.Психолого-педагогическая диагностика самостоятельности старших дошкольников в детских видах деятельности // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6. с. 392- 398.
4. Бакаева О.Н. Социальные ситуации развития как средство формирования самостоятельности у старших дошкольников // Детский сад от А до Я. 2014. № 6. С. 96-100.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. //М.: Академия, 2000. 142с.
6. Белоусова Л.В. Развитие самостоятельности дошкольников в экспериментально-поисковой деятельности. // Актуальные вопросы современной науки.2009.№ 7.с. 6 -14.
7. Беляева В.П. Развитие самостоятельности дошкольников в художественном творчестве / В сборнике: Наука и образование Материалы III Международной научно-практической конференции. Научно-образовательное учреждение «Вектор науки». Таганрог, 2015. с. 14 - 17
8. Болотникова О.П. Психолого - педагогические условия формирования самостоятельности у детей 6 - 7 лет // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. С. 22.
9. Бутенко Н.В. Формирование основ творческой самостоятельности дошкольника в процессе продуктивной деятельности//Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 2. с. 76-77.
10. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников//науч. изд. М., Педагогика, 1980. 208 с.
11. Габай Т.В. Научные идеи П.Я. Гальперина и их развитие в современной деятельностной теории учения // Культурно - историческая психология. 2012. № 4. с. 28-37.
12. Гурина И.А. Проблема развития познавательной самостоятельности как качества личности в отечественной психологии // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. с. 644.
13. Гусарова Е.Н. Формирование самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. с. 110-112.
14. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 280 с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов / под ред. А.Г Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб., 2016.464 с....54