Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ

Работа №153675

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВЛИЯНИИ СЕМЬИ НА
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ 8
1.1. Здоровый образ жизни: факторы, признаки 8
1.2. Формирование представлений о здоровом образе жизни в
онтогенезе 10
1.3. Принципы и алгоритм взаимодействия семьи и детского сада в
формировании здорового образа жизни 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ 30
2.1. Характеристика экспериментальной выборки и методов исследования 30
2.2. Результаты изучения представлений детей старшего дошкольного
возраста о здоровом образе жизни 33
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в условиях семьи 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Современные образовательные стандарты, которые предъявляются российским обществом, направлены на обновление содержания воспитания и обучения подрастающего поколения в дошкольных учреждениях. Большое значение в воспитании и развитии детей уделяется сохранению здоровья детей. Именно дети составляют будущее России и то, какова степень их физического здоровья, будет важным фактором процветания страны, что определяет проблему как актуальную, что обусловило выбор данной темы исследования.
Одна из самых актуальных задач обучения и воспитания - сохранение здоровья ребенка. Личный пример родителей является наиболее успешным способом формирования культуры здоровья у детей, т.к. все-таки родители являются первыми педагогами, а роль дошкольных учреждений оказать семьям грамотную поддержку в вопросах воспитания и развития дошкольников.
Дошкольный возраст является решающим в формировании основ физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Одновременно это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей, педагогов. Поэтому так очевидна значимость формирования основ здорового образа жизни у детей, его субъектная позиция, начиная с дошкольного возраста.
Взаимодействие дошкольной организации с семьей, как двух основных социальных структур, всегда было и остается актуальным, потому как для достижения наилучших результатов воспитательно-образовательного процесса необходимо единство требований, предъявляемых к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства - наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Проблемой воспитания здорового образа жизни интересовались еще с давних времен. Такие философы, как Дж. Локк А. Смит, К. Гельвеций и др., говорили о решающей роли воспитания здорового образа жизни в развитии человека и считали, что последнее практически невозможно без первого.
Воспитание здорового образа жизни детей - одна из актуальных проблем в нашем обществе. Выражено это в том, что у современных детей нередко искажены представления о здоровом образе жизни. Семья является определяющим фактором в формировании представлений детей о здоровом образе жизни" это характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека по этому на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников - это целостный процесс. Он требует овладение суммой определенных знаний и изучение разных приемов работы с детьми, а так же пропаганды знаний, о здоровом образе жизни, среди родителей.
В настоящее время, подрастающее поколение подвержено влиянию негативных факторов. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской проблемой, но и серьезной педагогической проблемой.
Важную роль в формировании здорового образа жизни ребенка играет семья. Родители несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:
- обоснование связи физического и психического состояния человека находим в исследованиях И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др.;
- проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой и др.;
- принцип взаимосвязи физиологического и психического развития был реализован в трудах психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.;
- на важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой.
Вопросы формирования у дошкольников здорового образа жизни освещены в научно-педагогической литературе, однако, теоретическое осмысление формирование представлений о понятии "здоровый образ жизни" у старших дошкольников в научной литературе представлено недостаточно и не являлось предметом специального изучения
Объектом исследования являются представления детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
Предмет исследования: представления детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в условиях семьи.
Цель исследования: изучить представления детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в условиях семьи и разработать психолого-педагогические рекомендации по их формированию.
Гипотеза: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в условиях семьи будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- взаимодействие ДОУ с родителями по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни на основе деятельностного подхода;
- в дошкольном образовательном учреждении должна реализовываться программа и модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста при обязательном включении семейной системы в реализацию данной программы.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Изучить представления детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
3. Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в условиях семьи.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы:
1. Теоретические методы: анализ медицинской и психолого-педагогической литературы, изучение медицинской и психолого-педагогической документации на воспитанников.
2. Эмпирические методы: наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, контент - анализ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие ребенка дошкольного возраста предполагает работу над всеми жизненно важными сферами знаний. Получение знаний о здоровом образе жизни является важным моментом в формировании личности дошкольника.
В этом возрасте закладываются основы теоретических знаний о самом себе, о своем здоровье, которые являются необходимыми в этом возрасте.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни.
Здоровый образ жизни в свою очередь ориентирует деятельность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Сущность формирования у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни заключается в соблюдении факторов (оптимального двигательного режима; рационального питания; закаливания; личной гигиены; положительных эмоций) и учитывая возрастные особенности дошкольников.
Таким образом, на пути воспитания полноценной личности важно развивать стремление к сохранению здоровья, основа которого закладывается в детстве. Фундаментом здорового образа жизни ребенка должны стать знания о здоровье, его значении в жизни человека и условиях сохранения.
Организация данного процесса необходима в каждом дошкольном образовательном учреждении осуществляться поэтапно с опорой на специальную обучающую программу.
Данная работа осветила методы работы с родителями по формированию здорового образа жизни старших дошкольников - воспитанников ДОУ.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1 .Изучена литература по теме исследования.
2. Дано понятие ЗОЖ.
3. Определены цели и задачи работы с родителями по воспитанию ЗОЖ
4. Рассмотрены методы работы с родителями по формированию у дошкольников ЗОЖ.
Рассмотрев теоретические и практические аспекты данной проблемы, можно сформулировать некоторые выводы.
ЗОЖ - это формы и способы жизнедеятельности человека, направленные на формирование гармоничного человека и способствующие повышению резервных возможностей организма, обеспечивая сохранение и укрепление здоровья, и успешное выполнение социальных и профессиональных функций.
Воспитателям необходимо сотрудничать с родителями с целью их просвещения в вопросах физического воспитания и оздоровления ребят. При этом, отсутствие у большинства современных родителей научных знаний об особенностях физического развития дошкольников, умения верно оценить состояние здоровья ребенка, а также отсутствие практического опыта взаимодействия с собственным ребенком по приобщению его к здоровому образу жизни делает проблему взаимодействия с семьей особенно актуальной.
Поэтому основными условиями для совместной работы и установления благоприятных отношений должны стать обоюдная заинтересованность сторон в достижении цели здоровьесбережения. Именно поэтому педагоги, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка, находятся в постоянном поиске и совершенствовании методов и приемов формирования основ здорового образа жизни, привитию интереса к спорту у дошкольников, поиске форм и методов приобщения родителей к этому процессу.
Содержащиеся в работе научно - методические материалы по формированию у старших дошкольников знаний о здоровом образе жизни могут быть использованы воспитателями ДОУ для совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми.



1. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости. М.: АСТ, 2003. 128 с.
2. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: Детство-пресс, 2005. 144с.
3. Борисова М.М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб. - метод. пособие Москва: Обруч, 2014. 256 с.
4. Васильева Е.Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам: дис... канд. психол. наук. Новгород, 1994. 117 с.
5. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология. 1999. № 4. С. 20 - 25.
6. Гузеев В.М. Организация урока в форме проблемного семинара // Народное образование, 2002. № 8. С. 35 - 39.
7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. СПб.: Детство- Пресс, 2004. 255с
8. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью // Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. М.: КноРус, 2012. 184 c
9. Золотухина,И.П. К вопросу о педагогическом моделировании
здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения //
Международный журнал экспериментального образования. № 10. 2012. с.
57-58.
10. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы. Волгоград: Учитель, 2010. 170 с.
11. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. Шадринск, 2004. 121 с.
12. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А. и др. "Мы". Программа экологического образования детей. СПб.: Детство-пресс, 2002. 240с.
13. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. М.: МарТ, 2005. 448 с.
14. Лободина В. Т. , Федоренко А. Д., Александрова Г. В. В стране здоровья . Программа эколого - оздоровительного воспитания дошкольников (для работы с детьми 4-7 лет). Издательство « мозаика - синтез» 2011г.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: "Академия", 2005. 456 с.
16. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М.: Академия, 2004. 320 с.
17. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2004. № 4. С. 14-17.
18. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 96с.
19. Новикова И.М. Изучение способностей становления самосохранительного поведения в условиях мегаполиса // Экология и промышленность России. М.: Мозаика - Синтез, 2006. 84 с.
20. Новикова И.М. Социокультурный аспект проблемы отношения родителей к здоровому образу жизни. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 18с.
21. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с задержкой психического развития // Гуманитарные и социально-экономические науки. М.: Мозаика-Синтез, 2006. № 6. С.20 - 25.
22. Новикова И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей // Гуманитарные и социально-экономические науки. М.: Мозаика-Синтез, 2006. № 8. С. 18 - 23.
23. Новикова И.М. Представления о здоровом образе жизни старших дошкольников с ЗПР // Коррекционная педагогика. М.: Мозаика - Синтез, 2006. № 5. С. 24 - 29.
24. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2005. 720 с.
25. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М.: Сфера 2009. 128 с.
26. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика - Синтез, 2005. 208 с.
27. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 5-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 208 с
28. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада // Гризик Т. И. , Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. М.: Просвещение, 2010. 111 с.
29. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2003. 423с.
30. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 208 с.
31. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 288 с.
32. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. Ставрополь: СГУ, 2007. 111 с.
33. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 2003. 270 с.
34. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. М.: ТЦ Сфера, 2003. 128с.
35. Устав Всемирной организации здравоохранения // 2012. доступ из спр. правовой системы «Консультант плюс» . (21. 03.2017)
36. Ципин Л. Л. Научно-методические основы занятий
оздоровительными физическими упражнениями : учеб. пособие Ципин. СПб. : Копи-Р Групп, 2012. 103 с.
37. Щербин Д. В. Анализ эффективности использования средств оздоровительной физической культуры в системе трудового дня / Д. В. Щербин, Н. П. Подскребышева // Культура физическая и здоровье. 2011. № 6. С . 62 - 66.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ