РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯ I ЕЛЫКИ III
В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОЬРА ЮВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Анализ научной и методической литературы по проблеме развития
нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Возможности театрализованной деятельности в развитии нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в условиях
дошкольной образовательной организации 14
Выводы по главе 1 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 2 0
2.1. Организация эмпирического исследования 2 0
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 22
2.3. Формирующий эксперимент, направление и содержание работы 2 8
2.4. Контрольный эксперимент, оценка эффективности проведенной
работы 33
Выводы по главе 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Вопрос о нравственном воспитании и развитии принадлежит к числу проблем, которые в настоящее время пересматриваются в педагогике и психологии самым тщательным образом (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.И. Арзамасцева, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.Д. Короткова, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.А. Менчинская
Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская и др.)
Исследуемая проблема актуальна, потому что в наш век развития инновационных технологий на развитие ребенка оказывает влияние большое количество информации, которая может быть как полезной, позитивной так и разрушающей, негативной. Особенно это касается нравственного воспитания, поскольку размываются четкие границы норм поведения и правил взаимодействия с окружающим миром.
Современные исследования свидетельствуют об изменении общественного сознания и духовных ценностей людей, воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов нравственного воспитания снижается. Недостаточное внимание уделяют и современные родители нравственному развитию детей, формированию их духовных ценностей. Развивающих программ, направленных на формирование нравственных качеств личности различными педагогическими средствами и технологиями недостаточно. Нет методического обеспечения по применению различных методов и форм формирования нравственных качеств личности дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Нравственный рост личности, главным образом , обеспечивается воспитанием, включающим разносторонние воспитательные воздействия на личность. «Нравственность, - говорил Сократ, - есть знание, а безнравственность - плод невежества». Становление личности ребенка начинается с момента первого столкновения с ситуацией нравственного выбора. Развитие нравственной сферы ребенка происходит через непосредственное познание им смыслов и ценностей, посредством переосмысления своих поступков, действий в процессе взаимодействия с окружающими.
Нравственное воспитание должно быть направлено на формирование таких личностных свойств, как благородство, взаимоуважение, достоинство, ответственность, целеустремленность, самоорганизованность, трудолюбие, гуманизм. Если правильно организовать воспитательный процесс, то в итоге мы получим личность, которая способна сопереживать, сочувствовать, откликаться на радость и горе окружающих, проявлять себя в деятельности, направленной на пользу взрослым и сверстникам.
Необходимость развития нравственных качеств личности детей именно в дошкольном возрасте обусловливается тем, что дошкольный возраст является тем фундаментом, на котором закладываются начальные этические компоненты, которые во многом определяет личностные особенности человека и его отношение к окружающему миру.
Несформированность нравственного поведения приводит к зарождению разрушительного, агрессивного и конфликтного поведения и как результат - к нарушенной, неправильной социализации ребенка поэтому, целевая направленность действующего федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на процесс усвоения нравственных норм и ценностей задает ориентир для поиска действенных методов и средств его формирования.
Анализируя процесс развития личности детей, можно сказать, что это ценностное начало, которое сформировалось ещё в детстве, поможет ребенку подобрать правильный образец поведения в дальнейшем
Знание и учет особенностей нравственного развития на каждом возрастном этапе позволит организовать систему целенаправленного воздействия, которая обеспечит достижение высокого уровня нравственного развития.
Одним из эффективных способов воздействия на ребенка, является театрализованная деятельность, где наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная деятельность основывается на театральном искусстве и очень близка к игре. У нее, безусловно, есть общая основа с сюжетно-ролевой игрой, и она также является одной из видов творческих игр. Театр предоставляет огромные возможности для обучения и развития ребенка. Жанр сказки - это достойный метод для развития идей о хорошем и плохом. В них идет: непосредственная борьба со злом, уверенная победа доброты, возвышение значимости труда, проявлять умение защищать слабых и обиженных. В сказке ребенок встречает идеальный образ персонажа, который помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Театральные образы героев - образы обобщенные, каждый образ информирует ребенка об о жизни, людях, социальном опыте.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать
педагогические условия развития нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возрастав дошкольной образовательной организации посредством театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть возможности театрализованной деятельности в развитии нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста .
3. Подобрать методы диагностики нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
4. Эмпирическим путем выявить особенности развития нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста .
5. Обосновать и реализовать педагогические условия развития нравственных качеств личности ребенка старшего дошкольного возрастав дошкольной образовательной организации посредством театрализованной деятельности.
6. Оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования: нравственные качества личности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что театрализованная деятельность выступит эффективным средством развития нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста, при реализации следующих педагогических условий:
• подбора произведений для театрализации нравственной направленности;
• содействия педагогом формированию нравственного поведения детей в процессе подготовки театрализованных представлений (самостоятельного выполнения норм и правил в совместной деятельности, проявлению доброты, отзывчивости, честности, смелости, ответственности, справедливости);
• организации взаимодействия с семьями воспитанников в процессе подготовки театрализованных представлений (родительское просвещение, мотивация родителей к решению общих задач по нравственному воспитанию дошкольников).
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, психодиагностика (беседа, наблюдение, анкетирование), педагогический эксперимент.
Методики исследования:
• Методика «Беседа» (И.Б. Дерманова). Цель: изучить представления детей о нравственных качествах.
• Методика «Сделаем вместе» (И.Б. Дерманова.). Цель: выявить и оценить уровни развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником .
- Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р.С. Немов) Цель: изучить представления родителей о нравственных качествах личности ребенка дошкольного возраста.
Научная новизна исследования заключается: в выявлении и описании особенностей развития нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста; обосновании педагогических условий и разработке системы педагогических мероприятий, способствующих развитию нравственных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Исследуемая проблема действительно актуальна, современные исследования свидетельствуют об изменении общественного сознания и духовных ценностей людей, снижении воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов нравственного воспитания. Недостаточно развивающих программ, направленных на формирование нравственных качеств личности различными педагогическими средствами и технологиями. Нет методического обеспечения по применению различных методов и форм формирования нравственных качеств личности дошкольников в дошкольной образовательной организации. Родители уделяют недостаточное внимание нравственному развитию детей, формированию их духовных ценностей.
В ходе проведенного исследования были решены следующие
исследовательские задачи:
1. Проведен анализ научной и методической литературы: охарактеризованы понятия нравственность, нравственные качества личности, нравственная направленность личности. Развитие нравственных качеств личности в основном принадлежит воспитанию (Л.Б. Выготский). Развитие нравственной направленности происходит путем приобретения опыта посредством усвоения норм и правил, как образцов, принятых обществом (Г.А. Урунтаева). Мы выявили, что к особенностям нравственного развития детей в старшем дошкольном возрасте относится возникновение сознательной нравственности.
2. Рассмотрены возможности театрализованной деятельности в развитии нравственных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста. Театрализованная деятельность основывается на театральном искусстве и очень близка к игре. Жанр сказки - это богатое основание для развития идей о добре и зле.
3. Подобраны диагностические методики оценки нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста, они помогли нам определить представления детей о нравственных качествах, выявить и оценить уровни развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником, определить представления родителей об особенностях развития коммуникативных качеств личности ребенка.
4. Проанализированы полученные результаты. Выявлено, что у детей данной группы еще недостаточное понимание этических понятий, но уже существующие представления о нравственных нормах позволяют оценивать происходящее и предвидеть последствия правильных и неправильных действий.
5. Определены направления и содержание работы по развитию нравственных качеств личности ребенка дошкольника, посредством театрализованной деятельности.
6. Оценена эффективность проведенной работы. Установлено, что показатели изменились в лучшую сторону. Доказано, что театрализованная деятельность является эффективным средством развития нравственных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста .
Полученные результаты позволяют подтвердить гипотезу исследования. Таким образом, цель исследования достигнута.
1. Алтынковичт Е.Е. Проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2011. № 2 (70). С. 1216.
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. М.: Издательство СПбГУ, 2016. 1270 с.
3. Андреева И.Н., Ксенофонтова Е.Г. Развитие нравственных качеств у детей 5-6 лет посредством сюжетно-ролевых игр. // Экономическое, социальное и образовательное развитие территорий межвузовский сборник статей с международным участием. Йошкар-Ола, 2017. С. 113-117.
4. Бгуашева З.К., Шхахутова З.З. Современные формы
взаимодействия детского сада и семьи // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2015. Т. 3. № 2. С. 71-73.
5. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. Екб., 2000. 937 с.
6. Бернер М.М., Усова Л.В. Духовное и нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности // Материалы заочной всероссийской научно-практической конференции «Духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России: опыт, проблемы и перспективы» (г. Екатеринбург, 24-26 января 2018 г.) УГПУ, 2018. С. 20-25.
7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. 171 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Монография. М.: Сфера, 2016. 464 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Мастера психологии. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
10. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. Мозаика-синтез, М.: 2011. 63 с.
11. Валеева Г.В., Меньшова А.Ю. Сказочная жизнь или жизненная сказка. Практикум по сказкотерапии. Чел.: «Искра-Профи», 2014.115 с.
12. Венгер Л.А., Запорожец А.В. Гуманизация дошкольного воспитания. Дошкольное воспитание.1990. №8. С. 2-6.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В.В. Давыдова М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
14. Голоюс Е.А. Исследование развития нравственного сознания у детей дошкольного возраста // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012. № 28. С. 1188-1193.
15. Гончарова О.В., Шапарь М.Г., Красева А.Р., Коршикова Н.А., Сташкова И.А. Чудеса за кулисами. Программа художественно-эстетического развития дошкольников средствами театрализованной деятельности. М., 2017. 128 с....50