Введение
Глава 1. Современные средства обучения истории. Использование визуальных приемов в системе образования.
1.1 Визуальность как один из способов получения учебной информации 11
1.2. Мультипликационный фильм - визуальный источник информации 16
Вывод по первой главе 23
Глава 2. Мультипликация в школьном образовательном и воспитательном процессе.
2.1. Документы, определяющие развитие современного исторического
образования в школе 26
2.2. Условия и проблемы применения мультипликации в образовательном
процессе 32
Вывод по второй главе 37
Глава 3. Рекомендации по применению мультипликации в обучении истории в старшей школе
3.1. Возможности использования мультипликационного фильма в качестве
элемента урока или основной части урока 36
3.1. Методика использования мультипликации на уроках истории (на примере
темы о холодной войне) 39
3.3. Технологическая карта урока: Начало холодной войны. Международные
отношения в 1945 - первой половине 1950-х гг 47
Вывод по третьей главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы и источников 59
Приложение № 1 64
Приложение № 2 66
Приложение № 3 69
Актуальность исследования
Применение наглядных средств обучения свойственно современному образовательному процессу. Наглядные средства необходимы для повышения качества обучения, они дают возможность изложить форме. Образовательный мультипликационный
информативности, мультипликационные фильмы в образовании способствуют повышению качества обучения школьников, так как могут воссоздать различные ситуации окружающего мира. Мультипликация является особым видом современного кинематографа. Несмотря на то, что мультипликационный фильм самый молодой в кинематографе, он прошел огромный путь в развитии. Из кластера «детских мультиков» мультипликация вышла на совершенно новый уровень искусства. Актуальность данной темы в следующих моментах. Во-первых, она продиктована изменениями в исторической науке, которые происходят в последние десятилетия, включение аудио и видео-источников информации. Мультипликация, и визуальная история в целом, являются перспективным полем деятельности в изучении прошлого, к которому все чаще обращаются историки.
Во-вторых, актуальность связана и с развитием школьного образования, в рамках которого использование мультипликации является неотъемлемой частью, которая помогает решать немало задач. Поэтому использование мультипликации как средства воспитания уже давно отмечено не только учеными (педагогами психологами), но и обществом.
Проблема исследования
Состоит в том, что в сфере обучения мультипликационный фильм относительно новое явление и его использование производится редко по причине низкого количества данных фильмов. Сегодня в школах активно используют различные средства развития познавательного интереса в виде пособий, учебников, иллюстраций и презентаций.
Вместе с тем мультипликационный фильм на сегодняшний день востребован в образовательных учреждениях различного уровня и, на наш взгляд, обладает высоким потенциалом, развивающим познавательную деятельность у учащихся. Мультипликация позволяет учителю показать наглядный материал, либо помочь в закреплении ранее полученных знаний. Педагог на уроках может использовать различные образовательные мультипликационные фильмы, чтобы заинтересовать детей темой обучения и переключить внимание для более качественного усвоения материала. Подача знаний, благодаря мультипликационным фильмам проходит быстрее и более эффективно, так как задействует сразу несколько уровней познания, такие как визуальный и звуковой.
Степень изученности
Проблема применения мультипликации в изучении темы «Холодная война» на уроках нашла отражение в современной методической литературе. Этот вопрос рассмотрен с философской, с психолого-педагогической и с филологической точки зрения. Все исследования можно поделить на несколько основных категорий:
1 группа — это работы по современным визуальным средствам обучения в частности видеоматериалам.
2 группа работ — по истории мультипликации;
3 группа работ — по практическому использованию мультипликации на уроках истории (методический и воспитательный аспект).
1 группа исследований.
В процессе работы над диссертацией нами были изучены научные статьи, учебники и учебные пособия, посвященные проблемам применения мультипликации на уроках истории. Д.Н. Никифоров комплексно рассматривает опыт применения образовательных мультипликационных источников и их популярность в нашей стране1. П.В. Гора, повествует нам о пользе мультипликации, рассматривая их сущность в рамках исторического процесса2. О.М. Хлытина, приводит конкретные преимущества использования мультипликации как визуальных средств обучения3.
2 группа исследований. При написании работы были полезны исследования таких авторов, как Э. Коля, в работе которого приводятся не только интересные факты , но и описывается сам процесс развития данного вида искусства4. Н.П. Ходатаев, один из основателей данной формы искусства, отзывался о феномене мультипликации, как о виде старейшей рекламы.5
В.Старевич, своей деятельностью внес большой вклад в развитие мультипликационного кинематографа. Он составил одно из наиболее правильных определений мультипликации. Автор считает, что мультипликация рассматривается не как жанр литературы, а как отдельный вид искусства6.
Благодаря режиссерам В.А. Бушкину, А.В. Иванову, мультипликация стала одним из ключевых элементов для советской политической пропаганды. В основном, существенными продуктами мультипликации стали сатирические фильмы и агитационные киноплакаты7. Из статей Е.С. Сенявской и А.А. Иголкина, мы можем познакомиться с аналитикой образов врагов и союзников, символов и знаков в мультипликациях периодов первой и второй мировых войн8.
3 группа исследований. Практическое применение мультипликации на уроках истории мы можем найти в работах Г.О. Аствацатурова. Автор приводит в своем исследовании конкретные преимущества использования мультипликационного фильма как визуального средство обучения, а именно образы, которые действительно позволяют лучше усвоить материал9.
Л.В. Кочегарова, пишет, что использование мультипликации в рамках школьного образования развивает аналитические навыки и способствует развитию мотивации к учению современного школьника10.
Для данного исследования будет интересна статья С.П. Сторожева и Н.Л. Микиденко, где образовательные учреждения должны возложить на себя миссию обеспечения медиаграмотности, обогатив традиционные воспитательно-образовательные методики программой медиаобразования на разных ступенях11.
Д.О. Юмашев рассматривает вопрос проектной деятельности, которая связана с мультипликацией в рамках школьного образования, способствует и эстетическому воспитанию подрастающего поколения12.
В статье Е.М. Кузнецова «О специфике мультипликации» выделяются особенности современной мультипликации. Мультипликация оказалась объектом научного интереса историков13. Например, М. В. Ромашова и В. В. Притуленко рассматривают мультипликацию в качестве одного из элементов формирования мировоззрения ребенка14.
Объект исследования - теоретические и практические аспекты применения мультипликации в процессе обучения истории в школе;
Предмет исследования - мультипликационный фильм как средство обучения на уроке истории в старших классах общеобразовательной школы;
Цель - выявление возможностей использования мультипликации и ее педагогического потенциала при обучении истории.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1.Определить потенциал мультипликации как визуального источника информации.
2. На основе документов, регламентирующих развитие современного образования, определить место визуальных средств обучения, в частности, мультипликации.
3.Оценить возможности мультипликационного фильма в преподавании истории в 10-11 классе.
4. Охарактеризовать структуру изучения периода «Холодной войны» в школьной образовательной программе.
5. На основе апробации охарактеризовать особенности использования мультипликации на уроках истории (в частности темы Холодной войны ) и разработать методические рекомендации.
Гипотеза исследования: Эффективным средством обучения является мультипликация, так как в современной школе она способна решать ряд образовательных задач, мотивировать и вызывать интерес к обучению учащихся, способствует успешному изучению темы Холодной войны.
Характеристика источников: Для достижения цели исследования был привлечен широкий круг источников. К первой группе источников относятся нормативные документы, такие как Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413)15, историко-культурный стандарт, проект концепции нового учебнометодического комплекса по Всеобщей истории16.
Ко второй группе источников относятся учебники и учебно-методические комплексы, рекомендованные Министерством образования, а также педагогические пособия для проведения уроков, согласно ФГОС. Учебник 2019 года «Всеобщая история. Новейшая история», базовый и углубленный уровни для 10 класса, авторов О.С. Сороко-Цюпа и А.О. Сороко-Цюпа, под редакцией А.А. Искендерова.17 История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. - начало XXI в. (базовый и углубленный уровни), Загладин Н.В., Белоусов Л.С., под ред. Карпова С.П., ООО «Русское слово учебник». История. Всеобщая история (углубленный уровень), Загладин Н.В., Симония Н.А., OOO «Русское слово - учебник»18.
Одним из главных источников стала онлайн-платформа для бесплатного дистанционного обучения мультипликации детей и подростков «Мультипликация и Я» Проект создан как масштабное практическое руководство по анимационному творчеству в разных техниках и жанрах - от идеи до окончательной обработки результата. Платформа ориентирована на детей всех возрастов и разного местоположения19.
Отдельную группу источников составили сами мультфильмы: «Скорая помощь» (1949, СССР), «Чужой голос» (1949, СССР), «Мистер Уолк» (1949, СССР), Анимационный фильм «Акционеры» (реж. Р. Давыдов, 1963), «Машенькин концерт» (реж. М. Пащенко, 1948), «Полет на Луну» (реж. З. Брумберг, В. Брумберг, 1953), «Чемпион» (реж. А. Иванов, 1948), «Муравьишка-хвастунишка» (реж. В. Полковников, 1961), «Шайбу! Шайбу!» (реж. Б. Дежкин, 1964), «Дорогая копейка» (реж. И. Аксенчук, 1961), «Заокеанский репортер» (реж. Г. Ломидзе, 1961), «Миллионер» (, Ю. Прытков, 1963)20. Специфика данного источника заключается в том, что мультфильмы были сняты в годы холодной войны, выступали формой идеологического противостояния и идейного воспитания молодого поколения в СССР.....
В результате проведенного исследования мы сделаем следующие выводы:
Во-первых, изучив теоретическую литературу по данной теме, мы выявили, что мультипликация является особым видом искусства. Мультипликационное произведение обладает значительным
воспитательным потенциалом, интеграция в урок истории оказывает положительное влияние как на личность ребенка, так и на усвоение учебного материала. Изучив методическую литературу, выявили, что работ о взаимодействии исторических событий и мультфильмов на уроке мало. При этом чаще использование анимации рассматривается
в контексте дошкольного и начального школьного образования. Исходя из этого, приходится утверждать, что педагогический потенциал в школьном обучении реализуется не в полной мере.
Во-вторых, охарактеризовано организационно-методическое обеспечение процесса обучения, где рассмотрели возможности использования
мультипликационных фильмов в процессе исторического школьного образования, выявив подходы к работе с мультипликационными произведениями на уроках истории: обсуждение после просмотра, проблемный вопрос, прием сравнения и сопоставления, интеграция на этапе знакомства с историческим событием, созданию учеником собственного текста.
В-третьих, убедились, что с развитием технологий анимация, пользуется популярностью у детей любого возраста и у взрослых. Мультипликация оказывает определенное влияние на формирование личности ребенка, его мироощущение и взаимоотношения с другими людьми. Она органична для его мировосприятия в силу своей игровой природы, яркости и живости визуальных образов. Целесообразно включение мультипликации не только в досуг ребенка, но и в образовательный процесс.
В-четвертых, подготовка урока с использованием мультипликационного фильма от педагога требует больших затрат и времени. Необходимо взвесить собственные силы и оценить возможности . Многое зависит от умения педагога методически грамотно включить просмотр мультфильма в определенный этап урока: постановка учебной проблемы; формулирование проблемы,
планирование; открытие нового знания.
В-пятых, мы допускаем, что, созданная методически грамотно учебная ситуация на основе мультипликации, является единым механизмом реализации цели современного образования:
- формирование умения учиться, в ходе которого успешно решаются задачи полноценного развития школьника (умственное, нравственное, социальное, психическое), основанного на системно-деятельностном и личностноориентированном подходах и обогащение его эмоционально-творческого опыта (эстетический вкус и чувства, художественно-творческие способности).
Включение всех предложенных мультфильмов обосновывалось конкретной темой и этапом урока, целью интеграции с точки зрения метапредметности. После просмотра каждого мультфильма мы предлагаем вопросы и задания, инициирующие деятельность учащихся.
Подводя итог можно сказать, что современный школьник и учитель живет в эпоху информационных технологий, для которой характерна принципиально новая образовательная информационные средства обучения: аудио и видео, мультимедийные технологии и так далее. Следует отметить, что учителя-словесники сравнительно недавно стали приобщаться к современной информационной образовательной среде и искать новые методы, способы, приемы работы на уроке в стремительно меняющихся условиях. Так как современные дети преимущественно воспринимают и усваивают информацию через визуальные образы, видео становится одним из самых распространенных и востребованных источников получения информации, в том числе и в образовательной среде.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 20. 09.2021)
2. Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной
истории [Электронный ресурс]URL: http://www.tsput.ru/his seminar/progect.pdf (Дата обращения: 20.09. 2021)
3. Приказ о федеральном перечне учебников [Электронный ресурс] URL:
https: //docs.edu. gov.ru/document/1 a542c2a47065cfbd 1 ae8449adac2e7 7/ (Дата
обращения: 20.09.2021)
3. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Рабочая группа по подготовке концепции нового учебнометодического комплекса по отечественной истории. / /Министерство образования и науки, 2013. 80 с.
4. Проект профессионального стандарта педагога. // [Электронный ресурс] URL: https: //минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15- Профстандарт_педагога_(проект).pdf (дата обращения: 20.09.2021)
Учебно-методический комплекс.
5. «Всеобщая история. Новейшая история», базовый и углубленный уровни для 10 класса, авторов О.С. Сороко-Цюпа и А.О. Сороко-Цюпа, под редакцией А.А. Искендерова. - 2021.-289.с
6. Всеобщая история. Новейшее время (базовый уровень), Белоусов Л.С., Смирнов В.П., Мейер М.С., АО «Издательство Просвещение»;2020.-276.с
7. История. Всеобщая история (базовый и углубленный уровни), Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В, ООО «Дрофа»;2020.-261с
8. История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. - начало XXI в. (базовый и углубленный уровни), Загладин Н.В., Белоусов Л.С., под ред. Карпова С.П., ООО «Русское слово - учебник»;2020-221.с
9. История. Всеобщая история (базовый и углубленный уровни), Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Искровская Л.В., под ред. Мясникова В.С., ООО «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»;2021-311.с
10. История. Всеобщая история (базовый уровень), Уколова В.И., Ревякин А.В., под ред. Чубарьяна А.О., АО «Издательство Просвещение»;2018-243.с
Кинодокументы (мультипликация).
11. Советский мультфильм «Скорая помощь» (реж. Медведкин А.И., 1949);
12. Советский мультфильм «Чужой голос» (реж. Иванов-Вано И.П., 1949);
13. Советский мультфильм Анимационный фильм «Акционеры» (реж. Р. Давыдов, 1963)
14. Советский мультфильм «Машенькин концерт» (реж. М. Пащенко, 1948),.....46