Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения процесса трудоустройства молодых людей с инвалидностью 6
1.1. Трудоустройство людей с инвалидностью как социальный феномен ..6
1.2. Особенности готовности к трудоустройству молодых людей с
инвалидностью и работодателей 24
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Организация исследования готовности к трудоустройству молодых людей с инвалидностью и работодателей 34
2.1. Программа исследования готовности к трудоустройству молодых
людей с инвалидностью и работодателей 34
2.2. Исследование готовности к трудоустройству молодых людей с
инвалидностью и работодателей, анализ и интерпретация экспериментальных данных 41
2.3. Рекомендации по снижению проблем трудоустройства людей с
инвалидностью 50
Выводы по главе 2 53
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 65
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества приобретают особую актуальность проблемы качества жизни людей с инвалидностью, в том числе, таких его показателей как включенность в профессионально-трудовую деятельность, профессиональная самоактуализация и самореализация личности. Сегодня политика государства имеет курс на снижение изоляции и сегрегации таких граждан. Однако современное общество до сих пор ориентировано на стереотипы, связанные с осмыследнием невозможности самостоятельной жизни человека с инвалидностью, в частности, такой человек не рассматривается в качестве полноценного субъекта трудовой деятельности, он не способен или не желает работать, является иждивенцем, живёт на дотации государства и материальную поддержку семьи.
Современное развитие технологий, в том числе информационных, расширение возможностей получения среднего и профессионального образования приводит сегодняшних молодых людей к осознанию потребности в осуществлении профессионально-трудовой деятельности, что в дальнейшем позволит такому человеку стать самостоятельным и независимым от других, а также найти свое место в обществе, ощутить себя полноценным членом социума. К сожалению, человек с инвалидностью испытывает определенные специфические трудности в поиске работы, нередко нуждается в поддержке и сопровождении.
В нашей стране, как и во всем цивилизованном мире, приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости. Однако, несмотря на условия и наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в профессиональной деятельности, хотя имеют такую потребность, а также не каждый работодатель готов сегодня пойти на трудоустройство человека с особыми потребностями. По данным Федерального реестра инвалидов на начало 2018 г. официально трудоустроены лишь 26% от общего числа лиц с инвалидностью в трудоспособном возрасте (более 3,5 млн. чел.).
Организацию и проведение данного исследования актуализировало противоречие между потребностью государства и общества во включении людей с инвалидностью в профессионально-трудовую деятельность и недостаточным знанием об актуальном состоянии готовности к трудоустройству со стороны работодателей и инвалидов. Выделенное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы особенности готовности к трудоустройству у людей с инвалидностью и их потенциальных работодателей? В соответствии с проблемой были определены тема, объект, предмет, цель, задачи исследования, выдвинута гипотеза.
Тема выпускной квалификационной работы: «Готовность к трудоустройству молодых людей с инвалидностью и работодателей»
Объект исследования: процесс трудоустройства человека с
инвалидностью.
Предмет исследования: особенности готовности к трудоустройству молодых людей с инвалидностью и работодателей.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности готовности к трудоустройству молодых людей с инвалидностью и работодателей.
Задачи исследования:
• проанализировать социально-педагогическую, психологическую и правовую литературу по исследуемой теме;
• разработать методику диагностики готовности к трудоустройству молодых людей с инвалидностью и работодателей;
• организовать и провести исследование готовности к профессионально-трудовой деятельности молодых людей с инвалидностью и работодателей;
• проанализировать и интерпретировать данные, полученные в ходе экспериментальной работы;
- разработать рекомендации по снижению проблем трудоустройства молодых людей с инвалидностью.
Гипотеза исследования: для молодых людей с инвалидностью, проживающих в интернатном учреждении, характерен низкий уровень готовности к трудоустройству, проявляющийся в недостаточной сформированности когнитивного, эмоционально-ценностного и
мотивационно-деятельностного компонентов; для работодателей характерен низкий уровень готовности к трудоустройству людей с инвалидностью, обусловленный недостаточностью представлений о возможностях и потребностях в трудовой деятельности.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, классификация, систематизация литературы по проблеме готовности работодателей к трудоустройству молодых людей; эмпирические - метод полуструктурированного интервью, метод анкетирования, методы количественного и качественного анализа данных.
Информационно-эмпирическая база исследования: дом-интернат для инвалидов открытого типа (20 респондентов), организации и предприятия города Красноярска, являющиеся потенциальными работодателями (20 респондентов).
Изучив работы отечественных и зарубежных учёных, под готовностью к профессионально-трудовой деятельности мы понимаем систему интегративных свойств и качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающих результативность и успешность в работе. Готовность формируется в процессе непосредственной деятельности и является результатом профессиональной (трудовой) подготовки. Понятие «труд» рассматривается нами как вид человеческой деятельности, направленной на достижение практически полезного результата. Она осуществляется под влиянием необходимости и, в конечном счете, имеет целью изменение предметов окружающего мира, превращения их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Вместе с тем, профессиональное трудоустройство меняет самого человека, совершенствует его как субъекта трудовой деятельности, делает нужным современному социуму.
В нашем исследование мы затронули проблему готовности к трудоустройству молодых людей с инвалидностью и работодателей.
Проанализировав и интерпретировав результаты полученных данных, нами были сделаны следующие выводы:
1. Готовность к профессионально-трудовой деятельности молодых людей с инвалидностью, проживающих в интернатном учреждении, имеет уровень выше среднего. У респондентов отмечен хороший уровень представление об организации и выполнении трудовой деятельности, больше половины респондентов (80%) смогли подробно описать и перечислить свои профессионально-трудовые навыки. Но, к сожалению, только треть опрошенных молодых людей (35%) имеют опыт профессионально-трудовой деятельности, притом, что больше половины участников опроса уже имеет среднее специальное образование, либо находится на стадии обучения.
Кроме того мы установили высокий показатель мотивационно - деятельностного компонента: не было ни одного респондента, не отметившего личную значимость профессии в будущем, желание работать по профессии и получать заработную плату. Но лишь чуть больше половины из них (55%) отметили наивысший уровень мотивации к трудоустройству.
2. Готовность работодателей к трудоустройству людей с инвалидностью находится на низком уровне. В данном исследовании большинство работодателей согласились с мнением о ниобходимости трудоустройства лиц с инвалидностью, указали на знание нормативно правовой базы по данному вопросу. Так же, респонденты частично указали возможные дефициты сотрудника с инвалидностью, смогли предположить его особые потребности в процессе работы, ответить на нестандартные просьбы и разрешить спорные ситуационные вопросы, затрагивающие процесс рабочего коллектива. Но, к сожалению, подавляющее большинство респондентов оказалось не готово к действиям, связанным с сопровождением человека с инвалидностью в течение рабочего времени, а также к необходимой модернизации инфраструктуры личного пространства потенциального сотрудника с инвалидностью.
Необходимо так же отметить, что в процессе нашего исследования немало потенциальных работодателей отказывались от участия в опросе на подобную тему, оставляя данный вопрос без внимания, либо объясняя личной неактуальностью подобного случая.
1. Абрамов А. Н., Старобина Е. М. Индивидуальная профессиональная реабилитация молодых инвалидов // Актуальные вопросы профессиональной реабилитации инвалидов. СПБ., 1999. С. 46.
2. Агрба М. В. Старобина Е. М. Особенности профессиональной
реабилитации лиц с интеллектуальными нарушениями в сочетании с психической патологией // Медико-психолого-педагогическая
реабилитация лиц с комплексными нарушениями:
Сборник материалов науч.-практич. конференции. СПБ., 2001. С. 103-105.
3. Белый М. Во власть по пандусу// "Новые известия". - Режим доступа: http://ulpressa.ru/news/2010/04/28/article115366/. (2)
4. Большая юридическая энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. [3, с. 230]
5. Васенков Г. В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно-отсталых учащихся // Дефектология. 1998. №4. С. 40-46.
6. Видмер Т. Работа с инвалидами в Великобритании// Социальная работа. -2009. - N 4. - С. 16-18. [4,с.16]
7. Горденчук В. Г. Перспективы развития социальных технологий в сети психоневрологических стационарных учреждений // Реабилитация молодых инвалидов в психоневрологическом интернате. М., 2005. С. 5-8.
8. Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. М.: Академия, 2013. - 263 с.
9. Денисов В. В. Обзор законодательства других стран в сфере трудоустройства инвалидов. - Режим доступа: http://rabota.perspektiva- inva.ru/index.php?id=113&from=search&search_terms=&p=2. [6]
10. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПБ., 2007. - 392с.
11. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. - М.: Дело, 1999. [11, с. 221]
12. Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106). (1)
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 NH-ФКЗ) (13)
14. Красильников Д. П. Инвалиды на рынке труда. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zarplata.ru/book/news/6748/print.html (17)
15. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с....44