Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ЧАСТОБОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Родительские отношения: понятие, виды, структура 8
1.2. Особенности личности и социальной ситуации развития часто
болеющего ребенка раннего возраста 23
1.3. Условияэффективной организации работы с родителями часто
болеющих детей 21
Выводы по Главе 1 28
ГЛАВА 2.ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧАСТОБОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 30
2.1. Описание испытуемых и обоснование выбора методик 30
2.2. Результаты констатирующего исследования 41
2.3. Опыт организации работы с родителями часто болеющих
детей 45
2.4. Результаты контрольного исследования 50
Выводы по Главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Воспитание детей является одной из самых важных областей нашей жизни. Так как дети - это будущие творцы истории нашего государства, будущие граждане страны и мира. Важная роль в их воспитании принадлежит семье. Семейное воспитание - это общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов [23]. Изучением семейного воспитания занимается психология семьи. Психология семьи - молодая отрасль психологического знания, которая тесным образом связана с психологической практикой. Психология семьи - целостная психологическая дисциплина, включающая систему научных знаний из разных сфер психологического исследования, а также опыт практики оказания психологической помощи семье и семейного консультирования (О.А. Карабанова, Л.Б. Шнейдер) [6,с. 11]. Одной из проблем которую изучает данной вид психологического знания, являются детско-родительские отношения. Родительские отношения - это «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним»[40, с. 704]. Отношения - это результат отношения человека со средой, а в социальных общностях преобладают взаимоотношения, под которыми подразумевается взаимная позиция одной личности по отношению к другой, сопровождающиеся обратной связью. Проблема семейных взаимоотношений является особенно актуальной в настоящее время. Так как политика нашего государства направлена на защиту интересов детей. «Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» [15]. Все нормативные документы направлены на защиту детей, на соблюдение их прав и свобод. А нарушение этих прав и свобод несет за собой ответственность.
Актуальность.Проблема детско-родительских взаимосвязей является особенно актуальной и значимой в настоящее время. Так в этом возрасте ребенок получает все тепло, любовь и заботу от родителей, родитель - это один из единственных, кто общается с ребенком, учит его получать знания об окружающем мире, играть в игрушки, знакомит с другими детьми. К. Роджерс подчеркивает, что именно безусловное позитивное внимание родителя к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка. Ребенок осознает себя через отношение к нему близкого взрослого, и это отношение становится его внутренним самоощущением, сквозь которое он воспринимает окружающий мир. Отношение ребенка к себе и его представление о себе определяют его отношение к близким взрослым. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка [9, с. 1]. Положительное отношение взрослого к ребенку способствует формированию благоприятной эмоциональной сферы у воспитанника, вырабатывает позитивные эмоции, такие как радость, благодарность, спокойствие, интерес, надежду, гордость, веселье, благоговение, вдохновение, любовь.Сложные проблемные взаимоотношения родителя с ребенком приводят к формированию негативных эмоций у ребенка, к которым относятся -страх, тревожность, агрессия, беспокойство, раздражение.
Доверительные и доброжелательные детско-родительские отношения часто складываются в семьях, имеющих здоровых детей. Но в психологии выделяется такое понятие, как часто болеющие дети, в таковых семьях возникают проблемы во взаимосвязях детей и родителей. Актуальность вопроса изучения психологических особенностей часто болеющих детей связана с высоким уровнем заболеваемости детей в нашей стране (в чем сходятся исследователи проблемы А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, Т. М. Коценко, А. Г. Румянцев, В. Н. Касаткин и мн. др.). В национальном докладе о здоровье населения России отмечено, что число абсолютно здоровых детей снизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составляют 70 и 75%, а 15—20% имеют хронические заболевания. Часто болеющие дети (ЧБД), таким образом, являются самой большой группой детей, нуждающихся в системной медико-психолого-педагогической поддержке (Бадьина Н.П., 2004)[13, с. 153]. Семья оказывает важную роль на воспитание ребенка, как положительную так и отрицательную. Положительная заключается в защите и заботе, а отрицательная роль оказывает негативное воздействие на жизнь и здоровье детей. Чтобы не допустить и избежать дурного влияния на психику ребенка психологи и педагоги изучают детско-родительские отношения.
Проблему детско-родительских отношений изучали многие педагоги и исследователи. Среди них Р.В. Бортов, М.В. Быкова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова, которые видели важную роль семьи и семейного воспитания в раннем развитии ребенка. Проблему взаимоотношений в семье также изучали Е.А. Аркин,
A. В. Запорожец, А.С. Макаренко, А.Н. Леонтьев, Н.И. Лисина, В.К. Копырло,
B. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский.
Проблема детско-родительских отношений с часто-болеющими детьми остается не решенной исследователями, и постоянно привлекает их внимание, поэтому данную проблему мы постараемся разрешить в этой курсовой работе.
Цель исследования:теоретически обосновать и опытноэкспериментальным путем проверить эффективность условий организации работы с родителями часто болеющих детей 2-3 лет.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать родительские отношения: понятие, виды, структуру, функции, факторы.
2. Изучить особенности личности и социальной ситуации развития часто болеющего ребенка раннего возраста.
3. Изучить условияэффективной организации работы с родителями часто болеющих детей.
4. Охарактеризовать испытуемых и обосновать диагностический инструментарий.
5. Реализовать условия организации работы с родителями часто болеющего ребенка по формированию оптимального типа родительского отношения.
6. Оценить эффективность условий организации работы с родителями часто болеющего ребенка.
Предмет исследования: условияорганизации работы с родителями часто болеющих детей 2-3 лет.
Объект исследования:организации работы с родителями часто болеющих детей 2-3 лет.
Гипотеза исследования - организации работы с родителями часто болеющих детей 2-3 лет будет эффективной при реализации следующих условий:
1. обучение родителей способам предотвращения детских заболеваний;
2. оптимизации детско-родительских отношений в практикоориентированном детско-родительском тренинге.
Практическая значимость: в установлении оптимальных взаимоотношений родителей и детей путем выработки рекомендаций для родителей в условиях выявления взаимосвязи стиля воспитания с личностными качествами детей.
Для изучения темы и написания курсовой работы были использованы теоретические методы исследования, которые включаютанализ психологопедагогической и методической литературы, сравнение, обобщение, конкретизацию, а также эмпирические методы исследования, включающие эмпирический эксперимент, наблюдение, сравнение, опросник, тест, измерение, интерпретацию результатов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Психология семьи - достаточно молодая отрасль психологического знания. Одной из важных проблем её интересующих занимают детско- родительские отношения. В семье ребенок большое количество времени, именно семья - первый институт социализации ребенка, там он осваивает правила и нормы поведения, учиться говорить, размышлять, фантазировать, общается, играет. В нашей стране проблема детско-родительских отношений особенна, актуальна, так как принято множество законодательных актов и нормативных документов, посвященных защите и охране прав детей. Государство защищает интересы детей. В большинстве семей устанавливаются доброжелательные отношения с детьми, но встречаются семьи, в которых дети часто болеют, что влечет за собой проблемы в детско- родительских отношениях. Заболеваемость детей связана с ранним детским возрастом, с физическими особенностями организма, а также с экологической обстановкой в стране.
Изучением детско-родительских взаимоотношений занимались многие исследователи: Р.В. Бортов, М.В. Быкова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова и другие.
Понятие «родительское отношение» включает в себя субъективнооценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, характер приемов воздействия на ребенка, способ общения с ним. Данное отношение указывает на взаимосвязь родителя и ребенка. Педагоги выделяют следующие виды семейного воспитания: диктат, опека, «невмешательство», сотрудничество, паритет. Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны родитель оберегает своего ребенка от опасностей окружающего мира, а с другой ему необходимо научить ребенка быть самостоятельным, чтобы он смог сам решать все трудности и проблемы реальной жизни. Неправильные детско-родительские отношения часто ведут к возникновению различных проблем, которые приводят к нарушениям психического здоровья воспитанников (стрессам, агрессивности, тревожности).
В настоящее время согласно требованиям ФГОС ДОродители должны стать полноправными партнерами педагогов в воспитании детей. Семьи часто болеющих детей как никто другой нуждаются в особой поддержке педагогов и просветительской помощи детского сада. Для организации эффективной работы с родителями часто болеющих детей педагогам необходимо соблюдать следующие условия: привлекать родителей к жизни детского сада, просвещать родителей во время адаптации ребенка к дошкольному учреждению, следить за традициями семейного воспитания, узнавать семьи, посещать их, привлекать детей и родителей часто болеющего ребенка к совместному участию в праздникам и досугах, проводить тренинги, беседы, консультации, быть дружелюбными, приветливыми с родителями. Данные методы будут способствовать установлению дружеских детско-родительских отношений, а также благоприятно влиять на пребывание ребенка в ДО.
Для того чтобы выявить уровень детско-родительских отношений с часто болеющими детьми двух трех лет можно использовать различные методики: Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; методика PARI опросник родительских установок; методика идентификации детей с родителями опросник А.И. Захарова; методика «Мера заботы»; опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).
Нами была выбрана диагностика по методике Варга, Столина, а также по методике «Мера заботы». Было проведено констатирующее исследование в МБДОУ №XX города Краснодара, в котором участвовали 12 детей экспериментальной и 12 детей контрольной группы. В результате эксперимента было выявлено, что уровень отношений родителей со здоровыми детьми гораздо выше, чем с часто болеющими.
Сравнивая полученные результаты в контрольной и экспериментальной группе, можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе преобладающим был отрицательный уровень родительского отношения, как принятие - отвержение, 41% семей придерживались именно его, в отношениях с ребенком. 16,5% семей придерживались оптимального уровня «кооперация». Нейтральный уровень родительского отношения «Симбиоз» прослеживался в 16,5% семей, а «маленький неудачник» в 8,5%. 16,5% семей придерживались стиля отношений «авторитарнаягиперсоциализация». По второй методике было выявлено, что родители часто болеющих детей уделяют им излишнее внимание, они занимают детоцентристскую позицию по отношению к своим детям (58,5%), недостаточное внимание своим детям уделяют 25% опрошенных, только 16,5% родителей занимают должную позицию в воспитании детей.
В контрольной группе (здоровые дети) преобладающим был стиль детско-родительских отношений «кооперация», а остальных уровней придерживались по 8,5% семей. Это говорит о том, что в группе здоровых детей детско-родительские отношения находятся на должном уровне. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. Согласно второй методике в контрольной группе 50% родителей ведут себя правильно по отношению к детям, они уделяют достаточное внимание и дают им самостоятельность. Остальные позиции занимают по 25% опрошенных.
В результате чего нами были реализованы условия по организации работы с родителями часто болеющих детей 2-3 лет. В основу реализованных условий были положены разработки Марковской, Г ордона.
После реализации условий,нами было проведено контрольное исследование по изучению типа детско-родительских отношений, согласно которому были получены следующие результаты: оптимальные родительские отношения к ребёнку (кооперация) стали наблюдаться в 5 семьях (41,5%); нейтрального уровня(«симбиоз», «маленький неудачник») придерживались 3 семьи (25%);родительские отношения, которые носят отрицательный характер («гиперсоциализация», «принятие - отвержение») остались в 4 семьях (33,5%).
По второй методике было выявлено, что большая часть родителей часто болеющих детей, стали уделять им должное внимание (41,5%). 33,5% придерживались детоцентристской позиции, а 25% так и не нашли время для своих детей....
1. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М.: изд. «Политической литературы», 1987. 238 с.
2. Бу-Гусаим И.А. Детско-родительские отношения [электронный ресурс] // Мир психологии URL: http://www.persev.ru/article/detsko-roditelskie- otnosheniya (дата обращения 02.04.2019).
3. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. М.: Просвещение, 1985.180 с.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Питер, 2001. 144 с.
5. Добряков И.В., Заширинская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия.СПб.: Речь, 2007. 400 с.
6. Доманецкая Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие; Краснояр. гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. 212 с.
7. Илларионова И. В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет // Вестник ВятГУ. 2009. №2. С. 152-155.
8. Илларионова И. В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет // Вестник ВятГУ. 2009. №2. С. 152-155.
9. Исследования детско-родительских отношений [Электронный ресурс] // ПедагогикаURL: http://pedagogika/issledovaniya-detsko-roditelskix- otnoshenij.html(дата обращения 15.05.2019)
10. Ковалев С.В. Психология современнойсемьи. М.: Просвещение, 1988. 208 с.
11. Ковалевский В.А. Особенности эмоционально-волевого развития часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №3. С.77-81.
12. Коллектив авторов. Хрестоматия. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. СПб.:Речь, 2007. 400 с.
13. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969. 240 с.
14. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. - XLVI. 1993 с.
15. Конституция Российской Федерации 2018 / сост. Таранин А.Б. Москва: Издательство АСТ, 2018. 32 с....44