Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Работа №153665

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ЧАСТОБОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Родительские отношения: понятие, виды, структура 8
1.2. Особенности личности и социальной ситуации развития часто
болеющего ребенка раннего возраста 23
1.3. Условияэффективной организации работы с родителями часто
болеющих детей 21
Выводы по Главе 1 28
ГЛАВА 2.ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧАСТО­БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 30
2.1. Описание испытуемых и обоснование выбора методик 30
2.2. Результаты констатирующего исследования 41
2.3. Опыт организации работы с родителями часто болеющих
детей 45
2.4. Результаты контрольного исследования 50
Выводы по Главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Воспитание детей является одной из самых важных областей нашей жизни. Так как дети - это будущие творцы истории нашего государства, будущие граждане страны и мира. Важная роль в их воспитании принадлежит семье. Семейное воспитание - это общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов [23]. Изучением семейного воспитания занимается психология семьи. Психология семьи - молодая отрасль психологического знания, которая тесным образом связана с психологической практикой. Психология семьи - целостная психологическая дисциплина, включающая систему научных знаний из разных сфер психологического исследования, а также опыт практики оказания психологической помощи семье и семейного консультирования (О.А. Карабанова, Л.Б. Шнейдер) [6,с. 11]. Одной из проблем которую изучает данной вид психологического знания, являются детско-родительские отношения. Родительские отношения - это «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним»[40, с. 704]. Отношения - это результат отношения человека со средой, а в социальных общностях преобладают взаимоотношения, под которыми подразумевается взаимная позиция одной личности по отношению к другой, сопровождающиеся обратной связью. Проблема семейных взаимоотношений является особенно актуальной в настоящее время. Так как политика нашего государства направлена на защиту интересов детей. «Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» [15]. Все нормативные документы направлены на защиту детей, на соблюдение их прав и свобод. А нарушение этих прав и свобод несет за собой ответственность.
Актуальность.Проблема детско-родительских взаимосвязей является особенно актуальной и значимой в настоящее время. Так в этом возрасте ребенок получает все тепло, любовь и заботу от родителей, родитель - это один из единственных, кто общается с ребенком, учит его получать знания об окружающем мире, играть в игрушки, знакомит с другими детьми. К. Роджерс подчеркивает, что именно безусловное позитивное внимание родителя к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка. Ребенок осознает себя через отношение к нему близкого взрослого, и это отношение становится его внутренним самоощущением, сквозь которое он воспринимает окружающий мир. Отношение ребенка к себе и его представление о себе определяют его отношение к близким взрослым. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка [9, с. 1]. Положительное отношение взрослого к ребенку способствует формированию благоприятной эмоциональной сферы у воспитанника, вырабатывает позитивные эмоции, такие как радость, благодарность, спокойствие, интерес, надежду, гордость, веселье, благоговение, вдохновение, любовь.Сложные проблемные взаимоотношения родителя с ребенком приводят к формированию негативных эмоций у ребенка, к которым относятся -страх, тревожность, агрессия, беспокойство, раздражение.
Доверительные и доброжелательные детско-родительские отношения часто складываются в семьях, имеющих здоровых детей. Но в психологии выделяется такое понятие, как часто болеющие дети, в таковых семьях возникают проблемы во взаимосвязях детей и родителей. Актуальность вопроса изучения психологических особенностей часто болеющих детей связана с высоким уровнем заболеваемости детей в нашей стране (в чем сходятся исследователи проблемы А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, Т. М. Коценко, А. Г. Румянцев, В. Н. Касаткин и мн. др.). В национальном докладе о здоровье населения России отмечено, что число абсолютно здоровых детей снизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составляют 70 и 75%, а 15—20% имеют хронические заболевания. Часто болеющие дети (ЧБД), таким образом, являются самой большой группой детей, нуждающихся в системной медико-психолого-педагогической поддержке (Бадьина Н.П., 2004)[13, с. 153]. Семья оказывает важную роль на воспитание ребенка, как положительную так и отрицательную. Положительная заключается в защите и заботе, а отрицательная роль оказывает негативное воздействие на жизнь и здоровье детей. Чтобы не допустить и избежать дурного влияния на психику ребенка психологи и педагоги изучают детско-родительские отношения.
Проблему детско-родительских отношений изучали многие педагоги и исследователи. Среди них Р.В. Бортов, М.В. Быкова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова, которые видели важную роль семьи и семейного воспитания в раннем развитии ребенка. Проблему взаимоотношений в семье также изучали Е.А. Аркин,
A. В. Запорожец, А.С. Макаренко, А.Н. Леонтьев, Н.И. Лисина, В.К. Копырло,
B. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский.
Проблема детско-родительских отношений с часто-болеющими детьми остается не решенной исследователями, и постоянно привлекает их внимание, поэтому данную проблему мы постараемся разрешить в этой курсовой работе.
Цель исследования:теоретически обосновать и опытно­экспериментальным путем проверить эффективность условий организации работы с родителями часто болеющих детей 2-3 лет.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Охарактеризовать родительские отношения: понятие, виды, структуру, функции, факторы.
2. Изучить особенности личности и социальной ситуации развития часто болеющего ребенка раннего возраста.
3. Изучить условияэффективной организации работы с родителями часто болеющих детей.
4. Охарактеризовать испытуемых и обосновать диагностический инструментарий.
5. Реализовать условия организации работы с родителями часто болеющего ребенка по формированию оптимального типа родительского отношения.
6. Оценить эффективность условий организации работы с родителями часто болеющего ребенка.
Предмет исследования: условияорганизации работы с родителями часто болеющих детей 2-3 лет.
Объект исследования:организации работы с родителями часто болеющих детей 2-3 лет.
Гипотеза исследования - организации работы с родителями часто болеющих детей 2-3 лет будет эффективной при реализации следующих условий:
1. обучение родителей способам предотвращения детских заболеваний;
2. оптимизации детско-родительских отношений в практико­ориентированном детско-родительском тренинге.
Практическая значимость: в установлении оптимальных взаимоотношений родителей и детей путем выработки рекомендаций для родителей в условиях выявления взаимосвязи стиля воспитания с личностными качествами детей.
Для изучения темы и написания курсовой работы были использованы теоретические методы исследования, которые включаютанализ психолого­педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение, конкретизацию, а также эмпирические методы исследования, включающие эмпирический эксперимент, наблюдение, сравнение, опросник, тест, измерение, интерпретацию результатов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Психология семьи - достаточно молодая отрасль психологического знания. Одной из важных проблем её интересующих занимают детско- родительские отношения. В семье ребенок большое количество времени, именно семья - первый институт социализации ребенка, там он осваивает правила и нормы поведения, учиться говорить, размышлять, фантазировать, общается, играет. В нашей стране проблема детско-родительских отношений особенна, актуальна, так как принято множество законодательных актов и нормативных документов, посвященных защите и охране прав детей. Государство защищает интересы детей. В большинстве семей устанавливаются доброжелательные отношения с детьми, но встречаются семьи, в которых дети часто болеют, что влечет за собой проблемы в детско- родительских отношениях. Заболеваемость детей связана с ранним детским возрастом, с физическими особенностями организма, а также с экологической обстановкой в стране.
Изучением детско-родительских взаимоотношений занимались многие исследователи: Р.В. Бортов, М.В. Быкова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова и другие.
Понятие «родительское отношение» включает в себя субъективно­оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, характер приемов воздействия на ребенка, способ общения с ним. Данное отношение указывает на взаимосвязь родителя и ребенка. Педагоги выделяют следующие виды семейного воспитания: диктат, опека, «невмешательство», сотрудничество, паритет. Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны родитель оберегает своего ребенка от опасностей окружающего мира, а с другой ему необходимо научить ребенка быть самостоятельным, чтобы он смог сам решать все трудности и проблемы реальной жизни. Неправильные детско-родительские отношения часто ведут к возникновению различных проблем, которые приводят к нарушениям психического здоровья воспитанников (стрессам, агрессивности, тревожности).
В настоящее время согласно требованиям ФГОС ДОродители должны стать полноправными партнерами педагогов в воспитании детей. Семьи часто болеющих детей как никто другой нуждаются в особой поддержке педагогов и просветительской помощи детского сада. Для организации эффективной работы с родителями часто болеющих детей педагогам необходимо соблюдать следующие условия: привлекать родителей к жизни детского сада, просвещать родителей во время адаптации ребенка к дошкольному учреждению, следить за традициями семейного воспитания, узнавать семьи, посещать их, привлекать детей и родителей часто болеющего ребенка к совместному участию в праздникам и досугах, проводить тренинги, беседы, консультации, быть дружелюбными, приветливыми с родителями. Данные методы будут способствовать установлению дружеских детско-родительских отношений, а также благоприятно влиять на пребывание ребенка в ДО.
Для того чтобы выявить уровень детско-родительских отношений с часто болеющими детьми двух трех лет можно использовать различные методики: Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина; методика PARI опросник родительских установок; методика идентификации детей с родителями опросник А.И. Захарова; методика «Мера заботы»; опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).
Нами была выбрана диагностика по методике Варга, Столина, а также по методике «Мера заботы». Было проведено констатирующее исследование в МБДОУ №XX города Краснодара, в котором участвовали 12 детей экспериментальной и 12 детей контрольной группы. В результате эксперимента было выявлено, что уровень отношений родителей со здоровыми детьми гораздо выше, чем с часто болеющими.
Сравнивая полученные результаты в контрольной и экспериментальной группе, можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе преобладающим был отрицательный уровень родительского отношения, как принятие - отвержение, 41% семей придерживались именно его, в отношениях с ребенком. 16,5% семей придерживались оптимального уровня «кооперация». Нейтральный уровень родительского отношения «Симбиоз» прослеживался в 16,5% семей, а «маленький неудачник» в 8,5%. 16,5% семей придерживались стиля отношений «авторитарнаягиперсоциализация». По второй методике было выявлено, что родители часто болеющих детей уделяют им излишнее внимание, они занимают детоцентристскую позицию по отношению к своим детям (58,5%), недостаточное внимание своим детям уделяют 25% опрошенных, только 16,5% родителей занимают должную позицию в воспитании детей.
В контрольной группе (здоровые дети) преобладающим был стиль детско-родительских отношений «кооперация», а остальных уровней придерживались по 8,5% семей. Это говорит о том, что в группе здоровых детей детско-родительские отношения находятся на должном уровне. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. Согласно второй методике в контрольной группе 50% родителей ведут себя правильно по отношению к детям, они уделяют достаточное внимание и дают им самостоятельность. Остальные позиции занимают по 25% опрошенных.
В результате чего нами были реализованы условия по организации работы с родителями часто болеющих детей 2-3 лет. В основу реализованных условий были положены разработки Марковской, Г ордона.
После реализации условий,нами было проведено контрольное исследование по изучению типа детско-родительских отношений, согласно которому были получены следующие результаты: оптимальные родительские отношения к ребёнку (кооперация) стали наблюдаться в 5 семьях (41,5%); нейтрального уровня(«симбиоз», «маленький неудачник») придерживались 3 семьи (25%);родительские отношения, которые носят отрицательный характер («гиперсоциализация», «принятие - отвержение») остались в 4 семьях (33,5%).
По второй методике было выявлено, что большая часть родителей часто болеющих детей, стали уделять им должное внимание (41,5%). 33,5% придерживались детоцентристской позиции, а 25% так и не нашли время для своих детей....


1. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М.: изд. «Политической литературы», 1987. 238 с.
2. Бу-Гусаим И.А. Детско-родительские отношения [электронный ресурс] // Мир психологии URL: http://www.persev.ru/article/detsko-roditelskie- otnosheniya (дата обращения 02.04.2019).
3. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. М.: Просвещение, 1985.180 с.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Питер, 2001. 144 с.
5. Добряков И.В., Заширинская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия.СПб.: Речь, 2007. 400 с.
6. Доманецкая Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие; Краснояр. гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. 212 с.
7. Илларионова И. В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет // Вестник ВятГУ. 2009. №2. С. 152-155.
8. Илларионова И. В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет // Вестник ВятГУ. 2009. №2. С. 152-155.
9. Исследования детско-родительских отношений [Электронный ресурс] // ПедагогикаURL: http://pedagogika/issledovaniya-detsko-roditelskix- otnoshenij.html(дата обращения 15.05.2019)
10. Ковалев С.В. Психология современнойсемьи. М.: Просвещение, 1988. 208 с.
11. Ковалевский В.А. Особенности эмоционально-волевого развития часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №3. С.77-81.
12. Коллектив авторов. Хрестоматия. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. СПб.:Речь, 2007. 400 с.
13. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969. 240 с.
14. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. - XLVI. 1993 с.
15. Конституция Российской Федерации 2018 / сост. Таранин А.Б. Москва: Издательство АСТ, 2018. 32 с....44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ