Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОПЗНОШЕПИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С фонетико-фонематического НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №153663

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы нарушений звукопроизношения и фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников 6
1.1. Становление фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе... 6
1.2. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи 16
1.3. Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у
младших школьников 24
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей нарушения звукопроизношения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 34
2.1. Цель, задачи, методика и организация исследования 34
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
2.3. Методические рекомендации по коррекции звукопроизношения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи... 58
Заключение 68
Список использованной литературы 72
Приложения 76

Актуальность выбранной темы заключается в том, что речь, выполняя главную свою задачу - средство общения между людьми, является одной из высших психических функций. Она развивается по мере формирования мозга человека. Как и другие психические функции, речь может подвергаться различным нарушениям.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе начального образования, показывает, что количество детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети младшего школьного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. При этом, имея в норме физический слух и сохранный интеллект, они не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточно развитого
фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно в овладении письмом и чтением.
Формирование правильного звукопроизношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, а именно от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Сложное нарушение звукопроизношения может повлечь в дальнейшем за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка.
В процессе экспрессивной речи и произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не дифференцируют на слух близкие по звучанию и сходные по артикуляции звуки в слове. Человек может обладать всеми психофизическими задатками к воспроизводству и восприятию речи, но так и не сможет воспользоваться ими. Он не будет воспринимать звучащую речь, и сам не будет говорить, его задатки не превратятся в способности, в итоге не сможет владеть речью.
Изложенное определило проблему исследования: изучение
особенностей звукопроизношения и их коррекции у младших школьников с ФФНР.
Цель исследования: на основе анализа речи детей младшего школьного возраста с ФФНР выявить и описать особенности нарушений звукопроизношения, разработать методические рекомендации по коррекции звукопроизношения и восприятия звуков русского языка.
Объект исследования: звукопроизношение у младших школьников.
Предмет исследования: особенности звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с ФФНР.
Гипотеза исследования. Нарушения звукопроизношения у младших школьников с ФФНР носят полиморфный характер и выражаются в антропофонических (искажение, пропуски) и фонологических (замена, смещение) дефектах.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты изучения проблемы ФФНР.
2. Подобрать методики и провести констатирующий эксперимент по определению нарушений звукопроизношения у младших школьников с ФФНР.
Теоретической основой исследования являются: основные положения теории о единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский [6], А.Н. Леонтьев [21]); принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений онтогенеза (Л.С. Выготский [6], В.В. Лебединский [19], Д.Б. Эльконин [40]); концепция о способности к адаптации и компенсации в условиях выраженного фонетико­фонематического недоразвития; концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (Р.И. Лалаева [18], Р.Е. Левина [20], А.Р. Лурия [23], Т.Б. Филичева [33], Г.В. Чиркина [36], С.Н. Шаховская [22] и др.).
В соответствии с целью и задачами исследования применялись следующие методы: теоретический анализ лингвистической,
психологической, педагогической литературы по теме исследования; индивидуальное обследование устной и письменной речи; наблюдение за учебным процессом школьников; педагогический констатирующий и обучающий эксперименты; статистическая обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ экспериментального материала.
База исследования: МОУ СОШ № 53 г. Красноярска.
Практическая значимость исследования заключается в подборе и апробации диагностического инструментария для исследования нарушений звукопроизношения у младших школьников с ФФНР. Разработаны методические рекомендации по коррекции звукопроизношения у младших школьников с ФФНР. Материалы работы могут быть использованы специалистами, логопедами, учителями.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В онтогенезе развитие и становление фонетико-фонематической стороны речи происходит постепенно. Доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова.
Овладение звуками речи происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные раньше, чем язычные, взрывные - раньше, чем щелевые. В онтогенезе реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. ФФН объединяет: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию.
Особенности фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников проявляются в следующем. Замена детьми младшего школьного возраста некоторых звуков, более легкими по артикуляции. Дети младшего школьного возраста затрудняются дифференцированно произносить пары или группы звуков. Происходит замена одним звуков еще двух или трех звуков. Дети младшего школьного возраста смешивают звуки, то есть неустойчиво используют ряд звуков в произношении различных слов. В некоторых словах ученик может правильно употреблять звуки, а в других менять их на слова близкие по артикуляции. Искаженное произношение детьми младшего школьного возраста некоторых звуков. Дети могут дефектно произносить от двух до четырех звуков или иметь грамматически правильную речь, но на слух не видеть различий между множеством звуков, относящихся к разным группам.
Характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей младшего школьного возраста с ФФНР. Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.
Мы провели изучение особенностей нарушения звукопроизношения у 20 младших школьников с ФФНР. Для проведения обследования были подобраны 2 серии заданий. Обследование состояния звукопроизношения проводилось по общепринятой в логопедии методике, опубликованной в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной. Обследование фонематического восприятия проводилось по методике О.Б. Иншаковой.
Анализ обследования позволяет сделать вывод о том, что у всех детей с ФФНР нарушено звукопроизношение. Данные, полученные при обследовании возможности изолированного произнесения звука, произнесения звука в слогах разной конструкции, произнесения звука в предложении показали, что никто из детей не произносит правильно всех звуков. У всех обследованных детей нарушены фонематическое восприятие,
фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические
представления. Результаты исследования обусловливают необходимость логопедической коррекции, направленной на стабилизацию
вышеперечисленных показателей, что позволит создать позитивный фон для устранения речевых отклонений у детей с учетом особенностей нарушений.
Работу по коррекции звукопроизношения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи необходимо построить с учетом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся. Содержание работы мы разделили на 2 блока: коррекция звукопроизношения и коррекция фонематического недоразвития речи.
Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы в блоке «Коррекция звукопроизношения» делится на 2 этапа. Задача подготовительного этапа - развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. на этапе формирования произносительных умений и навыков. На этом этапе осуществляется: знакомство с артикуляцией звука; постановка звука;
коррекция звука; автоматизация поставленного звука.
После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками - блок «Коррекция фонематического недоразвития речи». При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно.
Наиболее эффективным видом сотрудничества с ребенком младшего школьного возраста является игра. В связи с этим разработаны методические рекомендации к проведению занятий, включающие в себя разнообразные игры в качестве основы логопедической работы на занятии.
Ожидается, что в итоге работы по коррекции звукопроизношения младшие школьники с ФФНР научатся:
• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• производить элементарный звуковой анализ и синтез;
• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
• различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
• овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.


1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно­методическое пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 110с.
2. Алмазова А.А., Шибанова А.А. Проблемы развития устных видов речевой деятельности у школьников с нарушениями речи // Проблемы современного образования. 2017. № 2. С. 123-131.
3. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М.: Национальный книжный центр, 2015. - 127 с.
4. Власова Т.А. Формирование произношения у детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2013. - 148 с.
5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений: 3-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2012. - 364 с.
6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. - 176с.
7. Гайдай М.Н. Совершенствование процесса подготовки детей с речевой патологией в школе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 3. С. 26-32.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М. : Просвещение, 2005. - 97с.
9. Жаренкова Г.И. Выявление недостатков речи у детей // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М.: Просвещение, 1995. - С.150-165.
10. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников // Начальная школа. 2017. № 11. С. 41-46.
11. Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. М.: Эксмо,
2014. - 120 с.
12. Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учебно-методическое пособие / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова. Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2014. - 274 с.
13. Зубкова Ю.С. Формирование звуко-слоговой структуры слова у младших школьников // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 60-65.
14. Иванова Н.В., Савина Я.А. Особенности звукопроизношения при
общем недоразвитии речи // Символ науки. 2017. №3. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-zvukoproiznosheniya-pri-obschem- nedorazvitii-rechi
15. Иншакова А.Г. Различные типы дислексии и их взаимосвязь с нарушениями речевого развития у младших школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 4. С.190-196....41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ