Только Word
Введение 4
Глава 1. Наскальное искусство северо-запада Хакасско-Минусинской котловины 9
1.1. История изучения археологических памятников 9
1.2. Археологические памятники (общая характеристика, современное
состояние) 16
1.2.1. Писаница Каратаг 16
1.2.2. Прилегающие археологические памятники 39
1.2.3. Писаница Четы-Гыз 55
1.2.4. Археологические памятники в подножии писаницы Четы-
Гыз 60
Глава 2. Проект музеефикации памятников северо-запада ХакасскоМинусинской котловины 62
2.1. Проблемы музеефикации петроглифов Среднего Енисея 62
2.2. Проект «Каратаг». Характеристика территории проектируемого
музея-заповедника 65
2.3. Инфраструктура музея-заповедника и модель основных
экскурсионных маршрутов 67
Глава 3. Использование музея-заповедника «Каратаг» в образовательных целях 71
3.1. Концепция развития образовательной деятельности музея 71
3.2. Использование музея-заповедника «Каратаг» в научнопознавательной деятельности 74
Заключение 78
Список литературы и источников 81
Список сокращений 87
Список иллюстраций 88
Иллюстрации 90
Сохранение историко-культурного рассматривается в современном мире как одно из важнейших направлений культурной политики любого государства.
В данной работе исследуются проблемы и методы музеефикации, изучения и сохранения объектов историко-культурного наследия на примере наскальных рисунков северо-западной части Минусинской котловины. На основании проведенной работы, можно проследить не только развитие методики фиксации изображений и создания музейных комплексов, направленных на их сохранение и популяризацию, но и изучить опыт сохранения наскальных рисунков на территории Красноярского края.
Под понятием «музеефикация» подразумевается направление музейной деятельности, направленное на преобразование историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности.
Актуальность исследования: Уникальным и значимым объектом древнего наскального творчества на территории Красноярского края является писаница Каратаг. Петроглифы охватывают широкий временной диапазон: от энеолита-эпохи бронзы до эпохи средневековья. Поражает разнообразие сюжетов и живописность образов. Привлекает содержательный аспект древних композиций. Петроглифы являются не просто древней художественной галереей, а древним культовым комплексом. Прилегающая к писаницам территория, на которой зафиксированы как погребальные, так и поселенческие комплексы подтверждают культовый статус памятников, имевших популярность в течение длительного времени. Данный объект стоит на учете в государственных органах охраны, но реальные охранноспасательные работы на них не производятся. Еще более актуальна проблема сохранения недавно выявленных памятников: изваяние Тегир-Тас-Обаа, менгир с петроглифами Большое Озеро, писаница Четы-Гыз и др.
Петроглифы, зафиксированные на скалах и курганных камнях, находятся в аварийном состоянии: под воздействием естественных эррозийных процессов плоскости растрескиваются и осыпаются, подвергаются разрушениям со стороны биообрастателей (мхи, лишайники, кустарники). Более того, возросшая популярность объектов привлекает массу посетителей. В результате неконтролируемого туризма в большом количестве появляются современные надписи, причем на плоскостях с древними композициями, поверх рисунков. Соответственно, требуются неотложные меры по сохранению и музеефикации памятника древнего наскального творчества - писаницы Каратаг и прилегающих к нему других археологических объектов с петроглифами (изваяния, менгиры, курганные могильники). В противном случае мы рискуем потерять для потомков уникальный комплекс объектов древнего историко-культурного наследия, что подчеркивает актуальность данной работы.
Научная новизна работы: Не смотря на проводимый комплекс мероприятий по сохранению объектов древнего историко-культурного наследия на территории нашего края, реальных действий, направленных на музеефикацию памятников археологии вообще и наскальных рисунков, в частности, в настоящее время, к сожалению, пока не наблюдается. Предлагаемая работа является одним из первых шагов на пути организации сети музеев-заповедников в нашем крае, создания благоприятных условий для охраны и использования памятников древнего наскального искусства, что подчеркивает новизну данного исследования.
Цели работы: сохранение и популяризация историко-культурного наследия Красноярского края.
Задачи исследования:
Проанализировать проблемные вопросы музеефикации петроглифов Среднего Енисея
Охарактеризовать петроглифы и прилегающие к ним археологические объекты на северо-западе Минусинской котловины
Разработать проект музеефикации объектов археологического наследия на территории Шарыповского района и вынести предложения по созданию экскурсионных маршрутов с необходимой инфраструктурой без ущерба для экологии территории археологического комплекса «Каратаг».
Предложить использование наскального искусства в образовательных целях (на примере проекта «Каратаг»).
Объектом исследования является проблема сохранения историкокультурного наследия Красноярского края
Предметом исследования являются памятники наскального искусства и прилегающие к ним археологические объекты северо-запада Минусинской котловины и их музеефикация.
Территориальные границы исследования: Северо-запад Хакасско - Минусинской котловины в границах Шарыповского района Красноярского края
Хронологические границы исследования: 18 в. - 2016 гг. Границы определены датой первого упоминания о наскальных рисунках в Шарыповском районе, а конечная дата определена последней проведенной экспедицией в указанном районе, на основании результатов которой можно сделать вполне определенные выводы.
Источники. Источниками работы являются: полевая документация археологических исследований (полевые дневники, чертежи, планы, копии наскальных рисунков), законодательные акты, архивные документы.
В качестве литературных источников использовались монографии и научные статьи, посвященные результатам исследования археологических памятников, проблемам музеефикации объектов историко-культурного наследия, а также нормативные акты, затрагивающие проблемы современного образования.
Методика исследования. Во время экспедиционных работ были использованы методы полевых исследований археологических объектов. При анализе зарубежного и отечественного опыта музеефикации памятников истории и культуры применялся сравнительно-сопоставительный подход, использовался принцип историзма. При разработке проекта создания музея- заповедника применялись методы научного и художественного проектирования, методы организации культурного туризма и экскурсионной деятельности, использовались стратегические и тактические подходы в разработке охранных мероприятий.
Апробация работы: По теме исследования были сделаны четыре публикации в научных сборниках, заслушано и обсуждено шесть докладов на региональных и общероссийских конференциях.
IV Научно-практическая конференция «Аннинские чтения - 2015» (Железногорск, 13 марта 2015 г.); XVI Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 15 апреля - 23 мая 2015 г.); V научно-практическая конференция «Аннинские чтения - 2016» (Железногорск, 11 марта 2016 г.); LVI Российская (с международным участием) археолого-этнографическая конференция студентов и молодых ученых (РАЭСК - LVI) (Чита, 24-26 марта 2016 г.); XVII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 7 апреля - 26 мая 2016 г.); научно-практическая конференция XXVII
Мартьяновские чтения (Минусинск, декабрь 2016 г.).
Практическая значимость: Работа может быть использована как в научно-исследовательской, так и музейной, учебной работе. По ее материалам возможно написание научных статей, разработка спецкурсов, учебно-методических пособий по направлению «Музееведение». Результаты исследования могут найти практическое применение при разработке концепции и составлении проектной документации предполагаемого музея- заповедника, а также при разработке образовательных программ для общеобразовательных и высших учебных учреждений.
Структура магистерской диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, списка иллюстраций и иллюстраций в виде карт, фотографий и копий наскальных рисунков.
Основу культурного и природного наследия составляют природноархеологические ландшафты. Учитывая это, следует признать, что музеи- заповедники, национальные парки, музеи под открытым небом и т.п. являются оптимальными формами организации культурного пространства региона.
Проекты по музеефикации археологических памятников, и в частности наскальных рисунков успешно реализуются в зарубежных странах уже с XX в. Довольно много петроглифических музеев-заповедников под открытым небом за рубежом, особенно, - в Австралии, в странах Африки и в США. Из европейских стран большое внимание к этому виду историко-культурного наследия проявляется в скандинавских государствах. Однако, на территории России и стран СНГ такая деятельность началась намного позднее (втор. пол. XX в.) и сейчас находится на стадии активной разработки и принятия неотложных мер по сохранению объектов историко-культурного наследия.
На территории Хакасии в последние годы, благодаря принятию республиканской целевой программы «Популяризация объектов культурного наследия и развитие культурного туризма в Республике Хакасия на 20092013 годы», началась активная деятельность по созданию сети музеев- заповедников и музеев под открытым небом.
Не совсем удачно ситуация складывается в нашем регионе. На территории Красноярского края существует множество уникальных археологических объектов, в том числе, памятников наскальной живописи (например, Шалаболинскаая писаница, Ленкова гора, петроглифические комплексы Тепсей, Суханиха и др.), которые нуждаются в проведении ряда охранно-спасательных работ, предотвращении разрушения. Уникальным и значимым объектом древнего наскального творчества на территории северо- запада Минусинской котловины является писаница Каратаг. Петроглифы охватывают широкий временной интервал: от энеолита-эпохи бронзы до эпохи средневековья, являются важным историческим источником, иллюстрирующим различные стороны жизни древнего населения региона. Многие сюжеты писаницы имеют культовый характер. Петроглифы являются не просто древней художественной галереей, а древним святилищем, с которым сопряжены погребальные комплексы в подножии писаницы, одиночные камни с петроглифами на берегу озер, крепость на соседней горе Свялик. В комплексе с памятниками наскального искусства они формируют историко-культурное пространство древних святилищ, которые должны занять достойное место в культурно-просветительских проектах и обрести защиту от невежества и вандализма.
В настоящее время памятники находятся в аварийном положении. Они подвергаются как природному, так и антропогенному негативным воздействиям. Одной из наиболее эффективных мер, по приостановке разрушения объектов историко-культурного наследия, является создание особо охраняемых территорий природного и историко-культурного значения.
Успешное решение вопросов об организации историко-культурного заповедника и археолого-этнографического музея «писаница Каратаг» позволит решить задачи научного, образовательного, воспитательного, просветительского характера: - пропаганда и популяризация историкокультурного наследия; - развитие научно-познавательного интереса к древнему искусству; - повышение общеобразовательного исторического уровня у молодежи; - развитие научного и других видов туризма на территории края; - изучение и сохранение древнего историко-культурного наследия.
Заповедный статус территории и музейная сохранность объектов на её площади, квалифицированная экскурсионная деятельность и
контролированный туризм, регламентированная научно-исследовательская деятельность могут быть реально гарантированы при наличии соответствующего учреждения культуры с полагающимся штатом профессиональных работников.
На северо-западе Минусинской котловины, помимо Каратага, есть другие объекты (писаницы Кедровая и Читыгис), которые также необходимо музеефицировать, сохранить для будущих поколений.
Предлагаемая разработка носит рекомендательный характер, определяет основные перспективы и направления создания условий для сохранения и музеефикации петроглифов на территории Шарыповского района, организации туристско-экскурсионного показа археологических памятников (в первую очередь наскального искусства) с одновременным сохранением их природного окружения и требует дальнейшего своего развития.
1. Адрианов А. Курганография Сибири // Сибирская газета (приложение). 1884. 14 июля.
2. Адрианов А.В. Отчет по обследованию писаниц Минусинского края // ИРКИСВА, 1910. Сер. 1. № 10. С.41-53.
3. Аланд Е.Ю. Опыт музеефикации археологических объектов в Республике Хакасия // Мартьяновские краеведческие чтения (2010-2011 гг.). Вып. VII. Сборник докладов и сообщений. Абакан. ООО «Кооператив «Журналист», 2012. С. 193-195.
4. Булатов Н.М. Проблемы музеефикации археологических памятников // Археологический фактор в планировочной организации территории. М., 1997. С. 77.
5. Булатов Н. М. Принципы организации археологических музеев- заповедников // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1975. Вып. 3. С. 30-33.
6. Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях среднего Енисея - Л.: Наука, 1986. 161 с.
7. Воскресенская Л.П. Организация открытого показа археологических памятников в РСФСР. М., 1969. 68 с.
8. Галкина Е. Л. Музеи под открытым небом.// Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М.,1982. С.4557;
9. Галкина Е. А. Музеи под открытым небом в РСФСР (современное состояние и перспективы развития) // На пути к музею XXI века. М., 1989. С. 87-101.
10. Готлиб А.И., Подольский М.Л. Све - горные сооружения Минусинской котловины. СПб., 2008. С. 19-20.
11. Горнова М.И. Проект сохранения историко-археологического памятника в пункте первом каменной гряды у села Сикачи -Алян Хабаровского края. Хабаровск, 2000. 32 с.
12. Государственная стратегия формирования системы
достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев- заповедников Российской федерации. М. 2009. С. 2.
13. Де Йонг Адриан, Сноугорд Митте. Первые музеи под открытым небом: о народных традициях - музейными средствами // Museum. № 1. 1993. С. 27-33.
14. Дорохина А.А., Ануфриева Е.И., Пахомова Т.А., Кочкина Е.И. Проект музея-заповедника «Шалаболинская писиница» // Мартьяновские краеведческие чтения. (2012-2013 гг.). Вып.УШ. Минусинск, 2014. С.96-97....50