Среди актуальных вопросов системы образования остается состояние физиологического, психического, духовно-нравственного здоровья участников образовательной деятельности [4].
Исследования Института возрастной физиологии показывают, что традиционная организация образовательного процесса способствует регулярным стрессовым перегрузкам обучающихся, что приводит к поломкам механизмов саморегуляции физиологических функций и способствует развитию хронических заболеваний. Как итог действующая система образования имеет здоровьезатратный характер [3].
В Национальной доктрине образования Российской Федерации в числе первостепенных задач стоит физическое воспитание детей в сфере образования. По причине того, что направленность на активные виды преподавания, переключение с репродуктивных на продуктивные модели значительно увеличивают напряженность ученического труда, вопрос внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс был актуален еще в Постановлении Правительства РФ от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» [41].
Данная тема остается актуальной до настоящего времени не только в России, но и других странах мира. Условия жизни детей и в большинстве своем условия обучения в образовательной организации (ОО) обуславливают их физическое и психическое развитие, социально-психологическую и медикофизиологическую адаптацию.
Дети от 6 до 17 лет пребывают в образовательных организациях более 70% времениих бодрствования. В этом же возрастном промежутке формируется здоровье на всю оставшуюся жизнь, происходит рост и развитие. Организм становится более восприимчив к экзогенным факторам окружающей среды.
Данные литературных источников по вопросам здоровья обучающихся, в образовательных организациях в России, подтверждают недостаточность проводимых работ по укреплению и сохранению здоровья в большей части образовательных организаций. По данным исследований около 90% обучающихся ОО имеют отклонения в психическом и физическом развитии, а к практически здоровым относится около 14% выпускников школ [9].
Система современных требований, предъявляемых социумом к здоровью обучающихся, не соответствует фактически сложившейся системе педагогического руководства созданием, укреплением и сохранением здоровья участников образовательного процесса, что является актуальной проблемой образования.
В связи с тем, что образовательная организация является звеном социализации детей, где из числа прочих ценностей усваивается значимость здоровья, сформировывается мотивация сохранения своего здоровья и здоровья окружающих, здоровье и отношение к самочувствию обучающихся и педагогов играют важнейшую роль.
В ходе учебно-познавательного процесса большая часть обучающихся находится в состоянии хронического утомления, что способствует поддержанию организма в режиме постоянного нервно-психического истощения. В сложившихся обстоятельствах каждая информационнопознавательная методика обязана включать здоровьесберегающие компоненты.
Каждый год фиксируется снижение уровня здоровья детей и подростков по всей стране, адаптивные возможности подрастающего поколения ограничены. Реальные цифры, определяющие положение уровня здоровья детей за последний век, были невысокими и вплоть до окончания 80-х годов сохранялись в тайне от широкой публики [23].
В связи с чем, актуализируется потребность формирования в государстве механизма межрегиональной координации работы образовательных организаций, позволяющего осуществить концепцию постоянного безопасного и здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса на всех стадиях обучения [16].
Объект исследования: образовательный процесс в школе.
Предмет исследования: неблагоприятные факторы в образовательном процессе обучающихся 8-го класса.
Цель: выявить неблагоприятные факторы в образовательном процессе, влияющие на здоровье и учебную деятельность обучающихся 8-го класса и разработать методические рекомендации.
Задачи:
• Проанализировать неблагоприятные факторы, влияющие на здоровье и учебную деятельность обучающихся, а также изучить профилактические мероприятия, проводимые в школе.
• Выявить уровень знаний обучающихся в области здоровья человека и здорового образа жизни, а также школьные ситуации, влияющие на уровень их тревожности.
• Оценить учебно-организационные факторы риска в образовательном процессе обучающихся 8-го класса.
Гипотеза: В образовательном процессе обучающихся 8-го класса имеются неблагоприятные факторы, влияющие на здоровье и учебную деятельность.
Проанализировав проблемы системы здоровьесбережения в современной школе, выявили, что основными причинами, оказывающими негативное влияние на здоровье обучающихся, являются: психические перегрузки, монотонная учебная деятельность и высокие умственные нагрузки, недостаточная двигательная активность, неправильное питание, недостаток у детей знаний здорового образа жизни. По мнению ученых, питание и психологическое состояние играют ключевую роль в здоровье.
Наибольшее влияние на самочувствие учеников оказывает психологическое давление со стороны преподавателей, родителей, администрации. Так же большое значение имеет атмосфера в классном коллективе и общение со сверстниками. Для того, чтобы обучающиеся чувствовали себя комфортно во время учебного процесса преподаватель должен уметь организовать весь класс так, чтобы нагрузка распределялась на всех учеников равномерно, учитывая их индивидуальные возможности [11].
Важным компонентом здоровьесберегающей структуры в школе, для поддержания работоспособности и получения энергии, является организация рационального питания. Отсутствие питания или его неправильная реализация может привести к развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, заболеваниям сердца и сосудов, нервной системы, костей и суставов и разным онкологиям. Очень важно, чтобы и обучающиеся и их родители были хорошо осведомлены о необходимости правильного питания и придерживались его [2].
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности. Неудовлетворение потребности в движении в течении длительного времени приводит к развитию серьезных отклонений в состоянии здоровья, преждевременному старению и смерти. Введение в процесс обучения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий компенсирует недостаток двигательной активности во время уроков, но лишь частично. Остальную часть нехватки движения обучающиеся должны компенсировать вне школы, проводя свой досуг на спортивных секциях.
В наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, следовательно, ведущей линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни. Знания и умения вести здоровый образ жизни в основном приобретаются в образовательной организации во время урочной и внеурочной деятельности, многое при этом зависит от педагога. ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения - поведенческих факторов. На практике реализация данных форм поведения очень сложна. Формирование здоровья - это в первую очередь задача каждого человека. Начинать необходимо с формирования мотивации здоровья и ЗОЖ, поскольку данная мотивация является системообразующим фактором поведения.
В результате настоящей работы были сделаны следующие выводы:
• Помимо учебно-организационных факторов и гигиенических условий, влияющих на здоровье обучающихся, исследователи выделяют школьные факторы риска, ведущую роль среди которых занимает стрессовая педагогика, высокая интенсивность образовательного процесса и др., что усиливает значимость применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школе.
• В результате исследования выявили, что только 38,9% обучающихся имеют высокий уровень знаний в области ЗОЖ, 22,2% - средний, 38,9% - низкий, т.е. более половины обладают недостаточным уровнем знаний для сохранения и укрепления своего здоровья.
• Оценка влияния школьных ситуаций на состояние тревожности обучающихся выявила, что в исследуемом классе 72,2% обучающихся имеют средний уровень тревожности, 11,1% - высокий и 16,7% - низкий; наибольшую тревогу вызывают ситуации: «Сдача экзаменов», «Ожидание родителей с родительского собрания», ситуации связанные с выполнением контрольных работ.
• Выявили, что большинство обучающихся удовлетворены качеством питания - средний балл положительных ответов в испытуемой группе составляет 5,8 из 8; уровень организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ОО по мнению обучающихся соответствует среднему уровню (6,5 баллов из 10), по мнению педагога - 9 баллов.
1. Lipman F. How to be well: the 6 keys to a happy and healthy life. New York., 2018.
2. Sepel J. The healthy life.// Macmillan Australia., 2015.
3. Андреева И. Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников - актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России / И. Г. Андреева // Стандарты и мониторинг. - 2011. - №3. - С. 15-19.
4. Андрющенко Е. Здоровьесберегающие технологии и создание психологического комфорта в школе и на уроке / Е. Андрющенко // Воспитательная работа в школе. - 2014. - № 7. - С. 87-91.
5. Антипова Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе /Л.П. Антипова // Начальная школа. - 2011.- №8. - С.106-108.
6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михаилов, В.П. Соломин, Т.А. Беспамятных. - СПб.: Питер, 2009.
7. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Э.А. Арустамов, Г.В. Гуськов, А.Е. Волощенко. - М.: Дашков и К, 2009.
8. Беляев Г.Ю., Беляева А.В. Проблема формирования здорового образа жизни как ценностной модели воспитания (ЗОЖ-модели), соответствующей современной социальной ситуации / Г.Ю. Беляев, А.В. Беляева // Образование личности. -2014.- №2.- С. 48-54.
9. Будаева Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе / Н.А. Будаева // Начальная школа плюс до и после. - 2011.- №3. - С.32-36
10. Быков, Е. В. Интеграция образовательных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процесс // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. №4
11. Ваторопина С. В., Сепп М. Л. Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы // Молодой ученый. - 2018. - №42. - С. 52-56.
12. Гордеев Ю.А. Отношение учителей к здоровому образу жизни. / Ю.А. Гордеев, Л.А. Сывилькина // Управление современной школой. Завуч. - 2014. - № 6. - С.67-74.
13. Гурьев А.В. Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе / А.В. Гурьев // Стандарты и мониторинг. - 2011.- №3.- С.20-26
14. Еремина В. Мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы. / В. Еремина. // Качество образования в школе. - 2014. - № 3. - С.15-17.
15. Звездина М.Л. Особенности стандартов нового поколения в формировании здорового образа жизни школьников / М.Л. Звездина. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013.- № 5. - С.3-9....53