Глава 1. Социальная активность в психолого-педагогических
исследованиях
Понятие и сущность социальной активности
Особенности социальной активности младших школьников
1.3 Возможности внеурочной деятельности в формировании личности
младшего школьника
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальное изучение проявления социальной
активности у младших школьников.
2.1.Организация экспериментальной работы
Анализ полученных данных
Результаты изучения мотивов учащихся
Методические рекомендации
Выводы к главе 2
Заключение
Актуальность исследования. Социально - экономические изменения, происходящие в современном российском обществе в последние годы, предъявляют высокие требования к уровню социализации личности. Подвижность и изменчивость социума вызывают необходимость активного взаимодействия и преобразования личности.
Актуальность исследования проблемы социальной активности подростков обусловлена процессами демократизации общества, возрастания роли человеческого фактора во всех сферах общественного устройства, требованиями к практике социального воспитания.
И.Ф. Харламов определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.
А.В. Петровский определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Самый главный, определяющий принцип работы внеурочных занятий - добровольность. После общих познавательных интересов детей значительно расширяется, и это естественно ведет к обогащению их взаимоотношений. Со временем стираются границы между отличниками, хорошистами и троечниками.
Внеурочной деятельностью занимались С.И. Волкова, О.А. Захарова, С.Н. Кормишина, Е.С. Кочурова, М.И. Моро и др.
Проблема формирования социальной активности личности всегда была прямо или косвенно в центре внимания философов, педагогов, психологов и социологов. Философская и психолого - педагогическая мысль развивает идеи формирования социально активной личности, нашедшие отражение в трудах А. Гуддинса, А. Дистервега, Д.Дьюи, Э.Дюркгейма, Я.А. Коменского, П. Наторпа, Ж.-Ж.Руссо, П.П. Блонского, В.В. Зеньковского, А.В. Луначарского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина и др. Но проблема формирования социальной активности именно у младших школьников все еще недостаточно изучена. Именно это и позволило нам выбрать тему исследования: «Развитие социальной активности в младшем школьном возрасте в процессе внеурочной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить особенности социальной активности в младшем школьном возрасте, а также предложить методические рекомендации по ее формированию.
Объект исследования: социальная активность у младших школьников.
...
Актуальность исследования проблемы социальной активности подростков обусловлена процессами демократизации общества, возрастания роли человеческого фактора во всех сферах общественного устройства, требованиями времени к практике социального воспитания.
Целью нашего исследования было теоретическое обоснование и экспериментальное выявление особенности социальной активности в младшем школьном возрасте, а также предложение методических рекомендаций по ее формированию.
Для достижения поставленной цели мы изучали психологопедагогическую литературу по теме исследования, в ходе чего мы выявили, что: «Социальная активность - это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу».
Внеурочная деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Внеурочной деятельностью занимались С.И. Волкова, О.А. Захарова, С.Н. Кормишина, Е.С. Кочурова, М.И. Моро и др.
Проявление социальной активности школьников обуславливает система следующих мотивов: мотивы самоопределения и самоутверждения в различных социальных общностях; мотивы личностного престижа; мотивы личностных достижений; познавательные; индивидуальные; моральные мотивы.
На основе анализа научной литературы мы выделили критерии развития социальной активности у младших школьников: мотивационный, когнитивный, деятельностный.
В диагностический комплекс вошли следующие методики:
1. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности(Л.В.Байбородова)
2 Методика для изучения социализированности личности
учащегося(М.И.Рожков)
3 Методика определения общественной активности учащихся(Е.Н. Степанов)
Далее опытно-экспериментальным путём мы изучили уровень социальной активности у младших школьников. Он составил 18% низкий уровень- дети этого уровня безынициативны, равнодушны к делам коллектива или группы; характеризуются эгоистическими наклонностями и безразличным отношением к окружающей действительности. 53% средний уровень- учащиеся, которые характеризуются преобладанием узколичных мотивов долга и ответственности. Высокий уровень 29%. Учащиеся этого уровня характеризуются наличием мотивов самоопределения и самосовершенствования.
В данной работе мы представили пример пяти фрагментов занятий с детьми младшего школьного возраста, которые направлены на развитие социальной активности в процессе внеурочной деятельности.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования его результатов в практике преподавания в начальной школе.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, доказана, цель работы достигнута.
1. Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении // Психология учебной деятельности школьников. - М., 1982. -с.329
2. Андреева И.В. Педагогика и психология / Андреева И.В. - М.: Просвещение, 2003. - 368 с
3. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. - 1984. - с.214
4. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. - 1978. - с.270
5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996 - 565 с.
6. Антонова Н.А. Дополнительное образование как социологическая проблема: Автореферат дис.канд. философ, наук. - Екатеринбург, 1998. - 19 с.
7. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
8. Волков Б.С. Психология младших школьников / Волков Б.С. - М.: Просвещение, 2002. - 396 с.
9. Волочков А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте. - 1999. - № 5. - С. 10.
10. Власов В.А. Теория эстетического воспитания в России во II половине XIX - начале XX в. Дисс... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2000, 188 с.
11. Воронова М.А. Историко-педагогические основы современной системы дополнительного образования учащихся: Дис... канд. пед. наук - М., 2001 - 157 с
12. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней - 1997. -с. 147.
13. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Мин-во образования РФ, ОГПУ; под ред. Н.В.Сократова, - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003.-260 с.
14. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. 0317 «Педагогика дополнительного образования» / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н.Михайлова, - М.: ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
15. Жданова С.Н. Художественно-эстетическое освоение мира школьниками как социально-педагогическая проблема // Дополнительное образование №10, Москва: ИОСО РАО, С. 16-19, 2001
... всего 73 источников