Формирование регулятивных умений учащихся 5 классов в процессе обучения математике
|
Введение 1
Глава I. Психолого-педагогические основания формирования регулятивных умений учащихся при обучении математике 4
1.1. Регулятивные умения: основные понятия, структура 4
1.2. Формирование регулятивных умений учащихся на основе системно-деятельностного подхода 146
1.3. Методическая модель формирования регулятивных умений в процессе
обучения математики 22
Выводы по главе 1 29
Глава II. Методика формирования регулятивных умений учащихся 5 классов в процессе обучения математике 30
2.1. Постановка целей и содержание обучения математике, способствующие формированию регулятивных умений у учащихся 5 классов
2.2. Методы, формы и средства формирования регулятивных умений
учащихся 5 классов в процессе обучения математики 35
2.3. Апробация разработанной методики 502
Вывод по главе II 535
Заключение 546
Библиографический список 557
Приложение А 68
Приложение Б 74
Глава I. Психолого-педагогические основания формирования регулятивных умений учащихся при обучении математике 4
1.1. Регулятивные умения: основные понятия, структура 4
1.2. Формирование регулятивных умений учащихся на основе системно-деятельностного подхода 146
1.3. Методическая модель формирования регулятивных умений в процессе
обучения математики 22
Выводы по главе 1 29
Глава II. Методика формирования регулятивных умений учащихся 5 классов в процессе обучения математике 30
2.1. Постановка целей и содержание обучения математике, способствующие формированию регулятивных умений у учащихся 5 классов
2.2. Методы, формы и средства формирования регулятивных умений
учащихся 5 классов в процессе обучения математики 35
2.3. Апробация разработанной методики 502
Вывод по главе II 535
Заключение 546
Библиографический список 557
Приложение А 68
Приложение Б 74
Современное образовательное пространство развивается очень динамично. В принятых федеральных образовательных стандартах второго поколения (ФГОС) сформирован портрет выпускника школы на каждой степени образования. То есть, стандарты устанавливают обязательный минимум знаний, которыми должен обладать выпускник школы [Белянкова, 2016, с. 47].
Необходимость введения новых ФГОС обосновывается тем, что современному выпускнику недостаточно обладать предметными знаниями и умениями, он должен уметь самостоятельно искать способы решения поставленной задачи, определять свои цели, планировать деятельность, уметь давать оценку своим действиям и действиям партнёров.
Всё это должно быть сформировано у обучающихся согласно требованиям ФГОС. Таким образом, перед образовательным учреждением и перед педагогами стоит задача сформировать и развить личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные умения школьника в течение учебного процесса.
Отметим, что традиционный метод обучения не может выполнить поставленной задачи максимально, ошибочно представление, что универсальные учебные действия сформируются сами. В связи с эти перед учителями возникает проблема подбора, или разработки, новых и актуальных средств, методов и форм обучения которые позволят выпустить ученика соответствующего портрету описанного в ФГОС. [Бельских, 2016, с. 126¬129].
Формирование универсальных учебных действий сегодня уже осознана и принята учителями как необходимость, однако вопрос о том, как это сделать более эффективно и понятно остается открытым.
Анализ научных публикаций по теме исследования позволил отметить, что формирование УУД на уроках без особого упора на их развитие, не даёт требуемого результата. Как показывает практика, в таком случае универсальные учебные действия формируются частично и носят хаотичный характер.
Отметим, что большинство современных школьников не могут управлять своей учебной деятельностью или достаточно плохо это делают. Можно предположить, что у таких школьников плохо развиты регулятивные умения. Учитывая это учителям школы необходимо разработать комплекс заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий. В связи с чем, тема выпускной квалификационной работы «Формирование регулятивных универсальных учебных умений учащихся 5 классов при обучении математике» является актуальной.
Цель исследования: разработать методику формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в 5 классах.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5 классах.
Предмет исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий учащихся в формате требований ФГОС ООО к результатам обучения математике.
В связи с этим, нами была выдвинута гипотеза: формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 5 классов буде результативным, если целевой компонент обучения математике включает требования к сформированности регулятивных умений, содержание обучения математике обогащено соответствующим комплексом задач, а их решение проводится регулярно в условиях использования активных методов обучения.
Задачи исследования:
У Уточнить сущность и структуру понятия «регулятивные универсальные учебные действия учащихся» с учетом специфики предмета «Математика».
JРазработать методическую модель формирования регулятивных умений в процессе обучения математике в 5 классе.
JВыявить специфику и разработать методику обучения математике в 5 классах, ориентированную на формирование регулятивных умений обучающихся.
JОсуществить опытно-экспериментальную проверку результативности разработанной методики обучения математике в 5 классах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе представлено описание познавательных УУД, сущность системно-деятельностного подхода в обучении, средства, методы и форму обучения, а также модель формирования регулятивных универсальных учебных умений учащихся.
Во второй главе представлена и апробирована методика обучения математике в 5 классах, ориентированная на формирование регулятивных умений обучающихся.
Результаты проведенного выпускного квалификационного исследования докладывались на конференциях: Всероссийской научно¬практической конференции «Проблемы математики, её истории и методики преподавания на современном этапе» г. Пермь; Всероссийская научно¬практическая конференция студентов, аспирантов и школьников «Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы» г. Красноярск
Необходимость введения новых ФГОС обосновывается тем, что современному выпускнику недостаточно обладать предметными знаниями и умениями, он должен уметь самостоятельно искать способы решения поставленной задачи, определять свои цели, планировать деятельность, уметь давать оценку своим действиям и действиям партнёров.
Всё это должно быть сформировано у обучающихся согласно требованиям ФГОС. Таким образом, перед образовательным учреждением и перед педагогами стоит задача сформировать и развить личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные умения школьника в течение учебного процесса.
Отметим, что традиционный метод обучения не может выполнить поставленной задачи максимально, ошибочно представление, что универсальные учебные действия сформируются сами. В связи с эти перед учителями возникает проблема подбора, или разработки, новых и актуальных средств, методов и форм обучения которые позволят выпустить ученика соответствующего портрету описанного в ФГОС. [Бельских, 2016, с. 126¬129].
Формирование универсальных учебных действий сегодня уже осознана и принята учителями как необходимость, однако вопрос о том, как это сделать более эффективно и понятно остается открытым.
Анализ научных публикаций по теме исследования позволил отметить, что формирование УУД на уроках без особого упора на их развитие, не даёт требуемого результата. Как показывает практика, в таком случае универсальные учебные действия формируются частично и носят хаотичный характер.
Отметим, что большинство современных школьников не могут управлять своей учебной деятельностью или достаточно плохо это делают. Можно предположить, что у таких школьников плохо развиты регулятивные умения. Учитывая это учителям школы необходимо разработать комплекс заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий. В связи с чем, тема выпускной квалификационной работы «Формирование регулятивных универсальных учебных умений учащихся 5 классов при обучении математике» является актуальной.
Цель исследования: разработать методику формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в 5 классах.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5 классах.
Предмет исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий учащихся в формате требований ФГОС ООО к результатам обучения математике.
В связи с этим, нами была выдвинута гипотеза: формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 5 классов буде результативным, если целевой компонент обучения математике включает требования к сформированности регулятивных умений, содержание обучения математике обогащено соответствующим комплексом задач, а их решение проводится регулярно в условиях использования активных методов обучения.
Задачи исследования:
У Уточнить сущность и структуру понятия «регулятивные универсальные учебные действия учащихся» с учетом специфики предмета «Математика».
JРазработать методическую модель формирования регулятивных умений в процессе обучения математике в 5 классе.
JВыявить специфику и разработать методику обучения математике в 5 классах, ориентированную на формирование регулятивных умений обучающихся.
JОсуществить опытно-экспериментальную проверку результативности разработанной методики обучения математике в 5 классах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе представлено описание познавательных УУД, сущность системно-деятельностного подхода в обучении, средства, методы и форму обучения, а также модель формирования регулятивных универсальных учебных умений учащихся.
Во второй главе представлена и апробирована методика обучения математике в 5 классах, ориентированная на формирование регулятивных умений обучающихся.
Результаты проведенного выпускного квалификационного исследования докладывались на конференциях: Всероссийской научно¬практической конференции «Проблемы математики, её истории и методики преподавания на современном этапе» г. Пермь; Всероссийская научно¬практическая конференция студентов, аспирантов и школьников «Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы» г. Красноярск
В ходе работы были решены следующие задачи:
Jсоставлен и проаналитический, психолого-педагогический и методической обзор литературы по проблеме исследования;
Jконкретизирована составляющие регулятивных универсальных учебных действий учащихся с учетом специфики предмета «Математика»;
Jразработаны средства: комплекс задач для формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в 5 классе;
Jразработаны методические рекомендации направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий;
Jпроведена опытно-экспериментальная работа по реализации разработанных средств формирования регулятивных универсальных учебных действий.
В данной работе был проведён анализ методической и психолого-педагогической литературы, для выделения особенностей развития регулятивных универсальных учебных действий в рамках системно-деятельностного подхода в основной образовательной школе. Рассмотрены типы регулятивных умений, так же в работе указана конкретизация данных умений на предмет «Математика».
В ходе работы были подобраны методы, средства и формы обучения учащихся, которые способствуют формированию рассматриваемых умений в ходе учебного процесса. Данные средства обучения применялись на уроках в экспериментальной группе. В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено повышение уровня сформированности регулятивных УУД у экспериментальной группы, не смотря на то, что по начальным показателям уровня сформированности (%) контрольная группа была выше.
Таким образом, гипотеза подтверждена, все задачи решены, цели достигнуты.
Jсоставлен и проаналитический, психолого-педагогический и методической обзор литературы по проблеме исследования;
Jконкретизирована составляющие регулятивных универсальных учебных действий учащихся с учетом специфики предмета «Математика»;
Jразработаны средства: комплекс задач для формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в 5 классе;
Jразработаны методические рекомендации направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий;
Jпроведена опытно-экспериментальная работа по реализации разработанных средств формирования регулятивных универсальных учебных действий.
В данной работе был проведён анализ методической и психолого-педагогической литературы, для выделения особенностей развития регулятивных универсальных учебных действий в рамках системно-деятельностного подхода в основной образовательной школе. Рассмотрены типы регулятивных умений, так же в работе указана конкретизация данных умений на предмет «Математика».
В ходе работы были подобраны методы, средства и формы обучения учащихся, которые способствуют формированию рассматриваемых умений в ходе учебного процесса. Данные средства обучения применялись на уроках в экспериментальной группе. В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено повышение уровня сформированности регулятивных УУД у экспериментальной группы, не смотря на то, что по начальным показателям уровня сформированности (%) контрольная группа была выше.
Таким образом, гипотеза подтверждена, все задачи решены, цели достигнуты.
Подобные работы
- ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения математике учащихся 7 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Практико-ориентированные ситуации как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Методы развития навыков самоконтроля обучающихся 5 класса в процессе обучения математике
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Формирующее оценивание в процессе обучения математике в 5 - 6 классах как условие развития регулятивных умений обучающихся
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



