Введение 1
Глава I. Психолого-педагогические основания формирования регулятивных умений учащихся при обучении математике 4
1.1. Регулятивные умения: основные понятия, структура 4
1.2. Формирование регулятивных умений учащихся на основе системно-деятельностного подхода 146
1.3. Методическая модель формирования регулятивных умений в процессе
обучения математики 22
Выводы по главе 1 29
Глава II. Методика формирования регулятивных умений учащихся 5 классов в процессе обучения математике 30
2.1. Постановка целей и содержание обучения математике, способствующие формированию регулятивных умений у учащихся 5 классов
2.2. Методы, формы и средства формирования регулятивных умений
учащихся 5 классов в процессе обучения математики 35
2.3. Апробация разработанной методики 502
Вывод по главе II 535
Заключение 546
Библиографический список 557
Приложение А 68
Приложение Б 74
Современное образовательное пространство развивается очень динамично. В принятых федеральных образовательных стандартах второго поколения (ФГОС) сформирован портрет выпускника школы на каждой степени образования. То есть, стандарты устанавливают обязательный минимум знаний, которыми должен обладать выпускник школы [Белянкова, 2016, с. 47].
Необходимость введения новых ФГОС обосновывается тем, что современному выпускнику недостаточно обладать предметными знаниями и умениями, он должен уметь самостоятельно искать способы решения поставленной задачи, определять свои цели, планировать деятельность, уметь давать оценку своим действиям и действиям партнёров.
Всё это должно быть сформировано у обучающихся согласно требованиям ФГОС. Таким образом, перед образовательным учреждением и перед педагогами стоит задача сформировать и развить личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные умения школьника в течение учебного процесса.
Отметим, что традиционный метод обучения не может выполнить поставленной задачи максимально, ошибочно представление, что универсальные учебные действия сформируются сами. В связи с эти перед учителями возникает проблема подбора, или разработки, новых и актуальных средств, методов и форм обучения которые позволят выпустить ученика соответствующего портрету описанного в ФГОС. [Бельских, 2016, с. 126¬129].
Формирование универсальных учебных действий сегодня уже осознана и принята учителями как необходимость, однако вопрос о том, как это сделать более эффективно и понятно остается открытым.
Анализ научных публикаций по теме исследования позволил отметить, что формирование УУД на уроках без особого упора на их развитие, не даёт требуемого результата. Как показывает практика, в таком случае универсальные учебные действия формируются частично и носят хаотичный характер.
Отметим, что большинство современных школьников не могут управлять своей учебной деятельностью или достаточно плохо это делают. Можно предположить, что у таких школьников плохо развиты регулятивные умения. Учитывая это учителям школы необходимо разработать комплекс заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий. В связи с чем, тема выпускной квалификационной работы «Формирование регулятивных универсальных учебных умений учащихся 5 классов при обучении математике» является актуальной.
Цель исследования: разработать методику формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в 5 классах.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5 классах.
Предмет исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий учащихся в формате требований ФГОС ООО к результатам обучения математике.
В связи с этим, нами была выдвинута гипотеза: формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 5 классов буде результативным, если целевой компонент обучения математике включает требования к сформированности регулятивных умений, содержание обучения математике обогащено соответствующим комплексом задач, а их решение проводится регулярно в условиях использования активных методов обучения.
Задачи исследования:
У Уточнить сущность и структуру понятия «регулятивные универсальные учебные действия учащихся» с учетом специфики предмета «Математика».
JРазработать методическую модель формирования регулятивных умений в процессе обучения математике в 5 классе.
JВыявить специфику и разработать методику обучения математике в 5 классах, ориентированную на формирование регулятивных умений обучающихся.
JОсуществить опытно-экспериментальную проверку результативности разработанной методики обучения математике в 5 классах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе представлено описание познавательных УУД, сущность системно-деятельностного подхода в обучении, средства, методы и форму обучения, а также модель формирования регулятивных универсальных учебных умений учащихся.
Во второй главе представлена и апробирована методика обучения математике в 5 классах, ориентированная на формирование регулятивных умений обучающихся.
Результаты проведенного выпускного квалификационного исследования докладывались на конференциях: Всероссийской научно¬практической конференции «Проблемы математики, её истории и методики преподавания на современном этапе» г. Пермь; Всероссийская научно¬практическая конференция студентов, аспирантов и школьников «Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы» г. Красноярск
В ходе работы были решены следующие задачи:
Jсоставлен и проаналитический, психолого-педагогический и методической обзор литературы по проблеме исследования;
Jконкретизирована составляющие регулятивных универсальных учебных действий учащихся с учетом специфики предмета «Математика»;
Jразработаны средства: комплекс задач для формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в 5 классе;
Jразработаны методические рекомендации направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий;
Jпроведена опытно-экспериментальная работа по реализации разработанных средств формирования регулятивных универсальных учебных действий.
В данной работе был проведён анализ методической и психолого-педагогической литературы, для выделения особенностей развития регулятивных универсальных учебных действий в рамках системно-деятельностного подхода в основной образовательной школе. Рассмотрены типы регулятивных умений, так же в работе указана конкретизация данных умений на предмет «Математика».
В ходе работы были подобраны методы, средства и формы обучения учащихся, которые способствуют формированию рассматриваемых умений в ходе учебного процесса. Данные средства обучения применялись на уроках в экспериментальной группе. В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено повышение уровня сформированности регулятивных УУД у экспериментальной группы, не смотря на то, что по начальным показателям уровня сформированности (%) контрольная группа была выше.
Таким образом, гипотеза подтверждена, все задачи решены, цели достигнуты.
1. Академик [Электронный ресурс] URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf7ruwiki/204619(дата обращения: 29.10.2017)
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 159с
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. - М. - 2008.
5. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке
стандартов нового поколения - URL
https://docviewer.yandex.ru/view/102911743(дата обращения: 20.10.2017)
6. Багрова С.В. Системно - деятельностный подход как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы, 2015.-12с.
7. Баракова Е. А. О формировании регулятивных умений учащихся в процессе исследовательского обучения - URL https://elibrary.ru(дата обращения: 21.10.2017)
8. Белокрылова Е. В. Реализация системно-деятельностного подхода при решении математических задач [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 48-50. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11066/(дата обращения:
26.10.2017) .
9. Бельских М. А. Профессиональная деятельность учителя в условиях работы в современной информационной образовательной среде [Текст] //
Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 126-129. — URL https://moluch.ru/conf7ped/archive/191/10628/ (дата обращения:
23.10.2017) .
10. Белянкова Е. И. Решение правовых задач как средство развития универсальных учебных действий учащихся [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 47-50. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10908/(дата обращения:
12.11.2017) .
11. Бижова Т. В. Технология педагогического общения как средство
формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики) [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 52-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11057/ (дата обращения:
30.10.2017) .
12. Богоявленский, Д. Н. Приёмы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. - 1969. - № 2. - С. 12-18.
13. Болховская Е. В. Современные подходы к уроку [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10961/(дата обращения: 20.11.2017)
14. Боташева З. Х. Развитие самостоятельности будущих учителей в процессе их подготовки к решению прикладных задач по математике [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО
"Издательство АСГАРД", 2016. — С. 59-62. — URL
https://moluch.ru/conf7ped/archive/206/10962/(дата обращения: 27.10.2017)
15. Воробьёва Т.Г. Возможности формирования и развития регулятивные учебные действия средством технологии интегрированного обучения // Вектор науки ТГУ.Серия: Педагогика, психология. - №4. - 2011. - с.62-64
16. Воробьёва Т. Г. Проблема регулирования критериев оценки регулятивных учебных действий - URL: https://elibrary.ru(дата обращения: 13.11.2017)
17. Гаврилова Т.А, Хорошевский В.Ф.. Базы знаний интеллектуальных систем - СПб.: Питер, 2001. - 384 с., Уэно Х., Исидзука М. Представление и использование знаний. - М.: Мир, 1989. -326 с.
18. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Издво МГУ, 1985.
19. Гальперин П. Я.. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Книжный дом «Университет» Высшая школа, 2002. - 400 с.
20. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для студентов пед. Вузов. - М.: Высшая школа, 1986. -288 с.
21. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.:ИНТОР, 1996
22. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков и др. - М.: Просвещение, 2011. - 23 с.
23. Дёминой О. О. «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе» - https://e-koncept.ru/2015/45005.htm(дата обращения: 26.10.2017)
24. Дзида, Г. А. Развитие у учащихся познавательных умений в процессе решения учебных задач (На материале обучения естественноматематическим дисциплинам): Дис... д-ра пед. наук. / Г. А. Дзида. - Челябинск, 2001. - 296 c.
25. Дьяченко В.К. О рганизационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989.
26. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2003.
27. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 562 с.
28. Иванова Н.В. Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность младших школьников // Первое сентября. - 2011. - №7., с. 49
29. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.:Издво МГУ, 1986.
30. Инфоурок [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/kontrol-i- ocenka-sformirovannosti-universalnih-uchebnih-deystviy-u-uchaschihsya- pervoy-stupeni-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fg- 1775681.html(дата обращения: 25.10.2017)
31. Кабанова-Меллер, Е. Н. Структура и закономерности учебной деятельности в условиях развивающего обучения / Е. Н. Кабанова- Меллер // Структуры познавательной деятельности. - Владимир, 1976. - С. 22-41.
32. Ковылева Ю. Э. Работа с вопросами как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 153-156. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9505/(дата обращения: 10.12.2017).
33. Колпакова Н. В. О целеполагании на уроке с учётом требований стандарта второго поколения. - URL: https://elibrary.ru(дата обращения:
15.11.2017)
34. Комарова И.В. Роль вопросов в развитии исследовательских способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - №3. - 2011. - с.164-168.
35. Коновалова Е.Ю. Современные подходы по формированию умений чтения, фиксации и воспроизведения учебной информации // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - №3. - 2010. - с. 67-71.
36. Кравченко Н. В. Регулятивные УУД. Контроль, самоконтроль и коррекция действий - URL https ://multiurok.ru/files/rieghuliativnyie-uud- kontrol-samokontrol-i-korriek.html(дата обращения: 23.10.2017)
37. Кузнецова Е. А. Вопросы развития логического мышления на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 148-151. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10710/(дата обращения:
25.10.2017) .
38. Кузнецова О. В.. «Формирование регулятивных учебных действий на
основе безотметочного обучения» - URL
https://docviewer.yandex.ru/view/102911743(дата обращения: 20.10.2017)
39. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966. - 522 с.
40. Лисьих Л. В. Формирование самоконтроля как важного фактора
повышения качества образования младших школьников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 57-59. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10737/(дата обращения:
14.11.2017) .
41. Ляудина Д. В., Сиделева Н. А., Федченко А. В.. Формирование
регулятивных УУД при изучении линии «Уравнения» у учащихся 5-7 классов - URL http://pspu.ru/university/fakultety-i- instituty/matematicheskij/kafedry/kafedra-vysshej - matematiki/konferencii/konferencii Vseross17
42. Ляудина Д. В.. Комплекс упражнений как средство формирования регулятивных УУД обучающихся 5 классов на уроках математики - Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 18 мая 2017 г. / отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - 292 с.
43. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственное развитие школьника. - М.: Педагогика, 1989. - 324 с.
44. Менчинская Н. А. П роблемы учения и умственное развитие школьника. М., 1989.
45. Мерзляк А. Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 304 с.: ил.
46. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИН-ТЕГ. - 668 с с. 275
47. Образовательный портал [Электронный ресурс] URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/2831--q-2004-q.html(дата обращения: 17.11.2017)
48. Струкова Т.В. Основные формы учебной деятельности на уроках
математики - URL:http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
p1ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1%82%D 1 %8C%D0%B8/591332/ (дата обращения: 29.10.2017)
49. Папикян Т. А., Обмоина А. В. Состояние системы образования в современной России и ее актуальность [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г.
Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 13-16. — URL https://moluch.ru/conf7ped/archive/269/12813/(дата обращения:
10.11.2017) .
50. Пиаже, Ж. Психология интеллекта - URL:
http://royallib.com/book/piage gan/psihologiya intellekta.html (дата
обращения: 20.10.2017)
51. Пидкасистый П .И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 2004.
52. Подласый И.П. Педагогика Том1 - URL:
http://www.univer5.ru/pedagogika/pedagogika-tom1-podlasyiy-i.p/Page- 298.html(дата обращения: 22.10.2017)
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 705 с.
54. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г., Фпсихологическая диагностика развития младшего школьника. - М., МГППУ, 2006. - 210 с.
55. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
56. Стандарты 2004 г. и ФГОС второго поколения." [Электронный ресурс] -
URL http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/2831--q-2004-q.html
(дата обращения: 22.10.2017)
57. Талызина Н.Ф. Формирование приемов математического мышления. - М.: ТОО «Вентана Граф», 1995. - 130 с.
58. Тоистева О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России №2 - 2012 - С. 200-201.
59. Утеева, Р. А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе: Дисс... докт. пед. наук / Р. А. Утеева. - М., 1998. - 344 с.
60. Фадеева Е. А. Познавательные действия - URL https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe- obobshchenie/library/2014/06/19/poznavatelnye-uud(дата обращения: 20/10/2017)
61. Фарков, А. В. Обучаемость учащихся математике: проблемы диагностики. 5-11 классы / А. В. Фарков. - М.: ВАКО, 2015. - 240 с.
62. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. (ФГОС ООО) URL:
http://минобрнауки.рф/документы/938(дата обращения 29.09.2017).
63. Фисенко Т.И. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения - URL: www.allbest.ru(дата обращения:
26.10.2017)
64. Фролова Е. Ю. Понимание прочитанного при учебном и
самостоятельном чтении на уроках математики [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 78-80. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10743/(дата обращения:
20.11.2017) .
65. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
66. Хуторской А. В.. Формы, методы и приемы обучения / В кн. "Практикум по дидактике и современным методикам обучения". СПб: Питер, 2004.
67. Черкасов Р.С. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учебное пособие для студентов физ.-мат. Фак. Пед. Инстит. - М.: Просвещение, 1985. - 336 с.
68. Шкерина Л.В. Измерение и оценивание уровня сформированности профессиональных компетенций студентов-будущих учителей математики.Красноярск, 2014
69. Шкерина Л.В., Дьячук П.П. Индуктивный порог формирования алгоритмического процесса решения математических задач. Вестник КГПУ им. В,П. Астафьева.-№2.
70. Шкерина Л.В. Методика выявления и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций студентов- будущих учителей математики. Красноярск,2015
71. Шкерина Л.В. Новые стандарты - новое содержание и технологии обучения математике будущего учителя: проблемы и перспективы. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3.
72. Шкерина Л.В. Новые стандарты - новое содержание и технологии обучения математике: проблемы и перспективы // Инновации в образовании, 2014, № 12.
73. Шкерина Л.В. Организационно-методические условия формирования компетенций педагога в процессе теоретической подготовки в вузе. Педагогика и психология. №8, 2015
74. Шкерина Л.В. Пространственно-временные модели профессиональных компетенций студентов-будущих учителей. Психология обучения,2014.№4
75. Шкерина Л.В., Багачук А.В., Шашкина М.Б., Кейв М.А. Теоретические основы и технологии измерения и оценивания профессиональных компетенций студентов-будущих учителей математики.КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск,2013
76. Шкерина Л. В. Критериально-базисный подход к оцениванию универсальных учебных умений школьников при обучении математике. URL: https://elibrary.ru
77. Шкерина Л. В., Кейв М. А., Журавлёва Н. А., Берсенева О. В. Методика диагности универсальных учебных действий учащихся при обучении математике URL: https://elibrary.ru
78. Юсупова Э. Ф. Сущность педагогических инноваций в образовательном
процессе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 66-69. — URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9486/(дата обращения: 23.10.2017).
79. kopilkaurokov.ru-сайт для учителей [Электронный ресурс] URL: https://kopilkaurokov.ru/matematika/meropriyatia/formirovaniie- rieghuliativnykh-uud-na-urokakh-matiematiki(дата обращения: 15.11.2017)
80. Power R. J. D. Learning to count: a computational model of language acquisition - http://rspa.royalsocietypublishing.org/content/360/1701/301(дата обращения: 14.11.2017)
81. StudFiles Файловый архив студентов [Электронный ресурс] URL: https://studfiles.net/preview/2855345/(дата обращения: 07.11.2017)
82. Viski Saward. Mathematics delivering the advantage: the role of mathematicians in manufacturing and beyond - http://rspa.royalsocietypublishing.org/content/473/2201/20170094(дата обращения: 23.10.2017)
83. WebUrok.com: учебно-методические материала для учителей
[Электронный ресурс] URL:
https ://weburok.com/794991/%D0%A1 %D 1%82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8 C%D1%8F- %D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%9D%D0%A6%D0%98%D0%9F%D0% AB- %D0%A4%D0%9E%D0%A0%D0%9C%D0%98%D0%A0%D0%9E%D0% 92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%AF/(дата обращения: 27.10.2017)