Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования санитарно-гигиенических понятий на основе универсальных учебных действий при обучении биологии в 8 классе 6
1.1 Универсальные учебные действия: понятие и виды 6
1.2 Санитарно-гигиеническое воспитание в школе 10
1.3 Возможности формирования санитарно-гигиенических понятий
средствами современных учебно-методических комплектов по биологии 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию санитарно-гигиенических понятий в школьном курсе биологии на основе универсальных учебных действий в 8 классе 29
2.1 Разработка методического подхода к формированию санитарно¬
гигиенических понятий в школьном курсе биологии на основе универсальных учебных действий в 8 классе 29
2.2 Эффективность методического подхода к формированию санитарно-гигиенических понятий в школьном курсе биологии на основе универсальных учебных действий в 8 классе 46
Выводы 63
Литература 64
Приложение А 69
Приложение Б
Одним из приоритетных направлений развития отечественной системы образования является создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Действующим законодательством, регламентирующим образовательную сферу, предписывается создание в школах здоровьесберегающих сред.
Кроме того, формирование у учащихся культуры здорового образа жизни традиционно входит в число обязательных задач и направлений учебно-воспитательной работы в школы. Следовательно, вопросы формирования у обучающихся санитарно-гигиенических понятий всегда будут входить в число актуальных предметов для теоретических и прикладных исследований.
В условиях перехода от знаниевой образовательной парадигмы к компетентностной особую значимость приобретает формирование санитарно-гигиенических понятий на основе универсальных учебных действий - таких познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных действий, которые обеспечивают непрерывное развитие личности ребёнка, его академическую и социальную успешность.
Биология, как учебная дисциплина, обладает высоким потенциалом для формирования у обучающихся санитарно-гигиенических понятий, ведь именно этот предмет предназначен для изучения закономерностей и особенностей существования живых и неживых организмов, взаимодействия человека с окружающей средой. Однако зачастую потенциальные ресурсы учебных дисциплин не используются в полном объёме.
В этой связи существует объективная необходимость в поиске таких методических подходов к организации учебной деятельности учащихся на уроках биологии, которые способствовали бы формированию у обучающихся санитарно-гигиенических понятий в контексте освоения учебного материала на основе универсальных учебных действий.
Целью настоящего исследования является изучение методических условий формирования санитарно-гигиенических понятий на основе универсальных учебных действий при обучении биологии в 8 классе.
В качестве объекта исследования выступает образовательный процесс по биологии в школе, включающий формирование санитарно-гигиенических понятий на основе универсальных учебных действий. Предметом исследования являются методические условия формирования санитарно¬гигиенических понятий на основе универсальных учебных действий в школьном курсе биологии в 8 классе.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию санитарно-гигиенических понятий, направленных на формирование УУД.
Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в школьной практике при обучении биологии в 8 классе и выявить актуальный уровень сформированности санитарно-гигиенических понятий у обучающихся.
Провести апробацию и выявить эффективность разработанной системы по формированию санитарно-гигиенических понятий, направленных на формирование УУД на уроках биологии в 8 классе.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 70» г. Красноярска. В исследовании приняли участие учащиеся 8-х классов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ и обобщение психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования;
- анализ тестирования учащихся;
- анкетирование учителей
- методы математической статистики.
Исследование включало в себя три этапа:
1. Констатирующий этап. На данном этапе изучалась психолого-педагогическая литература, определялась методика проведения эксперимента, осуществлялась диагностика начального уровня развития интереса обучающихся к урокам биологии; проводилось анкетирование учителей биологии и обучающихся 8 класса.
2. Формирующий этап. На данном этапе исследования разрабатывалась и апробировалась экспериментальная методика формирования и развития предметных компетенций в процессе обучения биологии 8 классе.
3. Контрольный этап. На данном этапе проведен анализ, систематизация и обобщение данных, полученных в ходе педагогического исследования, формулировка выводов и оформление выпускной квалификационной работы.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования, состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений.
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования показало, что формирование санитарно-гигиенических понятий является одной из ключевых задач биологического образования в школе, а содержание биологического образования позволяет формировать эти понятия на уровне универсальных учебных действий.
2. Актуальный уровень сформированности санитарно-гигиенических понятий у обучающихся 8 классов характеризуется наличием достаточного уровня информированности, но довольно слабой ориентированностью на применение знакомых правил гигиены и санитарии в повседневной жизни.
3. Апробация предложенной системы по формированию санитарно-гигиенических понятий, направленных на формирование УУД на уроках биологии в 8 классе, показала её результативность, которая выражается в воздействии на познавательные УУД, то есть способность применять понятийный аппарат в повседневной жизни на деятельностном уровне.
1. Акулов А.А. Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении биологии // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-universalnyh-uchebnyh- deystviy-pri-obuchenii-biologii
2. Бахмутский А. Е. Содержание результатов общего образования и деятельность учителя // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2012. - № 148. - С. 77-86.
3. Белавина О.В. Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий в средней школе // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-diagnostika-sformirovannosti-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-sredney-shkole
4. Бойцова Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-obrazovatelnyh- rezultatov-uchaschihsya-v-sovremennoy-shkole
5. Витамины - правда и мифы. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://youtu.be/NgGGcuB2lrM
6. Воробьева Л.В. Гигиена, санология, экология: учебное пособие. - М.: Академия, 2011. - 343 с.
7. Галкина Е.А. Технологии обучения биологии: учебно¬
методическое пособие. - Красноярск: Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011. - 176 с.
8. Голикова Т.В. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие / Т.В. Голикова, Н.В. Иванова, В.М. Пакулова. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. - 260 с.
9. Голикова Т.В., Галкина Е.А., Пакулова В.М. Технологии и
методики обучения биологии. Традиционные образовательные технологии при обучении биологии в основной школе: учебное пособие. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 2009. - 168 с.
10. Драгомилов В.Н., Маш Р.Д. Биология. 8 класс. Человек. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 272 с.
11. Дроздов И.Н. Основные научные доводы за и против вегетарианства. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.drozdovland.ru/index.php?action=add&id=1726&add&rod=592
12. Ефанова Е.Н., Нишанбаева Н.А. Оценка сформированности
гигиенических навыков у детей школьного возраста в аспекте профилактики заразных кожных заболеваний // Электронная научная библиотека
«КиберЛенинка». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sformirovannosti-gigienicheskih-navykov- u-detey-shkolnogo-vozrasta-v-aspekte-profilaktiki-zaraznyh-kozhnyh-zabolevaniy
13. Зверев И.Д., Мягкова А.Н., Брунов Е.П. Воспитание в процессе обучения биологии. - М.: Просвещение, 1987. - 192 с.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата
современного образования // Компетенции в образовании: опыт
проектирования Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского - М.: Роспедагентство, 2009. - С. 117-126.
15. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. - М.: Академия, 2000. - 219 с.
16. Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1984. - 304 с.
17. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия, и зачем они нужны // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chto- takoe-universalnye-uchebnye-deystviya-i-zachem-oni-nuzhny
18. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Белов И.Н. Биология. Человек. 8кл.: учебник. - М.: Дрофа, 2000. - 289 с.
19. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Белов И.Н. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология». Человек. 8 кл. - М.: Дрофа, 2002. - 68 с.
20. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. - М.: Просвещение, 2014. - 292 с.
21. Кузнецова Л.В. Формирование культуры здоровья и физической культуры у школьников как приоритетная задача системы образования // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». - [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-zdorovya-i-fizicheskoy-kultury-u-shkolnikov-kak-prioritetnaya-zadacha-sistemy-obrazovaniya
22. Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. - М.: Владос, 2014. - 264 с.
23. Ляхович А.В. Методологические и идеологические подходы к гигиеническому обучению и антинаркотическому воспитанию в общеобразовательных школах // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-i-ideologicheskie-podhody-k-gigienicheskomu-obucheniyu-i-antinarkoticheskomu-vospitaniyu-v-obscheobrazovatelnyh
24. Марголина А. Вегетарианство и здоровье //Электронный научно-популярный журнал «Наука и жизнь». - [Электронный ресурс] - Режим доступа:https: //www.nkj .ru/archive/articles/17799/
25. Масленникова Ю.Л. Комплексная оценка влияния вегетарианской
и лактовегетарианской диет и их сочетания с регулярными мышечными нагрузками на показатели физической работоспособности и состав плазмы крови женщин: дисс. ... канд. биол. наук. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/kompleksnaya-otsenka-vliyaniya-
vegetarianskoi-i-laktovegetarianskoi-diet-i-ikh-sochetaniya-s
26. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. - Волгоград: Учитель, 2014. - 174 с.
27. Основы правильного питания и пищеварения. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:https: //www.youtube.com/watch?v=iVNlqgbN I4
28. Пакулова В.М., Иванова Н.В., Прохорчук Е.Н. Общая и частные методики обучения и воспитания по биологии: учебное пособие. - Красноярск: Б/И, 2014. - 165 с.
29. Пашкевич А.В. Компетентностно-ориентированный урок. - М.: Учитель, 2014. - 74 с.
30. Первая помощь при отравлении. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:https: //youtu. be/5DZk0JhZhc8
31. Первая помощь при пищевом отравлении. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://youtu.be/2CBb1fx8SN4
32. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Биология. Человек и его здоровье. - М.: Мнемозина, 2016. - 289 с.
33. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. - М.: Дрофа, 2014. - 290 с.
34. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии. - М.: Мнемозина, 2002. - 112 с.
35. Турчен Д.Н. Изменение образовательной парадигмы в конце 20 -
начале 21 века // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-obrazovatelnoy-paradigmy-v-xx-nachale-xxi-v
36. Турчен Д.Н. Концепция формирования универсальных учебных действий в современном российском образовании // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-formirovaniya-universalnyh- uchebnyh-deystviy-v-sovremennom-rossiyskom-obrazovanii
37. Тутельян В.А. Химический состав и калорийность российских продуктов питания: справочник. - М.: ДеЛи плюс; 2012.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - 3-е изд. - М.: ФИРО, 2017. - 61 с.
39. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / под ред. А. .Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 420 с.
40. Хорошая, научно обоснованная статья о вегетарианстве. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:https: //www.perunica.ru/zdrava/1292-xoroshaya-nauchno-obosnovannaya-statya-o.html
41. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьников. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
42. Чернова Н.Н. Психолого-педагогическое обоснование освоения учащимися санитарно-гигиенической культуры // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-obosnovanie-osvoeniya-uchaschimisya-sanitarno-gigienicheskoy-kultury
43. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие
технологии в образовательно-воспитательном процессе. - М.: Илекса,
Народное образование, 2001. - 400 с.
44. Юнацкая Т.А., Турчанинова М.С., Костина Н.Н. Гигиеническая
оценка питания вегетарианцев и лиц со смешанным питанием // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gigienicheskaya-otsenka-pitaniya-
vegetariantsev-i-lits-so-smeshannym-pitaniem
45. Яновский Л.Н. Медико-педагогическая основа работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mediko-pedagogicheskaya-osnova-raboty-po-sanitarno-gigienicheskomu-vospitaniyu-naseleniya