Введение 3
Актуальность исследования 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития скоростно-силовых качеств обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры 6
1.1. Общее представление основных физических качеств 6
1.2 Развитие скоростно-силовых качеств обучающихся младшего
школьного возрастав процессе урочной формы занятий физической культурой в школе 15
1.3 Методика развития скоростно-силовых качеств обучающихся
младшего школьного возраста на уроках физической культуры 26
Глава 2. Организация и методы исследования 41
2.1. Организация исследования 41
2.2 Методы исследования 41
Глава 3. Экспериментальная проверка комплексов физических упражнений для развития скоростно-силовых качеств обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры 44
3.1 Результаты анкетирования 44
3.3 Результаты и анализ опытно-экспериментальной работы по
развитию скоростно-силовых качеств обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры 50
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение
Актуальность исследования. В настоящее время в России активно пересматриваются подходы к приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни средствами физической культуры. Приоритетность вопросов развития физической культуры и спорта закреплена в таких документах как «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» и Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта на период до 2020 года».
Недостаточную двигательную активность обучающихся можно отнести к факторам риска. Международные исследования, проведенные ВОЗ в 2009-2010 гг. (Health behavior in School-Aged Children), выявило, что среди российских школьников необходимый уровень двигательной активности имеет только каждый шестой ребенок. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2013 году доля обучающихся, систематически занимающиеся физической культурой и спортом составляла 52,7 % от численности данной категории населения России. В связи с этим главой Российской Федерации был подписан Указ № 172 от 24 марта 2014 года о возрождение в стране Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», целью которого является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укрепления здоровья, гармоничном и всестороннем развитие личности, воспитание патриотизма и гражданственности, повышение качества жизни граждан Российской Федерации. Для решения важной государственной задачи возникает необходимость разработки содержания занятий физической культурой, а также комплексов физических упражнений, которые способствовали подготовки обучающихся к сдаче нормативов комплекса ГТО. В соответствии с ФГОС общего образования, утвержденными приказами Министерства образования и науки РФ от 6.10. 2009 г. № 373, от 17.12.2010 г. от 05.05.2014 г. № 413 и федерального компонента ГОС-2004 от 05.05.2014 г. № 1089 предметные результаты учебной дисциплины «Физическая культура» должны отражать умение выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений с учетом индивидуальных способностей и особенностей, состояния здоровья и режима учебной деятельности, использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха, в том числе при подготовке к выполнению нормативов испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного Комплекса ГТО. Для развития физической культуры в школах необходимо объединять усилия педагогов, совершенствовать педагогическое мастерство, пропагандировать здоровый образ жизни, обмениваться опытом, разрабатывать инновационные подходы к организации занятий. Актуальность проблемы и необходимость ее решения позволили сформулировать тему исследования: «Развитие скоростно-силовых качеств обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры».
Объект исследования: процесс физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие скоростно-силовых качеств мальчиков младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, внедрить комплексы физических упражнений, направленные на развитие скоростно-силовых качеств, обучающихся младшего школьного возраста, проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза исследования: развитие скоростно-силовых качеств обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры будет результативным, если:
- выявлены теоретические аспекты развития скоростно-силовых качеств обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры;
- обоснованы и разработаны комплексы физических упражнений, направленные на развитие скоростно-силовых качеств обучающихся младшего школьного уроках физической культуры;
- определена опытно-экспериментальным путем эффективность внедрения комплексов физических упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить литературные источники, связанные с процессом физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста;
2. Разработать и обосновать комплексы физических упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры;
З. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность внедрения комплексов физических упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
1. В настоящее время в России активно пересматриваются подходы к приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни средствами физической культуры. Президентом нашей страны поставлена конкретная и очень важная задача: «К 2020 году каждый второй гражданин России должен систематически заниматься физической культурой и спортом, а среди обучающихся таких должно быть не менее 80 %». Огромную роль в решение этой задачи играет учитель физической культуры, который способен активизировать двигательную активность обучающихся в урочное, и спортом во внеурочное время в соответствии с их индивидуальными интересами, потребностями и возможностями. Взаимосвязь этих форм позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся. Через физическое воспитание обучающийся превращает достижение физической культуры в личное достижение, в виде улучшения здоровья, повышения уровня физического развития и прочее. Необходимо объединить усилия педагогов для совершенствования педагогического мастерства, для пропаганды здорового образа жизни, обмена. опытом, разработки инновационных подходов к организации занятий физической культурой в школах.
2. На основе анкетирования и апробирования результатов внедрения комплексов физических упражнений для развития скоростно¬силовых качеств обучающихся младшего школьного возраста нами было выявлено, что около 46% выразили положительное отношение к занятиям физической культурой в школе. Отрицательное отношение ответили 5% опрошенных. Нами было выяснено, что только 29,1% респондентов имеют представление о физических, скоростно-силовых качествах, тогда как 70,9% не слышали ничего о данном направлении, но, несмотря на это, более 57% хотели бы попробовать развивать и совершенствовать скоростно-силовые качества на уроках по физической культуре в школах.
3. Результаты тестов подтверждают эффективность использования комплексов физических упражнений для развития скоростно-силовых качеств обучающихся младшего школьного возраста на уроках по физической культуре в школах, доказывают их положительное влияние на уровень физической подготовленности. В экспериментальной группе достоверно увеличились результаты в тестах на скорость и силу, что входило в задачу нашего исследования.
1. Азарова И. В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Омск, 1983. - 161 с.
2. Герасимова А.А., Чернова М.Б., Криволапчук И.А., Савушкина Е.В. Двигательная подготовленность детей 6-7 лет с разным исходным вегетативным тонусом. Наука без границ. 2017. № 7 (12). - С. 51-55.
3. Овчинникова А.Я. Динамика естественного развития скоростно-силовых способностей школьников ооо "АР-Консалт". 2015. - С. 66-67.
4. Ермолаева Н.В. Средства баскетбола: специальная физическая подготовка пятиклассников / Н.В. Ермолаева // Спорт в школе - Первое сентября. - 2013. - № 10. - С. 34-35.
5. Жарова О.Ю. Скоростно-силовая подготовка школьниц 7-12 лет различных соматических типов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04. - Краснодар, 2000. - 170 с. : ил.
6. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1(ред. от 28.02.2012)"Об образовании"
7. Здоровье - в школы: сборник статей по материалам II Международного конгресса учителей физической культуры. 30 июня - 4 июля 2010, г. Петрозаводск / Мин-во образования и науки РФ, Мин-во спорта, туризма и молодежной политики РФ, Мин-во образования РК и др. - Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2014. - 356 с.
8. Иванова Л.В., Бахарева Е.В. Формирование скоростно-силовых качеств у школьников на уроках физической культуры в малокомплектной сельской школе // Интернет-журнал «Мир науки», 2016. Том 4, № 2 http://mir- nauki.com/PDF/30PDMN216.pdf(доступ свободный).
9. Ильянкова Е.А., Родин М.А. Воспитание скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников [Электронный ресурс] / Е.А. Ильянкова, // Международный студенческий научный вестник. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1372/23047
10. Мукашев Р.И. К вопросу о развитии скоростно-силовых способностей у школьников 8-10 лет. Научный альманах. 2017. № 5-2 (31). - С. 72-74.
11. Каракулина И.П. Сила и ловкость: упражнения и игры с набивными мячами / И.П. Каракулина // Спорт в школе - Первое сентября. - 2013. - № 9. - С. 22-23.
12. Кондрашов Н.А.. Оценка развития скоростно-силовых качеств кадетов с учетом типа конституции / Н.А. Кондрашов // Сибирский учитель. -
2011. - № 5. - С. 40-42.
13. Кощеев Ю.В. Оцени себя сам: норматив выбирает ребенок: [самооценка двигательных действий] / Юрий Кощеев // Спорт в школе - Первое сентября. - 2014. - № 2. - С. 40-41.
14. Кувшинникова С.И., Лисицкая Т.С. Лестница-чудесница: по полу как по ступеням: [упражнения на напольной лестнице] / С.И. Кувшинникова, Т.С. Лисицкая // Спорт в школе - Первое сентября. - 2015. - № 3. - С. 50-52 : ил.. - (Школа. Урок)
15. Купцова К.Ю. Возрастные особенности школьников [Электронный ресурс] / Физкультура и спорт. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2015/01/13/vozrastnye- osobennosti-uchashchikhsya.
16. Куроптева Е.С. Не ущемляя достоинства: уроки, на которых
нужно быть честным: [самостоятельное тестирование на уроках
физкультуры] / Е.С. Куроптева // Спорт в школе - Первое сентября. - 2013. - № 7/8. - С. 25-26.
17. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник/ А. М. Максименко. - М: Физическая культуры, 2005. - 544 с.
18. Мартиросова Т.А. Биопедагогические процессы силовой тренировки в физическом воспитании обучающихся в школах. Матер. Всерос. науч. заоч. конф. - Тверь: Изд-во ООО «КУПОЛ», 2011. - С. 52-55.
19. Мартиросова Т.А. Биопедагогические процессы силовой тренировки в физическом воспитании обучающихся в школах. Матер. Всерос. науч. заоч. конф. - Тверь: Изд-во ООО «КУПОЛ», 2011. - С. 52-55.
20. Мартиросова Т.А. Принципы подбора и методика обучения общеразвивающих и специальных упражнений для развития силы на занятиях физической культуры. Всеросс. науч.- прак. конф. с межд. участ. - Новосибирск, 2009. - С. 31 - 34.
21. Мартиросова Т.А. Физическая культура и ее влияние на человека Слобожанский научно - спортивный Вестник. №3. Харьков: ХДАФК, 2013. - С 217- 220.
22. Нестеров В.А. Этапность развития физических качеств у детей школьного возраста, проживающих в различных климато-географических условиях [Электронный ресурс] / В.А. Нестеров // Физкультура и спорт. - Режим доступа: http://www.tnu.in.ua/study/refs/d126/file1192326.html
23. Нестеров-, Н.М. Должникова О.М. Скоростно-силовые качества юных спортсменов [Электронный ресурс] / Физкультура и спорт. - Режим доступа:https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2013/03/16/skorostno-silovye-kachestva-yunykh-sportsmenov.
24. Гулидин Л.К., Федоров В.В. Новые подходы к скоростно-силовой подготовке школьников на уроках физической культуры Весшк Вщебска гадзяржаунага ушверсггэта. 2005. № 2 (36). С. 50-54.
25. Обухова Н.Б. Принципы стандартной тренировочной программы для развития скоростно-силовых качеств у детей 9-10 лет / Н.Б. Обухова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Выпуск 4, 2002 . - С. 33-34.
26. Обухова Н.Б. Стимулируемое развитие скоростно-силовых качеств у детей 9-10 лет с использованием специализированного учебно- 58
тренировочного модуля: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Сургут, 2002. - 149 с.
27. Овсянникова М.И. Преобразование скорости: обучение метанию мяча с разбега / М.П. Овсянникова // Спорт в школе - Первое сентября. - 2013. - № 9. - С. 18-21.
28. Сюрвасева Е.Н. Особенности скоростно-силовой подготовки детей младшего школьного возраста InSitu. 2016. № 2. - С. 32-34.
29. Власов В.В., Эткина Т.С. Развитие скоростно-силовых способностей школьников 1-4 классов в процессе занятий физической культурой. Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 3-1 (70). - С. 13-18.
30. Туманцев В.М. Развитие физических качеств у школьников.
Культура физическая и здоровье. 2016. № 1 (56). - С. 63-65.
31. Рогожин В.А. Легкая атлетика в начальной школе:
проектирование уроков / В.А. Рогожин // Спорт в школе - Первое сентября. -
2012. - № 8. - С. 38-41.
32. Семенов В.С. Гармония тела: развитие двигательных качеств на уроках гимнастики / В.С. Семенов // Спорт в школе - Первое сентября. - 2013. - № 11. - С. 23-25.
33. Семенов Л.А. Анализ состояния кондиционной физической подготовленности детей, поступающих в первый класс, в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов / Л.А. Семенов // Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Ученые записки университета / Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2016. - Вып. 1 (131). - С. 208-213.
34. Ситаров В.А. Теория обучения. Теория и практика. Базовый курс: учеб.для бакалавров по гуманитар. направлениям / В.А. Ситаров. - М.:Юрайт, 2014. - 447 с.
35. Солодков А.С. Физиология человека : общая, спортивная, возрастная : учеб.для вузов физ. культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - 8¬е изд. - М.: Спорт, 2018. - 620 с. - Повторное издание без изменений в содержании книги 2012, 2015, 2016 и 2017 годов с аналогичным названием.
36. Степанова О.Ю. Возрастные и индивидуально-типологические особенности адаптации организма школьниц к скоростно-силовой мышечной деятельности: дисс. ... канд. биол. наук: 03.00.13 / О.Ю. Степанова. - Омск, 2009. - 212 с.
37. Сюрвасева Е.Н. Особенности скоростно-силовой подготовки детей младшего школьного возраста. - 2016. - С. 32 - 33.
38. Тамбовцева Р.В. Физиологические основы развития
двигательных качеств [Электронный ресурс] / Новые исследования, 2011. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fiziologicheskie-osnovy-
razvitiya-dvigatelnyh-kachestv, свободный.
39. Тарнопольская Р.И. Физическая культура. 1 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений / Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин. - 3¬е изд. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 128 с.
40. Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Г. В. Грецов, С. Е. Войнова, А. А. Германова и др.]; под ред. Г. В. Грецова, А. Б. Янковского. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
41. Тихонов В.Ф. Непроизвольное дыхание у человека в условиях циклических ускорений туловища / В. Ф. Тихонов // Биомеханика двигательных действий и биомеханический контроль в спорте : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, (24-26 нояб. 2016 г.) / Российский гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма; Московская гос. акад. физ. культуры. - Малаховка , 2016.
42. Торочкова Т.Ю. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом. Профессиональный модуль: Преподавание по программам начального общего образования: учеб.для студентов учреждений сред. проф. образования / под ред. Т.Ю. Торочковой. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. - 272 с.
43. Усачева С.Ю. Методика развития максимального темпа движений в скоростных локомоциях у девочек 9-15 лет на основе сенсорно¬моторных установок образовательно-тренировочного воздействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / С. Ю. Усачева. - Смоленск, 2015. - 24 с.
44. Федосеев А.М. Структура и содержание занятий физической культуры школьников 7-8 лет для выполнения норм ВФСК "Готов к труду и обороне" (ГТО): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А. М. Федосеев. - Малаховка, 2017. - 22 с.
45. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 384 с.
46. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие / Л.С. Дворкин, К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов; под. общ. ред. Л.С. Дворкина. Ростов-н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008. - 700 с.
47. Холодов, Ж.К., Кузнецов, B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. С - 187 - 193.