Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития социальных навыков как условия профилактики агрессивного поведения подростков 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 6
1.2 Специфика проявления агрессивного поведения у подростков 13
1.3 Развитие социальных умений как условие профилактики агрессивного
поведения подростков 18
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию социальных умений подростков как условия профилактики агрессивного поведения 29
2.1 Выявление особенностей сформированности социальных умений у
обучающихся 9 класса 29
2.2 Содержание работы по развитию социальных умений как условия
профилактики агрессивного поведения подростков 38
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Актуальность исследования. В наше время проблема агрессивного поведения становится все более актуальной. Она затрагивает разные слои общества и имеет серьезные последствия для всех ее участников. Среди причин данного явления можно выделить множество факторов, одним из которых является недостаточный уровень социальных навыков.
Развитие социальных навыков - это ключевой фактор профилактики агрессивного поведения подростков и молодежи. Они позволяют людям эффективно взаимодействовать друг с другом, решать конфликты, проявлять уважение к окружающим.
Социальные умения личности, их феноменология, структура и динамика, функциональный диапазон и закономерности формирования являются актуальным направлением социогуманитарных исследований, что связано с их особой инструментальной ролью в социализационных процессах, межличностном общении и регуляции социального поведения, а также целями и задачами воспитательно-образовательных практик, направленных на развитие и совершенствование социальных способностей детей и взрослых.
Концептуальные, методические и прикладные аспекты эмпирических исследований и разработок в этой области представлены в публикациях М. Аргайла, А.А. Белевич, Г.В. Белокуровой, Е.А. Васиной, А.П. Гольдштейна, В.Н. Журко, О.В. Запятой, Э.А. Игнатьевой, С.В. Кривцовой, В.Н. Куницыной, Е. МакГиннис, Е.В. Опариной, А.П. Панфиловой, Р.Е. Риггио, А.Л. Солдатченко, Р.П. Спрафкина, Е.Л. Филипса, М.П. Чуклай, Е.А. Юм- киной и других отечественных и зарубежных авторов. Вместе с тем, существует рассогласование между теоретическим и прикладным уровнями исследований, обусловленное многообразием подходов к изучению социальных умений и терминологической разобщенностью.
В психологических исследованиях агрессии традиционно поднимались вопросы её происхождения, выяснялись причины и специфика её проявления в разных возрастах, зависимость агрессивного поведения от личностных черт и ситуативных факторов. Существуют данные о том, что именно в критические периоды жизни проявление агрессивности достигает своего пика. Все это находит отражение как в поведении индивида, так и в его внутренней организации. Вопросы изменчивости или, наоборот, устойчивости агрессивных проявлений неадекватного поведения, смены умеренных его форм более резкими и открытыми, представляются крайне важными.
Проблемы профилактики агрессивного поведения подростков представлены в исследованиях З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, А. Басса, С Розенцвейга, А. Бандуры, А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, Р. Бэрона, Д. Ричардсон, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, С. Фешбек и др.
Исходя из анализа теоретического материала, мы исследуем влияние процесса развития социальных умений на профилактику агрессивного поведения подростков.
Объект исследования: процесс развития социальных умений у подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития социальных умений у подростков.
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы разработать, теоретически обосновать и проверить опытноэкспериментальным путем коррекционно-развивающую программу, направленную на профилактику агрессивного поведения по средствам развития социальных умений подростков.
...
Проанализировав литературу по теме исследования, прежде всего, мы изучили теоретические аспекты развития социальных умений у подростков, рассмотрели понятие «социализация» с точки зрения разных авторов, раскрыли понятия «социальная компетентность» и «социальные навыки». Таким образом, можно сделать вывод, что в первую очередь социальные умения - это навыки, которые позволяют человеку успешно взаимодействовать с окружающим миром и общаться с другими людьми. Эти умения включают в себя знания о социальных нормах и правилах поведения, умение эффективно общаться и слушать других, проявлять эмпатию и сочувствие к окружающим.
В результате внеучебной деятельности развиваются социальные умения, которая предполагает формирование таких навыков как: воспитание целеустремленности и трудолюбия, формирование навыков позитивного и коммуникативного общения, развитие у учащихся умений организовать и осуществить сотрудничество с одноклассниками, сверстниками.
Исследование было проведено на базе МБОУ «Средняя школа №91». В качестве респондентов выступили учащиеся 9 А класса в количестве 21 человека, из них 14 мальчиков и 7 девочек.
На начальном этапе проведения диагностики большая часть подростков 13 человек (61,9%) имели средний уровень развития социальных умений. Низкий уровень развития показал значение 7 человек (33.3%). На высоком же уровне развития социальных умений находится только 1 человек (4,8%).
Диагностическая работа была направлена на изучение следующих направлений развития социальных навыков: начальные навыки, навыки самовыражения, реакция на поведение или мнение другого человека, навыки планирования предстоящих действий, альтернативы агрессивному поведению. Полученные результаты позволили отметить, что у большей части подростков показан средний уровень развития до проведения программы.
Так же был произведен анализ уровня агрессивности. Среди подростков, со средней степенью агрессии проявляется большее количество - 12 человек (57,2%), что указывает на то, что агрессия умеренная и, вероятно, это проявление скорее ситуативное, чем регулярное. Самое меньшее количество респондентов - с высокой степенью агрессии 3 человека (14,3%), низкая агрессивность была выявлена у 6 испытуемых (28,5%). Классный руководитель отметил двух учеников с яркими проявлениями агрессивного поведения, один из которых вошел в группу со средним уровнем агрессивности, другой был представителем группы с высоким уровнем агрессивности.
На основе полученных данных мы разработали проект по развитию социальных умений у подростков во внеучебной деятельности «Я и мои ценности». В рамках проекта была предложена программа, где мероприятия составлены таким образом, чтобы вовлекать подростков в различные активные мероприятия, в ее содержание входят тренинги, классные часы, имеющие различную направленность.
В ходе проекта подростки из класса больше взаимодействовали и общались между собой, а также с другими учащимися школы, активно участвовали в жизни школы и других мероприятиях.
После проведения программы, была получена положительная динамика:
• 2 подростка, которых выделял классный руководитель, стали вести себя более сдержанно и конструктивно решать конфликтные ситуации;
• на время проведения проекта в классе можно было отметить снижение конфликтных ситуаций, неуважительных пропусков, а также замечено повышение успеваемости у некоторых учеников;
• увеличилось количество желающих участвовать во внеучебной деятельности.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о результативности проекта и мероприятий по профилактике агрессивного поведения путем развития социальных умений у подростков.