Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Работа №153632

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2015
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание стр.
Введение стр.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
1.1 Самооценка как психологическая характеристика человека стр.
1.2 Особенности самооценки в подростковом возрасте стр.
1.3 Возможности арт-терапии, как средства формирования самооценки
школьников стр.
Выводы по главе I стр.
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
2.1. Методическое обеспечение и организация исследования самооценки подростков стр.
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента стр.
2.3. Формирования самооценки подростков средствами арт-терапии стр.
2.4. Итоговое исследование формирование самооценки подростков..стр.
Выводы по главе II стр.
Заключение стр. 64
Библиографический список стр. 66
Приложения стр. 70

Актуальность.
В подростковый период формирование самооценки особенно актуально, поскольку на этом этапе жизни человека происходят значительные по своим проявлениям и последствиям личностные изменения, связанные с переструктурированием самосознания. В период подросткового возраста актуализируется процесс развития «Я» личности, который обусловлен усилением значимости для нее процессов самопознания, самосовершенствования, поиска смысла жизни. Также на формирование самооценки подростка, который еще недостаточно ясно осознает свой «образ Я», очень сильно влияет социальное окружение и, прежде всего, среда сверстников [25, с. 5].
Занятия с применением средств арт-терапии могут способствовать формированию самооценки подростков, позволят организовать, упорядочить процесс самопознания, который у подростков достаточно часто проходит спонтанно. В процессе коррекционной работы психолога с подростками, последние способны изменять самих себя, свою самооценку и становиться более успешными при изучении школьной программы и становлении личности в обществе.
Исследование проблемы формирования самооценки подростков средствами арт-терапии теоретически значима потому что позволят создать обобщенный анализ психолого-педагогической литературы относительно выбранной проблемы.
Практическая значимость изучения формирования самооценки подростков средствами арт-терапии актуальна, поскольку позволит выявить эффективные условия формирования самооценки подростков, позволит улучшить психологические характеристики отдельных граждан, которые смогут быть более успешными в жизни. Практическая значимость исследования заключается также в том, что результаты исследования могут применяться в практике работы учителей и педагогов-психологов общеобразовательных школ, работающих с учащимися подросткового возраста при формировании самооценки. Педагоги и психологи образовательных учреждений могут создать такие же педагогические условия, как в нашем исследовании и обеспечить в своей работе результативность формирования самооценки средствами арт- терапии.
Новизна исследования заключается в том, что самооценка в исследовании будет формироваться с помощью методов арт-терапии и психолого - педагогической литературы по данной теме недостаточно
Исследование особенностей формирования самооценки подростков средствами арт-терапии проводилось по данным научной литературы и с применением научных методов и методик.
Степень изученности вопроса.
Роль самооценки в процессе развития подростков в целях сохранения целостности личности была исследована в трудах таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой и др. Особенности структурных компанентов самооценки личности были исследованы У. Джеймсом, А.В. Захаровым, В.А. Ядовым и др. В трудах Т.В. Архиреевой, Р. Бернса, Е.И. Исаева, Д.И. Фельдштейна и др. были рассмотрены многофункциональные аспекты самооценки (регуляторная, интерпретационная, защитная, проективная и другие функции). Связь самооценки с системой ценностей и мотивационной сферой субъекта показана Л.И. Божович, Н. Брэнденом, С.А. Будасси, В.Н. Мясищевым, С.Л. Рубинштейном, Т.А. Собиевой. Специфические особенности самооценки охарактеризованы на основе результатов исследований С. Куперсмита, Е.А. Серебряковой и др. Многочисленные исследования посвящены прикладным аспектам самооценки (Л.П. Гримак, Б.В. Зейгарник, И.С. Кон, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, Р. Берне и др.).
Самооценка формируется и развивается под влиянием различных социальных факторов, что позволяет говорить о ее индивидуальных и возрастных особенностях (А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Ю.И. Фролов).
Наибольший интерес исследователей был сосредоточен на изучении самооценки в подростковом возрасте (С.Р. Аллахвердян, Р. Берне, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.И. Липкина, Л.Б. Макеева, Ю.Н. Максимова, М.А. Резниченко, Л.О. Сапожникова, Р.И. Цветкова, И.И. Чеснокова).
Общение со сверстниками в подростковом возрасте выступает в качестве предпочитаемого. Наряду с рядом иных позитивных эффектов, отношения со сверстниками выступают в качестве значимого фактора формирования самооценки подростка (Г.М. Андреева, А.Я. Большунов, Н.Я. Большунова, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, О.В. Соловьева, Н.И. Шевандрин и др.).[25, с. 5].
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы столкнулись с рядом противоречий:
- между необходимостью наличия перед подростком четкого ориентира для выработки устойчивой и адекватной самооценки и наличием большого числа разнообразных объектов с различной жизненной позиций, в том числе сверстниками;
- между стремлением подростка войти в референтную группу сверстников, которое предполагает принятие подростком норм, правил и особенностей оценок в группе, и его желанием выделиться из этой группы, связанным с определенным отторжением оценочных отношений сверстников;
- между стремлением подростка осознать собственные возможности и свойственными этому возрасту трудностями отделения реального от желаемого.
Необходимость разрешения названных противоречий, выявления и более полного осознания условий, влияющих на формирование адекватной самооценки личности в подростковом возрасте, обусловило выбор темы данного исследования. Его проблема формулируется следующим образом: каковы психологические условия, которые оказывают влияние на формирование адекватной самооценки подростка? [25, с. 5].
Объект исследования: процесс формирования самооценки подростков.
Предмет исследования - особенности формирования самооценки подростков средствами арт-терапии.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и опытно - экспериментальным путем исследовать возможности формирования самооценки подростков средствами арт-терапии
Мы выдвинули следующую гипотезу: формирование самооценки подростков средствами арт-терапии возможно при воздействии на понимание содержательных характеристик идентичности личности, который подразумевает различные характеристики собственного восприятия человеком самого себя; различные стороны самоотношения подростка; уровень самоуважения.
В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
- провести теоретический анализ проблемы формирования самооценки подростков средствами арт-терапии;
- экспериментально исследовать особенности самооценки в период подросткового возраста;
- выявить возможности формирования самооценки подростков средствами арт-терапии;
- провести опытно-экспериментальную работу по исследованию формирования самооценки подростков с помощью арт-терапии.
Методологическая основа исследования. В работе мы основывались на закономерностях возрастного психического развития, выявленных в исследованиях Б.Г.Ананьева, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Н.С.Лейтеса, Д.И.Фельдштейна и других авторов. Существенный интерес для цели нашего исследования представляли исследования, в области изучения самосознания и самооценки личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Захарова, И.С. Кон, Я. Л. Коломинский, А.И. Крупнов, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, A.M. Лисина, Т. Я. Решетова, В.В. Столин, УДжеймс, Ч. Кули, Дж. Мид, У. Куперсмит, Э. Эриксон и др.); психологических особенностей подросткового возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.) и самооценки подростка (Л.И. Божович, Ю.П. Ветров, И.С. Кон, И.И. Чеснокова и др.) [25, с. 5].
Кроме того для нашего исследования значимыми были работы А.И. Аржанова, И.П. Воропаева, В.Г. Нечаева, Р.В. Овчарова, Н.Э. Фаас, которые исследовали психотерапевтическое воздействие методов арт-терапии на эмоциональное, а также нравственное развитие личности. Исследования Дж. Аллан, М. Бурно, А.И. Копытина, Л.Д. Лебедева, Л. Ловенфельда, Е.Г. Макарова также доказывали, что арт-терапия обладает возможностями мягкой гуманной поддержки личности школьника, развивает его способности к самопознанию и развитию внутреннего «Я».
Для проведения исследования использовался метод эксперимента и методики:
1. методика М. Куна «Кто Я?» (модификация Т.В.Румянцевой) [42, с. 82-103];
2. Диагностика самоотношения В.В.Столина [8];
3. «Шкала самоуважения Розенберга» [31, с. 71-75].
Также нами были использованы методы математической статистики для обработки данных:
1. Сравнение значений по моде;
2. Выявления достоверных различий независимых выборок с использованием U-критерия Манна-Уитни.
Исследование проводилось в МБОУ СОШ №1 п.Тура, в опытно - экспериментальной работе приняли участие 40 подростков в возрасте 13-15 лет. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент проводились в течение мая - декабря 2015 года.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего источника и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С целью проверки выдвинутой гипотезы о том, что формирование самооценки подростков средствами арт-терапии возможно при воздействии на понимание содержательных характеристик идентичности личности, который подразумевает различные характеристики собственного восприятия человеком самого себя; различные стороны самоотношения подростка; уровень самоуважения, нами было проведено исследование, задачи которого были определены следующим образом:
- провести теоретический анализ проблемы формирования самооценки подростков средствами арт-терапии;
- экспериментально исследовать особенности самооценки в период подросткового возраста;
- выявить возможности формирование самооценки подростков средствами арт-терапии;
- провести опытно-экспериментальную работу по исследованию формирования самооценки подростков с помощью арт-терапии.
Эмпирическую базу исследования составили учащиеся МБОУ СОШ п.Тура №1. В качестве экспериментальной группы была представлена группа обучающихся 8 «А», в качестве контрольной - обучающиеся 8 «Б», в каждой группе было по 20 человек. В экспериментальной группе проводилась коррекционная работа с применением средств арт-терапии, направленная на формирование позитивной самооценки подростков, в контрольной группе таких занятий не проводилось.
Исследование было проведено в течение сентября - декабря 2015 года, в три этапа:
1. Констатирующий этап исследования (2.09 -15.09.2015).
2. Опытно-экспериментальная работа (16.09-11.11.15).
3. Контрольный этап исследования (12.11 - 29.11.2015).
В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики:
4. методика М. Куна «Кто Я?» (модификация Т.В.Румянцевой) [42, с. 82- ЮЗ];
5. Диагностика самоотношения В.В. Столина [8];
6. «Шкала самоуважения Розенберга» [31, с. 71-75].
На основании количественного и качественного анализа результатов проведенного исследования мы пришли к следующему выводу формирование самооценки подростков средствами арт-терапии возможно при воздействии на понимание содержательных характеристик идентичности личности, который подразумевает различные характеристики собственного восприятия человеком самого себя; различные стороны самоотношения подростка; уровень самоуважения.
Таким образом, в результате нашей работы была достигнута цель, решены задачи и подтверждена гипотеза дипломной работы.



1. Акбиева З.С. Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением: автореф. дис. ... пед. наук 19.00.07 М., 1997. 179 с.
2. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб.: Питер, 2004.
3. Амурова Н.Г. Развитие «Я-концепции» личности как педагогическая проблема Вестник Майкопского государственного технологического университета. № 2. 2012 С. 76-78 [Электронный ресурс] / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ya-kontseptsii-lichnosti-kak-pedagogicheskaya-problema(дата обращения 10.08.15)
4. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 603 с.
5. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношенис младшего школьника // Вопр. психол. 2006.№ 3. С.67-77.
6. Белозерова Г.М. Инновационные технологии в инкультурации и реабилитации личности особого ребенка // Теория и практика общественного развития. №1. 2003 С. 251-253
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986
8. Бодалев А.А. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. СПб., 2000. 440 с.
9. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии 1979. .№4. С.23-34.
10. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с «Я- концепцией» // Вестник Московского университета 2011. №1 С. 54-65.
11. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 2000.
12. Вальдес Одриосола М.С. Арт-терапия в работе с подростками. М.. 2005.
13. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.
14. Горбунова О.С. Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах // Концепт №1. 2015 [Электронный ресурс] / URL:http://cyberlenin- ka.ru/article/n/osobennosti-samootsenki-podrostkov-v-mezhlichnostnyh-konfliktah(дата обращения 11.08.15)
15. Да Круш Сампайо Антеро. Роль самооценки в составе интеллектуального потенциала: Дис.канд.психолог. наук. СПб.: 1995.
16. Демидова А. Г. Особенности самооценки интеллекта подростка // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. № 2. 2011 С. 361-371
17. Дубровина И.В. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб., 2004. 592 с.
18. Дюмон Н. Н. Экспериментально-психологические исследования коммуникативно-речевой инактивности у подростков: исследование самооценки // Известия Южного федерального университета. Технические науки. № 1. Т. 56. 2006 С. 203-206
19. Зайцева Н. В. Психолого-педагогические основы реализации арт- технологий в обучении детей // Грамота. № 4 (11); в 2-х ч. Ч. I. 2008. С. 71-73.
20. Карвасарский Б.Д, Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002.
21. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: 1978.
22. Копытин А. Н. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001. 224 с.
23. Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.
24. Крыжановская Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков. - М.: Пед. общ-во России, 2004.
25. Курбанова З.С. Психологические условия развития самооценки подростков: дис. ... канд. пед. наук 19.00.01. Сочи, 195 с.
26. Курбанова З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками // Известия Южного федерального университета. Технические науки № 13. Т. 68. 2006 С. 91-95
27. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
28. Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Л. Д. Лебедева, Педагогика, 2000. № 9. С. 27-34.
29. Липкина А.И. Самооценка школьника. М: 1976.
30. Лозовая Г.В. Методологические проблемы изучения самооценки личности //Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3¬го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: в 8 т. СПб., 2003. Т. 5. С. 172-176.
31. Лубовский Д.В. Применение опросника самоуважения М. Розенберга для исследования отношения подростков к себе // Психологическая диагностика 2006. № 1. С. 71-75.
32. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочник практ. психолога. М.: ЭКСМО, 2004.
33. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, Ю.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова. М.: Академия, 2001.
34. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб., 2004. 672 с.
35. Молчанова О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? // Психология. Журн. ВШЭ. 2006. № 2
36. Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ «Сфера», 2000
37. Пастухова М.В. Теоретические аспекты психологического изучения самооценки личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12, №5(2), 2010 С.460-462
38. Петровский А.В., Психология. Словарь / Под общ. ред. Петровского А.В., ЯрошевскогоМ.Г. -М.: 1990.
39. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: МГППУ, 2002.
40. Рахманкулова С.А. Самооценка подростка и стиль объяснения событий родителям // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. № 1. Т. 11. 2011. С. 84-88
41. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / X.Ремшмидт, М.: Мир, 1994. - 189с.
42. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика
отношений в паре. СПб., 2006. С.82-103.
43. Самохвалова А.Г. Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных
трудностей подростков // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. № 2. [Электронный ресурс] / URL:
http://www.ppip.idnk.ru/index.php/vypusk-2-2014/9-2011-02-24-12-27-14/-3- 2011/534-2011-09-28-06-11-46 (дата обращения 19.08.2015).
44. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2001.
45. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. М., 2000.
46. Серкова А. М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков // Концепт №1. 2015
47. Филимонова А.В.Формирование опыта самооценки творческих достижений подростка в процессе конкурсно-выставочной деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. № 18. 2011. С. 68-72
48. Хазеева С. В., Минахметова А. З. Изучение самооценки подростков, воспитывающихся в приюте // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 3. 2010 С.49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ