Введение 3
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования санитарно-гигиенических понятий у учащихся при обучении биологии 7
1.1. История становления санитарно-гигиенического компонента
содержания образования в школьном курсе биологии 7
1.2. Виды санитарно-гигиенических знаний и умений 13
1.3. Формирование санитарно-гигиенических знаний и умений при
обучении биологии 19
ГЛАВА 2. Методические условия формирования санитарно-гигиенических знаний и умений посредством цифровых образовательных ресурсов 29
2.1. Анализ деятельности учителей биологии и учащихся в области
формирования санитарно-гигиенических знаний и умений 29
2.2. Методика формирования санитарно-гигиенических знаний и
умений учащихся при обучении биологии в 8 классе 35
2.3. Анализ результатов экспериментального обучения по
формированию санитарно-гигиенических знаний и умений 41
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение 53
Сложная ситуация экологических, социальных, экономических и политических преобразований в России в XXI веке обостряет проблему сохранения здоровья человека. Целенаправленное формирование здоровья и здорового образа жизни у населения в настоящее время рассматривается не только учеными, но и представителями власти как важный фактор национальной безопасности государства.
В настоящее время имеется острая необходимость в формировании у человека бережного и серьезного отношения к своему организму, образу жизни, среде его проживания. Большую часть ответственности несут общественные организации, государственные учреждения, в том числе и общеобразовательные, которые играют важную роль в санитарно¬гигиеническом просвещении населения. Именно школа обеспечивает обязательное базовое образование учащихся и их подготовку к здоровому образу жизни.
Возможности формирования у детей санитарно-гигиенической культуры, ориентированной на поддержание здоровья в реальных жизненных условиях, в школе задействованы не в полной мере, поэтому актуализируется задача поиска эффективных педагогических условий и средств повышения санитарно-гигиенических знаний и умений учащихся путем использования специального учебного материала, который включает в себя познавательный, эмоционально-чувственный и аксиологический потенциал. Руководствуясь статьями из Закона РФ «Об образовании», 28 - Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации, 51 - Охрана здоровья обучающихся,
воспитанников «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников»[12], администрации и учителям образовательного учреждения необходимо найти резервы собственной деятельности для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Наибольшие возможности в формировании у учащихся знаний о здоровом образе жизни имеются при обучении раздела биологии «Человек и его здоровье». Здесь знания о строении организма и процессах жизнедеятельности можно связать с изучением факторов, влияющих на здоровье - наследственности, природной и социальной среды, образа жизни; сформировать ценностные ориентиры о здоровье и его культуре, применить их в действительности. Но, как показывает практика преподавания, потенциальные возможности этого раздела в направлении формирования здоровье сбережения реализуются недостаточно. Организация учебного процесса не всегда соответствует возрастным особенностям развития учащихся.
Таким образом, существует некое противоречие между потребностями общества в формировании здоровьесбережения и недостаточной ориентации содержания, форм и методов обучения раздела биологии «Человек и его здоровье» на формирование у учащихся готовности и способности заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы исследования: формирование санитарно-гигиенических знаний и умений у учащихся по средствам цифровых образовательных ресурсов по биологии (8 класс).
Актуальность темы исследования определила цель работы - изучить методические условия формирования санитарно-гигиенических знаний и умений посредством цифровых образовательных ресурсов при обучении биологии в 8 классе.
В соответствии с целью определены объект и предмет исследования. Объект исследования - образовательный процесс по биологии в школе, включающий формирование санитарно-гигиенических знаний и умений при помощи цифровых образовательных ресурсов.
Предмет исследования - методические условия формирования санитарно-гигиенических знаний и умений включающие использование цифровых образовательных ресурсов в школьном курсе биологии 8 класса.
Гипотеза исследования - процесс формирования санитарно-гигиенических знаний и умений на уроках биологии в 8 классе будет протекать эффективно, если наряду с традиционными средствами наглядности будут использованы ЦОР следующих типов: симуляторы и тренажеры, виртуальные экскурсии, интерактивные лабораторные и практические работы.
Для достижения цели потребовалось решение следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию санитарно-гигиенических знаний с использованием цифровых образовательных ресурсов.
2. Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в школьной практике при обучении биологии в 8 классе и выявить актуальный уровень сформированности санитарно-гигиенических знаний и умений у учащихся.
3. Провести апробацию и выявить эффективность разработанной системы по формированию санитарно-гигиенических знаний и умений при использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии в 8 классе.
Наша работа была проведена в несколько этапов:
1. На начальном этапе была сформулирована научная проблема, обоснована ее актуальность. Выявлены цели и задачи, указаны объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, происходили сбор и обработка информации.
2. Второй этап включал изучение методической, учебной, специальной литературы, статей из периодических изданий, материалов Internet- ресурсов, а также разработку методики использования цифровых образовательных ресуров при изучении санитарно-гигиенического материала.
3. На третьем этапе работы проводились наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обработка данных, сбор, анализ и обобщение результатов. Были оформлены выводы, оформлена выпускная квалификационная работа и сформулированы рекомендации для учителей биологии.
Достоверность результатов подтверждается наличием и объемом исходного материала и апробацией результатов исследований в практике.
Педагогический эксперимент осуществляется на базе МБОУ «Емельяновская средняя общеобразовательная школа №1». Количество учителей, участвующих в эксперименте - 12, количество учащихся - 22.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов и приложения. В работе представленно 10 рисунков, 4 таблицы, 4 приложения. Список литературы включает в себя 43 источника.
Обобщая результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального изучения проблемы формирования санитарно¬гигиенических знаний и умений школьников, можно сделать следующие выводы.
Необходимость широкого развития валеологического образования и воспитания, выработки валеологического мышления, формирования валеологических знаний возникла в связи с проблемой охраны здоровья детей в школьных условиях. Уже в 70-80-е годы ХХ в. наблюдался значительный рост детской заболеваемости, вызванный несоответствием учебно-воспитательной работы физиолого-гигиеническим требованиям. К сожалению, валеологическая некомпетентность учителей, имеющая место до настоящего времени, является одной из причин ухудшения здоровья детей и подростков. Для того, чтобы у детей выработалось валеологическое мышление, направленное на укрепление и сохранение здоровья, необходима упорная систематическая работа учителя.
Эффект обучения и воспитания существенно снижается, если учителя игнорируют состояние здоровья учеников, если на ряду с другими вопросами учебной программы не раскрывают «секреты» их здоровья, если не используют в полном объеме гигиенические правила организации и проведения учебно-воспитательного процесса в школе.
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что формирование санитарно-гигиенических знаний и умений зависит от уровня педагогического мастерства, предметно-развивающей среды, постоянного обновления материально-технической базы, а также совместной работы школы и семьи. Не маловажными факторами являются совместная работа со сверстниками, привлекательность образовательного материала и личный пример педагога.
2. Современное состояние исследуемой проблемы в школьной практике обучения биологии в 8 классе показало достаточно низкий уровень просвещенности учителей и учеников в вопросах о санитарно-гигиенической культуре и ЗОЖ.
3. Использование ЦОР на уроке биологии в 8 классе (симуляторов и тренажеров, виртуальных экскурсий, интерактивных лабораторных и практических работ) наряду с традиционными средствами наглядности позволяет повысить уровень санитарно-гигиенических знаний и умений, а также изменить отношение учащихся к здоровому образу жизни.
1. Авдеева С.О. Цифровые ресурсы в учебном процессе: / Народное образование. 2008. №1. - С. 176-182
2. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинь, 2003. - 616с.
3. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. — М. :Моск. психолого-соц. ин-т, 2002. — 352 с
4. Боровицкий П.И. Методика естествознания: учебник для высших педагогических учебных заведений. М.; Л.: Учпедгиз, 1934. 256с.
5. Буханцева Н.В. Электронные ресурсы: технологии разработки и взаимодействия. - Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2008. 402с.
6. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. М.: Просвещение, 1983. - 383с.
7. Воробьева Л.В. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л.В. Воробьевой. - 2011. - 255с.
8. Галкина Е.А. Технологии обучения биологии: учебно-методическое пособие. Красноярск, 2011. 176с.
9. Голикова Т.В., Галкина Е.А., Пакулова В.М. Технологии и методики обучения биологии. Традиционные образовательные технологии при обучении биологии в основной школе: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, - Красноярск, 2009. - 176с.
10. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 264с.
11. Давиденко Д., Петленко В. и др. Основы здорового образа// ОБЖ. - 2003. - №3
12. Деревнина А.Ю., Кошелев М.Б. Принципы создания электронных
учебников // Открытое образование. 2001. № 2. С. 14-17.
13. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников. Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. 364с.
14. Закон РФ «Об образовании» // Российская газета. 1996. 23 января.
15. Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. - М.: Педагогика, 1981. - 160с.
16. Зверев И.Д., Мягкова А.Н., Бруновт Е.П. Воспитание в процессе обучения биологии. М.: Просвещение, 1987.
17. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. - М., 2000
18. Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников / Е.И. Кальченко. - М.: Просвещение, 1984. - 126с.
19. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Белов И.Н. Биология. Человек. 8кл.: учебник. - М.: Дрофа, 2000. 336с.
20. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Белов И.Н. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология». Человек. 8кл. М.: Дрофа, 2002. 176с.
21. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. 160с.
22. Конюшко В.С. Как подготовить урок биологии. Минск: Народная асвета, 1988.
23. Куклев В.А. Опыт разработки и применения цифровых образовательных ресурсов: от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию // Компьютерные учеб. программы и инновации. 2006. № 3. С. 70-74.
24. Кыверялг, А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. — Таллин :Валгус, 1980. — 334с.
25. Магор А.Н. Антиалкогольное воспитание. М.: Просвещение. 1987. 115с.
26. Максимова В.Н., Ковалева Г.Е., Гольнева Д.П. Современный урок биологии. М.: Просвещение, 1985. 160с.
27. Методическая копилка учителя информатики. [Электронный ресурс] - : Режим доступа: http.//www.metod-kopilka.ru/
28. Мильман И.И. Гигиена труда школьников / И.И. Мильман. - М.: Просвещение, 1984. - 289с.
29. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии / А.Н. Мягкова, Е.Т. Бровкина, Г.С. Калинова и др. М.: Просвещение, 1988. 192с.
30. Осипова М.П., Козлович С.И., Бесова М.А. Воспитание. Третий класс: Пособие/ М.П.Осипова, С.И.Козлович, М.А.Бесова и др. - Брест, 2002. - 399с.
31. Пакулова В.М., Иванова Н.В., Прохорчук Е.Н. Общая и частные методики обучения и воспитания по биологии: учебное пособие. Красноярск, 2011. 168с.
32. Пахомова Т.А. Повышение качества обучения биологии посредством использования ИКТ // Дни проекта «Информатизация системы образования» в КГПУ им. В.П. Астафьева: материалы научно¬практической конференции. Красноярск, 2008. С. 78-81.
33. Педагогический терминологический словарь. URL: http: pedagogical_dictionary. academic .ru/
34. Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников). - СПб, 1998
35. Райков Б.Е. Общая методика естествознания. М.; Л.: Учпедгиз, 1947. 153с.
36. Российский образовательный портад по разработке цифровых образовательных ресурсов нового поколения. [Электронный ресурс] - : Режим доступа: http: // edu.of.ru/zaoch/default.asp?ob_no=8845
37. Сеть творческих учителей. [Электронный ресурс] - : Режим доступа: http: //school collection.edu.ru/
38. Смирнова Н.З. ,Галкина Е.А., Голикова Т.В., Иванова Н.В., Прохорчук Е.Н. Технологии и методики обучения биологии. Современные образовательные технологии при обучении биологии в основной школе: учебное пособие. Красноярск, 2010. Ч.2. 112с.
39. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии. М.: Мнемозина, 2002. 304с.
40. Флерова Е.А., Мельников М.И., Верзилин Н.М., Рыков НА., Корсунская В.М., Казакова О.В., Зверев И.Д., Падалко Н.В. Наиболее полная работа - «Развитие биологических понятий в V-IX классах», «Известия АПН РФСР», т. 82, 1956.
41. Хрипкова А.Г., Колесов Д.Е. Гигиена и здоровье школьников. М.: Просвещение, 1983. 47с.
42. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М.: Илекса, Народное образование, 2003. - 400 с.
43. Цифровые образовательные ресурсы в школе: вопросы педагогического проектирования: сб. учеб. метод. материалов для педагогических вузов. отв. за подгот.: Матрос Д.Ш. и др. М.: Университетская книга, 2008. 557с.