ФОРМИРОВАНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО БИОЛОГИИ (8 КЛАСС)
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования санитарно-гигиенических понятий у учащихся при обучении биологии 7
1.1. История становления санитарно-гигиенического компонента
содержания образования в школьном курсе биологии 7
1.2. Виды санитарно-гигиенических знаний и умений 13
1.3. Формирование санитарно-гигиенических знаний и умений при
обучении биологии 19
ГЛАВА 2. Методические условия формирования санитарно-гигиенических знаний и умений посредством цифровых образовательных ресурсов 29
2.1. Анализ деятельности учителей биологии и учащихся в области
формирования санитарно-гигиенических знаний и умений 29
2.2. Методика формирования санитарно-гигиенических знаний и
умений учащихся при обучении биологии в 8 классе 35
2.3. Анализ результатов экспериментального обучения по
формированию санитарно-гигиенических знаний и умений 41
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение 53
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования санитарно-гигиенических понятий у учащихся при обучении биологии 7
1.1. История становления санитарно-гигиенического компонента
содержания образования в школьном курсе биологии 7
1.2. Виды санитарно-гигиенических знаний и умений 13
1.3. Формирование санитарно-гигиенических знаний и умений при
обучении биологии 19
ГЛАВА 2. Методические условия формирования санитарно-гигиенических знаний и умений посредством цифровых образовательных ресурсов 29
2.1. Анализ деятельности учителей биологии и учащихся в области
формирования санитарно-гигиенических знаний и умений 29
2.2. Методика формирования санитарно-гигиенических знаний и
умений учащихся при обучении биологии в 8 классе 35
2.3. Анализ результатов экспериментального обучения по
формированию санитарно-гигиенических знаний и умений 41
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение 53
Сложная ситуация экологических, социальных, экономических и политических преобразований в России в XXI веке обостряет проблему сохранения здоровья человека. Целенаправленное формирование здоровья и здорового образа жизни у населения в настоящее время рассматривается не только учеными, но и представителями власти как важный фактор национальной безопасности государства.
В настоящее время имеется острая необходимость в формировании у человека бережного и серьезного отношения к своему организму, образу жизни, среде его проживания. Большую часть ответственности несут общественные организации, государственные учреждения, в том числе и общеобразовательные, которые играют важную роль в санитарно¬гигиеническом просвещении населения. Именно школа обеспечивает обязательное базовое образование учащихся и их подготовку к здоровому образу жизни.
Возможности формирования у детей санитарно-гигиенической культуры, ориентированной на поддержание здоровья в реальных жизненных условиях, в школе задействованы не в полной мере, поэтому актуализируется задача поиска эффективных педагогических условий и средств повышения санитарно-гигиенических знаний и умений учащихся путем использования специального учебного материала, который включает в себя познавательный, эмоционально-чувственный и аксиологический потенциал. Руководствуясь статьями из Закона РФ «Об образовании», 28 - Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации, 51 - Охрана здоровья обучающихся,
воспитанников «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников»[12], администрации и учителям образовательного учреждения необходимо найти резервы собственной деятельности для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Наибольшие возможности в формировании у учащихся знаний о здоровом образе жизни имеются при обучении раздела биологии «Человек и его здоровье». Здесь знания о строении организма и процессах жизнедеятельности можно связать с изучением факторов, влияющих на здоровье - наследственности, природной и социальной среды, образа жизни; сформировать ценностные ориентиры о здоровье и его культуре, применить их в действительности. Но, как показывает практика преподавания, потенциальные возможности этого раздела в направлении формирования здоровье сбережения реализуются недостаточно. Организация учебного процесса не всегда соответствует возрастным особенностям развития учащихся.
Таким образом, существует некое противоречие между потребностями общества в формировании здоровьесбережения и недостаточной ориентации содержания, форм и методов обучения раздела биологии «Человек и его здоровье» на формирование у учащихся готовности и способности заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы исследования: формирование санитарно-гигиенических знаний и умений у учащихся по средствам цифровых образовательных ресурсов по биологии (8 класс).
Актуальность темы исследования определила цель работы - изучить методические условия формирования санитарно-гигиенических знаний и умений посредством цифровых образовательных ресурсов при обучении биологии в 8 классе.
В соответствии с целью определены объект и предмет исследования. Объект исследования - образовательный процесс по биологии в школе, включающий формирование санитарно-гигиенических знаний и умений при помощи цифровых образовательных ресурсов.
Предмет исследования - методические условия формирования санитарно-гигиенических знаний и умений включающие использование цифровых образовательных ресурсов в школьном курсе биологии 8 класса.
Гипотеза исследования - процесс формирования санитарно-гигиенических знаний и умений на уроках биологии в 8 классе будет протекать эффективно, если наряду с традиционными средствами наглядности будут использованы ЦОР следующих типов: симуляторы и тренажеры, виртуальные экскурсии, интерактивные лабораторные и практические работы.
Для достижения цели потребовалось решение следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию санитарно-гигиенических знаний с использованием цифровых образовательных ресурсов.
2. Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в школьной практике при обучении биологии в 8 классе и выявить актуальный уровень сформированности санитарно-гигиенических знаний и умений у учащихся.
3. Провести апробацию и выявить эффективность разработанной системы по формированию санитарно-гигиенических знаний и умений при использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии в 8 классе.
Наша работа была проведена в несколько этапов:
1. На начальном этапе была сформулирована научная проблема, обоснована ее актуальность. Выявлены цели и задачи, указаны объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, происходили сбор и обработка информации.
2. Второй этап включал изучение методической, учебной, специальной литературы, статей из периодических изданий, материалов Internet- ресурсов, а также разработку методики использования цифровых образовательных ресуров при изучении санитарно-гигиенического материала.
3. На третьем этапе работы проводились наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обработка данных, сбор, анализ и обобщение результатов. Были оформлены выводы, оформлена выпускная квалификационная работа и сформулированы рекомендации для учителей биологии.
Достоверность результатов подтверждается наличием и объемом исходного материала и апробацией результатов исследований в практике.
Педагогический эксперимент осуществляется на базе МБОУ «Емельяновская средняя общеобразовательная школа №1». Количество учителей, участвующих в эксперименте - 12, количество учащихся - 22.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов и приложения. В работе представленно 10 рисунков, 4 таблицы, 4 приложения. Список литературы включает в себя 43 источника.
В настоящее время имеется острая необходимость в формировании у человека бережного и серьезного отношения к своему организму, образу жизни, среде его проживания. Большую часть ответственности несут общественные организации, государственные учреждения, в том числе и общеобразовательные, которые играют важную роль в санитарно¬гигиеническом просвещении населения. Именно школа обеспечивает обязательное базовое образование учащихся и их подготовку к здоровому образу жизни.
Возможности формирования у детей санитарно-гигиенической культуры, ориентированной на поддержание здоровья в реальных жизненных условиях, в школе задействованы не в полной мере, поэтому актуализируется задача поиска эффективных педагогических условий и средств повышения санитарно-гигиенических знаний и умений учащихся путем использования специального учебного материала, который включает в себя познавательный, эмоционально-чувственный и аксиологический потенциал. Руководствуясь статьями из Закона РФ «Об образовании», 28 - Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации, 51 - Охрана здоровья обучающихся,
воспитанников «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников»[12], администрации и учителям образовательного учреждения необходимо найти резервы собственной деятельности для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Наибольшие возможности в формировании у учащихся знаний о здоровом образе жизни имеются при обучении раздела биологии «Человек и его здоровье». Здесь знания о строении организма и процессах жизнедеятельности можно связать с изучением факторов, влияющих на здоровье - наследственности, природной и социальной среды, образа жизни; сформировать ценностные ориентиры о здоровье и его культуре, применить их в действительности. Но, как показывает практика преподавания, потенциальные возможности этого раздела в направлении формирования здоровье сбережения реализуются недостаточно. Организация учебного процесса не всегда соответствует возрастным особенностям развития учащихся.
Таким образом, существует некое противоречие между потребностями общества в формировании здоровьесбережения и недостаточной ориентации содержания, форм и методов обучения раздела биологии «Человек и его здоровье» на формирование у учащихся готовности и способности заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы исследования: формирование санитарно-гигиенических знаний и умений у учащихся по средствам цифровых образовательных ресурсов по биологии (8 класс).
Актуальность темы исследования определила цель работы - изучить методические условия формирования санитарно-гигиенических знаний и умений посредством цифровых образовательных ресурсов при обучении биологии в 8 классе.
В соответствии с целью определены объект и предмет исследования. Объект исследования - образовательный процесс по биологии в школе, включающий формирование санитарно-гигиенических знаний и умений при помощи цифровых образовательных ресурсов.
Предмет исследования - методические условия формирования санитарно-гигиенических знаний и умений включающие использование цифровых образовательных ресурсов в школьном курсе биологии 8 класса.
Гипотеза исследования - процесс формирования санитарно-гигиенических знаний и умений на уроках биологии в 8 классе будет протекать эффективно, если наряду с традиционными средствами наглядности будут использованы ЦОР следующих типов: симуляторы и тренажеры, виртуальные экскурсии, интерактивные лабораторные и практические работы.
Для достижения цели потребовалось решение следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию санитарно-гигиенических знаний с использованием цифровых образовательных ресурсов.
2. Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в школьной практике при обучении биологии в 8 классе и выявить актуальный уровень сформированности санитарно-гигиенических знаний и умений у учащихся.
3. Провести апробацию и выявить эффективность разработанной системы по формированию санитарно-гигиенических знаний и умений при использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии в 8 классе.
Наша работа была проведена в несколько этапов:
1. На начальном этапе была сформулирована научная проблема, обоснована ее актуальность. Выявлены цели и задачи, указаны объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, происходили сбор и обработка информации.
2. Второй этап включал изучение методической, учебной, специальной литературы, статей из периодических изданий, материалов Internet- ресурсов, а также разработку методики использования цифровых образовательных ресуров при изучении санитарно-гигиенического материала.
3. На третьем этапе работы проводились наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обработка данных, сбор, анализ и обобщение результатов. Были оформлены выводы, оформлена выпускная квалификационная работа и сформулированы рекомендации для учителей биологии.
Достоверность результатов подтверждается наличием и объемом исходного материала и апробацией результатов исследований в практике.
Педагогический эксперимент осуществляется на базе МБОУ «Емельяновская средняя общеобразовательная школа №1». Количество учителей, участвующих в эксперименте - 12, количество учащихся - 22.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов и приложения. В работе представленно 10 рисунков, 4 таблицы, 4 приложения. Список литературы включает в себя 43 источника.
Обобщая результаты, полученные в ходе теоретического и экспериментального изучения проблемы формирования санитарно¬гигиенических знаний и умений школьников, можно сделать следующие выводы.
Необходимость широкого развития валеологического образования и воспитания, выработки валеологического мышления, формирования валеологических знаний возникла в связи с проблемой охраны здоровья детей в школьных условиях. Уже в 70-80-е годы ХХ в. наблюдался значительный рост детской заболеваемости, вызванный несоответствием учебно-воспитательной работы физиолого-гигиеническим требованиям. К сожалению, валеологическая некомпетентность учителей, имеющая место до настоящего времени, является одной из причин ухудшения здоровья детей и подростков. Для того, чтобы у детей выработалось валеологическое мышление, направленное на укрепление и сохранение здоровья, необходима упорная систематическая работа учителя.
Эффект обучения и воспитания существенно снижается, если учителя игнорируют состояние здоровья учеников, если на ряду с другими вопросами учебной программы не раскрывают «секреты» их здоровья, если не используют в полном объеме гигиенические правила организации и проведения учебно-воспитательного процесса в школе.
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что формирование санитарно-гигиенических знаний и умений зависит от уровня педагогического мастерства, предметно-развивающей среды, постоянного обновления материально-технической базы, а также совместной работы школы и семьи. Не маловажными факторами являются совместная работа со сверстниками, привлекательность образовательного материала и личный пример педагога.
2. Современное состояние исследуемой проблемы в школьной практике обучения биологии в 8 классе показало достаточно низкий уровень просвещенности учителей и учеников в вопросах о санитарно-гигиенической культуре и ЗОЖ.
3. Использование ЦОР на уроке биологии в 8 классе (симуляторов и тренажеров, виртуальных экскурсий, интерактивных лабораторных и практических работ) наряду с традиционными средствами наглядности позволяет повысить уровень санитарно-гигиенических знаний и умений, а также изменить отношение учащихся к здоровому образу жизни.
Необходимость широкого развития валеологического образования и воспитания, выработки валеологического мышления, формирования валеологических знаний возникла в связи с проблемой охраны здоровья детей в школьных условиях. Уже в 70-80-е годы ХХ в. наблюдался значительный рост детской заболеваемости, вызванный несоответствием учебно-воспитательной работы физиолого-гигиеническим требованиям. К сожалению, валеологическая некомпетентность учителей, имеющая место до настоящего времени, является одной из причин ухудшения здоровья детей и подростков. Для того, чтобы у детей выработалось валеологическое мышление, направленное на укрепление и сохранение здоровья, необходима упорная систематическая работа учителя.
Эффект обучения и воспитания существенно снижается, если учителя игнорируют состояние здоровья учеников, если на ряду с другими вопросами учебной программы не раскрывают «секреты» их здоровья, если не используют в полном объеме гигиенические правила организации и проведения учебно-воспитательного процесса в школе.
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что формирование санитарно-гигиенических знаний и умений зависит от уровня педагогического мастерства, предметно-развивающей среды, постоянного обновления материально-технической базы, а также совместной работы школы и семьи. Не маловажными факторами являются совместная работа со сверстниками, привлекательность образовательного материала и личный пример педагога.
2. Современное состояние исследуемой проблемы в школьной практике обучения биологии в 8 классе показало достаточно низкий уровень просвещенности учителей и учеников в вопросах о санитарно-гигиенической культуре и ЗОЖ.
3. Использование ЦОР на уроке биологии в 8 классе (симуляторов и тренажеров, виртуальных экскурсий, интерактивных лабораторных и практических работ) наряду с традиционными средствами наглядности позволяет повысить уровень санитарно-гигиенических знаний и умений, а также изменить отношение учащихся к здоровому образу жизни.



