ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НЕАВТОРИЗОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ТЕКСТА 7
1.1. Понятие неавторизованной информации 7
1.2. Структура неавторизованной информации 10
1.3. Неавторизованная информация в медиа 13
ГЛАВА 2. НЕАВТОРИЗОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКИХ ПОДКАСТОВ 16
2.1. Диктум и модус в подкастах 17
2.1.1. Субъекты авторизации 17
2.1.2. Пропозиции 23
2.1.3. Делибератив 26
2.1.4. Диктум 28
2.2. Причины введения неавторизованной информации в подкасты 31
2.3. Типология маркеров неавторизованной информации 34
ГЛАВА 3. ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ВВОДНЫЕ СЛОВА И
КОНСТРУКЦИИ СО ЗНАЧЕНИЕМ "ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ"» 37
3.1. Пояснения к проекту 37
3.2. Проект 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Приложение А
Коммуникация между людьми, организуя и сопровождая их поведение, выступает как неотъемлемая и важная часть человеческой жизнедеятельности, поскольку человек - существо биосоциальное, которое может полноценно существовать и развиваться только в обществе.
Коммуникация в свою очередь является средством передачи информации и, что не менее важно, служит для установления взаимоотношений между людьми.
Получая информацию из какого-либо источника, а затем делясь ею, человек довольно часто дает более или менее общее указание на эти источники, что помогает, например, отделить собственное представление о ситуации от мнения третьих лиц, усилить доверие к сообщаемому либо, напротив, активировать критическое отношение к ней, сообщить мнение большинства, группы и т.п. Такая информация обычно оформляется без указания на единичный конкретный источник, маркерами как говорят, по слухам, как мне сказали, в медиа прошла информация о том, что... и т.п., которые маркируют такое особое текстовое и языковое явление, как неавторизованная информация - объект настоящего исследования. Предмет исследования - неавторизованная информация, функционирующая в языке современных медиа (СМИ), а конкретно в подкастах - относительно новом феномене, развившемся и набравшем популярность в период локдаунов.
Потоки информации, которые окружают современного человека, в высокой степени разнообразны. Медиа формируют мировоззренческие позиции, оказывают огромное влияние на многие сферы жизнедеятельности человека: политику, экономику, образование, институт семьи и др. Информационные вещатели используют целый спектр инструментов воздействия на слушателя, к которым может быть причислена и неавторизованная информация.
Все вышесказанное определяет актуальность данного исследования.
Комплексная цель выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) - 1) выявление структуры и контекстных обстоятельств использования
неавторизованной информации в текстах подкастов, а также 2) методическая разработка, демонстрирующая возможности применения соответствующего материала в школьном курсе русского языка.
Из обозначенной цели вытекают следующие задачи:
1) описать структуру (речевую модель), по которой строится высказывание без конкретной авторизации, а кроме того - свойства и функции неавторизованной информации в СМИ;
2) исследовать диктум и модус в текстах подкастов СМИ;
3) выявить причины и цели использования неавторизованной информации в подкастах;
4) классифицировать маркеры неавторизованной информации;
5) разработать методический «продукт», позволяющий
использовать собранный лингвистический материал в контексте преподавания русского языка в школе.
Теоретической базой исследования являются труды
Н. Д. Арутюновой, В. В. Колесова, Ю. И. Левина, Т. М. Николаевой, Н. Ю. Шведовой, А. В. Бондарко, А. И. Бондарева, Е. М. Вольфа, В. В. Дементьева, Г. А. Золотовой, С. И. Кокориной, Е. В. Падучевой, Ю. Л. Сидоровой, А. Д. Шмелева, Е. В. Осетровой и др.
Для достижения общей цели и решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: описательный и
сравнительный метод теоретического материала; метод сплошной выборки (в сети Интернет), методы анализа информации и классификации; обобщение полученных результатов, а также методы семантического и синтаксического текстового анализа.
В качестве материала для исследования использованы русскоязычные тексты с маркерами неавторизованной информации, извлеченные в период с 4
ноября 2021 г. по март 2022 г. из современных российских подкастов «КОРОЧЕ», «Колезев & Микитась», «Осторожно: утро!», «Два по цене одного», «Товарищ иностранец», «What's up, страна!», «LABELSMART», «Подкаст Лайфхакера», «Теперь понятно», «Книгометр», «Подкаст Manshuq», «Розенталь и Гильденстерн», «Город, в котором», «Первым делом». Данные подкасты публикуются на различных сайтах и загружаются в приложения «Google Podcasts», «Яндекс. Музыка», «Apple Podcasts».
Специально отметим что, при обработке собранного материала автором ВКР расшифрованы и отредактированы аудиофайлы вышеперечисленных подкастов с использованием бота «Voicy» - одной из специальных высокотехнологичных программ, позволяющих перевести аудиозапись в текстовый файл. Таким образом прослушано не менее 20 часов подкастовых выпусков. Сводная картотека ВКР включает 205 тестовых фрагментов, маркированных как неавторизованная и / или авторизованная информация.
Научная новизна исследования заключается в том, что в лингвистический оборот введен новый тип материала - тексты подкастов, а кроме того, применительно к формату подкастов реконструирована оригинальная модель неавторизованной информации.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования, как представляется, вносят вклад в развитие медиалингвистики, привлекая внимание к языковой природе нового медиа - подкаста, а также к языковым механизмам воздействия на массового слушателя. Практическая ценность работы связана с разработкой методической ее части, которая связывает исследование с обучением русскому языку в школе, в частности, с темой «Вводные и вставные конструкции», представленной во многих УМК в программе 8-го класса. Кроме того, материалы настоящей работы могут быть использованы при подготовке курсовых и квалификационных работ по смежной тематике.....
Средства массовой информации (массмедиа) с давних времен занимают важное место в жизни общества, охватывая все аспекты взаимодействия человека и социума, а также его подсистем. Сфера медиа является мощным орудием воздействия на личность и общество. Инструментом воздействия выступает и неавторизованная информация, используемая в речи участников коммуникации.
Подкастинг в настоящее время пользуется все возрастающей популярностью. Данный формат, в отличие от радио, предоставляет возможность отложенного прослушивания, что означает, что информацию адресат может воспринимать в удобное для него время, совмещая с другими видами деятельности. Новостная повестка подкаста представлена, по большей части, в форме диалога, реже информация сообщается одним ведущим.
Исследовательская база ВКР состоит из 205 подкаст-контекстов, переведенных в текстовый формат.
Исследование ставило перед собой задачу выявления структуры и особенностей употребления неавторизованной информации в текстах подкастов, а также задачу методической разработки, которая демонстрирует возможности использования собранного материала в школьном курсе русского языка. Проведенная работа позволила сделать ряд выводов и обобщений.
В результате анализа теоретического материала было сделано несколько заключений. Во-первых, неавторизованная информация представляет собой сложное явление, тесно связанное с такими понятиями, как «авторизация», «неопределенность», «чуждость», «эвиденциальность», и определяемое как информация без авторизации, носящая неопределенный характер. Во-вторых, неавторизованность - это устоявшийся способ
сообщения информации в массмедиа. В-третьих, структура высказывания с неавторизованной информацией включает два компонента - диктум и модус.
Анализ текстовых и языковых средств, участвующих в оформлении высказывания с неавторизованной информацией позволил выявить следующее.
1.
В отношении модусного компонента (модусной рамки) высказывания с неавторизованной информацией определена его общая структура, включающая субъект - пропозицию - делибератив.
Относительно первого из этих элементов, определено, что неавторизованная информация в подкастах сопряжена с тремя типами модусных субъектов: автор, эксперт и профанный субъект. На этом фоне обнаружены промежуточные случаи между высказываниями с авторизованной и неавторизованной информацией, обычно выражающиеся через предикаты слышать и узнать.
Наиболее органично с неавторизованностью совмещается профанный субъект, однако, она может характеризовать и экспертный ролевой тип; ср.: (люди) говорят - оперативники говорят. Синтаксический нуль, представленный формой говорят, имплицитно обозначает субъект
профанного типа.
В одном контексте нередко наблюдается умножение позиции
выделенных типов субъектов, когда даются ссылки на два, три и более
источника информации. В таком случае каждый из них либо автономно вводит разные «порции» информации, либо все они отнесены к одному фрагменту с эффектом двойного пересказа. Впечатление достоверности информации в таком случае достигается не только за счет разнообразия источников, но и за счет детализации и авторитетности используемого ролевого типа (эксперты).
Другой элемент актантного типа - делибератив (говорят о том, что...) - является факультативным элементом в составе структуры модусной рамки.
42
Основой неавторизованного модуса при этом оказываются три типа пропозиций: трансляция (говорят), восприятие (выяснилось) и
существование (стало известно), которым соответствуют разные фазы обращения информации. Пропозитивный элемент в результате - это единственный обязательный элемент структуры неавторизованного модуса, а делибератив и субъект могут присутствовать имплицитно.
2.
Что касается диктума, то есть собственно содержания неавторизованной информации, то оно типично представлено в границах шести тематических сфер: «спорт»», экономика», «правопорядок»,
«политика», «военные действия» и «социальная жизнь», - которые могут совмещаться в пределах одного фрагмента.
3.
Причинами введения неавторизованного модуса в подкасты являются
• необходимость скрыть личность информатора
• стремление говорящего снять с себя ответственность за возможную неточность или недостоверность информации
• желание увеличить степень доверия к информации (субъект экспертного мнения)
• апелляция к мнению большинства
• демонстрация спектра мнений.
4.
Типология маркеров неавторизованной информации по семантическому признаку включает три группы: маркеры с семантикой «общественное мнение», «экспертное мнение» и «заимствованное мнение», которые частично соответствуют выделенным типам субъектов модуса Маркеры с семантикой «заимствованное мнение» схожи с маркерами, характерными для промежуточного вида авторизации.
Таким образом, использование неавторизованной информации, разнообразит диалоговый режим подкастов. Неопределенность субъектов информации формирует коммуникацию в режиме обсуждения, дискуссии, что необходимо для создания у адресата впечатления объективности и разнообразия получаемой информации.
Язык подкастов - мало изученная тема, следовательно, данная работа может послужить базой для дальнейших исследований.
5.
Разработанный проект «Новости школы» / «Новости нашего города» демонстрирует возможность методической реализации собранного материала, позволяет использовать современный формат внеклассной работы и развивать у обучающихся навыки работы с информацией.
1. Бачина, М. А. Ведущий информационной программы / М. А. Бачина
[Электронный ресурс]; режим доступа:
http://dedovkgu.narod.ru/bib/bachina.htm (Дата обращения:
26.03.2022).
2. Белошапкова, В. А. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; под ред. В. А. Белошапковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. - 800 с.
3. Боднарук, Е. В. Соотношение футурального, эпистемического и эвиденциального содержания в семантике конструкции WERDEN + инфинитив I в немецком языке / Е. В. Боднарук // Вестн. Пятигор. гос. лингвист. ун-та. - 2012. - № 2. - С. 61-66.
4. Воинова, Е. А., Сивякова, Е. В. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды / Е. А. Воинова, Е. В. Сивякова // Социально-гуманитарные знания. - М.,
2018. - № 12. - С. 104-120.
5. Всеволодова, М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса / М. В. Всеволодова. - М., 2000. - 502 с.
6. Гаврилов, К. В. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом / К. В. Гаврилов. - СПб.: Амфора, 2007. - 299 с.
7. Гаспаров, Б. М. Устная речь как семиотический объект / Б. М.
Гаспаров [Электронный ресурс]; режим доступа:
http://www.ruthenia.ru/folklore/gasparov1.htm (Дата обращения: 25.01.2022).
8. Грамматические исследования: Функционально-стилистический
аспект: Суперсегментная фонетика. Морфологическая семантика / Отв. ред. Д. Н. Шмелев. - М.: Наука, 1989. - 287 с.
9. Грановская, Л. М. Русский литературный язык в конце XIX и XX вв.: Очерки / Л. М. Грановская. - М.: Элпис, 2005. - 448 с.
10. Гричин, С. В. Категория определенности/неопределенности в
аспекте авторизации / С. В. Гричин // Сибирский филологический журнал. - 2016. - № 2 - С.144-156.
11. Гричин, С. В. О категориальной сущности авторизации / С. В. Гричин // Сибирский филологический журнал. - 2010. - № 2. - С. 175-182.
12. Дмитриев, Д. В., Мещеряков, А. С. Подкасты как инновационное средство обучения английскому языку в вузе / Д. В. Дмитриев, А. С. Мещеряков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - № 3 (31). - С. 192-199.
13. Дубин, Б. В. Речь, слух, рассказ: трансформации устного в
современной культуре / Б. В. Дубин // Слово - письмо - литература: Очерки по социологии современной культуры. - М.: Новое
литературное обозрение, 2001. - С. 70-81.
14. Желтухина, М. Р. Тропологическая суггестивность
массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: Монография / М. Р. Желтухина. - М.: ИЯ РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. - 656 с.
15.Захарова, Е. П. Коммуникативная категория чуждости и её роль в организации речевого общения / Е. П. Захарова // Вопросы стилистики: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. - С. 87-94...51