Только Word
Введение 3
Глава I. Теоретические основания исследования особенностей звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 6
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста в
контексте предмета исследования 6
1.2. Особенности звукопроизношения у младших школьников с общим
недоразвитием речи III уровня 12
1.3. Дидактический потенциал комплекса индивидуальных логопедических
заданий как средство коррекции звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 17
Выводы по 1 главе 27
Глава II. Апробация индивидуальных логопедических заданий как средство коррекции звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.1. Аннотация проекта «Звуковые тропинки». Организационный план
разработки и реализации проекта 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов предпроектного этапа исследования 42
2.3. Анализ и интерпретация результатов реализации проектного этапа
исследования 53
2.4. Анализ и интерпретация результатов реализации завершающего этапа
проектного исследования. Оценка эффективности комплекса
индивидуальных логопедических заданий в коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Звуковые тропинки» 59
2.5. Методические рекомендации для педагогов по коррекции нарушений
звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 70
Выводы по 2 главе 78
Заключение 79
Список использованных источников 81
Приложения 88
В настоящее время актуальность приобретает исследование общего недоразвития речи (далее - ОНР) в междисциплинарном аспекте. Смысловая сторона речи - довольно сложный компонент, развитие которого состоит из нескольких уровней: сенсорного, перцептивного и смыслового, затем речь становится интеллектуальной деятельностью, которые могут понимать и воспринимать другие люди [56].
В становлении и развитии речи также немаловажен речеязыковой механизм, которому отводится ключевая позиция в смысловом восприятии. Указанный процесс способствует осознанию лингвистической информации.
В научных исследованиях содержится информация о том, что одним из наиболее распространенных явлений среди младших школьников с ОНР являются нарушения чтения и письма. Так, в странах Европы до 10% детей имеют диагноз «дислексия»: 3. Матейчек указывает количество таких детей в районе 2-4 %,
Б. Хальгрен - до 10%, Р. Беккер, отмечает нарушения чтения у 3% младших школьников [7], А.Н. Корнев - у 4,8% [29].
Вследствие указанных нарушений, а также малоэффективной работы логопедов по их выявлению, предупреждению и коррекции в обучении появляются трудности, препятствующие получению знаний в рамках образовательной программы [46].
Интерес к проблемам звукопроизношения и чтения обусловлен его огромной ролью в жизни человека. В связи с этим, мы считаем важным рассмотреть недостаточно изученный в теории и практики логопедии вопрос об особенностях коррекции звукопроизношения у младших школьников с ОНР. В связи с этим особую актуальность исследования приобретает проблема звукопроизношения у младших школьников.
Цель проектной работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс индивидуальных логопедических заданий как средство коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект проектной работы: процесс коррекции нарушений
звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет проектной работы: коррекция нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством комплекса индивидуальных логопедических заданий в условиях реализации проекта «Звуковые тропинки».
Проектная идея ориентирована на организацию логопедической работы по коррекции звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, которая будет результативной при следующих условиях: включение в логопедические занятия комплекса индивидуальных логопедических заданий с опорой на зрительные, тактильные, кинестетические анализаторы; организация взаимодействия с родителями по повышению их педагогической компетентности в области коррекции звукопроизношения у детей данной категории.
Задачи проектной работы:
1. Выделить психологические особенности детей младшего школьного возраста в контексте предмета исследования.
2. Выделить особенности звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать комплекс индивидуальных логопедических заданий, нацеленный на коррекцию нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Осуществить апробацию разработанного комплекса
индивидуальных логопедических заданий, нацеленный на коррекцию нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов по коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы проектной работы:
Теоретические: анализ научной психолого-педагогической
литературы; анализ нормативно-правовых и программных документов (Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г., ФГОС НОО ОВЗ, примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи), сравнение, обобщение.
Эмпирические: эксперимент, наблюдение, математическая обработка данных.
Методика: в исследовании применялись методики Е.Ф. Архиповой «Изолированное звукопроизношение», «Звукопроизношение в слогах и словах», «Звукопроизношение в предложениях и фразовой речи», «Оценивание фонематического восприятия» [5].
Описание структуры выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Целью исследования была определение и реализация логопедической работы по коррекции нарушения звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
Прежде всего, стоит отметить, что методы коррекционной работы в случае трудностей устной речи должны быть адекватны механизмам нарушения. Целью предпроектного этапа исследования было исследования особенностей проявлений нарушений звукопроизношения у младших школьников с ОНР III уровня [17].
Сам механизм появления и развития ОНР тесно связан с первичными дефектами речи и факторами, влияющими на их появление. Если есть нарушения, которые имеют церебрально-органическое происхождение (например, алалия или афазия), ОНР может проявиться в грубом речевом расстройстве и непонимании ребенком речи окружающих.
Младшие школьники с ОНР любого уровня имеют, как правило, нарушение звукопроизношения.
Оценки ошибок звукопроизношения отличаются друг от друга, так как возможны следующие случаи:
• учитывается только оттенок фонем без нарушения смысла
сказанного;
• происходит смешение фонем;
• осложняется понимание сказанного.
Младшие школьники с ОНР III уровня не могут дифференцировать звукопроизношение, в связи с чем они заменяют сразу два или несколько звуков приближенной фонетической группы (звук сь заменяет звуки с, ш, ц, ч, щ). Также они склонны к замене сложных по произношению звуков на более простыми («ф» или «т» заменяют свистящие или шипящие звуки, звук «й» заменяет «л» и «р») [8].
Дети с ОНР III уровня также склонны к неустойчивым заменам, произнося один и тот же звук в разных словах по-разному, а также смешению, означающему правильное произношение звуков в слове и неправильное его произношение и замену в предложении.
Понятно, что содержание работы зависит от особенностей ребенка. Так, с одними детьми придется больше проводить артикуляционные упражнения и больше времени планировать на коррекцию звуков, с другими — больше внимания обращать на развитие слухового внимания и анализа и т. п.
Для экспериментального обследования по формированию звукопроизношению у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня была выбрана диагностическая методика Е. Ф. Архипова, направленные на изучение уровня сформированности изолированного звукопроизношения, звукопроизношения в слогах и словах, звукопроизношения в предложениях и фразовой речи.
Анализ данных, полученных при выявлении уровня развития указанных показателей у младших школьников с ОНР III уровня показал, что дети искажали и пропускали некоторые звуки, их артикуляционный аппарат был недостаточно подвижен, было ограничено речевое дыхание, однако после эксперимента дети значительно улучшили свои результаты.
Коррекция нарушений речи младших школьников с ОНР III уровня предусматривает проведение логопедических занятий.
Группы, в которых производится коррекция нарушений речи, должны быть однородными в плане речевого развития детей, Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, исключение составляют первоклассники из-за необходимости применения другого учебно-дидактического материала [15].
Логопед консультирует педагогов и родителей по причинам имеющихся у детей нарушений речи и дает рекомендации, каким образом их можно преодолеть.
1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у младших школьников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 602 c.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. URL:https://fgosreestr.ru/uploads/files/fb19909e380c5b65flac8d0d72eb51f2.pdf (дата обращения: 01.04.2023 г.)
3. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 106 с.
4. Артемова, С. А. Специфика универсальных коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Профессиональная ориентация. 2019. № 2. С. 108-114.
5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. с. 331
6. Беккер, Р. Нарушение речи как фактор, обуславливающий затруднения в обучении чтению и правописанию. // V научная сессия по дефектологии. - М., 1967. С. 44-49.
7. Богатырева, А. О. Проблемы дифференциации в коррекции фонетической стороны речи у детей с системными речевыми нарушениями // Проблемы современного образования. - 2013. - № 2. - С. 168-175.
8. Вишонкина, А.А., Юрова С.В. Коррекция нарушения чтения у учащихся 2-го класса с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития // FORCIPE. 2021. № S1. - 325 с.
9. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.Н. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. -М.: Владос, 2011. - 548 с.
10. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у школьников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2014. - 232 c.
11. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е. Грибова. — М. : Айрис-пресс, 2008. - 96с.
12. Громова, О.Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики. [Текст] /
13. Губатова, С.Г. Уровни речевого развития у детей с общим недоразвитием речи // НИР/З&К 2021. №2 (6). С. 207-210.
14. Гуженкова, Н. В. Преодоление нарушений звукопроизношения у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н. В. Гуженкова, А. А. Тимачева. — Текст: непосредственный //
Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 104-106.
15. Гуженкова, Н. В., Михайленко В. В. Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2017. — № 16. — С. 452-454....57