Введение 3
Глава 1. Неформальное образование школьников в современных социокультурных условиях 7
1.1. Социокультурные и техногенные вызовы современности как условие актуализации неформального образования школьников 7
Глава 1.2 Основные характеристики неформального образования как современного ресурса и инструмента социокультурного развития 12
Глава 1.3 Фотодело как технологическая и культурная составляющая исторического развития человечества 18
Глава 1.4 «Фотодело 2.0” как тематическая линия современной неформальной образовательная работы со школьниками 24
Глава 2. Вопросы разработки и реализации программы неформального образования по фотоделу для школьников 33
2.1 Предпосылки и условия разработки программы неформального
образования по фотоделу для школьников 33
2.2 Модельная разработка программы неформального образования
«Фотодело 2.0» для школьников 38
2.3 Разработка мобильной (выездной) версии образовательной
программы «Фотодело 2.0” 50
2.4 Организация и проведение мастер -класса по фото делу для
школьников 54
2.5 Вопросы рефлексивного и перспективного анализа проведенных
исследований и разработок 57
Заключение 61
Список литературы 64
Вопросы образования людей являются неотъемлемой составляющей развития современной человеческой цивилизации и этими вопросами приходится заниматься любому государству мира, в отдельности и в международной кооперации друг с другом. Россия в этом смысле не является исключением. Она решает вопросы образования своего населения внутри страны и участвует в решении образовательных проблем разных государств на международном уровне.
Существование в России общенациональных социальных институтов образования - общеобразовательной школы, высшей школы, системы среднего профессионального образования и некоторых других - характеризует государственный уровень обращенности к вопросам образования населения страны. В Российской Федерации на государственном уровне законодательно установлены основные требования к организации деятельности всех социальных институтов образования. Для них разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты.
Любой ФГОС является следствием и отражением совокупности многих процессов, происходящих в государстве - культурных, социальных, экономических, научных, технологических и других. При этом он отражает что-то уже устойчиво сложившееся, закрепившееся в социальной практике в виде каких-то социокультурных установок, норм, ставших общепринятыми ориентиров и тенденций общенационального и общегосударственного масштаба. ФГОСы формализуют на определенные временные периоды содержательные, организационные, результативные и ответственные рамки деятельности больших социальных институтов образования - превращая их в институты формального образования. Без этого невозможны управление и контроль на всех государственных уровнях работы социальных институтов образования.
Однако сущность работы всех институтов формального образования такова, что они достаточно сильно инертны, плохо восприимчивы по отношению ко всем инновационным сигналам и вызовам окружающего мира. В этом, с одной стороны, залог стабильности их системноинституционального существования, но в этом же и их ограниченность по отношению ко всему спектру имеющихся у людей образовательных запросов и потребностей, которые в инновационно -технологическом обществе обновляются, видоизменяются, расширяются в течение достаточно коротких временных промежутков.
Еще во второй половине XX века за рубежом и в Советском Союзе появились научно -образовательные концепции, вводящие, раскрывающие и обосновывающие идеи и постулаты неформального образования как необходимой для современного и будущего развития общества практической социокультурной составляющей, которая бы дополняла деятельность существующих институтов формального образования, там, где они не очень хорошо справляются, или в том, что они не могут обеспечить и охватить в силу своей системной формализации.
С наступлением эры глобальной информатизации, стремительного технологического развития, общественная актуальность неформального образования стала еще более возрастать, так как именно оно в первую очередь, а не системы формального образования, способно в большей степени отвечать на инновационно -техногенные вызовы, которые приводят и к изменению многих привычных сфер деятельности человека и к изменению образовательных потребностей.
Одной из таких содержательных сфер деятельности людей, подвергшейся кардинальным изменениям с появлением мобильных компьютеризованных систем и цифровых электронных устройств стала область фотографии, фотодела. Фото дело как программно -образовательная составляющая никогда не присутствовало в комплексе общего образования школьников. Но в доинформатизационные времена для учащихся было достаточно много предложений внеклассных и внешкольных образовательных программ (кружков, клубов) по фотографии, фотоделу - предложений неформального образования.
Появление универсальных миникомпьютеров-смартфонов дало возможность человеку, даже совершенно незнакомому с фотоделом, делать фотоснимки, снимать видео. И старое пленочное фотодело людям оказалось, фактически, не нужным. А это способствовало тому, что из образовательных предложений школьникам почти исчезли предложения занятий фотоделом, фотографией. Но в перспективно -образовательном контексте общественного развития это представляется совсем не позитивным фактом, так как фотодело на новом современном технологическом уровне, сфера современной фотографии, оказывается интересным делом для многих людей разных возрастов, а для молодых людей какая-то деятельностная линия, связанная с фотоделом, может стать направлением их профессионального самоопределения.
В настоящем исследовании актуализируется проблема создания для школьников неформальных образовательных предложений по направлению «Фотодело», проектируемых и реализуемых на основе современных технологических возможностей и решений, которые можно было реализовывать в различных вариантах программ неформального образования (продолжительных и краткосрочных).
Объект исследования - современные теоретические концепции и практики организации неформального образования школьников.
Предмет исследования - вопросы проектирования и организации практик неформального образования школьников по направлению «Фотодело» в современных информатизационно -технологических условиях.
Цель исследования - обоснование значимости создания современных образовательных предложений школьникам по направлению «Фотодело» и создание модельной разработки программы неформального образования для школьников по «Фотоделу».
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ научно -педагогических источников по вопросам роли и места неформального образования школьников в современных социокультурных и техногенных условиях.
2. Обзорный анализ имеющихся в сфере образования г. Красноярска образовательных предложений школьникам курсов и программ дополнительного образования по тематическим линиям «Фотодела».
3. Разработка модельного варианта программы
неформального образования школьников «Фотодело 2.0» в 2 версиях (стационарной (продолжительной) и мобильной (краткосрочной).
4. Пилотная апробация вводно -презентационного компонента образовательной программы «Фотодело 2.0» - проведение мастер- класса для учащихся одной из школ Красноярского края.
5. Рефлексивный и перспективный анализ результатов теоретической и практической части проведенного исследования.
Теоретическими основаниями исследования являются концептуальные положения ряда исследователей вопросов неформального образования взрослых и детей (П. Кумбс, А. Хамадаш и др.)
При решении разных задач исследования использовались следующие теоретические и эмпирические методы исследования: комплексно-целевой анализ научных источников (анализ научных терминов и понятий, образовательных концепций и др.); ретроспективный анализ советских и российских образовательных практик работы со школьниками в тематическом контексте фотодела в доинформатизационные времена; анализ информационного содержания сайтов школ г.Красноярска для выявления образовательных предложений учащимся по фотоделу; анализ примеров образовательных программ для школьников по тематической линии фотодела; проектирование модельного варианта программы неформального образования школьников по фотоделу; анкетный опрос учащихся; педагогическое наблюдение; сравнение; обобщение....
Достижение поставленной в настоящем исследовании цели по обоснованию значимости создания современных неформальных образовательных предложений школьникам по направлению «Фотодело» и созданию модельной разработки программы неформального образования для школьников по «Фотоделу» обеспечивалось комплексом выполнения взаимосвязанных задач.
Теоретический анализ научно -педагогических источников показал, что неформальное образование играет сегодня значимую роль в современном обществе, особенно в контексте технологических достижений. Неформальное образование рассматривается как важный социокультурный ресурс и потенциал деятельности для работы со школьниками в современных технологических направлениях. Оно помогает людям адаптироваться к постоянно меняющемуся миру и приобретать необходимые навыки для успешной конкуренции на рынке труда, также оно позволяет людям быть в курсе последних достижений и приобретать новые знания и компетенции, способствует пожизненному обучению и помогает людям адаптироваться к новым технологиям и инструментам. Кроме того, неформальное образование помогает людям развивать важные навыки, такие как работа с технологиями, критическое мышление, адаптивность, коммуникация и работа в команде. Эти навыки являются ключевыми в современном мире, где технологии интегрированы в различные сферы жизни и работы.
Исследование спектра образовательных предложений школьникам в сфере дополнительного образования по Красноярску показало очень малый объем и вариативность предложений по фотоделу в масштабах города в настоящее время. При этом параллельный анализ предложений учебных курсов по фотографии для взрослых, показал наличие достаточно высокого спроса в обществе на эти курсы. В ряде случаев проанализированных программ по фотонаправлению для школьников выявилась содержательнотематическая ограниченность, неохваченность многих интересных и полезных разделов фотодела. А также то, что имеющиеся предложения не вполне подходят под формулировку «фотодело», так как-либо разбивают эту сферу и происходит неполное освещение темы, либо объединяют его со смежными направлениями, что также не дает возможность полного погружения в одно фотодело.
Эти факторы послужили основными причинами для разработки собственной программы курса, получившего название «Фотодело 2.0». посвященного обучению школьников фотомастерству. Существенное отличие нашей образовательной программы от других заключается в том, что при ее разработке была использована концепция «Наука 2.0», которая основывается на использовании интернета и современных информационных технологий для улучшения научной работы, обмена знаниями и коллаборации между учеными, а также послужила прототипом названия.
Кроме основной программы продолжительного (39 часов) курса была разработана мобильная программа для выездного погружения, которая рассчитана на более короткий промежуток времени. Участники программы могут применять свои знания и навыки в фотографии на практике, что позволяет им преодолевать трудности и разрабатывать творческие решения. Кроме того, программа предоставляет платформу для обмена опытом с другими участниками и взаимодействия с опытными профессионалами, способствуя обмену идеями и созданию новых контактов. Короткая продолжительность программы позволяет учащимся, как тем, кто уже имеет опыт в фотографии, так и новичкам в этой области, получить ценный опыт в относительно короткий срок.
В обеих модельных версиях программы «Фотодело 2.0» ее первичным этапом определено проведение мастер -класса, который позволяет профессиональному преподавателю или эксперту в данной области продемонстрировать конкретные навыки и знания студентам. Мастер-класс в данном контексте является частью образовательной программы и выполняет одну из двух функций. Он либо выступает в качестве пилотного вводного занятия, которое позволяет большому числу учащихся выяснить их интерес к работе в области фотографии. Это помогает им понять, действительно ли их интересует эта область и подходят ли им формат занятий. Пилотный мастер - класс предоставляет обзор различных аспектов фотографии, включая композицию, освещение и использование оборудования.
Либо мастер-класс выполняет рекламную и презентационную функцию. Тогда он используется как эффективный инструмент для распространения информации о возможностях обучения в области фотографии. Участвуя в мастер-классе, школьники могут ознакомиться с будущими товарищами по участию в программе «Фотодело 2.0», так как на всех мастер-классах предполагается групповая работа. Это помогает учащимся определить свои интересы и предпочтения в области фотодела, обеспечивая возможность каждому школьнику участвовать в программе, которая наиболее подходящим для него образом.
Проведение мастер-класса, как апробационного аспекта работы показало по линии фотодела, что интерес к развитию навыков в области «фотодело» существует у большого количества школьников, которые решили посетить мастер-класс, а те, кто пришел, не имея никакой увлеченности, смогли найти полезные моменты для себя и выразили заинтересованность в дальнейшем обучении в данной сфере.
Таким образом, можно отметить что обеспечение выполнения комплекса поставленных задач способствовало достижению цели, поставленной перед нами для выполнения данной работы.
1. Ардабацкая Ирина Акимовна Неформальное образование в школе: проблемы и перспективы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №1.
2. Бакулин Олег Александрович Фотография ВЦИК: история создания и основные направления деятельности // Медиальманах. 2022. №6 (113). Галкина, Е. Н. Мастер -класс как метод проведения занятия, способствующий формированию коммуникативной культуры специалистов сферы обслуживания / Е. Н. Галкина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 159. - EDN OXCMDZ.
3. Баршевская, И. И. Общеобразовательная программа дополнительного образования. Рекомендации к составлению / И. И. Баршевская // Мастер-класс. - 2014. - № 5. - С. 2-26. - EDN WWWEHR.
4. Бирюкова Ирина Константиновна Неформальное образование: понятие и сущность // Известия ВГПУ. 2012. №10.
5. Буйлова, Л. Н. Дополнительное образование детей в свете идей непрерывного неформального образования / Л. Н. Буйлова // Сборник научных трудов SWorld. - 2013. - Т. 14, № 1. - С. 25-33. - EDN PZOHJJ.
6. Вилесова, Е. Д. Социально -значимый проект «Путь фотографа» / Е. Д. Вилесова // Advances in Science and Technology : Сборник статей XXV международной научно -практической конференции, Москва, 15 декабря 2019 года. Том часть II. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Актуальность.РФ», 2019. - С. 3-8. - EDN TAHOKO.
7. Ганаева, Е. А. Методические рекомендации по написанию и защите ВКР направление подготовки 44.04.01 педагогическое образование / Е. А. Ганаева, Э. Р. Саитбаева. - Оренбург : Без издательства, 2020. - 29 с. - EDN BIVHKK
8. Гогицаева, О. У. Методические рекомендации к написанию ВКР для студентов (бакалавров и магистров), обучающихся по направлению «психолого-педагогическое образование» : Учебно-методическое пособие / О. У. Гогицаева, В. К. Кочисов, И. М. Хадикова. - Ульяновск : ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2021. - 32 с. - ISBN 978-5-6047477-1-1. - EDN ELAEJW.
9. Гриценко Наталья Евгеньевна Неформальное образование в современных условиях // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2017. №3 (16).
10. Дорофеева Ю.Ю. Проблемы обучения фотоискусству в системе дополнительного профессионального образования. Вестник Московского
государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2013;(1):65 - 68.
11. Дорофеева Юлия Юрьевна, Моисеев Алексей Андреевич ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ФОТОГРАФИИ // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2020. №4.
12. Загорулько, Р. В. Дополнительное образование детей и молодежи как составная часть неформального образования / Р. В. Загорулько // Взаимодействие университета с учреждениями образования региона в подготовке и повышении квалификации образовательных менеджеров : Сборник научных статей и материалов Республиканской научно - практической конференции, Брест, 11-13 апреля 2012 года / Редколлегия: И.Ф. Нестерук, Н.А. Тарасевич, Т. А. Ковальчук, М.С. Ковалевич, В.М. Иванова. - Брест: Установа адукацьн «Брэсцк дзяржауны ун1верс!тэт 1мя А.С. Пушкша»=Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», 2012. - С. 61-66. - EDN YOXXML.
13. Загрутдинова Ильсеяр Зуфаровна Методические рекомендации «как подготовить мастер-класс» // Евразийский научный журнал. 2016. №6.
14. Зуйкова, О. В. Обучающий семинар как один из примеров интеграции формального и неформального образования в учреждениях дополнительного профессионального образования / О. В. Зуйкова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно - практических конференций. - 2015. - № 2. - С. 98-102. - EDN VSDDSV.
15. Игнатова, М. П. Эстетика научной фотографии / М. П. Игнатова // Евразийское Научное Объединение. - 2015. - Т. 1, № 12(12). - С. 75-77. - EDN VDQSNN....44