Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ НАПИТКОВ СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ 6
1.1. Общая характеристика употребления энергетических напитков 6
1.2. Социально-психологические характеристики старших подростков,
употребляющих энергетические напитки 20
1.3. Теоретическое обоснование профилактики употребления
энергетических напитков старшими подростками 23
Выводы по Главе 1 29
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
УПОТРЕБЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ НАПИТКОВ СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ 31
2.1. Программа профилактики употребления энергетических напитков
старшими подростками 31
1.2. Реализация программы 53
Выводы по Главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Приложение А 74
Приложение Б 78
Приложение В 79
Приложение Г 83
В современном мире существуют различные проблемы, нарушающие гармонию и гуманизацию взаимоотношений в обществе. Однако особенно остро стоит проблема употребления психоактивных веществ. В последнее время наблюдается рост подросткового алкоголизма, токсикомании и наркомании. Эти психоактивные вещества негативно влияют на центральную нервную систему и могут привести к серьёзным изменениям в сознании. Длительное употребление таких веществ может вызвать физическую и психологическую зависимость.
Энергетические напитки (ЭН) - одни из самых быстро растущих напитков по уровню продаж на рынке продуктов. Также за последние 20 лет резко возросло производство ЭН, причиной этому стало то, что их стали классифицировать как «функциональные», наряду с нутрицевтиками и спортивными напитками. В настоящее время, по причине ухода с нашего рынка ряда зарубежных компаний, являющихся основными производителями ЭН, стал расширяться список отечественных производителей. По данным Госконтроля спрос на тонизирующие и энергетические напитки вырос на 40% за первое полугодие 2022 года [21].
Проблема зависимости от энергетических напитков мало изучена, но ее затронули в своих работах Алексеев В.В.[15], Ильина Н.Л.[2], Трофимов Н.С. [8].
С наступлением нового тысячелетия на рынке безалкогольных напитков появились популярные энергетические напитки, такие как Burn, Red Bull и другие. К сожалению, в современном обществе люди терпимо относятся к употреблению этих напитков, считая их не вызывающими привыкания. Слабоалкогольные напитки стали доступны для всех возрастных групп, часто без учёта требования о продаже только лицам старше 18 лет.
Эта проблема стала актуальной для психиатров-наркологов, психологов и родителей, которые заметили у своих детей внезапные перепады настроения, изменения в характере и поведении.
Почему врачи уделяют особое внимание слабоалкогольным и, в частности, энергетическим напиткам? Энергетические напитки с высоким содержанием кофеина, который является психостимулятором, широко распространены среди молодёжи.
Именно потому как тема энергетических напитков и их вреда на молодой организм не изучена до конца остается недостаточно освещенным вопрос конкретных действий, четких рекомендаций педагогу по психологической помощи на данном возрастном этапе.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотреть сущностную характеристику понятия «профилактика употребления энергетических напитков», определить причины и механизмы действия энергетических напитков, реализовать программу профилактики употребления энергетических напитков.
Объект: употребление энергетических напитков старшими подростками.
Предмет: профилактика употребления энергетических напитков
старшими подростками.
Гипотеза: мы предполагаем, что составленная программа профилактики употребления энергетических напитков старшими подростками будет способствовать уменьшению употребления энергетических напитков старшими подростками.
Для проверки поставленной гипотезы и достижения цели были поставлены следующие задачи:
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия энергетические напитки, дать характеристику;
2. Представить психологическую характеристику старшего подросткового возраста;
3. Рассмотреть теоретические аспекты изучения профилактики употребления энергетических напитков старшими подростками;
4. Выявить наличие зависимости и склонности к отклоняющемуся поведению у старших подростков;
5. Составить и реализовать программу профилактики употребления энергетических напитков старшими подростками и проверить ее результативность.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: метод тестирования (Тест на зависимость - Лозовая Г.В) - Приложение Б, метод тестирования (Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению - Орел А.Н.) - Приложение В, опросный метод (Анкета «Энергетические напитки») - Приложение А.
3. Качественные и количественные методы: описательная статистика.
Исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных школ г. Красноярска МАОУ Лицей № XX. В исследовании приняло участие 16 обучающихся мужского пола и 15 - женского пола в возрасте 14 - 16 лет.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты, актуализируют значимость изучения влияния энергетических напитков на организм подростка в условиях образовательной организации. Программа профилактики может использоваться как педагогами-психологами, так и педагогами в работе с обучающимися старшего подросткового возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух Глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Энергетические напитки — это напитки, которые предназначены для удовольствия и повышения физической и умственной работоспособности. Они вызывают временную силу и возбуждение нервной системы. Состоит энергетик из сахарозы и глюкозы, кофеина, который уменьшает чувство усталости и сонливости, геобромина, таурина, глюкуронолактона, L- карнитина, D-рибозы, витаминов группы B, гуараны -природный психостимулятор, женьшеня. Эти вещества и так вырабатываются в нашем организме в нужном количестве, если злоупотреблять энергетиками - то таких веществ в организме будет переизбыток, что приводит к тяжелым последствиям
Сами по себе энергетические напитки вреда не несут, собственно как и пользы, важно уметь соблюдать баланс и не злоупотреблять. Людям в подростковом возрасте сложнее соблюдать меру, поскольку саморегуляция еще не сформирована окончательно. Также важно и то, что энергия от напитка берется из самого организма, а не извне, и потом организм находится в дефиците, что пагубно влияет на ребенка и на его поведение, обучение, состояние.
Изучив и проанализировав научную литературу по теме исследования, нами были определены основные характеристики энергетических напитков, социально - психологические характеристики подростков, и старших подростков, употребляющих энергетические напитки.
Для проведения исследования использовались такие методы как тестирование и опросный метод. Для тестирования использовались следующие методики: Тест на зависимость - Лозовая Г.В, Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению - Орел А.Н. Опросным методом является анкета «Энергетические напитки».
В результате исследования было определено, что 102 из 107 опрошенных так или иначе сталкивались с энергетическими напитками: 28% (31) человек 65
из опрошенных пробовали или употребляют энергетические напитки не чаще 1 раз в неделю, 42% (46) опрошенных пьют энергетические напитки чаще 1 раза в неделю, по праздникам и по настроению употребляют 25% (25) человек и среди всех опрошенных только 2% (5) не пробовали энергетические.
Социально - психологические характеристики подростков, употребляющих энергетические напитки, выделенные при изучении научной литературы, подтвердились результатами проведенного исследования: изменение характера, нарушения эмоциональной сферы, возбудимость, проявление агрессивного поведения, раздражительность, излишняя эмоциональность, расстройства сна и аппетита, склонность к формированию зависимостей.
Исследования теоретических аспектов позволяют нам подтвердить, что энергетические напитки — это продукты, содержащие большое количество кофеина, таурина, глюкуронолактона и других стимуляторов, которые могут повышать активность и стимулировать потребителей.
Также было установлено, что энергетические напитки могут вызывать привыкание, повышать кровяное давление, ухудшать работу сердечнососудистой системы, провоцировать бессонницу и другие проблемы со здоровьем.
Отличительной чертой подростков старшего возраста является их вспыльчивость и страстность. Они склонны к частым перепадам настроения, повышенной осмысленности своего поведения. Это время крайних конфликтов. Чаще всего это приводит к определенным отклонениям в поведении: преступность, агрессивное поведение, принадлежность к
определенным субкультурам.
Подростковый возраст - один из самых социально и психологически сложных периодов. В этом возрасте трудно сделать вывод о непоправимом ненормальном поведении.
Предлагаемая нами программа «Энергия не в энергетике» — это форма профилактики энергетических напитков и борьбы с ними, сочетающая новые идеи с известными формами в российских школах. Программа предлагает ряд мероприятий с использованием конкурсных программ, олимпиад, профилактических лекций, занятий с элементами тренинга и т.д. В ходе апробации программы были собраны теоретические, образцовые и практические материалы в помощь проектной команде, необходимые для реализации занятий программы.
Программа профилактики потребления энергетических напитков среди подростков старшего возраста является важным шагом в борьбе с негативными последствиями, которые могут возникнуть в результате употребления энергетических напитков старшими подростками. Программа включает ряд мероприятий, направленных на информирование подростков о вреде энергетических напитков, повышение осведомленности общественности о проблеме и пропаганду здорового образа жизни.
Организация таких программ необходима для поддержания здоровья молодежи и предотвращения возможных негативных последствий, связанных с употреблением энергетических напитков.
1. Аджиева З.А. Социальная профилактика правонарушений: сущность и содержание // МНКО. 2016. №2 (57).
2. Алимов Н.В., Ильина Н.Л., Микуляк Н.И. Влияние употребления большого количества энергетических напитков на параметры электрокардиограммы и кровяного давления // Научный электронный журнал. 2021. № 7. С. 213-219.
4. Андриенко В.С. Энергетические напитки и их альтернатива с точки зрения естественных наук // Молодой ученый. 2020. № 27.1 (317.1). С. 7-9.
5. Березин С.В. Технология формирования социальных навыков: методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ: монография. Самара: Самарский ГУ, 2006. 209 с.
6. Вартанова, И.И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 3. С. 63-70.
7. Варшавская Е.Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Социологические исследования. 2016. № 9 (2). С. 31-39.
8. Влияние энергетических напитков на здоровье молодежи / Лазоренко А.А. [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. С. 64.
9. Влияние энергетических напитков на здоровье человека / Трофимов Н.С. [и др.] // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. 2019. Т. 9. № 3. С. 75-78.
10. Гусева Е.А., Балина А.А., Быкова Д.Г. Энергетические напитки и их влияние на организм человека // Кировский государственный медицинский университет. 2020. № 62. С. 11-13.
11. Епихина П.В. Социально-педагогическая профилактика
употребления психоактивных веществ подростками URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialno-pedagogicheskaya-profilaktika- upotrebleniya-psihoaktivnyh-veschestv-podrostkami (дата обращения:
27.10.2023).
12. Забавнова М.В., Данилова М.В. Потребление алкогольных
энергетических напитков среди учащейся молодежи: особенности
приобщения и вопросы профилактики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1191-1195.
13. Зарипова Ю.Р. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Библиотечка «Первого сентября». Серия «Школьный психолог». 2007. С. 30.
14. Зенкова Е.А. Экспериментальное изучение возможного развития абстинентного синдрома после длительного применения энергетических напитков // Пермский медицинский журнал. 2019. С. 102-107.
15. Иванникова И.Д., Мелихова Е.П., Либина И.И. Оценка влияния энергетических напитков на уровень умственной работоспособности студентов // Молодежный инновационный вестник. 2019. Т.8 № 2. С. 356-357....53