Введение 3
Глава 1. Вариативность стандарта и стратегии формирования лексических норм . 6
1.1. Понятие нормы в русском литературном языке и ее варьирование 6
1.2. Формирование лексических умений и навыков в 5-9 классе 10
1.3. Содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка
соблюдения лексических норм учащимися 15
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Формирование лексической нормы на уроках русского языка 5 - 9 классов 21
2.1. Анализ учебников 5 - 9 класса по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А.
Ладыженской и С.И. Львовой 21
2.2. Анализ лексической нормы в текстах учащихся 5 - 9 классов 25
2.3. Сравнение существующей нормы и уровня овладения ею учащимися 29
Выводы по 2 главе 37
Заключение 40
Библиографический список 42
Лексикология — это раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка и всю лексическую систему языка.
Лексические единицы - это часть языковой системы, они функционируют в речи, употребляясь в определенной форме.
Определившись с вышесказанными понятиями, посмотрим, что же такое лексические нормы. По Д.Н. Шмелеву, «лексические нормы - это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи» [Шмелев, 1977, с. 94].
Занятия по лексике на уроках русского языка имеют огромное значение. Изучение лексики увеличивает познание учеников о языке, показывает, как связана лексика другими разделами языка, например, с фонетикой, словообразованием, морфологией и другими. Изучение раздела «Лексика» помогает лучше овладеть орфографией, пополняет словарный запас учеников, вырабатывает интерес обучающихся к значению и употреблению слов, развивает у них потребность в выборе нужного слова для выражения той или иной мысли в своей речи, вырабатывает умение пользоваться толковым словарем, улучшает умение точно и образно передать свои мысли и чувства.
В.Г. Белинский утверждал: «знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого легкого, есть необходимые условия всякого истинного мышления» [Белинский, 2006]. Наблюдения педагогов также говорят о том, что пополнение словарного запаса способствует развитию интеллекта школьника, его развитию.
В настоящее время в работе по обогащению словарного запаса обучающихся учителя опираются на словарный минимум, данный в учебниках по русскому языку, на изучаемые литературные произведения, на развитие речи при написании изложений и сочинений [Rasmoussen, 1993].
Нужно отметить, что словарный состав языка непрерывно изменяется не только из-за притока иноязычной лексики, но и потому, что множество слов устаревает и переходит в пассивную лексику, исчезая из общего употребления, так различается лексика активного и пассивного запаса. Все эти тонкости словоупотребления являются предметом работы школьного учителя по формированию навыков правильного употребления слов русского языка.
Великий писатель Лев Толстой утверждал: «Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека — зеркало его самого» [Толстой, 2013].
Актуальность исследования определяется необходимостью формирования лексических норм русского языка у обучающихся, которые способствуют устранению речевых ошибок в речи современного школьника. Поиск методов и приемов обучения лексической норме, её формирование остро стоит перед преподавателем школы. Несмотря на то, что лексическим строем речи дети овладевают еще в раннем детстве, разговаривая с родителями и близкими, неопровержимым остается тот факт, что в речи подростков все же видно довольно много речевых нарушений.
Объект исследования - формирование лексических норм в курсе русского языка в 5 - 9 классах средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - методика изучения, способствующая усвоению учащимися лексических норм в 5 - 9 классах средней общеобразовательной школы.
Цель исследования - описать методы формирования лексических норм в 5 - 9 классах средней общеобразовательной школы.
Задачи:
1. Проанализировать научную методическую литературу, посвященную понятию лексической нормы
2. Проанализировать школьные учебники 5-9 классов, содержащие дидактический материал по формированию лексической нормы.
3. Описать содержание деятельности учителя по формированию лексической нормы в 5 - 9 классах.
4. Провести анализ лексических ошибок школьников.
Методы исследования: анализ научной методической литературы по формированию норм русского языка, анализ школьных учебников; анализ лексических ошибок школьников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы.
Практическое применение. Материалы, представленные в выпускной квалификационной работе, могут быть использованы в образовательной практике в школе при обучении лексике в 5 - 9 классах.
1. Нормы современного русского литературного языка как государственного языка определяются Правительством Российской Федерации. Контроль за использованием слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, возлагается на федеральные органы государственной власти. Федеральные органы государственной власти разрабатывают и принимают законы и иные нормативные правовые акты, направленные на защиту и поддержку государственного языка. В целях защиты и поддержки русского языка федеральные органы государственной власти разрабатывают и реализуют в пределах своей компетенции соответствующие федеральные целевые программы.
2. Лексика является одним из основных аспектов языка, поскольку от уровня сформированности лексических навыков зависит способность осуществлять речевую деятельность на иностранном языке в зависимости от цели и ситуации общения. Обучение лексике должно происходить в тесной взаимосвязи с другими аспектами языка - фонетикой и грамматикой. В рамках общей образовательной программы обучающимся необходимо освоить навыки лексического оформления текста, порождаемого при продуктивных видах речевой деятельности (говорении, письме), а также научиться понимать лексические единицы при рецептивных видах речевой деятельности (чтении, аудировании).
3. Проблема работы учителя по формированию лексических норм учащимися общеобразовательных школ является не новой. В нынешнее время она считается очень актуальной, в данный момент она изучается не только методической наукой, но и психолингвистикой.
Углубившись в эту тему, я поняла, что она должна занимать намного больше времени для её изучения. Ведь ученики могут совершать ошибки даже в словах, которые для них привычны, поэтому работа над этими словами также должна проводиться систематически.
Я считаю, что обязательно формировать у учеников навык соблюдения норм современного русского языка, что, естественно, поднимет планку их культуры речи. Что не менее важно, учитель должен обладать богатым словарным запасом и профессионализмом, так как именно эти качества помогут достичь поставленной цели для учащихся.
Трудность состоит в том, что отведённого времени на отработку лексических норм на уроке очень часто не хватает, преподавателю это создаёт дополнительные трудности. В таких случаях учителя дают задания ученикам индивидуально, а также тщательно проверяют их выполнение.
В своей выпускной квалификационной работе я представила обзор теоретической и методической литературы по теме, дала описание требований к педагогу, работающему по изучению учащимися лексических норм, а также показала упражнения по предупреждению лексических ошибок. Для того, чтобы выработать навыки соблюдения лексических норм, преподавателю нужно стремиться к использованию самых разных методов и способов обучения.
1. Eduguides интернет гид по образованию, новое в русской лексикографии. [Электронный ресурс]: URL: http://www.eduguides.ru/gicods-136- 3.html (дата обращения: 24.04.2024).
2. Rasmoussen, M. Louis Hjelmslev et la semiotique contemporaine / M. Rasmoussen. - Copenhague: Cercle linguistique de Copenhague, 1993. - 193 с.
3. Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка / О.С. Ахманова. - М.: Советская Энциклопедия, 1974. - 448 с.
4. Бадалян, А.Х. Формирование и развитие лексических навыков в обучения иностранному языку // Молодой ученый. - 2018. - № 13 (199). - С.111113.
5. Баранов, М.Т. Русский язык: учеб. для общеобразовательных учреждений 5-6 класс / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2014. - 377 с.
6. Бахтикиреева, У. М. Следовать нормам русского литературного языка или создавать "Русския языки"? / У. М. Бахтикиреева // Вопросы русской филологии и методики преподавания русского языка и литературы. - Москва : Инновационный научно-образовательный и издательский центр "Алмавест", 2014. - С. 173-187.
7. Биографии авторов цитат и афоризмов. Белинский Виссарион
Григорьевич (1811-1848) [Электронный ресурс]:
https://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/belinsky.html (дата обращения: 24.04.2024).
8. Бронская, В.С. Теоретические основы формирования лексической компетенции у школьников // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 705-706.
9. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 539 с.
10. Доржиева, Э.А. Методические приемы по формированию лексических навыков при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Ученые заметки ТОГУ. - 2013. - № 4. - С. 1995-1998.
11. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. - М.: Проспект, 2007. - 344 с.
12. Кибрик, А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания / А.Е. Кибрик. - М.: Стереотип, 2023. - 401 с.
13. Косериу, Э. Синхрония, диахрония и история / Э. Косериу. - М.: Издательство иностранной литературы, 1963. - 543 с.
14. Ладыженская, Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1986. - 127 с....40