Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты детско-родительских отношений в семье с ребенком с инвалидность 5
1.1. Содержания и сущность понятий детско-родительских
отношений 5
1.2. Социально-психологическая характеристика семьи с ребенком с
инвалидностью 14
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений в семьях с
ребенком с инвалидностью 29
2.1. Диагностика детско-родительских отношений в семьях с ребенком с
инвалидностью 29
2.2. Разработка и реализация программы родительского
клуба 38
Выводы по 2 главе 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения
Детско-родительские отношения являются тем компонентом, который обуславливает развитие ребенка в психической составляющей, так же определяет формирование его личности. Влияние, которое оказывают родители на ребенка неразрывно связано с воспитательными воздействиями на него. Родители имеют определенные представления о ребенке - и это является внутренней или ориентировочной основой воспитания.
Общеизвестно, что роль семьи очень велика в становлении мировоззрения ребенка, его миропонимании и представлении о социальном устройстве мира. Ценностные ориентации родителей, эмоциональное отношение к ребенку, то, как родители воспринимают ребенка, стиль семейного воспитания - все это является значимым фактором развития личности ребенка. Семья в плане воспитательного воздействия на ребенка может выступать двойственно: как положительно, так и отрицательно. Благоприятное воздействие на личность ребенка заключается в том, что никто другой, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его и не уделяет много времени. Но, не смотря на это, семья как никто другой может нанести огромный вред в воспитании ребенка. В результате данного воздействия ребенок растет либо открытым, общительным, доброжелательным, либо грубым, лицемерным, тревожным, лживым.
Для семьи, которая воспитывает ребенка с инвалидностью, наиболее важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и его дальнейшая успешная социализация.
Для того чтобы ребенок развивался гармонично, чтобы у него сложилась адекватная самооценка, его по жизни должны сопровождать любящие и понимающие родители. Значимость семьи неоспорима при воспитании особого ребенка. От характера установления связей в диаде «родитель- ребёнок с инвалидностью» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть успехи в преодолении недуга и успехи во вхождении ребенка в общество.
Цель: выявить и реализовать условия обогащения детско-родительских отношений в семье с ребенком с инвалидностью и разработать программу родительского клуба, направленную на обогащение детско-родительских отношений.
Задачи:
• проанализировать понятие «детско-родительские отношения», социально-психологические особенности семей с ребенком с инвалидностью, опыт оптимизации детско-родительских отношений в семье с ребенком с инвалидностью;
• провести диагностику особенностей детско-родительских отношений в семьях с ребенком с инвалидностью;
• разработать программу родительского клуба, направленную на обогащение детско-родительских отношений.
Объект: процесс обогащения детско-родительских отношений в семьях с ребенком с инвалидностью.
Предмет: условия обогащения детско-родительских отношений в
семьях с ребенком с инвалидностью.
Гипотеза: Детско - родительские отношения в семьях с ребенком с инвалидностью будут наиболее оптимальными при условии обогащения их содержания, направленного на повышение родительской компетенции в рамках родительского клуба.
Методы исследования:
• анализ теоретической литературы;
• эмпирические методы (методика PARI Е.С. Шефера и Р.К. Белла, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллер).
• методика (В.В. Ткачева «История жизни с проблемным ребенком»).
• методика (В.В. Ткачева «Лесенка для детей»).
Нами были рассмотрена сущность детско-родительских отношений. Мы рассмотрели такие компоненты детско-родительских отношений как стиль воспитания, родительские установки и отношение родителей к семейной роли.
Было выявлено, что семьи с ребенком с инвалидностью присущи свои особенности: семья переживает фазы развития ребенка иначе, чем в семье со здоровым ребенком (рождение, поступление в школу, начало взрослой жизни); роли в семье распределены по-другому, нежели в обычной семье, зачастую формальным лидером становится мама; у родителей присутствует эмоциональная и физическая перегруженность; узкий круг социальных контактов, изолированность семьи; кризис института брака. Выяснили, что данных семьях, как правило, чаще применяются два крайних стиля воспитания: гиперпротекция и гипопротекция.
В ходе нашего исследования были выявлены следующие особенности детско-родительских отношений:
1. В семьях присутствуют стили воспитания - потворствующая гиперпротекция (две семьи), неустойчивый стиль воспитания (одна семья).
2. Родительские установки - у трех семей наблюдается средний уровень эмоционального контакта родителей с ребенком; у всех семей наблюдается низкий уровень эмоциональной дистанции с ребенком; у двух семей выявлены высокий уровень излишней концентрации на ребенке, у одной семьи - средний.
3. Отношение родителей к семейной роли - высокие показатели были по таким признакам как сверхавторитет родителей, семейные конфликты и безучастность мужа.
На основании выявленных проблем и на основе анализа опыта отечественных учреждений нами была составлена программа родительского клуба.
Деятельность работы родительского клуба подразумевает следующие этапы:
1. Диагностика компонентов детско-родительских отношений в семьях с ребенком с инвалидностью.
2. Составление плана мероприятий родительского клуба и назначение куратора.
3. Реализация мероприятий родительского клуба, направленных на оптимизацию детско-родительских отношений.
отношений в семьях с ребенком с инвалидностью.
Мероприятия программы включают в себя арт-терапевтические мероприятия, круглые столы, лекции, тренинги, кружки и др.
Предполагается, что данная программа будет способствовать оптимизации детско-родительских отношений в семьях с ребенком с инвалидностью.