Использование занимательного материала на уроках окружающего мира для развития познавательного интереса (Восточная Экономико-Юридическая Гуманитарная Академия)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ 2-Имангуловская СОШ, Октябрьского района, Оренбургской области.
Выборка: 20 учеников 2 "а".
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ...31.
1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте...9
1.2 Характеристика занимательного материала на уроках окружающего мира...16
1.3 Особенности использования занимательного материала на уроках окружающего мира для развития познавательного интереса...22
Выводы по первой главе…31
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
2.1 Констатирующий этап исследования. Выявление уровня развития познавательного интереса младших школьников...34
2.2 Формирующий этап исследования по развитию познавательного интереса на уроках окружающего мира с использованием занимательного материала....42
2.3 Контрольный этап исследования. Повторная диагностика уровня развития познавательного интереса младших школьников…………………..................47
Выводы по второй главе………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….57
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...60
Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению разнообразных задач, способности быть творцом собственной жизни. Это обуславливает перестройкуобразования, построения его на основе становления субъектной позиции. В рамках Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяется основная цель образования - развитие личности школьника.«Новое» образование должно помочь учащемуся стать субъектом собственной жизни, которое в свою очередь, предполагает развитие познавательного интереса к учению, желания и умения учиться [41].
С давних пор, учёных, педагогов интересовала проблема познавательного интереса в обучении (Я. А. Коменский, К.Д. Ушинский). Они отмечали сложность его развития. Решение данной проблемы трактовалось в самых разнообразных подходах, но все они рассматривали его как залог эффективности обучения. Это связано с тем, что познавательный интерес должен мотивировать ребёнка на учебную деятельность, на овладение знаниями и ведущими способами деятельности.
Познавательный интерес – это «… избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями» (Г. И. Щукина) [2, с.11].
Вопросами развития познавательного интереса занимались многие учёные, такие как: Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, М.И. Махмутов, которые рассматривали развитие познавательного интереса через процесс активизации познавательной деятельности. Они исследовали влияние применения разнообразных средств активизации обучения: заданий, требующих самостоятельности и умственного напряжения на развитие познавательного интереса. [15, с.100].
Согласно мнению Б.Т. Лихачева, стойкий познавательный интерес перерастает в глубокую потребность в знаниях, в практическом их применении; в творческом освоении учебного материала.
Н.Г. Морозова описали тесную взаимосвязь развития познавательного интереса и содержания образования, построенного на материале, связанного с жизнью, использовании прошлого опыта. Именно такой подход обеспечивает приобретение смысла и значения изучаемого материала, превращая его в важный стимул учебной деятельности учащихся [24, с.68].
Большое значение Г.И. Щукина в своих трудах уделяет вопросам интереса в обучении. Она отмечает, что интерес в обучении — это активное познавательное отношение учащихся к учению и труду. У младших школьников еще нет определившихся интересов к содержанию учебной работы - их больше привлекает сам процесс занятий. В дальнейшем интересы учащихся дифференцируются, всё больше осмысливается предметное содержание обучения, складываются длительные и устойчивые познавательные интересы [2, с.45].
Едино мнение психологов в отношении влияния активизация познавательной деятельности на общее развитие познавательного интереса обучающихся. А.К. Дусавицкий, А.Н.Леонтьев, М.В. Матюхина отмечают, что развитие познавательного интереса — это процесс закономерного изменения личности в результате его стремления к знанию, активного отношения к предметам и явлениям действительности.
Так в работах В.А. Крутецкого, рассматриваются вопросы взаимосвязи познавательного интереса и самостоятельности школьника. [18, c.193.]
В.Б. Бондаревский и другие изучали вопросы развития познавательных интересов учащихся через особенности взаимодействия «учитель-ученик», «ученик-ученик». [4, c.28.] Так Г.А. Цукерман отмечала, что работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворённости, особенно если учитель создаёт, подмечает и поддерживает ситуацию успеха каждого ученика [45, с.28].
Однако необходимо отметить, что, по-прежнему, остаётся проблема развития познавательного интереса учащихся начальной школы в учебной деятельности. Снижение уровня развития познавательного интереса резко отражается на качестве обученности учащихся. Урок, построенный на пересказе текста, однообразии форм и методов обучения - не интересен, не создаёт условие развития стойкого познавательного интереса к учению.
Особое место в развитии познавательного интереса занимает занимательный материал.
В.В. Давыдов рассматривает занимательную задачу как одно из звеньев внутри процесса обучения, тем более такого, как проблемное и развивающее [14, с.250-253].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что среди педагогов нет единого понимания сущности «занимательности».
Занимательный материал – это материал, который содействует творческой целенаправленной деятельности, в процессе которой учащиеся в занимательной форме глубже познают предмет исследования [12, с.10].
В занимательности материала заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса, элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющееся началом всякого познания. Включение его в урок, делает процесс интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Однако вопрос о том, каким требованиям должен отвечать занимательный материал по своему содержанию и методам работы с ним, ещё не решён в научном плане. В любом случае занимательность ничего общего не имеет с развлекательностью, желанием упростить предмет [12, с.10].
Проблеме занимательности посвящены многие исследования учёных и педагогов, таких как И.П. Подласый, Г.И. Щукина.
Основой мотивации в учебной деятельности у младших школьников выступает развитый познавательный интерес, что обусловливает актуальность исследования. Отсюда следует, что потребности детей младшего школьного возраста должны быть удовлетворены в учебной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать использование занимательного материала на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса младшего школьника.
Объект исследования: развитие познавательного интереса младшего школьника.
Предмет исследования: развитие познавательного интереса младшего школьника на уроках окружающего мира посредством занимательного материала.
Гипотеза исследования: мы исходим из предположения, что использование занимательного материала на уроках окружающего мира будет эффективным, если:
- раскрыты особенности познавательного интереса младшего школьника;
- разработан занимательный материал по темам уроков окружающего мира;
- разработаны методические рекомендации для учителей по использованию занимательного материала на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности познавательного интереса младшего школьника.
2. Разработать занимательный материал по темам уроков «Окружающий мир».
3. Разработать методические рекомендации для учителей по использованию занимательного материала на уроках окружающего мира.
Методологическая основа исследования:
- ведущие теоретические подходы к исследованию познавательного интереса (Л.И. Божович, А.К. Дусавицкий, А.Н.Леонтьев, М.В. Матюхина, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.);
- концептуальные идеи и теоретические разработки применения занимательного материала (Я.И. Перельман, Г.И. Щукина и др.).
Методы исследования:
- теоретические (анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение, беседа с учителем, диагностика по методике Н.Ф. Виноградовой «Изучение познавательного интереса к изучению учебного предмета «Окружающий мир»);
- количественные и качественный анализ, статистическая обработка результатов исследования.
Методики исследования: предложено содержание, методика содержания игровых методов направленных на развитие познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе начального общего образования.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе 2-я общеобразовательная школа имени Имангулова, расположенная в Октябрьском районе Оренбургской области., во 2 «а» и 2 «б» классе.
Этапы исследования:
1 этап констатирующий (февраль 2024г.) – проведён анализ литературы по вопросам исследования; дана оценка состояния проблемы исследования; определён категориальный аппарат; разработана методика проведения исследования.
2 этап формирующий (март 2024 г.) – внедрение занимательного материала в работу младших школьников на уроках «Окружающего мира».
3 этап заключительный (апрель 2024г.) – уточнены и проанализированы основные результаты и выводы исследования; оформление в форме выпускной квалификационной работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения.
В процессе нашего исследования мы провели анализ научных и методических источников по изучаемой проблеме и выявили важность исследования, которая заключается в том, что развитие интереса к знаниям у ученика играет ключевую роль в современном обновлении начального образования.
Ниже приведены определения следующих терминов:
1.Интерес к познанию - это важный аспект развития личности, который формируется в процессе ее жизнедеятельности, зависит от социальной среды и не является врожденным качеством.
2. Интеллектуальное любопытство - это выборочное влечение индивида к области знаний, к их содержанию и самому процессу усвоения информации. Этот процесс не происходит самопроизвольно, а зависит от того, насколько активно учащиеся вовлечены в познавательную деятельность во время обучения.
3. Интерес к изучению развивается постепенно: от простого любопытства к жажде знаний и научно-теоретическому познанию.
4.У младших школьников наблюдается недостаточно развитый познавательный интерес из-за того, что они привлекаются только к ярким и красочным образам. Когда дети знакомятся с необычным предметом, их интерес быстро угасает. Поэтому важно постоянно удивлять детей новыми вещами. Для этого необходимо создать определенные условия, основными из которых являются отношения, формирующиеся в процессе обучения и общения, где создается благоприятная атмосфера для развития познавательного интереса и личности ученика.
5. Эффективное решение этой задачи требует не только улучшения научно-теоретического уровня обучения и совершенствования методов обучения, но также использования разнообразного увлекательного материала, поскольку интерес к предмету растет при наличии занимательных элементов в учебном процессе. Особую важность представляет увлекательный материал в начальных классах.
6. Во многих работах по психологии и педагогике рассматривается занимательность как эффективный способ пробуждения у школьников интереса к учению. Известные авторы, такие как Я.И. Перельман, Г.И. Щукина, И.П. Иванов и другие, видят суть занимательности в образовании в использовании разнообразных методов, которые привлекают внимание учащихся и помогают им лучше усваивать учебный материал. Эти методы включают в себя интересные факты, ситуации и хорошо организованный демонстрационный материал.
7. Интересный контент – это эффективный инструмент, который позволяет вовлечь младших школьников в учебный процесс и стимулирует их к творчеству на уроках. Он помогает педагогам сформировать у учащихся положительное отношение к обучению. Интересный материал на уроках окружающего мира играет ключевую роль в привлечении внимания учеников и создании интереса к учебному предмету.
Разнообразные методы обучения, такие как игры, загадки, ребусы, кроссворды и головоломки, могут быть использованы педагогом на уроке окружающего мира для стимулирования интереса учеников к предмету и развития их познавательных способностей.
В процессе подготовки был испытан на практике разнообразный и увлекательный материал для уроков окружающего мира, включая шарады, ребусы и кроссворды.различные виды словесных игр, такие как метаграммы, анаграммы, логогрифы и прочие.
Предмета у студентов. учебного предмета «Окружающий мир». Анализ статистических данных подтвердил достоверность полученных результатов.
Достижение цели и выполнение задач исследования, посвященного использованию увлекательного материала на занятиях по окружающему миру для стимулирования познавательного интереса, достигнуты.
Гипотеза о том, что использование увлекательного контента в ходе уроков по предмету "Окружающий мир" способствует развитию познавательного интереса у учеников начальных классов. подтвердилась.
В результате наших проведенных исследований, мы можем представить методические рекомендации:
- госновным фактором, способствующим развитию истинного познавательного интереса, являются ситуации, в которых необходимо решать задачи, активно искать ответы, делать догадки, размышлять, испытывать мыслительное напряжение и сталкиваться с противоречиями во мнениях, включая увлекательный материал.
- представленный увлекательный контент должен быть актуальным в любое время и в любом месте, чтобы помочь в достижении образовательных, воспитательных и развивающих целей, которые стоят перед современным образованием.
- применять в учебном процессе разнообразные виды активностей для младших школьников на различных этапах урока;
- для того чтобы материал был увлекательным, необходимо добавить элементы, способные вызвать чувство удивления, которое станет отправной точкой для новых знаний. (переписать текст с целью увеличения оригинальности (оригинальность, необычность, неожиданность, странность, отклонение от привычных представлений);
- использование интересных методов для освоения сложных концепций, основанных на эмоциональном воздействии, как способа запоминания особенно трудных разделов и тем учебного материала.
1. Абдульменова З.З. Игра - способ развития пытливости и любознательности Начальная школа. 2003. № 11. с.21.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 2010.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: «Академия», 2002.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности под ред. Д.И. Фельдштейна М.: Академия, 2015.
5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2006.
6. Большой энциклопедический словарь. Под ред. А.М.Прохорова. М. 2011
7. Вальвакова Т.В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира СПб.: СатисЪ, 2014. С. 122-124.
8. Вклад М.В. Ломоносова в науку и литературу /http://lomonosovmv.ru/ дата обращения 25.11.2019
9. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 4-е изд. М.: Педагогическое общество России, 2012.
10. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 2005.
11. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 2007.
12. Грузнова Л.А., Плахтыря Л.В. Занимательные упражнения на уроках окружающего мира в начальной школе http://festival.1september.ru/articles/641593/ 13.12.2017г
13. Дрозд В.Л., Урбан М.А. От маленьких проблем - к большим открытиям // Начальная школа. 2015. № 5. с.37
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., Интор, 1996 544с.
15. История педагогики и образования/ под ред. Пискунова А.И.; М.,2011
16. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: высшее
профессиональное образование М.: Академия, 2015. 324с.
17. Коменский Я.А. Великая дидактика Избранные педагогические сочинения. М. Педагогика 1982, т.1., с.242 -476
18. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М. Просвещение. 2011.
19. Ковалев А.Г Психология личности М. Просвещение. 2015.
20. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников М., Просвещение, 2012.
21. Середенко П.В. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях. Южно-Сахалинск, 2008.
22. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 2006.
23. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В.Дубровина, А.А.Андреева и др.М.: Просвещение, 2003.
24. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М. Знание, 2010.
25. Немов Р.С.Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн.2: Психология образования.
26. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2002.
27. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. Изд-во «Педагогика», М., 2004.
28. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М. Педагогика, 2011.
29. Пименова Е.А. Творческие задания на уроках познания мира http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-151511.11.2019г
30. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
31. Примерные образовательные программы начального общего образования. Окружающий мир. М: Просвещение. 2 том. 2010г.
32. Плешаков А. А. Сборник рабочих программ «Школа России». Окружающий мир. 1 – 4 кл. М.: Просвещение, 2011 .
33. Планируемые результаты начального общего образования Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2011.
34. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2014.
35. Психическое развитие младших школьников Под ред. В.В. Давыдова. М. Педагогика. 2007.
36. Развитие творческой активности школьника Под ред. А.Н. Матюшкина. М.: Педагогика, 2008.
37. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум СИ. Психология и педагогика. СПб: Издательство «Питер», 2003.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000.
39. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 2000.
40. Формирование интереса к изучению у школьников /под ред. Марковой А.К. М.: Педагогика, 2010.