Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обогащения социального опыта у людей пожилого возраста 8
1.1 Социальная работа с пожилыми людьми как объект исследования 8
1.2 Характеристика пожилых людей в качестве объекта социальной работы 13
1.3 Социальный опыт и его особенности у людей пожилого возраста 17
1.4 Условия обогащения социального опыта пожилых людей 25
1.5 Роль центра социального обслуживания в обогащении социального опыта
людей пожилого возраста 30
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по обогащению социального опыта у людей пожилого возраста в условиях центра социального обслуживания
«дивногорский» 36
2.1 Диагностика исходного уровня социального опыта у людей пожилого
возраста 36
2.2. Анализ содержание деятельности КГБУ СО КЦСОН «Дивногорский» как примера работы центра социального обслуживания по созданию условий для
обогащения опыта пожилых людей 40
2.3 Создание условий для обогащения социального опыта пожилых людей в
КГБУ СО КЦОН «Дивногорский» 45
2.4 Анализ экспериментальной работы 55
Выводы по главе 2 57
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложения 66
Актуальность темы данной работы заключается в том, что на сегодняшний день в России более 14 % населения составляют лица в возрасте 55-65 лет.[37] Выйдя на пенсию, пожилые люди оказываются в ситуации так называемого «двойного кризиса». Во-первых, трудно принять человеку, что он уже не только не молодой, но и настолько старый, что изменяется восприятие времени. Оно течет очень быстро. Ничего не успеваешь делать. Уменьшается время будущей жизни. Некоторые теряются во времени. У пожилых людей наступает апатия. Не проходит ощущение ненужности, страх одиночества. Вместе с этим обостряется старческая деменция. Во-вторых, в социальной жизни у человека происходят кардинальные изменения - он покидает свое рабочее место, где проходила большая часть его жизни, где он ощущал себя нужным, получал заряд бодрости. Он потерял привычную среду общения. Наступает период жизни, когда необходимо искать новый смысл жизни, приобретать новый опыт или обогащать старый.
Среди пожилых людей есть люди, которых кризис не сломил. Такие люди, обладая богатым жизненным и профессиональным опытом, продолжают вести активный образ жизни.
Пожилые люди как первой категории (потерявшие себя), и второй категории (которые могут реализовывать себя в новой жизни) нуждаются в поддержке государства и общества. Чтобы сохранить свой личностный жизненный и социальный опыт, обогатить его и не потерять самоуважение, пожилому человеку необходимо поддерживать контакты с окружением и создать новые связи. Итак, пожилые люди, выйдя на пенсию, оказываются в ситуации эмоционально- психологического кризиса.
Проблема заключается в том, что пожилые люди, имея за плечами большой жизненный опыт, испытывают трудности при адаптации к новому для них образу жизни.
Об основах социальной работы с людьми пожилого возраста написано немало работ. Например, в философском труде Е. И. Холостовой [47, стр.128] и раскрыты социальные и философские основы социальной работы с пожилыми людьми, описаны основные вопросы и проблемы социальной работы, как они развивались в историческом аспекте, в трудах различных ученых.
В психологических исследованиях Г.М.Андреевой, [42] И.А.Зимней, [22] Кон И. [24] и др. отражены психолого-педагогические проблемы старческого возраста. Так Б. Г. Ананьев [27] отмечал, что в социальной работе необходимо учитывать комплекс условий. Применять множество подходов к процессу старения - только биологическая концепция должна смениться на объединяющий биологический подход и социальный. Идеи Б. Г. Ананьева нашли свое развитие в работах Л. И. Анцыферовой, которая всесторонне исследовала особенности личности пожилого человека, типы старения. [4]
В статьях и диссертационных исследованиях таких ученых как М. Э. Елютиной, А.Р. Масалимовой и др. отражены различные аспекты отечественного и зарубежного опыта социальной работы. В этих работах выявляются проблемы пожилых людей, связанных с «ломкой» их привычной жизни, со сменой опыта, приобретенного за всю жизнь. Поэтому проблемы эти требуют решения.
Объектом исследования является: социальный опыт людей пожилого возраста.
Предмет исследования: условия обогащения социального опыта у людей пожилого возраста в условиях центра социального обслуживания
Гипотеза исследования: обогащение социального опыта у людей пожилого возраста будет более эффективным при выполнении следующих условий: организация и проведение мероприятий, направленных на расширение социальных контактов пожилых людей в условиях центра социального обслуживания; организация и проведение обучающих занятий, направленных на повышение информационной, правовой грамотности пожилых людей в условиях центра социального обслуживания; организация и проведение занятий....
Темой нашего исследования была «Обогащение социального опыта пожилых людей в условиях центра социального обслуживания». Сегодня в России адаптация пожилых людей происходит намного труднее, чем раньше. Мы можем констатировать, что, в современной России увеличивается темп научнотехнического прогресса, и многие пенсионеры зачастую не могут принять снижение своего качества жизни. Это вызывает сложности в освоении знаний и навыков, что вызывает не обогащение, а обеднение социального опыта. Кроме того, существует проблема усвоения ценностных ориентиров, правил поведения, обеспечивающих их участие в разных формах общественного взаимодействия.
В ходе работы нами были решены следующие задачи:
1. Изучили теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми, процесс старения граждан пожилого возраста, условия обогащения социального опыта в условиях центра социального обслуживания.
2. Проанализировали содержание деятельности КГБУ СО КЦСОН «Дивногорский» как примера работы центра социального обслуживания по созданию условий для обогащения социального опыта пожилых людей.
3. Провели входное исследование по выявлению основных проблем, связанных с деятельностью КГБУ СО КЦСОН «Дивногорский» в данном направлении.
4. Разработали и апробировали мероприятия и занятия, направленные на обогащение социального опыта у граждан пожилого возраста в условиях КЦСОН «Дивногорский»
5. Провели повторную диагностику для оценки эффективности проведенной работы.
На основе проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы: пожилые люди, как и все граждане, имеют право на полноценную жизнь. Они не всегда имеют возможности реализовать свои потребности и нужды при решении материальных и бытовых трудностей, что необходимо для нормальной жизнедеятельности.
Для того чтобы социальная работа с пожилыми гражданами имела положительные результаты, нужно знать их проблемы, социальное положение, материальные и духовные потребности. Необходимо также учитывать тот жизненный опыт, который сформировался у них в процессе жизнедеятельности. Обогащение социального опыта пожилых людей связано с тем, чтобы они приняли себя как члена новой возрастной группы, что необходимо проявить инициативу и понять, что им необходимо самим поменять ситуацию.
При описании проблем обогащения социального опыта пожилых людей в современном обществе, мы пришли к выводу, что трудности людей старшего возраста будут разрешены через предоставление социальных услуг, которые облегчат их социальную адаптацию в новых социально-экономических условиях. Важную роль в этом играет ведение здорового образа жизни самими пожилыми людьми. Приверженность здоровому образу жизни обеспечит поддержку физической и психической активности, тем самым продлит зрелые годы, отодвинув надвигающуюся старость.
В результате исследования мы подтвердили свою гипотезу, что обогащение социального опыта у людей пожилого возраста будет более эффективным при выполнении следующих условий: организация и проведение мероприятий, направленных на расширение социальных контактов пожилых людей в условиях центра социального обслуживания; организация и проведение обучающих занятий, направленных на повышение информационной, правовой грамотности пожилых людей в условиях центра социального обслуживания; организация и проведение занятий, направленных на повышение доступности для пожилых людей объектов и услуг на территории города.
1. Ананьев, Б.Г. «Избранные психологические труды. В двух томах» [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.klex.ru/hvn
2. Андреева, Г.М., Социальная психология: Учебник, М.: Аспект-пресс, 2003 С. 245
3. Анцыферова, Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Учебное пособие по психологии старости / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2014. - 492 с.
4. Александрова М.Д. статья Геронтогенез человека, Хрестоматия "Психология развития" [Электронный ресурс] режим доступа:
http: //ebooks .grsu.by/psihologia/aleksandrova-m-d.htm
5. Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. Монография. - Ростов-на-Дону: издательство СКНЦ ВШ, 1998. - 104 с.
6. Афанасьева, Т.С. Формирование ценностного отношения к пожилому возрасту у специалистов помогающих профессий / Т.С. Афанасьева // Вестник Псковского государственного университета. - Серия «Психолого-педагогические науки». - Выпуск 2. - Псков: Псковский государственный университет, 2015. — 272 с. - С. 114 - 127.
7. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко . - М. : Вече : АСТ, 2003 . - 511 с. - Библиогр.: с.510. - На корешке авт. не указан. - ISBN 5-945383-90-2 .
8. Боженкова, К.А. Психологические особенности людей пожилого
возраста/Приволжский научный вестник № 3 (55) - 2016, С. 130-133
[Электронный ресурс] режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-lyudey-pozhilogo- vozrasta
9. Большая российская энциклопедия.— М.: БРЭ, 2007.— Т.8.
10. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. - М. : Вече : АСТ, 2003 . -С. 511
11. Бюллетень Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.who.int/bulletin/volumes/94/10/16-184960/ru/
12. Васильчиков, В. М. Социальные услуги гражданам пожилого возраста на условиях повышения качества жизни / В. М. Васильчиков // Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / сост.: Н. С. Дегаева, Г. В. Сабитова. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. - Вып. 2. - С. 144-162
13. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
14. Глоссарий. Психологический словарь. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.psychologies.ru/glossary/01/adaptatsiya-sotsialnaya/
15. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер. 2008....46