Только Word
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы образа жизни и его влияние на здоровье обучающихся 9
1.1. Факторы, определяющие состояние здоровья и качество жизни обуча-
юся
9
1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у
обучающихся 20
1.3. Разработка комплекса мероприятий для укрепления здоровья и качества
жизни обучающихся 25
Выводы по I главе 34
Глава II. Организация и методы исследования 36
2.1 Организация исследования образа жизни обучающихся 36
2.2. Методы исследования 37
Выводы по II главе 42
Глава III. Экспериментальная работа по определению влияния физической культуры на физическую подготовленность и формирование здорового об
раза жизни обучающихся 43
3.1. Исследование двигательной активности школьников и ее влияние на здоровье и качество жизни обучающихся 43
3.2. Результаты исследования влияния образа жизни на здоровье и качество
жизни обучающихся 49
Заключение 61
Список литературы 63
Приложения 68
Актуальность исследования обусловлена общим интересом со стороны общества, ученых и педагогов к здоровью современных школьников.
Право граждан России на здоровье утверждается Конституцией Российской Федерации статья 2.2 Охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".[52,2]
К сожалению, это право не находит своего реального подтверждения. Реализация права на здоровье требует разработки, так как статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни .[52, 28] Не предусматривает специальной комплексной программы поддержания и охраны здоровья, в которой было бы определено место каждого социальноэкономического звена: семьи, школы, органов здравоохранения, предприятий, физкультурных организаций, государства и др.
Состояние здоровья обучающихся ухудшается, что подтверждается многочисленными исследованиями ученых и педагогов Н.М.Амосов, И.И.Брехман, М.М.Буянов, Добролюбов В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, В.К.Зайцев, В.В.Колбанов, С.В.Попов , Л.Г.Татарникова, и др.
И.И. Брехман в своих работах отмечал: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства»[85] Вот почему все вопросы обеспечения, формирования, сохранения и укрепления здоровья должны 3
красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства. Естественно, что это требует серьезнейшей планирующей, координирующей, регламентирующей и других видов работ, причем важно, чтобы сама эта работа строилась с ориентировкой на будущее.
Как отмечал И.И. Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет, ожирение, алкоголизм...».[35]
Болезни и патологические расстройства не дают человеку «возможности исполнять своего назначения» и совершать «возвышенную духовную деятельность» так считал Н.А. Добролюбов.
О негативном влиянии процесса обучения на здоровье ребенка говорили еще педагоги и ученые середины ХХХ в. Наблюдения врачей показывают распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с не учащимися сверстниками было настолько явным и возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения и назвали школьными болезнями (термин Р.Вирхова, 1870).
Отсутствие знаний о культуре здоровья, пренебрежение здоровьем являются причинами того, что 40% обучающихся не имеют представления о теории здорового образа жизни. Перед школой стоит задача воспитывать у молодых людей стабильную жизненную позицию и здоровый образ жизни. От состояния здоровья обучающихся зависит состояние молодой семьи, производственный потенциал и обороноспособность страны. По данным Минздрава до 60-70% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 42% - хронические заболевания. Данные статистики свидетельствуют о том, что по состоянию на 1 июля 2002 года только 6-8% выпускников общеобразовательной школы признаны здоровыми, каждый второй имеет морфофункциональную патологию.
За последние годы отмечается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, статистические данные показывают, что в конце XX - начале XXI века за время обучения в школе количество здоровых детей снизилась в 4-5 раз. Это обусловлено целым рядом причин, таких, как снижение экологической ситуации, ослабление инфраструктуры здравоохранения, возрастание учебной нагрузки, а так же копьютеризация и снижение физической нагрузки в обществе. Ситуация усугубляется тем, что сами дети далеко не всегда осознают значимость здоровья, как необходимого условия жизни и нередко пренебрегают элементарными нормами заботы о нем, что в свою очередь ведет к росту соматических заболеваний, функциональных отклонений.
Как говорил В.А. Сухомлинский «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.[35]
Здоровый образ жизни становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной здоровой личности.
Принято выделять 5 средств поддержания здорового образ жизни обучающихся: двигательный режим; отказ от вредных привычек; правильное питание; закаливание; личная гигиена.
Исходя из вышеизложенного, решение проблемы оптимальной физической активности в урочное и внеурочное время многие педагоги, медицинские работники видят в широком использовании комплекса физических упражнений, способствующих удовлетворению потребности школьников в движении, и формированию мотивации к здоровому образу жизни.
Актуальность и проблема обусловили выбор темы: «Образ жизни современных школьников и его влияние на здоровье и качество жизни обучающихся».
Цель исследования: теоретически обосновать влияние здорового образа жизни на здоровье обучающихся, разработать и экспериментально доказать эффективность использования комплекса мероприятий в урочное и внеурочное время.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи :
1. Осуществить анализ научно - педагогических литературных источников, а так же накопленный опыт в педагогогике по проблеме здорового образа жизни и проанализировать особенности его формирования у школьников.
2. Разработать комплекс мероприятий для укрепления здоровья и качества жизни обучающихся.
З.Экспериментально доказать эффективность использования комплекса мероприятий и его влияние на здоровье и качество жизни обучающихся.
Объект исследования: Физическое воспитание обучающихся 9-11 классов в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на формирование здорового образа жизни школьников во внеурочной и урочной деятельности.
Гипотеза исследования: исследование образа жизни современных школьников и его влияние на здоровье и качество жизни обучающихся будет эффективным, если:
На теоретическом уровне:
• Осуществить теоретический анализ проблемы влияния образа жизни современных школьников его влияние на здоровье и качество жизни обучающихся.
• Изучить особенности основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля жизни современных школьников.
На практическом уровне:
• Разработать комплекс мероприятий для укрепления здоровья и качества жизни обучающихся.
- Экспериментально доказать эффективность использования комплекса физических мероприятий на образ жизни современных школьников.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что изучение отношения современных школьников к основам здорового образа жизни и физической культуре как неотъемлемой слагаемой формирования его является актуальным, так как содержит информацию для работников общеобразовательных учебных заведений, родителей и учителей.
Практическая значимость работы заключается в анализе и интерпретации данных, полученных экспериментальным путем, позволит рационально выстроить режим дня подростка, включив в него необходимый минимум физической нагрузки; кроме прочего, определение оптимального режима двигательной активности и физической нагрузки, знание индивидуальных и физиолого-возрастных особенностей организма человека позволит избежать перегрузок и определении нормы физической активности, а также минимизировать имеющиеся негативные установки на занятия физической культурой, создать положительную мотивацию и устойчивую потребность к занятиям спортом....
Раскрытие темы выпускной квалификационной работы стало возможным через решение задач, способствующих достижению поставленной цели. В ходе выполнения данной работы были сделаны следующие выводы:
^Проанализировав научно - методическую литературу и накопленный опыт педагогов, в данной работе были выявлены наиболее подходящие мероприятия, согласно особенностям формирования здорового образа жизни современных школьников. В процессе анализа литературы, была выявлена пробма формирования здорового образа жизни которая имеет большое значение, так как здоровье во многом определяет качество жизни и выступает необходимым условием продуктивного творчества, труда и совершенствования человека. Современная тенденция к ухудшению здоровья детей, обучающихся в общеобразовательной школе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья. Важное место при этом принадлежит формированию у детей навыков здорового образа жизни. Установлено, что двигательная активность главным образом влияет на здоровье обучающихся, зависит от ответственного отношения каждого человека к своему здоровью. Осуществление профилактических и
воспитательных мер - задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, общественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь - это забота семьи и школы. Следует в ходе своей работе помнить о том, что здоровье молодого поколения - это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства
2. Установлено, что разработанный нами комплекс мероприятий направлен на оздоровление обучающихся школьного возраста в урочной и внеучебной деятельности. Данный комплекс влкючает в себя физические упражнение и рациональное питание.
Благодаря применяемому комплексу мероприятий у обучающиеся значительно повысился уровень физического развития развития. При регулярном применении комплекса мероприятий небольшого периода (3 месяца) все обучающихся, эксперементальной группы заметили улучшение здоровья,а так же у экперементальной группы наблюдался рост результатов в контрольных тестах, что наглядно отражено на диаграммах.
3. В ходе эксперимента анализ полученных результатов показал, что у испытуемых экспериментальной группы достоверно улучшились показатели в уровне развитиядвигательной активности , по сравнению с испытуемыми контрольной группы.
.Комплекс мероприятий применяемый испытуемыми в ходе
педагогического эксперимента в урочное и внеурочное время с четким нормированием: приема пиши, физическими упражнениями, отдыха, количества повторений, характера отдыха, доказывает свою эффективность, потому что отношение человека к здоровью и здоровому образу жизни, как главным жизненным ценностям, определяется уровнем его развития.
Это говорит о том, что при применении комплекса мероприятий направленных на повышение здоровья и качества жизни в систему общего образования, обучающиеся, регулярно применяющих комплекс по программе экспериментальной группы, смогут повысить здоровье и качество жизни.
1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа - вуз»: автореф. докт. дис., Барнаул, 2014. - 48 с. .
2. Курзанов А.Н. функциональные резервы организма в ракурсе клинической физиологии // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4.;-с. 13
3. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФК и С, перераб., доп. изд-е, 2011 - .63 с. .
4. Айзман Р.Ц. Здоровье населения России: медико-социальные и психологопедагогические аспекты его формирования, 2012,27 с.
5. Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд - во СГУ, 2002. - с. 172 - 174.
6. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: пособие для учителя / Б. А. Ашмарин. - М.: Академия, 2001. -235с.
7. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 235с.
8. Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания: Учеб.для фак. физ. культ. пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина. - М.: Просвещение, 2010. - 287 с.
9. Бердинков, Г.И. - Массовая физическая культура в ВУЗе: Учебное пособие / Г.И. Бердинков. - М.: Высшая школа, 2010-240 с.
10. Булыгина, Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии / Т.М. Булыгина. - М.: МГУП, 2000. - 160 с.
11. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания : учебник / А. А. Васильков. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 381 с.
12. 11. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. -М.: Мысль, 2010. - 288 с.
13. Вишневская Е.Л. и др. Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни. М., 2014
14. Грачев, О.К. Физическая культура / О.К. Грачев. - М: ИКЦ «МарТ», 2005 - 464 с.
15. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.; Издательский центр «Академия», 2002. - 288с....51