Только Word
Введение 3
Глава 1. Литературоведческие и психолого-педагогические основы исследования
1.1. Подходы к детской теме в культурной традиции 8
1.2. Тема детства в русской литературе 11
1.3. Психологические особенности подросткового возраста 19
Глава 2. Изображение подростка в сборнике А. Жвалевского, Е. Пастернак «Типа смотри короче» и повести Е. Ярцевой «Апельсиновый зонтик»
1.1. Взаимоотношения в коллективе 27
1.2. Тема отцов и детей 33
1.3. Проблемы и увлечения современного подростка 37
1.4. Язык произведений как способ раскрытия характера подростка 42
1.5. Психологический портрет современного подростка в художественном
изображении 46
Глава 3. Методические рекомендации по изучению сборника рассказов А. Жвалевского, Е. Пастернак «Типа смотри короче» и повести Е. Ярцевой
«Апельсиновый зонтик» в школе 51
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение 66
Подростковый возраст - это период развития человека, промежуточный этап между детством и взрослостью. Примерные временные рамки подросткового возраста определяются от 12 до 17 лет.
Вопросом феномена детства в различных областях науки занимались такие учёные, как Ф. Ариес, С. Кон, Д. Фельдштейн, Р. Харре, Д. Эьконин, Э. Эриксон и др. Неслучайно именно этот период в жизни человека стал предметом художественного изображения у многих авторов. Подростковый возраст играет важную роль для дальнейшего формирования мировоззрения личности. Это острый, опасный возраст, но в то же время очень интересный. Подросток бывает агрессивно настроенным к окружающей жизни, раздраженным, конфликтным, а также очень ранимым, романтичным и нежным. Дети, вступившие в этот период, могут совершать особые поступки, мыслить иначе.
Художественное освещение психология подростка получила в традиционной для русской литературы детской теме. К ней обращались такие выдающиеся писатели, как С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.Г. Короленко, Н.Г. Гарин- Михайловский, И.А. Бунин и др.
В русской литературе присутствует сатирическое изображение подростковых проблем, тем не менее, характерная особенность - это драматизация данного периода. Темы первой любви, взаимоотношений в семье, нелёгкой судьбы ребёнка, которые затрагивались в русской литературе на протяжении веков, имеют своё продолжение и в наше время. В современной литературе к теме детства в своем творчестве обращаются такие писатели, как Е. В. Мурашова, И.В. Лукьянова, Т.Ш. Крюкова, Э.Н. Веркин, А.В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак и другие. В современной литературе преобладает тенденция иронического изображения детства и юношества.
Популярным является жанр иронического рассказа, особенностью которого заключается во взгляде на проблемы и переживания подростков с определённой легкостью. Это выполняет психологическую функцию, помогая юному читателю по-другому взглянуть на проблемы своей жизни.
В жанре иронического рассказа написаны такие современные произведения, как сборник рассказов «Типа смотри короче» А. Жвалевского, Е. Пастернак и повесть в рассказах «Апельсиновый зонтик» Е. Ярцевой.
А. Жвалевский и Е. Пастернак авторы ряда детских книг («Время всегда хорошее», «Я хочу в школу!», «Гимназия №13» и т.д.), финалисты, обладатели наград и призовых мест за своё творчество в таких литературных конкурсах, как «Книгуру», «Алые паруса», «Книга года» и т.д. Их творчество оценено не только литературными конкурсами, но и подростками, а также родителями и просто взрослыми читателями. Самые неоднозначные отклики от читателей имеет сборник рассказов «Типа смотри короче». Большинство читателей подчеркивает множество положительных сторон книги. Из отзыва в интернете: «Замечательная книга о школьных взаимоотношениях между учениками, о первой любви, о правилах общения в социальных сетях. Полезна и интересна книга не только детям, но и родителям. Так же хотелось бы, чтобы ее прочитали учителя»
[http://www.labirint.ru/reviews/goods/408108/]. Но есть и те, кто вовсе не согласен с положительной критикой и высказывает противоположное мнение: «Не смогла не то, что завершить, но даже продолжить чтение. Не смогла усвоить изобилие подростковых жаргонов и слов-паразитов» [http://www.labirint.ru/reviews/goods/408108/].
Е. Ярцева лауреат таких премий в области детской литературы, как «Заветная мечта», «Добрая Лира», «Книгуру». Одно из последних произведений автора является особенно популярным для чтения и имеет высокий рейтинг. Это повесть «Апельсиновый зонтик». Читателями разных возрастов книга воспринята более однозначно, чем «Типа смотри короче».
Произведение вызвало положительные эмоции и одобрение со стороны взрослых и подростков: «Прекрасная книга, замечательный юмор. И, по- моему, точное попадание в возраст. То, что надо современным тинейджерам» [http://www.labirint.ru/books/319093/]. Примечательно, что А. Жвалевский, Е. Пастернак, формируя списки произведений, рекомендуемых, по их мнению, к прочтению, включают произведения Е.Ярцевой, в том числе повесть «Апельсиновый зонтик».
Обозначенные произведения позволяют полноценно исследовать образ современного подростка, так как книги посвящены как школьной жизни, так и летнему времяпрепровождению героев.
Неисследовательность текстов современных авторов в аспекте раскрытия психологии подростка определяет актуальность темы нашей выпускной работы.
Объектом исследования являются сборник рассказов А. Жвалевского, Е. Пастернак «Типа смотри короче» и повесть в рассказах Е. Ярцевой «Апельсиновый зонтик».
Предмет исследования - образ подростка в обозначенных произведениях.
Цель данной работы - выявить специфику образа подростка в современной детской литературе (на примере сборника рассказов А. Жвалевского, Е. Пастернак «Типа смотри короче» и повести в рассказах Е. Ярцевой «Апельсиновый зонтик»)
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Определить традиции детской темы в русской литературе.
2. Обозначить психологические особенности подросткового возраста.
3. Описать психологический портрет современного подростка посредством исследования центральных проблемно-тематических линий художественных произведений.
4. Представить возможности обращения к произведениям о современных подростках в школьной практике.
Методами данной работы являются: сравнительно-сопоставительный, типологический, структурный, экспериментальный.
Методологической базой исследования являются работы И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна, А.П. Бабушкиной, М.Н. Эйпштейна и др.
Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что предприняты попытки выявления традиционных и новаторских черт в изображении подростка современными детскими писателями.
Практическая ценность данной работы заключается в том, чтобы использовать её результаты в процессе преподавания литературы в школе: на уроках внеклассного чтения, на уроках литературы. Данное исследование также можно взять за основу элективных курсов. Полученные результаты могут пригодиться в университете, а именно на курсах по выбору для студентов-филологов. Следовательно, данной работой могут воспользоваться разные группы лиц, начиная от школьников, студентов и заканчивая преподавателями школ и вузов.
Апробация работы осуществлялась в форме урока внеклассного чтения на тему «Образ подростка» в 7 классе гимназии № 11 г. Красноярск.
Структура работы включает следующие разделы:
• Введение, где обозначается практическая значимость, актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования;
• Теоретическую главу, посвященную традиции детской темы в русской литературе и психологическим особенностям подросткового возраста;
• Практическую главу, связанную с анализом сборника рассказов А. Жвалевского, Е. Пастернак «Типа смотри короче» и повести в рассказах Е. Ярцевой «Апельсиновый зонтик»;
• Методическую главу, которая включает в себя анализ учебных программ по литературе для 7 классов и конспект урока внеклассного чтения для 7 классов, анализ проведённого урока;
• Заключение, в котором подводятся итоги исследования;
• Список литературы, включающий 40 источников.
• Приложение, включающее две итоговые работы учеников с апробации методической главы.
В русской литературе тема детства и юношества имеет свою традицию. От древнерусской литературы до современной ребёнок был объектом изображения для многих писателей таких, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, С.Т. Аксаков, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, Л.Н. Андреев и др. В современной литературе к теме детства обращаются такие авторы, как И.В. Лукьянова, Т.Ш. Крюкова, Е.В. Мурашова, Э.Н. Веркин, А.В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак и др.
А. Жвалевский, Е. Пастернак и Е. Ярцева в своих произведениях очень точно и реалистично создали портрет подростка. В сборнике рассказов «Типа смотри короче» авторы сумели передать то, как проживает подросток учебные дни, посещает секции и кружки, как проводит своё свободное время, а в повести в рассказах «Апельсиновый зонтик» уделяется внимание тому, как проходят летние каникулы, что беспокоит подростка в столь длительное свободное время от школы.
Вслед за классиками писатели раскрывают образ подростка через традиционные темы для литературы такие, как тема отцов и детей, тема первой любви и первой влюбленности, взаимоотношений в семье и в коллективе. Темы раскрываются многогранно. Например, поднимая тему отцов и детей, авторы не просто противопоставляют поколения, что стало традицией для русской литературы, но и показывают другие аспекты их взаимоотношений: преемственность, сходства.
Отражая современные реалии жизни, авторы уделяют внимание таким увлечениям подростка, как компьютерные игры, общение и знакомство в социальных сетях, общению с помощью мобильных телефонов. Появляется новая тема - тема одаренных детей. В условиях современного мира, где идёт ориентация на успех, от подростка требуют высоких результатов и достижений.
А. Жвалевскому, Е.Пастернак удалось отобразить в сборнике рассказов «Типа смотри короче» поведение, мысли и чувства подростков не только в обобщённом виде, но и уделяется внимание психологическим портретам мальчиков и девочек. Авторы сравнивают и противопоставляют особенности подростков разных полов. Е. Ярцева построила «Апельсиновый зонтик» таким образом, что читатель знакомится с жизнью и чувствами героини, видит все события через призму восприятия девочки-подростка.
Для раскрытия образа подростка авторы используют речевую характеристику своих героев, которая раскрывается в диалогах с окружающими, в интернет-общении, в переписке по SMS, в разговорах по телефону и внутренних монологах, раскрывают образ современного подростка. Манера общения, сленг, жаргоны, ошибки - на всём этом акцентируют своё внимание писатели.
Несмотря на то, что писатели посвятили свои произведения современным подросткам, мы видим, что образ изображаемого ими подростка имеет все те же черты, что герои русских классиков. Это подросток зачастую с противоречивыми качествами - ранимый, романтичный, нежный, но грубый, резкий, агрессивный, стремящийся общаться с окружающими, но желающий побыть один. Неустойчивость психологического состояния и настроения объясняет такую парадоксальную и резкую переменчивость.
Апробация методической главы показала, что выбранные нами произведения для исследования - сборник рассказов А. Жвалевского, Е. Пастернак «Типа смотри короче» и повесть в рассказах Е.Ярцевой «Апельсиновый зонтик» являются интересными для подростков. В главных героях ученики узнали себя, прониклись проблемами и постарались схематично изобразить свои мысли по этому поводу. Важным является то, что ученики смогли посмотреть на себя и свои проблемы со стороны, увидеть, что зачастую их жизненные трудности не такие глобальные и 60
серьёзные, как воспринимается подростком,
драматизировать и утрировать происходящее.
популярный в современной литературе жанр выполняет психотерапевтическую функцию.
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1 - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.
2. Ашхарава А.Т. Концепт «дитя» в русской языковой картине мира: Дис. канд. филолог, н. Архангельск, 2001. - 202 с.
3. Бабук, А. «Миф детства» как олицетворение «золотого века» в творчестве Достоевского / А. Бабук // Вопросы литературы. - 2014.- № 1. - С. 225-247.
4. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М.: Гос. учебн.-пед. изд-во, 1948. - 480 с.
5. Бегак Б. Классики в стране детства. - М.: Дет. лит., 1983. - 111 с.
6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер Пресс, 2009. - 400 с.
7. Волков А.А. Творчество А. И. Куприна. М.: Худ. лит., 1981 - 360 с.
8. Галицких, Е.О. Духовный опыт детства. В творческой лаборатории учителя / Е.О. Галицких // Литература в школе. - № 4. - С. 6266.
9. Гоголь Н.В. Мёртвые души [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ilibrary.ru/text/78/p .1 /index. html [Дата обращения 16 февраля 2017 года].
10. Гриценко З.А. Детская литература: Методика приобщения детей к чтению: Учебное пособие. - М.: Академия, 2008. - 320 с.
11. Дружинин В.Н. Психология семьи. - СПб.: Питер, 2005. - 176 с.
12. Елисеева, Т.Г. Теплый свет детства: (тема детства в стихотворении И. Бунина «Детство») / Т.Г. Елисеева // Литература в школе. - 2006. - № 11. - С. 24-27.
13. Жвалевский А., Пастернак Е. Типа смотри короче. - М.: Время, 2013. - 190 с.
14. Замостьянов, А. Дидактика - неведимка: мир детства в литературе: труд, семья, школа / А. Замостьянов // Народное образование. - 2006. - № 10. - С. 237-240.
15. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Союз, 2000. - 448 с....40