Введение 3
1 Формирование образов в кинодокументалистике как феномен
современности 12
1.1 «Визуальный поворот» и «история повседневности 12
1.2 Документальный кинематограф как визуальный источник 15
1.3 Репрезентация образа Сибири в кинематографе 19
2 Формы визуальной репрезентации Сибири в региональной
документалистике (1963 — 1978 гг.) 22
2.1 Специфика образа Сибири в красноярской региональной документалистике в
60-е гг. ХХ века 23
2.2 Специфика образа Сибири в красноярской региональной документалистике в
70-е гг. ХХ века 31
3 Потенциал использования медиаисточников в учебной деятельности
педагога 52
3.1 Медиапедагогика как один из инструментов формирования критического
мышления у школьников 52
3.2 Репрезентация образа Сибири в кинодокументалистике и потенциал
использования медиаисточников в учебной деятельности педагога 56
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Список использованных источников 76
Актуальность работы. Проблема национальной идентичности сегодня как никогда остро стоит перед человечеством и является одним из первоочередных современных мировых вопросов в повестке дня международного сообщества [7]. В России решение этой проблемы закреплено в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, принятой в 2012 году [1]. Ее актуальность объясняется стремительной глобализацией и урбанизацией. В то же время эти процессы сталкиваются с таким явлением как регионализация, порожденным, как справедливо заметила М.А. Магомедова, «процессами глобализации» [25]. Регионализация, в свою очередь, отражает попытки стран и народов «определить свое место в стремительно меняющемся мире» [25; С. 32].
В связи с этим, как нам кажется, возникает феномен национально - культурной идентичности. В глобальном смысле, речь идет об осознании индивидом своей принадлежности к той или иной нации, в более узком смысле - причисление к определенной общности людей, проживающей на конкретной территории, имеющих единую систему ценностей и традиций, этнические признаки, язык, историю. Сибирь в этом смысле является интересным субъектом, как регион, имеющий богатый исторический опыт и сформированную культурную модель развития. Мы считаем, что обозначенный нами феномен берет свои истоки в советское время, когда культивировались понятия «советский человек», «гражданин СССР», а сознание «советского человека» зачастую превалировало над сознанием принадлежности к той или иной национальности — все были друг другу товарищи, братья.
Тем не менее, мы предполагаем, что даже в этот исторический период советские граждане, проживающие на территории Сибири, обладали набором характерных качеств, в том числе, приобретенных. Мы предполагаем, что конструирование устойчивых норм и стереотипов в отношении Сибири и населения региона могло формироваться с помощью индивидуальных ощущений и личных впечатлений, научного описания и художественного творчества, на основе исторических и мифологических сюжетов, а также благодаря средствам массовой информации. Если говорить о СМИ, то наиболее объективным жанром, использующим визуальную репрезентацию образов, является документалистика, кинодокументалистика - как наиболее массовое средство коммуникации. Задача документального кино, согласно утверждению Хью Бэдли [12; С. 142], - «рассказать нам о мире, в котором мы живём».
И.М. Савельева и А.В. Полетаев, рассуждая о современной историографической практике, выделяют три разных подхода к «исторической истине». Один из них - интуитивистский - связан «со стремлением к «погружению» в прошлое, конструированию его самобытных фрагментов, воссозданию его «духа»» [36; С. 383]. Одним из первых среди отечественных ученых на необходимость изучения истории повседневности обратил внимание советский и российский историк Ю.А. Поляков. Обращение к человеку, его жизни, ее изменениям он считал важнейшей задачей современной историографии [31].
Итак, актуальность нашей темы исследования состоит в том, что Сибирь как исторически сложившийся регион имеет сформированную культурную модель. Но в условиях глобализации сибиряки, как группа населения, испытывают кризис национально-культурной идентичности, что выражается в стремлении обособления их общности. Это доказывают результаты Всероссийской переписи населения 2010 года. По сравнению с исследованием 2002 года число граждан, идентифицировавших себя сибиряками и написавших в графе «национальность»: «сибиряк», - увеличилось более, чем в 400 раз. В массовом сознании Сибирь ассоциируется с «восточной окраиной» России, «сырьевым придатком страны», местом каторги, бескрайними, неосвоенными территориями и суровым климатом, но в то же время со свободолюбием местного населения, так называемым «сибирским характером». Мы определили, что средства массовой информации в целом, а кинодокументалистика, в частности, способны формировать образы в массовом сознании, но современные исследования часто незаслуженно обходят стороной кинематограф, как источник получения исторической информации для формирования образа.
На сегодняшний день кино остается самым доступным и массовым средством коммуникации. В кинодокументалистике выделяются учебные фильмы, фильмы-исследования и другие жанры, в частности, хроника, репортаж и т.п. Исследования показывают, что информация, преподнесенная в виде фильма, усваивается гораздо лучше, чем полученная любым другим способом. Этот метод преподнесения информации может быть эффективно использован учителем на уроках истории. Показ региональной кинодокументалистики позволит обеспечить условие реализации регионального компонента, а также помочь сформировать национально - культурную идентичность школьников, что является одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта [2], основанного на положениях Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников [4].
Объект работы: документальные фильмы из архивов филиала ВГТРК «ГТРК «Красноярск», снятые во второй половине 60-х, 70-е гг. ХХ века.
Предмет работы: образ Сибири и формы его визуальной репрезентации.
Цель работы - показать процесс формирования и трансформации образа Сибири в документальных фильмах, снятых красноярской телестудией и выявить его компоненты.
Для достижения цели на необходимо решить ряд задач:
• изучить понятия «визуального поворота» и «истории повседневности» и дать оценку их значимости в нашем исследовании;
• проанализировать и дать оценку документальным фильмам как историческому источнику;
• определить критерии изучения исторического источника -
кинодокумента;
• изучить способы формирования образов посредством кинематографа;
• определить, из каких компонентов складывается образ Сибири ;
• проанализировать источниковую базу: описать выбранные для анализа фильмы;
• проанализировать формирование образа Сибири в представленных кинодокументах и сделать соответствующие выводы;
• изучить и охарактеризовать современные подходы к изучению кино-педагогики и медиа-педагогики;
• сконструировать план-конспект урока по теме «Социально-экономическое развитие страны во второй половине 1960 -х - середине 1980-х гг.»...
В результате проведенного нами исследования мы выявили и проанализировали характерные тенденции развития исторической науки: визуальный поворот и возникновение истории повседневности. Иными словами, историки сегодня все чаще обращаются к визуальным источникам, в которых заключены неявные детали истории повседневности, которые зачастую упущены в традиционных письменных источниках. В научной среде формируется все большее доверие к фотографиям, фильмам, медиапродуктам.
Одним из наиболее востребованных и доступных визуальных источников является документальное кино, фрагменты которого могут быть использованы в педагогической деятельности учителя истории. С одной стороны, кинодокумент - это репрезентация образов, созданных автором фильма. Но поскольку фильм призван побуждать эмоции и чувства зрителя, у последнего он формирует новые образы - не всегда верные, соотносящиеся с реальным положением дел. Умение вычленять истинные мотивы, соотносить их с фактами и опытом, способствует развитию критического мышления и формирует навык аналитического подхода при просмотре иного контента.
Одной из современных задач российского образования является формирование национально-культурной идентичности школьников, что закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте, основанном на положениях Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Кризис национальной идентичности сегодня усиливается, и связано это со стремительной глобализацией и урбанизацией и одновременной регионализацией.
Так, например, Сибирь как исторически сложившийся регион имеет сформированную культурную модель, но в условиях глобализации сибиряки все чаще выражают стремление к обособлению их общности. Это доказывают результаты Всероссийской переписи населения 2010 года. По сравнению с исследованием 2002 года число граждан, идентифицировавших себя сибиряками и написавших в графе «национальность»: «сибиряк», - увеличилось более, чем в 400 раз.
В массовом сознании Сибирь ассоциируется с «восточной окраиной» России, «сырьевым придатком страны», местом каторги, бескрайними, неосвоенными территориями и суровым климатом, но в то же время со свободолюбием местного населения, так называемым «сибирским характером». Красноярский край как часть сибирского региона занимает особое географическое положение и имеет уникальные природно-климатические условия, что сказывается на особенностях расселения и экономической деятельности населения. Исторически сложилось, что Красноярский край является многонациональным регионом, индустриальным центром страны. Эти особенности Красноярского края как субъекта Сибири не могли не найти свое отражение в работе красноярских документалистов
Проанализировав документальные фильмы из архивов ГТРК мы определили, какие характерные черты присущи образу Сибири. Он формируется на основе представлений о трех составляющих: природе, человеке, культуре, которая включает в себя как материальные, так и духовные достижения населения региона:
• Природа показана изначально девственной, дикой, но покоренной,
прирученной, из чего следует, что человек, укротивший ее должен обладать набором определенных качеств, без которых она бы ему не подчинилась. Природа Красноярского края, как части Сибири - многогранна: степи на юге, тайга, болота в центральной части региона, арктические пустыни на севере. То, что дает человеку природа, обуславливает его трудовую и экономическую деятельность;
• То, что принято сегодня называть «сибирским характером», является отличительной чертой людей, показанных в фильмах. «Сибирский характер» заключает в себе такие положительные качества, как трудолюбие, инициативность, энтузиазм, изобретательность, выносливость, выдержка, настойчивость, смелость, мастерство, надежность, целеустремленность, самоотверженность, сила духа, толерантность, открытость, гостеприимство, дружелюбие, чуткость, щедрость, жизнелюбие, жизнерадостность, улыбчивость, любознательность, патриотичность. Этому образу противопоставлен образ коренного населения: необразованных дикарей, которые, как и природу, интегрировали в цивилизованный мир, дали им образование, но сохранили и поддерживают их традиции и обычаи;
• В широком смысле культура - это «совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе» [42; С. 1546]. К материальной культуре в проанализированных фильмах мы относим широкое промышленное, жилищное и социо-культурное строительство в крае: Сибирь предстает как индустриальный плацдарм, сырьевой центр страны, регион-донор, самодостаточный край; с другой стороны - Сибирь - это не место ссылки, это место профессионального роста, развивающийся регион, где будет комфортно и молодежи, и людям старшего возраста, где перспективно и качественно жить и строить семьи. Духовная культура показана параллельно. Это развитие всех сфер искусств: живописи, литературы, музыки, танца, театра. Это строительство университетских корпусов, а значит, развитие образования и науки. Это возведение спортивных сооружений и, как следствие, развитие физкультуры и спорта.
• в ряде фильмов формируется понятие «сибиряк»;
• репрезентация образов Сибири и «сибиряка» отражает исключительно положительные, созидательные моменты, негативные проявления либо выглядят сглажено, отсылая к перспективам развития, либо отсутствуют.
Потенциал использования документальных фильмов и их фрагментов в работе учителя истории велик. И если во внеурочной деятельности возможна полноценная демонстрация картин и дальнейшее их обсуждение, то в рамках одного занятия фрагменты кинолент могут выступать ключевыми иллюстрациями тех или иных фактов. Что было показано нами на примере проведения урока в 10 классе.
1. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666. [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения 14.02.2019);
2. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 17.12.2018 г.);
3. Историко-культурный стандарт // Российское историческое общество
[Электронный ресурс]. - URL;
https://historvrussia.org/images/documents/konsepsivafinal.pdf (дата обращения: 28.02.2019);
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Городской методический центр [Электронный ресурс]. URL:_ https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnava-shkola/inklvuzivnoe- obrazovanie/fgos/kontseptsiva-dukhovno-nravstvennogo-razvitiva-i-vospitaniva-lichnosti- grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 4.03.2019);
5. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории // Городской методический центр [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/files/metod/srednvava starshava/istor/Koncepcia final.pdf (дата
обращения 02.03.2019);
6. Стратегия модернизации образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001. - 104 с.;
7. Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005г.): В 5 т. Т. 3. - М.: Современные тетради. - 672 с.;
8. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и в вузе: Учеб. пособие. / О.А. Баранов. - Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. - 87 с.;
9. Беззубова О.В. Понятие «поворота» в современных исследованиях визуальной культуры // Альманах современной науки и образования. - 2016. - № 4. С. 14-17;
10. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин. - М.: Медиум, 1996. - 338 с.;
11. Брежнев Леонид Ильич [Электронный ресурс] : Федеральный исторический портал. - URL: https://histrf.rU/lichnosti/biografii/p/briezhniev-lieonid-il-ich-1 (дата обращения 20.05.2019);
12. Бэдли Х. Техника документального кинофильма / Пер. с англ. Ю.Л. Шер. - М.: Искусство, 1972. - 240 с.;
13. Говорит и показывает Красноярск. Юбилейное, публицистическое, краеведческое издание, посвященное 55-летию краевого телевидения / автор- составитель Т.Н. Елинская. - Красноярск: Изд-во «Поликор», 2012. - 264 с.;
14. Головнев И.А. «Сибирь Советская»: образ региона в культурфильме Александра Литвинова / А.И. Головнев, Е.В. Головнева // Сибирские исторические исследования. - 2016. - №4. С. 57-82;
15. Головнев И.А. Образ Сибири в кинематографическом нарративе: конструктивистский подход / А.И. Головнев, Е.В. Головнева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - №1. С. 114 - 123;...47