Только Word
Введение 3
ГЛАВА 1. Категория залога в английском языке и основные аспекты и методика обучения грамматическому аспекту в средней общеобразовательной школе 7
1.1 Залог как глагольная форма 7
1.2 Систе>ма развития залога в общеиндоевропейском языке в диахронии 10
1.3 Понятие и формирование грамматического навыка в иностранных языках 15
1.4 Основные подходы к обучению грамматическому аспекту 19
1.5 Основные методы используемые при обучении грамматическому аспекту 25
ГЛАВА 2. Практическое применение подходов и методик в процессе обучения грамматическому аспекту по теме страдательный залог в английском языке у учащихся на среднем этапе старшей школы 28
2.1 Классификация упражнений, направленных на обучение грамматическому
аспекту 28
2.2 Разработка урока по теме страдательный залог на основе упражнений, направленных на обучение и формирование грамматическому аспекту, в обуче-
нии иностранному языку 32
2.3 Анализ урока 39
Заключение 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
В ходе развития английский язык прошёл ряд этапов, которые характеризовались количественными и качественными изменениями на всех уровнях языковой системы. Эти модификации были обусловлены различными факторами и имели зачастую весьма неоднозначные последствия. Поскольку язык это динамичная, непрерывно развивающаяся система, то понимание теоретической сущности большинства языковых фактов в их развитии возможно лишь в ходе диахронического анализа. На современном этапе своего развития английский язык продолжает активно обогащаться новыми формами для выражения уже существующих в нём значений и категорий. Этот процесс - причины и движущие силы которого имеют самый неоднородный характер неизбежно затрагивает категорию залога, которая и является предметом данного исследования. Становление грамматических форм и категорий - процесс безусловно, исторический, и потому трактовка современных средств выражения залоговых отношений в английском языке без учёта специфики их исторического развития представляется проблематичной и неполной.
Актуальность грамматика, бесспорно, имеет огромное значение в обучении языку, особенно английскому как иностранному. Без хорошего знания грамматики развитие языковых навыков у обучающихся будет сильно ограниченно. В целом, в процессе изучения грамматики студентов обучают правилам языка, известным как модели предложений. Грамматические правила дают обучающимся возможность понимать и знать структуру построения моделей предложений.
Знать грамматику — это значит знать форму, значение употребление и речевую функцию грамматического явления. Овладение грамматикой языка необходимо для формирования навыков и умений устной и письменной речи, а также для понимания иноязычной речи при аудировании и чтении. Поэтому на уроках английского языка, должное место занимает изучение грамматических аспектов (в данном случае, страдательный залог), с использованием различных методик и упражнений, для достижения лучшего понимания изучаемого языка.
Объектом данного исследования является процесс обучению грамматическому аспекту: страдательному залогу.
Предметом использование упражнений при изучении грамматического аспекта по теме страдательный залога на старшем этапе средней школы.
Цель исследования - обобщение теоретического материала по теме и реализация предложенных упражнений для обучения грамматическому навыку.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
-изучить методические основы обучения иноязычной грамматике;
-изучить имеющуюся научно -методическую литературу по обучению грамматическим навыкам в английском языке;
-изучить теоретический материал по теме «обучение грамматическому аспекту на старшем этапе школы»;
-провести практическое исследование в процессе обучения грамматическому аспекту (на основе разработанного плана урока).
Методологической базой исследования являются труды таких ученых, как Бондарко А.В., Аракин В.Д., Иванова И.П., Беляева Т.М., Соловова Е.Н.
Методической базой исследования являются:
• анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
• обобщение опыта педагогов, психологов, методистов.
База исследования - старшие классы МБОУ СШ №151 Северного района г. Красноярска.
Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2017 года по май 2018 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, написание курсовой работы по проблемам мотивации в обучении иностранному языку, проведение опытной работы, разработку методического обеспечения уроков с мультимедиа, оформление результатов исследования.
Структура работы определяется её исследовательскими задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность исследования и его проблематика, определены цели и задачи. Ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались на научно-практической конференции студентов в рамках XIX Международного научно - практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Первая глава вводит в теоретическое и хронологическое развитие данного грамматического аспекта, знакомит с историей вопроса. Также раскрываются основные понятия работы: подходы, методики, методы обучению аспекту в образовании, описаны требования Федерального государственного образовательного стандарта. Кроме того, в этой главе раскрывается понятие оптимизации процесса обучения, рассматривается влияние интерактивных методик на оптимизацию процесса обучения при внедрении интерактивных методик, повышение мотивации школьников и эффективность обучения.
Вторая глава представляет результаты опытной работы: анализ, существующих УМК по английскому, разработку дополнительного учебно - методического материала с использованием интерактивных методик, анализ результатов опытной работы по использованию различных упражнений, на основе обучения грамматическому аспекту. В ходе практики было разработано и проведено несколько уроков с использованием различных интерактивных методик. После завершения опытной работы, мы подвели итоги исследования.
В заключении представлены выводы, сделанные на основании проведенного исследования.
Грамматика является основой языкового развития. Ее изучение необходимо для овладения всеми видами речевой деятельности - аудированием, говорением, чтением и письмом.
В русском языке страдательная форма залога отсутствует, поэтому изучение такого грамматического аспекта, как пассивный залог, имеет значимое место в изучении иностранного языка.
Формирование грамматического аспекта у учащихся является одним из важнейших факторов современного обучения иностранному языку, ведь обучение грамматике необходимо на любом этапе учебного процесса, будь то младший, средний или старший.
Знать грамматику — это значит знать форму, значение употребление и речевую функцию грамматического явления.
Только комплексный подход к проблеме обучения английской грамматики, в частности, изучение залоговых форм, может способствовать ее успешному освоению.
В ходе данной работы, были рассмотрены и представлены различные виды упражнений, направленные на лучшее освоение любого грамматического аспекта, в данном случае страдательного залого. Стоит отметить, что изучение 43
грамматики, является сложнейшем, но в тоже время важным этапом в любом языке, тем самым, любой грамматический аспект, на любом этапе обучения в школе, можно сделать увлекательным и интересным, благодаря разным методическим компонентам.
1. Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. Выпуск 4: Сборник научных статей. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005. -276 с.
2. Аракин В. Д. История английского языка: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. 272 с.
3. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1985. 167 с.
4. Бим И.Л. Теория и практика обучения английскому языку в средней школе - М., 1988
5. Бондарко А.В. Грамматическая категория и контекст. Л.: Наука, 1971. 194 с.
6. Витлин Ж.Л.. Современные проблемы обучения грамматики иностранного языка. - Москва: Просвещение, 2000.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И.. Теории обучения иностранным языкам. Линг- водидактика и методика. - Москва, Академкнига, 2006.
8. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: линг- водидактика и методика: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 108 с.
9. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.
М.: Высшая школа, 1982. 373 с.
10. Горбунова А.Н. Чосер средневековый. Лабиринт, 2010. 336 с.
11. Иванова И. П., Беляева Т. М. Хрестоматия по истории английского языка. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2103 «Иностранные языки». - Л., «Просвещение», 1980. - 191 с.
12. Интерактивный способы работы с педагогами ( учебно -методический материал) [электронный ресурс]. - социальная сеть работников образования nsportal.ru - Режим доступа: свободный.
13. Иностранные языки в школе // Новый миллениум: роль и место иностранного языка в поликультурном социуме. Синагатуллин И. М. - М: Московский городской педагогический университет. - №1, 2002. - с. 3237
14. Иофик Л.Л., Чахоян Л. П. Хрестоматия по теоретической грамматике английского языка. - Л.: Просвещение, 1967. - 213 с.
15. Каушанская В. Л., Ковнер Р. Л. A Grammar of the English Language. М.: Айрис Пресс, 2008. 381 с....36