Только Word
Введение 4
Глава 1. Теоретическое основы обучения невербальным средствам общения (жестам) 7
1.1. Понятия коммуникации и общения. Формы коммуникации: вербальная и
невербальная 7
1.2. Функции жестов в процессе коммуникации 11
1.3. Классификация невербальных жестов англосаксонской культуры.
Невербальные жесты, используемые по теме: «Еда и напитки» 13
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Практический аспект обучения невербальным средствам общения в
рамках социокультурного подхода 21
2.1. Анализ положений Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, регламентирующих процесс обучения иностранным языкам 21
2.2 Жесты как составляющая социокультурной компетенции. Социокультурные особенности невербального поведения англосаксов 23
2.3. Анализ представленных в УМК упражнений на предмет содержания в них учебного материала о невербальных средствах общения изучаемого языка.27
2.4. Комплекс упражнений для формирования навыка использования жестов
в общении и описание опыта внедрения их в учебный процесс 31
Выводы по главе 2 34
Заключение 36
Список использованных источников 38
ПриложениеА 41
Приложение Б
В современном обществе роль иностранных языков возрастает с каждым годом. Знание иностранного языка предоставляет возможность приобщиться к культуре изучаемого языка, способствует формированию личности ученика и её социальной адаптации в условиях меняющегося мира.
С помощью коммуникации человек учится выстраивать взаимоотношения, строит свой круг общения и необходимые ему связи с другими людьми, в которых нередко сталкивается с проблемой взаимопонимания. По данным исследователей, жизнь современного человека состоит из 60% невербального общения. Люди сообщают друг другу информацию посредством выражения глаз, улыбкой, мимикой, изменением положением тела, жестами и т.д. Около 30% общения составляет интонирование речи, тембр голоса, и только 10% составляет вербальная коммуникации.
Так как большую часть коммуникации составляет невербальное общение, следует понимать, различать и правильно использовать мимику, жесты, положение тела во время разговора, сигнальные системы и т.д. Следующей особенностью невербального языка является отсутствие одного единственного значения за тем или иным жестом.
На уроке английского языка нужно уделять внимание невербальным средствам общения изучаемого языка и культуры, так как это необходимо для усвоения и более глубокого понимания межкультурного общения на иностранном языке. В современном обществе, в котором культурам разных стран приходится уживаться вместе, часто наблюдается такое явление, как конфликт культур. Поэтому, когда обучающиеся сталкиваются с жестами, ритуалами, традициями, которые отсутствуют в их культуре, возникает культурный конфликт. Сформированный навык правильного использования жестов помогает избегать такого рода конфликтов при межкультурной коммуникации.
Цель исследования состоит в разработке упражнений для формирования навыка правильного использования англосаксонских жестов в процессе коммуникативного взаимодействия вовремя обучения иностранному языку в старших классах.
Актуальность выбранной темы исследования связана и обусловлена тем, что в настоящее время имеется слабая методическая база по использованию невербальных средств на занятиях по иностранному языку. В связи с этим предлагаются упражнения для формирования навыка использования жестов в общении.
Объектом исследования является невербальное общение в процессе обучения иностранному языку.
Предметом исследования являются жесты как элемент невербального общения на уроке иностранного языка по теме «Food and Drinks».
В связи с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы невербальной коммуникации.
2. Рассмотреть классификацию жестов, их функции как компонента социокультурной компетенции.
3. Проанализировать представленные в УМК Starlight 10 упражнения на предмет содержания в них учебного материала о невербальных средствах общения изучаемого языка.
4. Разработать на основе учебно-методического комплекса Starlight 10 дополнительные упражнения с использованием жестов и внедрить их в учебный процесс.
Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.
1. Теоретические: анализ методической литературы и работ различных исследователей по паралингвистике и кинесики.
2. Эмпирические: анкетирование обучающихся, тестирование обучающихся.
3. Интерпретационные: качественная и количественная обработка эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в образовательном процессе в старшей школе. Апробация и внедрение результатов исследования проходила в старших классах МБОУ СШ № 94 в Ленинском районе г. Красноярска. В экспериментальной группе приняли участие 11 обучающихся 10 «А» класса и 12 обучающихся «Б» класса МБОУ СШ № 94.
Цель работы заключалась в разработке упражнений для формирования навыка использования англосаксонских жестов в процессе коммуникативного взаимодействия вовремя обучения иностранному языку в старших классах.
В работе были проанализированы определения общения и коммуникации, вербального и невербального общения. Было выяснено, что невербальная коммуникация и язык жестов в частности занимает важное место в процессе общения. В ходе работы были определены точки соприкосновения вербального и невербального общения, рассмотрены области невербальной семиотики, выделена область кинесики, как наиболее интересующая нас сфера в ключе выбранной нами темы. В ходе работы были изучены функции жестов в процессе коммуникации, а также представлена классификация невербальных жестов англосаксонской культуры. Более детально изучены жесты, которые используются по теме «Еда и напитки».
В работе были рассмотрены требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к изучению иностранного языка в старших классах. Рассмотрена социокультурная компетенция как составляющая процесса обучения иностранному языку. Социокультурный компонент по иностранному языку включен в программу Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Так как при коммуникации на иностранном языке важную роль играет понимание не только речи, но и языка тела и жестов говорящего, были изучены, а затем проиллюстрированы социокультурные особенности языка жестов англосаксов. Особенности языка жестов обусловлены социокультурными особенностями англичан.
С целью выявления уровня знаний о невербальном поведении англичан (жестах) было проведено анкетирование обучающихся, в котором приняли участие 23 человека. Результаты проведенных исследований показали, что большинство обучающихся не имеют представления о тех жестах, которые используются англосаксами в повседневной жизни и в частности по теме «Еда и напитки». Трудности в ответах на вопросы возникли у всех обучающихся.
В ходе нашей работы был проведен анализ представленных в УМК «Звездный английский 10» («Starlight 10») упражнений на предмет содержания в них учебного материала о невербальных средствах общения изучаемого языка. Анализ показал, что информация по жестам, а тем более упражнения, направленные на формирование навыка использования их в общении, полностью отсутствуют. В связи с этим был разработан комплекс упражнений для формирования навыка правильного использования жестов в общении.
Завершающим этапом в нашем исследовании было проведение итогового теста с целью выявления уровня сформированности навыка использования англосаксонских жестов по теме «Еда и напитки». Результаты тестирования показали, что: 48% обучающихся выполнили тест без ошибок, 30%, обучающихся допустили одну - две ошибки, 22% обучающихся допустили три - пять ошибок.
На основе результатов тестов №1 и №2 в процентном соотношении можно сделать вывод о том, что разработанные нами упражнения явились эффективным средством для усвоения англосаксонских жестов.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М.: Аспект-Пресс, 2016. 363 с.
2. Аникст А.А. Творческий путь Гете. М.: Худож. лит, 1986. 544 с.
3. Баранова К.М. Английский язык. Учебник для школ с углубленным изучением английского языка. «Звездный английский» 10 класс. М.: Просвещение, 2012. 202 с.
4. Броснахан Л. Невербальное общение у русско- и англоязычных народов. Учеб. пособие/ Под ред. И. Ю. Марковиной. М.: Билингва, 1998. 120 с.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителей. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2013. 192 с.
6. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 2007. 375 с.
7. Доброва Е.В. Язык жестов. М.: ACT, 2010. 160 с.
8. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: НЛО, 2004. 592 с.
9. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М.: Ленанд, 2014. 100 с.
10. Комарова З.И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2012. - 818 с. (электронная версия)
11. Компанцева Е.В. Социокультурный компонент коммуникативной
языковой компетенции. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.superinf.ru/view helpstud.php?id=4019 (дата обращения: 17.05.2020).
12. Краткий психологический словарь / сост. А. Л. Свенцицкий. М.: Проспект, 2018. 512 с.
13. Крысько В.Г. Социальная психология. М.: Юрайт, 2016. 685 c.
14. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. М.: Феникс, 2009. 539 c.
15. Латышева Т.Г. Современный урок иностранного языка в условиях введения стандарта второго поколения [Электронный ресурс]. URL: http://dtg.adminu.ru/2017/03/fgos-ino-1/ (дата обращения: 15.05.2020)...37