Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ
ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ 7
1.1. Становление курса основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
. 7
1.2. Необходимость обучения правилам первой помощи в современных
условиях и его значение 15
1.3. Методические аспекты развития у обучающихся умений оказания
первой помощи 23
ГЛАВА 2. КЕЙС-МЕТОД КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
27
2.1. История разработки кейс-метода 27
2.2. Применение кейс-метода в образовании 33
2.3. Кейс-метод как инструмент обучения на уроках основ безопасности
жизнедеятельности (ОБЖ) 40
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИ 48
3.1. Констатирующий этап эксперимента. Диагностика знаний правил оказания первой помощи обучающихся в рамках предмета ОБЖ 48
3.2. Формирующий этап. Программа занятий с применением учебных кейсов по обучению оказания первой помощи обучающихся в рамках предмета ОБЖ 55
3.3. Контрольный этап. Анализ эффективности программы по обучению правилам оказания первой помощи обучающихся средствами кейсов в
рамках предмета ОБЖ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Первая помощь - срочное выполнение лечебно-профилактических мероприятий, необходимых при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые до прибытия врача или до помещения больного в больницу. [23]
Задача первой помощи состоит в том, чтобы путем проведения простейших мероприятий спасти жизнь пострадавшему, уменьшить его страдания, предупредить развития возможных осложнений, облегчить тяжесть учения травмы или заболевании. [23]
Правила оказания первой помощи - это простые и необходимые каждому знания, которые помогут произвести немедленную помощь пострадавшим прямо на месте происшествия. Бывают ситуации, когда знания о первой медицинской помощи приходится применять самому пострадавшему. Бывают ситуации, когда знания о первой помощи приходится применять самому пострадавшему. По статистике до 90% погибших могли бы остаться в живых в случае оказания своевременной первой помощи в первые минуты после происшествия.[23]
Человек постоянно подвергается различным угрозам, и количество этих угроз растет, поэтому обеспечение его личной безопасности является одной из первостепенных задач людей с древнейших времен. Изначально для человека угрозами были в основном естественные, природные опасности. Человечество развивается, и к природным опасностям добавляются техногенные и социальные опасности. Современное общество определяет вопросы безопасности жизнедеятельности, которые приняли черты выживания человека, т.е. «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели».
Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных опасностей каждый год погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье, подвергаются насилию. [29]
Поэтому первую помощь должен уметь оказать каждый человек, тем более выпускник среднего образовательного учреждения. Поэтому школа призвана стать ключевым звеном в формировании человека безопасного типа - личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие. [24]
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее ФГОС ООО) говорится, что изучение предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить:
1) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
2) умение оказать первую помощь пострадавшим;
3) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности. [59]
Актуальность: По данным статистики в городе Красноярске и по России в целом, увеличилось количество несчастных случаев с участием обучающихся. Это связано, в том числе, и с незнанием обучающихся правил оказания первой помощи и страхом, препятствующим ее оказанию. В связи с этим, навыки оказания первой помощи себе и окружающим, должны быть сформированы у каждого обучающегося. Таким образом, внедрение в образовательный процесс эффективных методов по усвоению этих знаний и навыков, является весьма актуальным.
Цель: Обеспечить эффективное обучение теоретическим и
практическим знаниям по правилам оказания первой помощи с помощью кейсов.
Задачи:
1. Проанализировать педагогическую, методическую и нормативную литературу по ОБЖ;
2. Изучить понятие «кейс-метод»;
3. Провести эксперимент с использованием кейс-метода;
4. Выявить эффективность применения кейс-метода;
Объект исследования: Учебный процесс обучения первой помощи.
Предмет исследования: Кейс-метод как средство обучения.
Методы исследования:
• Анализ литературы и школьной программы по безопасности жизнедеятельности;
• Анкетирование, тестирование, статистическая обработка полученных результатов.
Гипотеза: Мы предполагаем, что в результате применения метода кейсов при обучении навыкам оказания первой помощи, обучающиеся смогут более эффективно овладеть ими.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть внедрены в образовательный процесс по дисциплине «ОБЖ», и использоваться учителем для обучения правилам оказания первой помощи, средствами учебных кейсов на уроках ОБЖ.
Опытно-экспериментальная база исследования:
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ Гимназия №7 г. Красноярска. В течение прохождения практики начиная с 11.09.2017 по 05.11.2017
В эксперименте приняли участия 40 обучающихся десятых классов, средний возраст составил 16 лет. Из их количества образовали контрольную и экспериментальную группу по 20 человек в каждой.
Структура дипломной работы: Выпускная квалификационная
работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников (72), приложение.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 107 страницы. Общее количество рисунков 3, таблиц 5 и 1 приложение.
Таким образом, основная идея обучения правилам оказания первой помощи с использованием кейсов на уроках ОБЖ обучающихся десятых классов - это общность целей, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Успех усвоения учебного материала учениками зависит от вклада каждого ученика, от его индивидуальной ответственности. Любой ученик, должен совершенствовать собственные достижения, каждый учится в силу своих возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. От учебных усилий каждого ученика зависит успех всего класса.
Обучение кейсами по оказанию первой помощи на уроке ОБЖ имеет еще и очень важный эффект социализации личности школьника, формирует его коммуникативные умения, учит работать, творить, быть готовым прийти на помощь, быть доброжелательным, а это в дальнейшей жизни становится качествами личности. В учебно-воспитательном процессе по ОБЖ метод кейсов может применяться для решения практически всех дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна такая организация работы при проведении ролевых игр, на которых происходит как овладение новыми знаниями, так и формирование новых умений, так и закрепление изученных и освоенных при отработке навыков оказания первой помощи.
Подводя итоги экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:
Основываясь на результатах проведения педагогического эксперимента можно с уверенностью утверждать, диагностика на констатирующем этапе исследования показала, что уровень обучения правилам оказания первой помощи у обучающихся десятых классов в КГ и ЭГ приблизительно одинаковый. На формирующем этапе по разработанной нами программе занятий с использованием кейсов по оказанию первой помощи в курсе ОБЖ были проведены занятия способствующие обучению правилам оказания первой помощи у обучающихся десятых классов.
Экспериментальное исследование обучению правилам оказания первой помощи у обучающихся десятых классов показало, что полученные результаты экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами программы занятий с использованием кейсов в рамках предмета ОБЖ способствующих обучению правилам оказания первой помощи обучающихся.
В результате проведенной проверочной работы на конец исследования нами было установлено, что на начало исследования 20% (4 обучающихся) всех испытуемых обучающихся десятых классов КГ имели высокий уровень обучения правилам оказания первой помощи в рамках предмета ОБЖ, на конец исследования 20% (4 обучающихся). В ЭГ обучающихся десятых классов на начало исследования 10% (2 ученика) всех испытуемых имели высокий уровень обучения правилам оказания первой помощи в рамках предмета ОБЖ, на конец исследования повысился до 35% (7 обучающихся). Средний уровень обучения правилам оказания первой помощи в рамках предмета ОБЖ в КГ обучающихся десятых классов на начало исследования составил 35% (7 обучающихся), на конец исследования 30% (6 обучающихся). В ЭГ обучающихся десятых классов на начало исследования 35% (7 обучающихся) всех испытуемых имели средний уровень обучения правилам оказания первой помощи в рамках предмета ОБЖ, на конец исследования составил 45% (9
обучающихся). Низкий уровень обучения правилам оказания первой
помощи в рамках предмета ОБЖ в КГ на начало исследования составил 45% (9 обучающихся), на конец исследования 50% (10 обучающихся). В ЭГ обучающихся десятых классов на начало исследования 55% (11
обучающихся) всех испытуемых имели низкий уровень обучения правилам оказания первой помощи в рамках предмета ОБЖ, на конец исследования 20% (4 обучающихся).
В итоге благодаря внедрению нашей программы, занятий с использованием кейсов в рамках предмета ОБЖ в учебный процесс способствует обучению правилам оказания первой помощи обучающихся десятых классов. Проведенный эксперимент позволяет заключить, что обучения правилам оказания первой помощи у обучающихся десятых классов может быть реально и существенно повышена, если в процессе обучения будут целенаправленно и комплексно использоваться кейс- технологии в обучении на уроках ОБЖ. Все перечисленные изменения в ходе реализации экспериментальной работы говорят в пользу подтверждения гипотезы, выдвинутой нами в начале исследования.
1. Аптечка для неотложной помощи [Текст] / А. Демкин // Сам себе мастер. - 2016. - № 10. - С. 9.
2. Безопасность жизнедеятельности в полевых условиях [Текст]: [учебное пособие для студентов по направлению подготовки "Биология"] / А. П. Суворов, Т. А. Александрова. - Красноярск: КрасГАУ, 2015. - С. 318.
3. Бубнов В.Г Рядом пострадавший. Ваши действия. Проблемы обучения персонала предприятий и учреждений оказанию первой медицинской помощи. - М.: МЧС РФ, журнал «Основы безопасности жизнедеятельности», № 10, 2014. - С. 68.
4. Гараева М. В. Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим // Молодой ученый. — 2014. — №4. - С. 932-934.
URL https://moluch.ru/archive/63/9822/ (дата обращения: 15.04.2018).
5. Еременко Т. В. Метод кейс-стади и его применение. // Научные и технические библиотеки. — 2005. — № 12. - С. 19-31.
6. Инновации и современные технологии в системе образования Материалы III международной научно-практической конференции. / Под редакцией А.С. Берберян, С.В. Сидорова, И.Г. Дорошиной. 2013.
7. Инновационные методы обучения. Кейс-метод Новикова Э.Б., Берандзе М.З. Педагогические науки. 2014. № 3. (66). - С. 18-19.
8. Инновационные подходы к обучению старших школьников оказанию первой помощи Диамант И.И., Романов Д.С. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. №
4. (132). -С.136-138.
9. Использование кейс-метода для формирования профессионально важных качеств учащихся [Текст] / Н. Е. Колесник // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 6. - С. 23-25.
10. Кейс как метод обучения алгоритму неотложной помощи в медицинском вузе [Текст] / Е. Ю. Васильева, О. В. Самодова // Инновации в образовании. - 2013. - № 10. - С. 76-85.
11. Кейс-метод - как метод интерактивного обучения Гаджиева П.Д. Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 7 (85). - С. 32-39.
12. Кейс-метод в действии [Текст] / Л. Жукова // Учитель. - 2012. - № 4. - С. 9-11.
13. Кейс-метод как метод обучения Лукашина Г.В. В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях. 2015. - С. 106-107.
14. Кейс-метод как современная технология системно-деятельностного подхода [Текст]: (от теории к практике) / Т. Аксенова, Л. Пономарева // Учитель. - 2017. - № 2. - С. 12-16.
15. Министерство образования РСФСР приказ от 27 мая 1991 г. N 169. О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса “основы безопасности жизнедеятельности”...72