ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ КАК ВИДА СПОРТА.
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ
1.1. Характерные особенности плавания 6
1.2. Воспитательное значение плавания 6
1.3. Оздоровительное значение плавания 7
1.4. Характеристика современных методик обучения плаванию
обучающихся различного возраста 10
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 26
2.1.1. Анализ и изучение научно-методической литературы 26
2.1.2. Педагогический эксперимент 26
2.1.3. Оценка плавательной подготовленности 27
2.1.4. Контрольное тестирование 30
2.1.5. Физиологические методы 30
2.1.6. Методы математической статистики 34
2.2. Организация исследования 34
ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОРОСТА 7-8 ЛЕТ
3.1. Особенности программы ускоренного обучения плаванию 36
3.2. Оценка показателей физического состояния 38
3.3. Оценка начального уровня плавательной подготовленности 38
3.3.1. Оценка контрольных нормативов 42
3.3.2. Оценка уровня физического развития 45
3.3.3. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ВЫВОДЫ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных методик обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебно¬тренировочный процесс занимает длительные сроки. В связи с этим усилия некоторых методистов направлены на разработку методик ускоренного обучения плаванию. Данные методики позволяют ускорить процесс освоения детьми навыков плавания в более короткие сроки по сравнению с традиционными методиками. Однако, вопрос о влиянии внедрения данных методик в тренировочный процесс на начальном этапе подготовки пловцов остается открытым. Некоторые исследователи и педагоги [76, 43, 17, 62] считают, что методики ускоренного обучения плаванию позволяют в более короткий срок достигать высоких спортивных результатов, так как обучающиеся в этом возрасте способны быстро усваивать новый материал и осваивать двигательные навыки.
Однако, по мнению Д.А. Раевского [63], раннее освоение спортивного способа плавания уже с 4-5 занятия, когда обучающиеся еще не адаптировались к водной среде и не держатся на поверхности воды, приводит к тому, что 50% младших школьников не овладевают спортивным способом вообще и не умеют держаться на воде. По их мнению, у обучающихся необходимо сформировать двигательную готовность к освоению спортивного способа, а затем приступать к его изучению [63].
Кроме того, существующие методики ускоренного обучения обучающихся плаванию не адаптированы под материально-технические условия, в которых в настоящее время существуют многие спортивные школы. В частности, в городе Ачинске существует проблема нехватки бассейнов, инвентаря, отсутствие спортивного зала при бассейнах, остро стоит проблема нехватки часов для занятий с обучающимся, а традиционные программы, как правило, требуют достаточно длительного времени в процессе обучения. Поэтому в МОУ лицея №1 г. Ачинска нами была разработана программа ускоренного обучения плаванию обучающихся младшего школьного возраста 7-8 лет, адаптированная под условия данной внеурочной деятельности. В связи с этим возникла необходимость оценить внедрение разработанной программы во внеурочную деятельность обучающихся 7-8 лет.
Актуальность: Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте обучающихся, умеющих плавать.
Объект исследования - процесс обучения плаванию обучающихся младшего школьного возраста 7-8 лет.
Предмет исследования - программа ускоренного обучения плаванию обучающихся младшего школьного возраста 7-8 лет.
Цель работы: определить влияние программы ускоренного обучения плаванию на физическое состояние обучающихся младшего школьного 7-8 лет.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников изучить особенности современных методик обучения плаванию обучающихся разного возраста.
2. Проанализировать влияние программы ускоренного обучения плаванию на спортивный результат обучающихся младшего школьного возраста 7-8 лет.
3. Проанализировать влияние программы ускоренного обучения плаванию на функциональное состояние организма обучающихся младшего школьного возраста 7-8 лет.
Гипотеза исследования заключалась в том, что применение программы ускоренного обучения плаванию для обучающихся младшего школьного возраста 7-8 лет приводит к более быстрому освоению ими навыков спортивных способов плавания, а также к повышению у них функциональных возможностей организма в более короткий период.
Научная новизна: Научная новизна представленной работы заключается в попытке исследовать ускоренное обучение плаванию младшего школьного возраста 7-8 лет.
Структура выпускной квалифицированной работы: работа состоит из введения, трех глав: «Значение плавания как вида спорта. Характеристика методик обучения плаванию», «Методы и организация исследования», «Эффективность применения программы ускоренного обучения плаванию для воспитания обучающихся младшего школьного возраста 7-8 лет», заключения, выводов, списка использованных источников, приложения. Материал диплома изложен на 65 страницах машинописного текста, содержит 11 таблиц, 7 рисунков, 84 библиографических источника.
Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Кроме того, плавание - это одно из важнейших средств физического воспитания. Обучение плаванию обучающихся осуществляется в спортивных школах, общеобразовательных школах, а также в других учреждениях дополнительного образования. В настоящее время существует большое количество разнообразных методических программ обучения плаванию обучающихся различного возраста. Многие из этих программ не удовлетворяют условиям, в которых осуществляется образовательный процесс в местных спортивных школах. Поэтому в Лицеи №1 г. Ачинска была разработана программа ускоренного обучения плаванию обучающихся младшего школьного возраста 7-8 лет.
В процессе проведения педагогического эксперимента были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. Экспериментальная занималась по программе разработанной коллективом учителей в лицеи №1 г.Ачинска, контрольная группа - по стандартной программе для спортивных школ А.А. Кашкина. Был выделен ряд критериев, на основании которых производилась оценка идентичности испытуемых групп. На основании данных параметров в конце исследования проводилась оценка динамики результатов.
По итогам проведенного эксперимента были получены следующие результаты. В начале исследования (после шестого занятия) по уровню плавательной подготовленности между группами статистически достоверных различий не выявлено, что давало право сравнения данных групп после эксперимента.
При анализе контрольных нормативов было установлено, что занимающиеся экспериментальной группы более успешно справились с плаванием способом кроль на груди и кроль на спине при помощи ног, они показали лучший результат в сравнении с контрольной группой. Однако у обучающихся контрольной группы наблюдается более высокий результат в плавании способом кроль на груди и кроль на спине в полной координации. Это позволяет сделать вывод о том, что обучающиеся экспериментальной группы лучше освоили упрощенные способы плавания, тогда как обучающиеся в контрольной группе успешнее справились с плаванием в полной координации.
Более высокий уровень физического развития выявлен у занимающихся экспериментальной группы. По показателям уровня работоспособности (индекс Эрисмана, ЖИ, экскурсия грудной клетки) в экспериментальной группе зафиксирован значительный прирост, в сравнении с контрольной группой. При этом различия статистически достоверны.
Исключения составил показатель динамометрии, по которому весомых различий между группами не выявлено. Также следует отметить, что при проведении оценки данных показателей в экспериментальной группе было выявлено более значительное повышение доли «высокого уровня» по каждому из них.
При сравнении показателей индекса Руфье, статистически достоверных различий между группами не выявлено.
При анализе результатов ортостатической пробы было выяснено, что экспериментальная группа опережает контрольную, так как в ней наблюдается более значительный прирост данного показателя, в отличие от контрольной.
Таким образом, проанализировав полученные данные, можно наблюдать, что занимающиеся по программе ускоренного обучения плаванию опережают обучающихся, занимавшихся по программе А. А. Кашкина, по уровню развития функциональных систем организма. Вместе с этим, применение программы А. А. Кашкина более целесообразно для воспитания спортсменов на начальном этапе их обучения. Использование программы ускоренного обучения плаванию возможно для ознакомления с водой, для развития умения держаться на воде, для освоения простейших элементов техники, упрощенных способов плавания.
Программа ускоренного обучения оказывает благоприятное воздействие на развитие детского организма, значительно повышает его функциональные возможности, способствует закаливанию и укреплению организма, поэтому детям, прошедшим курс обучения по данной программе может быть рекомендовано продолжение занятий спортом, возможно, другим видом.
1. Аикин В.А. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: Методические рекомендации. Омск: ОГИФК, 1988. 52 с.
2. Анфиногенов И.А. Организация обучения плаванию в пионерских лагерях // Физическая культура в школе. 1979. № 4. С. 45-48.
3. Безотчество К.И. Обучение плаванию студентов, страдающих водобоязнью: Методические разработки в помощь преподавателям физического воспитания вузов. Томск, 1983. 160 с.
4. Биневский Д.А. Возрастные особенности формирования спортивно-технических навыков у пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ: автореф. дис. канд. пед. Наук. М., 1993. 23 с.
5. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. 193 с.
6. Булах И.М. Плавание от рождения до школы. Мн.: Полымя, 1991. 106 с.
7. Булах И.М., Петрович Г.И. Научите меня плавать. Мн.: Полымя, 1983. 63с.
8. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. М.: Просвещение, 1974. 192с.
9. Булгакова Н.Ж. Плавание. М.: Физкультура и спорт, 1984. 160 с.
10. Булгакова Н.Ж. Учите детей плавать. М.: Физкультура и спорт, 1977. 48 с.
11. Быков В.А. Исследование влияния различных вариантов отдыха в процессе тренировочных занятий по плаванию // Матер. III научн.-метод.
конф. СГИФК, Смоленск, 1970. С. 11-17.
12. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца. М.: Физкультура и спорт, 1976. 142с.
13. Васильев B.C. Обучение детей плаванию. М.: Физкультура и спорт, 1989. 96 с.
14. Волков И.П. Влияние различных режимов двигательной активности на функциональные показатели организма и физическое развитие детей: автореф. дис. д-ра пед. наук. Минск, 1994. 38 с.
15. Волков Н.И. Исследования по физиологии плавания // Теория и практика физической культуры. 1968. № 4. С. 84-87.
...
84 источника