Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА SCRATCH КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ

Работа №153569

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2023
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические аспекты организации творческой образовательной среды Scratch как средства развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности 11
1.1 Средовый подход как методологическая основа проектирования творческой образовательной среды Scratch 11
1.2 Сущность и структура процесса развития познавательной активности младших школьников 17
1.3 Внеурочная деятельность как основа организации и функционирования творческой образовательной среды Scratch для развития познавательной активности младших школьников 25
2 Реализация модели творческой образовательной среды Scratch для развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности 32
2.1 Организационно-функциональная модель творческой образовательной среды Scratch для развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности 32
2.2 Организационно-методические особенности реализации и функционирования модели творческой образовательной среды Scratch для развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности 38
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по оценке реализации творческой образовательной среды Scratch как средства развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности 44
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложение А Методика определения уровня познавательной активности обучающихся 58

В современной начальной школе учащиеся получают исключительно предметные знания, которые не помогают выйти за пределы ученых ситуаций. Данная проблема перед школой ставит задачу всесторонне развить личность. Познавательная активность обучающихся младшего школьного возраста формируется в большей степени во внеурочное время.
Используя только традиционные методы проведения внеурочных занятий, решить проблему невозможно. Необходимо искать эффективные формы, методы и средства обучения и воспитания для проведения внеурочных занятий. Одним из таких средств является творческая образовательная среда, которая набирает популярность в начальной школе. Творческая образовательная среда влияет на личность, активно взаимодействует на участников образовательного процесса. Однако организация взаимодействия требует от учителя не только творческую направленность, высокий уровень образованности, но и опыт реализации системно-деятельного подхода в обучении, предполагающего деятельность школьника по поиску знаний, которые они смогут принимать при решении задач для творческого развития.
Механизм решения актуальной проблемы развития познавательной активности школьников младшей ступени в общеобразовательной организации является комплекс взаимосвязей познавательной активности и среды; каким является образовательный процесс и какими должны быть образовательные результаты ребенка, учителя и школы. Одними из тех, кто посвятил научные работы, являются Е. В. Боровская [7], Ю. Г. Коротенков [23], Л. И. Новикова [31], Н. Л. Селиванова [34], Л. С. Выготский [9] и многие другие.
Л. И. Новикова [31] связывает среду со средой человека и отмечает, что среда - окружение, на которое реагирует и с которым вступает в контакт сам человек.
По мнению Л. С. Выготского, «среда выступает <...> в смысле развития личности и ее специфически человеческих свойств в роли источника развития» [9, с. 480].
Е. В. Боровская [7], Ю. Г. Коротенков [23], В. В. Гуры [12] рассматривали вопросы:
- как управлять средой;
- каким должен быть творческий аспект среды;
- как организовать взаимодействие и замотивировать субъектов образовательного процесса;
- какой должна быть структура образовательного процесса.
Е. В. Боровская [7], Ю. Г. Коротенков [23], В. В. Гуры [12] не описывают содержание структуры творческой образовательной среды, как механизма управления и функционирования средой, которая направлена на развитие и формирование познавательной активности учащихся первой ступени обучения.
В рамках научного исследования, проведенного О. Ф. Пахомовой [33] и В. А. Ясвиным [47], было определено понятие творческой образовательной среды. Однако данные авторы не рассматривали вопрос о том, как данная среда может стать эффективным средством развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности.
Данный вопрос актуален и требует дальнейшего исследования. Необходимость развития познавательной активности во внеурочной деятельности, определяет поиски новых методов и подходов, которые могут способствовать данному процессу. Одним из возможных решений является в моделирование структуры творческой образовательной среды, которая будет способствовать соответствующему развитию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности.
Данный подход является многообещающим и может привести к существенным изменениям в процессе образования младших школьников. Однако, для того чтобы данный подход мог быть успешно реализован, требуется проведение дополнительных исследований и разработки соответствующих практических рекомендаций для педагогов....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе рассмотрены теоретические основы организации творческой образовательной среды Scratch как средство развития познавательной активности младших школьников, а также разработана и апробирована творческая образовательная среда Scratch для развития познавательной активности учащихся 3 класса.
В ходе работы решены следующие задачи:
1. Проведен анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования, определен понятийно-категориальный аппарат, определена сущность понятия «средового подхода» как методологической основы проектирования творческой образовательной среды Scratch.
Наиболее распространенными средами для проектирования являются:
- «догматическая»,
- «безмятежная»,
- «карьерная»,
- «творческая».
В первом типе рассматриваются сочетание зависимости и пассивности учеников; во втором - пассивность и свобода учеников; в третьем - активность и зависимость учеников; в четвертом - свобода и активность, с помощью которых ученики могут самостоятельно выполнять задания и достигать цели.
2. Разработана организационно-функциональная модель творческой образовательной среды Scratch и продемонстрированы организационно-методические особенности реализации для развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности. Модель творческой образовательной среды позволяет понять суть развития познавательной активности, как системы действий, направленных на развитие познавательной активности учеников начальной ступени во внеурочной деятельности. Для практического применения творческой образовательной среды были выделены особенности развития познавательной активности, соотнесена уровневая структура познавательной активности с заданиями в творческой образовательной среде.
3. Организована и проведена опытно-организационная работа по использованию творческой образовательной среды Scratch как средства развития познавательной активности обучающихся 3 класса во внеурочной деятельности. Развитие познавательной активности у учеников 3 класса происходит эффективнее, если созданы условия:
- создана среда, с помощью которой может развиваться познавательная активности;
- подобраны задания на развитие познавательной активности.
В опытно-организационной работе на констатирующем этапе провели диагностику уровня познавательной активности учеников 3 класса. Результаты показали, что 50% учеников имеют средний уровень развития познавательной активности это говорит, о том, что ученики стремятся не только делать по образцу, но и искать новые способы для решения заданий в изменённых условиях. 30% учеников 3 класса имеют низкий уровень развития познавательной активности - это говорит, о том, что обучающиеся могут выполнять задания только по образцу. И только 20% учеников имеют высокий уровень развития познавательной активности это свидетельствует о том, что все-таки есть обучающиеся, которые не только выполняют задания по образцу, но изучают дополнительный материал для решения творческой заданий.
На формирующем этапе была организована внеурочная деятельность в 3 классе с помощью разработанной творческой образовательной среды на платформе Stepik.org, которая позволила разработать комплекс занятий с использованием разных элементов для создания творческой образовательной среды. Язык программирования для развития познавательной активности школьников начальной ступени выбирался из интереса обучающихся...


1. Абдулшехидова, Х. Э. Внеурочная проектная деятельность как средство формирования познавательной активности младших школьников / Х. Э. Абдулшехидова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 5. - С. 48-49.
2. Александрова, Н. С. Познавательные компьютерные игры младших школьников: от интереса к диалогу и мотивации / Н. С. Александрова, Л. Ф. Гапиров // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 257.
3. Амонашвили, Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш. А. Амонашвили // Вопросы психологии. - 1984. - № 5. - С. 36 - 41.
4. Баранова, Ю. Ю. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / Ю. Ю. Баранова, А. В. Кислякова, М. И. Солодкова // Методические рекомендации: пособие для учителя общеобразовательных учреждений. - Москва : Просвещение, 2013. - С. 9.
5. Бекиш, М. А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности / М. А. Бекиш // Начальная школа. - 2014. - № 11. - 56 с.
6. Бережная, М. С. Психологические аспекты творческого развития личности: [монография] / М. С. Бережная - Москва : Государственная налоговая академия, 2005. - 200 с.
7. Божович, Л. Л. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва : Питер, 2008. - С. 203
8. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. - Москва : Просвещение, 2012. - 75 с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Азбука, 2016. - С. 44.
10. Вяткин, С. В. Развитие познавательной активности младших школьников во внеурочной время / С. В. Вяткин - URL: http:// search.rsl.ru/ru/record/01000694729(дата обращения: 13.02.2023).
11. Гацоев, Д. В. Развитие познавательной активности / Д. В. Гацоев // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2016. - №1. - С. 17-19.
12. Гура, В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред / B. В. Гура. - Ростов на Дону : Издательство ЮФУ. 2007. - 320 с.
13. Евладова, Е. Б. Внеурочна деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е. Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». - 2012. - №4. - С. 15-21.
14. Егорова, Т. Г. Образовательная среда как педагогический феномен / Т. Г. Егорова - URL: https://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-10.pdf. (дата обращения: 15.03.2023).
15. Енин, А. В. Внеурочная деятельность. 1-11 классы: теория и практика / А. В. Енин - Москва : ВАКО, 2015. - 288 с....(48)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ