Введение
ГЛАВА 1.Теоретические основы обучения технико-тактической подготовке начинающих борцов вольного стиля
1.1. Основы обучения технико-тактическим действиям (ТТД) в борьбе
1.2. Методы обучения в вольной борьбе
1.3. Технико-тактическая подготовка борца
1.4. Физические качества как условия успешного формирования техника - тактического арсенала борца
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-
ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ И ПРОВЕРКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Разработка методики повышения технико-тактического арсенала
борцов на начальном этапе
3.3. Экспериментальная проверка эффективности внедренной методики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность. В определении спортивного мастерства спортсмена служит его разносторонняя и результативная техника. Только благодаря разносторонней технической подготовленности борец может добиться высоких спортивных результатов. Поэтому важно в совершенстве владеть всеми основными приемами квалификационных групп, а также защитам от них и контрприемами, уметь увязывать действие в комбинацию. Разносторонняя техническая подготовка борца - одно из важнейших требований для современной борьбы.
Также высшим критерием в определении спортивного мастерства является умелое тактическое построение схватки с разными по подготовленности борцами как в частности, так и в целом по проведению конкретного соревнования по значимости, где четко выявляются свои положительные и отрицательные качества по технической, тактической и психологической подготовке.
Методы обучения вольной борьбы наиболее широко представлены в специальной литературе. Это говорит о том, что обучение в вольной борьбе имеет большое значение.
Целью обучения спортивной борьбе является формирование системы знаний, навыков и умений, являющихся основой специфической деятельности. Обучение и тренировка по борьбе осуществляется в соответствии с программами, утвержденными Министерством Спорта Российской Федерации, задача тренера в этом отношении: рационально и правильно построить процесс обучения, занимающиеся должны понимать цель стоящей перед ними, знать какими средствами и методами можно решить поставленную перед ними задачу. Пре решении педагогических задач в обучении большое значение имеет взаимодействие преподавателя и занимающегося.
Наше исследование необходимо для решения задач технико-тактической подготовки юных спортсменов, на начальных этапах обучения, - это является важнейшим залогом для достижения высокого спортивного мастерства в будущем.
Противоречия: Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволил выявить следующие противоречия между:
- повышенные требования к нормативным результатам выступлений спортсменов и не соответствие возрастных особенностей спортсменов к выполнению данных нормативов с связи отсутствием ведущих основных техника - тактических действий на различных этапах подготовки.
- формированием ускоренной физической, технической, тактической и психологической подготовленности спортсмена и в внедрение программного обеспечения и инновационных технологий в процесс спортивной подготовки спортсмена.
Проблема исследования:
Формирование технико - тактических действий у начинающих борцов вольного стиля в тренировочном процессе в возрасте 12-13 лет по вольной борьбе является одним из условий повышения техника-тактической подготовленности, но известные программы тренировочных упражнений не всегда приводят к максимальному эффекту и не всегда ориентированы на данную возрастную категорию.
Выявленные противоречия, а также недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Формирование техника - тактических действий у начинающих борцов вольного стиля в тренировочном процессе в возрасте 12-13 лет».
Цель исследования: Формирование технико-тактического арсенала начинающих борцов вольного стиля для более эффективного ведения тренировочных, соревновательных поединков и повышения их общей физической подготовленности.
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс, борцов вольного стиля в группах начальной подготовки в возрасте 12-13 лет.
Предмет исследования: Процесс формирования технико-тактического арсенала на основе общей физической подготовленности начинающих борцов вольного стиля в возрасте 12-13 лет.
Гипотеза: Предполагается, что владение необходимой базой физических качеств, позволит эффективно и правильно построить процесс методики формирования технико-тактических действий, если будут соблюдены следящие условия:
- реализованы принципы физического воспитания (с ударением на принцип постепенности);
- использованы методы обучения и тренировки с преимуществом метода многократных повторений;
- разработана методика ускоренного развития физических качеств по формированию технико-тактических действий начинающих борцов вольного стиля.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников для сбора информации о технико-тактической подготовки борцов вольного стиля.
2. На основе полученных литературных источников обосновать и разработать методику формирования технико-тактических действий борцов 12-13 лет вольного стиля.
3. Проверить эффективность данной методики по подготовке борцов в педагогическом эксперименте.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- В теории и методике физической культуры и спорта (Алексеенка Ю.Г, Бальсевич В.К, Ю.К. Конверсия, Куков М.Н, Кузнецов В.С, Миндиашвили Д.Г, Завьялов А. И..,Холодов Ж.К., Г.Г. Чернышеко, Щупика Ю.А.
- В теории и практики физической культуры и спорта (Алиханов И. И., 12. Богем М.М., Гуськов С.И., Егунов А.В., Купцов А.П., Миндиашвили Д.Г.
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования:
- Анализ литературных источников - это метод использования для изучения интересующих нас вопросов о физической подготовке борцов.
- Метод анкетирования из источников разных методических литератур и авторов известных спортсменов и тренеров - это сбор мнения по образцам заполнения анкет. Анкетирование помогает получать информацию о мнениях компетентных людей по спортивным единоборствам, намерениях, разработках и так далее.
- Педагогическое наблюдение - это планомерный процесс и анализ, т.е. оценка без вмешательства процесса исследования. Педагогическое наблюдение направлено на выявление методов обучения, используемых в борьбе.
-Контрольные упражнения - используются с целью определения влияния физических нагрузок и физических упражнений на развитие силовых, скоростно-силовых способностей юных борцов.
-Педагогический эксперимент - это запланированное вмешательство исследователя изучаемого явления. В педагогическом эксперименте основное внимание направлено на формирование технических приемов по вольной борьбе их распространенности, результативности и эффективности, а также на повышение уровня физической подготовки борцов для дальнейшего использования средством общефизической подготовки.
-Статистическая обработка результатов - это полученные в ходе исследования, при помощи методов математической статистики. Высчитывались достоверность, разности средних значений, показателей по t - критерию “Стьюдента”
Базой исследования явилась «Школа Высшего Спортивного Мастерства им. Д. Г. Миндиашвили»
Достоверность полученных результатов обеспечивается развернутым анализом проблемы, системным подходом к решению выделенных в исследовании задач, теоретико-методологической базой исследования, изучением большого количества программ обучения по вольной борьбе в системах дополнительного образования, апробацией организационно-методических условий формирования техника-тактических действий у начинающих борцов вольного стиля в возрасте 12-13 лет, использование адекватных поставленным цели и задачам методов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
Мы разработали план учебно-тренировочного процесса, при котором повышается тактико-технический база и общая физическая подготовка.
1. Разработанная методика, направленная на формирование техника- тактической действий, имеет не только практическое значение в области спортивной тренировки, но и теоретическое обоснование целенаправленной методики формирование техника тактической действий имеет место теоретическом программно-методическим обеспечением.
2. Доказана эффективность применения разработанной методики, направленной на формирование технико-тактических действий, обеспечивающих усвоение фонда двигательных умений и навыков у начинающих борцов в возрасте 12-13 лет за счёт выполнения разнообразных техника тактических упражнений, которые определяются программно-методическим обеспечением спортивной подготовки по вольной борьбе.
Практическая значимость. Разработаны рекомендации по технико-тактическим действиям в борьбе, которые позволяют повысить эффективность учебно-тренировочного процесса по вольной борьбе.
Применение в системе обучения наших разработок позволит содействовать росту показателей реализации технико-тактических действий у юных борцов вольного стиля в учебно-тренировочном процессе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Повышение эффективности тренировочного процесса для формирования технико-тактических действий у борцов возрасте 12-13 лет на занятиях по вольной борьбе достигается на основе выявленных и реализованных педагогических условий, включающих: Сбор
анамнестических сведений о борцах в возрасте 12-13 лет на предмет выявления особенностей техника-тактических действий, а также сведений о наличии катамнестических данных, последовательного усложнения основных движений и разнообразия упражнений, сопровождающихся мониторингом результативности количественных и качественных показателей.
2. Целенаправленное формирование технико-тактических действий у начинающих борцов возраста 12-13 лет на занятиях по вольной борьбе осуществляется посредством разработанной методики, реализуемой в условиях учебно-тренировочного занятия, и позволяет существенно повысить спортивные достижения, стабилизировать выполнение технико-технических приемов и повысить качество их выполнения.
3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию технико-тактических действий у начинающих борцов вольного стиля в возрасте 12-13 лет на базе «Школы Высшего Спортивного Мастерства им. Д. Г. Миндиашвили» подтвердила результативность реализации разработанных организационно-методических условий.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования апробировались и внедрялись последовательно на всех этапах его проведения. Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты были представлены: 8
на конференции «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» МОЛОДЁЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА 2017, Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Абакан,7 декабря 2107 г.).
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
1. Анализ литературных источников показал, что больше всего литературы по методам обучения вольной борьбе, на втором месте технико-тактическая подготовка борца и на третьем развитие физических качеств. Следуя литературным источникам, составили научную работу.
2. Итоги анкетирования показали, что основными методами используемые на тренировочном занятии является метод показа 86 %, метод многократных повторений 81,1 %, метод целостного изучения упражнения 75,4 %, метод рассказа 54,7 %, соревновательный метод 51 %, игровой метод 43,3 %, метод раздельного изучения упражнения 41,5 %, метод страховки 34 % и изучение литературы 21,6 %. Опрос тренеров дал такой же результат. Целью наблюдения было выявление методов обучения, используемых в борьбе.
3. Разработанная методика, основанная на теоретических положениях педагогики, теории и методики физического воспитания и спорта, была направленная на формирование технико - тактических действий у начинающих борцов вольного стиля в тренировочном процессе в возрасте 12-13 лет
4. Внедрена разработанная методика в тренировочный процесс экспериментальной группы. В ходе проведенного педагогического эксперимента было выявлено эффективность представленной системы тренировок в которой применялась разработанная методика, стал намного выше, чем у подростков контрольной группы P <0,5
Таким образом, гипотеза о том, что эффективность формирование технико - тактических действий в ходе тренировочного процесса у вольного стиля будет повышена, если будет использована разработанная методика, направленный на формирование технико - тактических действий получила свое подтверждение.
1. Алексеенка Ю.Г. Спортивная борьба. - М.: Физической культуры и спорта, 1975. - 100 с.
2. Алиханов И.И. Биомеханические основы техники спортивной борьбы // Физическая культура: теория и практика. - 1984. - С. 8-10.
3. Алиханов И.И. Дидактические основы обучения броскам в спортивной борьбе // Спортивная борьба. Ежегодник. - 1985. - С.37-40.
4. Алиханов И.И. Молниеносная атака // Спортивная борьба. Ежегодник. -
1974. -С.19-22.
5. Алиханов И.И. Техника и тактика вольной борьбы. - М.: Физической культуры и спорта, 1986. - 140 с.
6. Алиханов И.И., Окрошидзе М.Г. Обратная вертушка // Физической культуры и спорта в школе. -1988.- №7.- С.13-15.
7. Астахов А.М, Исаев А.П. Возрастная преемственность в многолетней подготовке борцов // Спортивная борьба. Ежегодник. - 1982. - С.73-77.
8. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека [Электронный ресурс] / В.К. Бальсевич. — Электрон. текстовые данные. — М.: Советский спорт, 2009. — 220 с.
9. Бальсевич В.К., Наталов Г.Г., Чернышеко Ю.К. Конверсия основных положений в теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры и спорта. - 1997. - № 6. - С. 15-24.
10. Бекетов В.А. На ковре - юные борцы. - Киев: Здоровье, 1990. - 132 с.
11. Беккер Е.Г. Вольная борьба. - М.: Физической культуры и спорта, 1976. - 140 с.
12. Богем М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры //Теория и практика физической культуры и спорта. -¬1997. - № 5. - С. 18-20.
13. Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. О теоретической подготовке юных спортсменов // Теория и практика ФК. - 1998. - № 7. - С.34-37.
14. Буймена Ю.Ф., Курамшина Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. - М.: Физической культуры и спорта, 1981. - 203 с.
15. Галковский М.Н., Катулина А.З. Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо). - М.: Физической культуры и спорта, 1968. - 583 с.
16. Галковский Н.М.: Опыт тактического мастерства молодым борцам // Спортивная борьба. Ежегодник. - 1985. - С. 27-30.
17. Галочкин Г.П., Ефремов А.К. Обучение броскам прогибом на наклонной платформе // Спортивная борьба. Ежегодник. -1985.- с.73-78.
18. Генов Е.В. Братство богатырей. - М.: Физическая культура и спорт, 1976. - 185с.
19. Геселевич В.А. Методы оценки физической работоспособности борцов // Спортивная борьба. Ежегодник. - 1973. - С.47-48.
20. Григорьев П.В. Борьба вольная и классическая. - Минск, 1960. - 199 с.
21. Грузных Г.М. Спортивная борьба [Электронный ресурс]: программно¬
нормативный комплекс профильной подготовки / Г.М. Грузных, Ю.А. Крикуха. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Сибирский
государственный университет физической культуры и спорта, 2004. — 207 c
22. Гуков Л.К. Пособие по классической борьбе. - Минск: Высшая школа, 1978. - 90 с.
23. Гуськов С.И. Теория и практика физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 6. - С. 2-5.
24. Дементьев В.Л., Малков О.Б. Методы совершенствования технических приемов // Техника и тактика ФК. - 1986. - №10. - С.20-25.
25. Демин В.Н., Пилоян Р.А., Седлов В.С. Деятельный анализ борцовского поединка // Спортивная борьба. Ежегодник. -1998. - С.30-41.
26. Дмитриев Р.М. Использование стандартных ситуаций в борьбе // Теория и практика физической культуры. -1999.- №2. - С.18-20.
27. Егунов А.В. Разработка методологии индивидуальной спортивно¬технической подготовки борцов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №9. - С.25-27.
28. Запорожнов В.А. Методика развития выносливости. - М.: Физической культуры и спорта, 1976. - 150 с.
29. Иванников И.Т. Основы теории и методики спортивной борьбы. - М.: Физической культуры и спорта, 1995. - 100 с.
30. Ивойлов А.В. О необходимости введения курса теоретических основ спортивной тренировки // теория и практика Физической культуры. - 1072. -№ 2. - С.67-68.
31. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Обучение и методика спортивной борьбы. - М.: Просвещение, 1993. - 250 с.
32. Игуменов В.М., Чумаков Е.М., Меджидов Н.Б. Элементы борьбы // Физической культуры и спорта в школе. -1987.-№4. - С.34-38.
33. Калмановский А.А. Пути совершенствования в спортивной борьбе. - М.: Физической культуры и спорта, 1963. - 140 с.
34. Калмыков В.М. Спортивная борьба. - М.: Физической культуры и спорта,
1975. - 45 с.
35. Катулин А.З. Спортивная борьба. Учебник. - М.: Просвещение, 1990. - 220 с.
36. Коблев Я.К., Рубанов М.Н. Подвижные игры как средство подготовки юных борцов // Спортивная борьба. Ежегодник. - 1985. - С.73-82.
37. Коджаспиров П.О. Обучение юных борцов // Спортивная борьба. Ежегодник. - 1982. - С.45-50.
38. Колосов В.В. Обучение тактике // Спортивная борьба: Ежегодник М., 1984. - С. 17-19
39. Колунов Ю.И., Рудницкий В.И. Особенности подготовки юных борцов // Спортивная борьба. - М.: Физической культуры и спорта, 1982. - 220 с.
40. Копдепон Ж. Начальное обучение вольной борьбе // Спортивная борьба. Ежегодник. - 1973. - С.12-16.
41. Куков М.Н. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физической культуры и спорта, 2000. - 90 с.
42. Купцов А.В. Спортивная борьба. Учебник. - М.: 1978. - 73 с.
43. Купцов А.П. теория и практика Физической культуры. - М.: Физической культуры и спорта, 1988. - 67 с.
44. Ленц А.Н., Громыко В.В. Повышение эффективности учебно-тренировочной схватки // Спортивная борьба. Ежегодник. - 1973. - С.8-15.
45. Лятырян А.В. Тактическое мастерство - основа успеха спортсмена // Спортивная борьба. Ежегодник. - 1973. - С.10-15.
46. Матвеев П.А. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические основы профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физической культуры и спорта, 1991. - 503 с.
47. Матущак П. 100 уроков вольной борьбы. - Казахстан: 1968. - 298с.
48. Миндиашвили Д.Г, Завьялов А.И. Энциклопедия приемов вольной борьбы. - Красноярск, 1998. - 250 с.
49. Завьялов А.И. Миндиашвили Д.Г. Учебник тренера по борьбе. -
Красноярск: 1995. - 213 с.
50. Миндиашвили Д.Г. Управление процессом формирования спортивного мастерства квалифицированных борцов. - Красноярск, 1996. - 144 с.
51. Мисюк Г.Ф. Реализация принципов доступности и последовательности в
учебно-тренировочном процессе // Спортивная борьба. Ежегодник. - 1979. -
С.67-68.
52. Мисюк Г.Ф., Рудницкий В.И. Страховка и помощь при выполнении сложных технических действий в борьбе // Спортивная борьба: Ежегодник. -1986. - С.7-14.
53. Нелюбин В.В., Миндиашвили Д.Г. «Мастера большого ковра» Тула: «Лев
Толстой». - 1993. 415с.
54. Новиков А., Мазур А.Г Классическая борьба. - М.: 1972. - 74 с.
55. Новиков А., Мазур А.Г. Классическая борьба (методические пособие). - М.: Физической культуры и спорта, 1972. - 210 с.
56. Новиков А.А. На борцовском ковре. - М.: Физической культуры и спорта, 1969. - 109 с.
57. Новиков А.А., Матвеев Л.П. Специализированные направления и особенности основных возрастных звеньев системы физического воспитания. - М.: Физической культуры и спорта, 1976. - 114 с.
58. Орешкин Ю.А. К здоровью через физическую культуру. - М.: Физической культуры и спорта, 1990. - 87 с.
59. Павлов А.Е. Экспериментальное обоснование эффективности методики обучения юных борцов технико-тактическим действиям с использованием технических средств // теория и практика ФК. - 1997. - № 8. - С.41-44.
60. Петров Р. Актуальные проблемы спортивной борьбы. - М.: РГАФК, 1998. - 100 с.
61. Преображенский С.А. Борьба - занятие мужское. - М.: Физической
культуры и спорта, 1978. - 160 с.
62. Преображенский С.А. Вольная борьба. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 101 с.
63. Пугачев В.И., Сиротин О.А. Методы повышения надежности соревновательной деятельности борцов // Спортивная борьба. Ежегодник. - 1982. - С.45-49.
64. Пыжов В.В., Портах В.С. Использование приемов непосредственного воздействия при обучении технике приемов // Спортивная борьба. Ежегодник. - 1985. - С.24-31.
65. Редченков И.В. К вопросу определения функционального состояния борцов.
- Актуальные проблемы спортивной тренировки. Сборник научных докладов. - Ленинград, 1976. - С.32-34.
66. Рукавицын Б.Н. Повышение эффективности учебно-тренировочной схватки // Спортивная борьба. Ежегодник. - 1988. - С.68-72.
67. Рукавицын Б.Н. Совершенствование технических действий в спортивной борьбе // Спортивная борьба. Ежегодник - 1982. - С.38-50.
68. Рыбалко Б.М., Дворник Г.М. Многоуровневая система моделирования при формировании навыков владения технической спортивной борьбы // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 3. - С. 24-25.
69. Новиков А.А. Тактическое мастерство - основа успеха спортсмена //Спортивная борьба. Ежегодник 1973. - 63с.
70. Сорокин Н.П. Техника классической борьбы. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 280с.
71. Станков А.Г. Психологическая подготовка борцов. //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1983. - С. 95-97.
72. Стащура Ю., Белов В. Вольная борьба. Технические действия // Спортивная борьба. Ежегодник. - 1973. - С.55-59.
73. Суслов Ф.П., Филин В.П. действительный или мнимый кризис современной теории спорта // теория и практика Физической культуры. - 1997. - 3 8. - С. 50-52.
74. Суховой Е.Н. Теория и методика спорта. - М.: Физической культуры и спорта, 1998. - 89 с.
75. Техническая подготовка борцов. Сборник статей. - Красноярск: Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина, 1999. - 120 с.
76. Туманян Г.С. Спортивная борьба - М.: Физической культуры и спорта, 1985. - 133 с.
77. Туманян Г.С. Научные основы планирования подготовки борцов. - М.: Физической культуры и спорта, 1982. - 150 с.
78. Туманян Г.С. Подвижные игры на занятиях борьбой // Физическая культура в школе. -1986.-№10.- С.46-48.
79. Туманян Г.С. Спортивная борьба. Учебное пособие для техникумов и институтов физической культуры (пед.фак.). - М.: Физической культуры и спорта, 1985. - 144 с.
80. Туманян Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование. - М.: Физической культуры и спорта, 1984. - 150 с.
81. Туманян Г.С. Стратегия подготовки чемпионов [Электронный ресурс] : настольная книга тренера / Г.С. Туманян. — Электрон. текстовые данные. — М.: Советский спорт, 2006. — 496 c
82. Турин Л. Борьба - спорт сильных. - М., Физической культуры и спорта, 1966. - 69 с.
83. Учение о тренировке. // Под ред. Д. Харре. - М.: Физической культуры и спорта, 1971. - 332 с.
84. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методы физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2012. - 480 с. - (Сер. Бакавриат).
85. Чгуликов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба. - М.: Просвещение, 1993. - 75 с.
86. Черминт Д.Т., Рубанов А.Н., Невзоров Ю.К. Спортивная борьба. - М.: Физической культуры и спорта, 1983. - 104 с.
87. Чернов В.Н. Элементы борьбы в 10 классе // Физической культуры в школе. -1985.- №12 .- с.13-15
88. Чумаков Е.М., Ионов С.Ф. Спортивная борьба. - М.: Физической культуры и спорта, 1978. - 132 с.
89. Чумаков Б.Н. Физиология нервно-мышечного аппарата и созревание его в
онтогенезе с учетом оценки здоровья [Электронный ресурс] / Б.Н. Чумаков, В.М. Смирнов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский
городской педагогический университет, 2012. — 60 с.
90. Шахмурадов Ю.А. Методика обучения спортивной борьбе. - М.:
Физической культуры и спорта, 1998. - 135 с.
91. Шахмурадов Ю.А., Алиханов И.И. Тактические подготовки приемов // Спортивная борьба. Ежегодник. - 1985. - С.30-35.
92. Шахмурадов Ю.А., Бардамов Г.Б., Деметьев В.Л. Начальная технико¬тактическая подготовка в вольной борьбе. - М.: ГЦОЛ и ФБ, 1992. - 140 с.
93. Шахов Ш.К. Комплекс тестов по ОФП и этапного педагогического контроля
юных борцов вольного стиля в годичном цикле тренировки. - М.:
Физической культуры и спорта, 1989. - 140 с.
94. Щербаков Ю.В. Примерный план занятий борьбой в 9 классе // Физической культуры в школе. -1982. - №10. - с.18 - 22.
95. Щербаков Ю.В. Школьная секция спортивной борьбы // Физической культуры в школе. - 1987. - № 3. - С. 40-45.
96. Щупика Ю.А. Систематизация базовой тактической подготовки борцов // Физической культуры в школе. -1990.- №2 .- с.3-5.
97. Юшков О. П. Спортивная борьба. - М.: Физической культуры и спорта, 1982. - 90 с.
98. Юшков О.П., Сердюк В.П. Интервалы отдыха в процессе обучения и совершенствования техники борьбы // Спортивная борьба. Ежегодник. - 1980. - С. 35-37.
99. Юшков О.П., Сердюк В.П. Начальное обучение в вольной борьбе //Спортивная борьба. Ежегодник. - 1982. - С. 20-23.
100. Ялтырян А.В. Техническое мастерство - основа успеха спортсмена. - М.: 1987. - 130 с.