Формирование технико-тактического арсенала на основе общей физической подготовленности начинающих борцов вольного стиля в возрасте 12-13 лет
|
Введение
ГЛАВА 1.Теоретические основы обучения технико-тактической подготовке начинающих борцов вольного стиля
1.1. Основы обучения технико-тактическим действиям (ТТД) в борьбе
1.2. Методы обучения в вольной борьбе
1.3. Технико-тактическая подготовка борца
1.4. Физические качества как условия успешного формирования техника - тактического арсенала борца
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-
ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ И ПРОВЕРКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Разработка методики повышения технико-тактического арсенала
борцов на начальном этапе
3.3. Экспериментальная проверка эффективности внедренной методики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА 1.Теоретические основы обучения технико-тактической подготовке начинающих борцов вольного стиля
1.1. Основы обучения технико-тактическим действиям (ТТД) в борьбе
1.2. Методы обучения в вольной борьбе
1.3. Технико-тактическая подготовка борца
1.4. Физические качества как условия успешного формирования техника - тактического арсенала борца
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-
ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ И ПРОВЕРКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Разработка методики повышения технико-тактического арсенала
борцов на начальном этапе
3.3. Экспериментальная проверка эффективности внедренной методики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность. В определении спортивного мастерства спортсмена служит его разносторонняя и результативная техника. Только благодаря разносторонней технической подготовленности борец может добиться высоких спортивных результатов. Поэтому важно в совершенстве владеть всеми основными приемами квалификационных групп, а также защитам от них и контрприемами, уметь увязывать действие в комбинацию. Разносторонняя техническая подготовка борца - одно из важнейших требований для современной борьбы.
Также высшим критерием в определении спортивного мастерства является умелое тактическое построение схватки с разными по подготовленности борцами как в частности, так и в целом по проведению конкретного соревнования по значимости, где четко выявляются свои положительные и отрицательные качества по технической, тактической и психологической подготовке.
Методы обучения вольной борьбы наиболее широко представлены в специальной литературе. Это говорит о том, что обучение в вольной борьбе имеет большое значение.
Целью обучения спортивной борьбе является формирование системы знаний, навыков и умений, являющихся основой специфической деятельности. Обучение и тренировка по борьбе осуществляется в соответствии с программами, утвержденными Министерством Спорта Российской Федерации, задача тренера в этом отношении: рационально и правильно построить процесс обучения, занимающиеся должны понимать цель стоящей перед ними, знать какими средствами и методами можно решить поставленную перед ними задачу. Пре решении педагогических задач в обучении большое значение имеет взаимодействие преподавателя и занимающегося.
Наше исследование необходимо для решения задач технико-тактической подготовки юных спортсменов, на начальных этапах обучения, - это является важнейшим залогом для достижения высокого спортивного мастерства в будущем.
Противоречия: Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволил выявить следующие противоречия между:
- повышенные требования к нормативным результатам выступлений спортсменов и не соответствие возрастных особенностей спортсменов к выполнению данных нормативов с связи отсутствием ведущих основных техника - тактических действий на различных этапах подготовки.
- формированием ускоренной физической, технической, тактической и психологической подготовленности спортсмена и в внедрение программного обеспечения и инновационных технологий в процесс спортивной подготовки спортсмена.
Проблема исследования:
Формирование технико - тактических действий у начинающих борцов вольного стиля в тренировочном процессе в возрасте 12-13 лет по вольной борьбе является одним из условий повышения техника-тактической подготовленности, но известные программы тренировочных упражнений не всегда приводят к максимальному эффекту и не всегда ориентированы на данную возрастную категорию.
Выявленные противоречия, а также недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Формирование техника - тактических действий у начинающих борцов вольного стиля в тренировочном процессе в возрасте 12-13 лет».
Цель исследования: Формирование технико-тактического арсенала начинающих борцов вольного стиля для более эффективного ведения тренировочных, соревновательных поединков и повышения их общей физической подготовленности.
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс, борцов вольного стиля в группах начальной подготовки в возрасте 12-13 лет.
Предмет исследования: Процесс формирования технико-тактического арсенала на основе общей физической подготовленности начинающих борцов вольного стиля в возрасте 12-13 лет.
Гипотеза: Предполагается, что владение необходимой базой физических качеств, позволит эффективно и правильно построить процесс методики формирования технико-тактических действий, если будут соблюдены следящие условия:
- реализованы принципы физического воспитания (с ударением на принцип постепенности);
- использованы методы обучения и тренировки с преимуществом метода многократных повторений;
- разработана методика ускоренного развития физических качеств по формированию технико-тактических действий начинающих борцов вольного стиля.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников для сбора информации о технико-тактической подготовки борцов вольного стиля.
2. На основе полученных литературных источников обосновать и разработать методику формирования технико-тактических действий борцов 12-13 лет вольного стиля.
3. Проверить эффективность данной методики по подготовке борцов в педагогическом эксперименте.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- В теории и методике физической культуры и спорта (Алексеенка Ю.Г, Бальсевич В.К, Ю.К. Конверсия, Куков М.Н, Кузнецов В.С, Миндиашвили Д.Г, Завьялов А. И..,Холодов Ж.К., Г.Г. Чернышеко, Щупика Ю.А.
- В теории и практики физической культуры и спорта (Алиханов И. И., 12. Богем М.М., Гуськов С.И., Егунов А.В., Купцов А.П., Миндиашвили Д.Г.
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования:
- Анализ литературных источников - это метод использования для изучения интересующих нас вопросов о физической подготовке борцов.
- Метод анкетирования из источников разных методических литератур и авторов известных спортсменов и тренеров - это сбор мнения по образцам заполнения анкет. Анкетирование помогает получать информацию о мнениях компетентных людей по спортивным единоборствам, намерениях, разработках и так далее.
- Педагогическое наблюдение - это планомерный процесс и анализ, т.е. оценка без вмешательства процесса исследования. Педагогическое наблюдение направлено на выявление методов обучения, используемых в борьбе.
-Контрольные упражнения - используются с целью определения влияния физических нагрузок и физических упражнений на развитие силовых, скоростно-силовых способностей юных борцов.
-Педагогический эксперимент - это запланированное вмешательство исследователя изучаемого явления. В педагогическом эксперименте основное внимание направлено на формирование технических приемов по вольной борьбе их распространенности, результативности и эффективности, а также на повышение уровня физической подготовки борцов для дальнейшего использования средством общефизической подготовки.
-Статистическая обработка результатов - это полученные в ходе исследования, при помощи методов математической статистики. Высчитывались достоверность, разности средних значений, показателей по t - критерию “Стьюдента”
Базой исследования явилась «Школа Высшего Спортивного Мастерства им. Д. Г. Миндиашвили»
Достоверность полученных результатов обеспечивается развернутым анализом проблемы, системным подходом к решению выделенных в исследовании задач, теоретико-методологической базой исследования, изучением большого количества программ обучения по вольной борьбе в системах дополнительного образования, апробацией организационно-методических условий формирования техника-тактических действий у начинающих борцов вольного стиля в возрасте 12-13 лет, использование адекватных поставленным цели и задачам методов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
Мы разработали план учебно-тренировочного процесса, при котором повышается тактико-технический база и общая физическая подготовка.
1. Разработанная методика, направленная на формирование техника- тактической действий, имеет не только практическое значение в области спортивной тренировки, но и теоретическое обоснование целенаправленной методики формирование техника тактической действий имеет место теоретическом программно-методическим обеспечением.
2. Доказана эффективность применения разработанной методики, направленной на формирование технико-тактических действий, обеспечивающих усвоение фонда двигательных умений и навыков у начинающих борцов в возрасте 12-13 лет за счёт выполнения разнообразных техника тактических упражнений, которые определяются программно-методическим обеспечением спортивной подготовки по вольной борьбе.
Практическая значимость. Разработаны рекомендации по технико-тактическим действиям в борьбе, которые позволяют повысить эффективность учебно-тренировочного процесса по вольной борьбе.
Применение в системе обучения наших разработок позволит содействовать росту показателей реализации технико-тактических действий у юных борцов вольного стиля в учебно-тренировочном процессе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Повышение эффективности тренировочного процесса для формирования технико-тактических действий у борцов возрасте 12-13 лет на занятиях по вольной борьбе достигается на основе выявленных и реализованных педагогических условий, включающих: Сбор
анамнестических сведений о борцах в возрасте 12-13 лет на предмет выявления особенностей техника-тактических действий, а также сведений о наличии катамнестических данных, последовательного усложнения основных движений и разнообразия упражнений, сопровождающихся мониторингом результативности количественных и качественных показателей.
2. Целенаправленное формирование технико-тактических действий у начинающих борцов возраста 12-13 лет на занятиях по вольной борьбе осуществляется посредством разработанной методики, реализуемой в условиях учебно-тренировочного занятия, и позволяет существенно повысить спортивные достижения, стабилизировать выполнение технико-технических приемов и повысить качество их выполнения.
3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию технико-тактических действий у начинающих борцов вольного стиля в возрасте 12-13 лет на базе «Школы Высшего Спортивного Мастерства им. Д. Г. Миндиашвили» подтвердила результативность реализации разработанных организационно-методических условий.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования апробировались и внедрялись последовательно на всех этапах его проведения. Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты были представлены: 8
на конференции «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» МОЛОДЁЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА 2017, Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Абакан,7 декабря 2107 г.).
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Также высшим критерием в определении спортивного мастерства является умелое тактическое построение схватки с разными по подготовленности борцами как в частности, так и в целом по проведению конкретного соревнования по значимости, где четко выявляются свои положительные и отрицательные качества по технической, тактической и психологической подготовке.
Методы обучения вольной борьбы наиболее широко представлены в специальной литературе. Это говорит о том, что обучение в вольной борьбе имеет большое значение.
Целью обучения спортивной борьбе является формирование системы знаний, навыков и умений, являющихся основой специфической деятельности. Обучение и тренировка по борьбе осуществляется в соответствии с программами, утвержденными Министерством Спорта Российской Федерации, задача тренера в этом отношении: рационально и правильно построить процесс обучения, занимающиеся должны понимать цель стоящей перед ними, знать какими средствами и методами можно решить поставленную перед ними задачу. Пре решении педагогических задач в обучении большое значение имеет взаимодействие преподавателя и занимающегося.
Наше исследование необходимо для решения задач технико-тактической подготовки юных спортсменов, на начальных этапах обучения, - это является важнейшим залогом для достижения высокого спортивного мастерства в будущем.
Противоречия: Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволил выявить следующие противоречия между:
- повышенные требования к нормативным результатам выступлений спортсменов и не соответствие возрастных особенностей спортсменов к выполнению данных нормативов с связи отсутствием ведущих основных техника - тактических действий на различных этапах подготовки.
- формированием ускоренной физической, технической, тактической и психологической подготовленности спортсмена и в внедрение программного обеспечения и инновационных технологий в процесс спортивной подготовки спортсмена.
Проблема исследования:
Формирование технико - тактических действий у начинающих борцов вольного стиля в тренировочном процессе в возрасте 12-13 лет по вольной борьбе является одним из условий повышения техника-тактической подготовленности, но известные программы тренировочных упражнений не всегда приводят к максимальному эффекту и не всегда ориентированы на данную возрастную категорию.
Выявленные противоречия, а также недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Формирование техника - тактических действий у начинающих борцов вольного стиля в тренировочном процессе в возрасте 12-13 лет».
Цель исследования: Формирование технико-тактического арсенала начинающих борцов вольного стиля для более эффективного ведения тренировочных, соревновательных поединков и повышения их общей физической подготовленности.
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс, борцов вольного стиля в группах начальной подготовки в возрасте 12-13 лет.
Предмет исследования: Процесс формирования технико-тактического арсенала на основе общей физической подготовленности начинающих борцов вольного стиля в возрасте 12-13 лет.
Гипотеза: Предполагается, что владение необходимой базой физических качеств, позволит эффективно и правильно построить процесс методики формирования технико-тактических действий, если будут соблюдены следящие условия:
- реализованы принципы физического воспитания (с ударением на принцип постепенности);
- использованы методы обучения и тренировки с преимуществом метода многократных повторений;
- разработана методика ускоренного развития физических качеств по формированию технико-тактических действий начинающих борцов вольного стиля.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников для сбора информации о технико-тактической подготовки борцов вольного стиля.
2. На основе полученных литературных источников обосновать и разработать методику формирования технико-тактических действий борцов 12-13 лет вольного стиля.
3. Проверить эффективность данной методики по подготовке борцов в педагогическом эксперименте.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- В теории и методике физической культуры и спорта (Алексеенка Ю.Г, Бальсевич В.К, Ю.К. Конверсия, Куков М.Н, Кузнецов В.С, Миндиашвили Д.Г, Завьялов А. И..,Холодов Ж.К., Г.Г. Чернышеко, Щупика Ю.А.
- В теории и практики физической культуры и спорта (Алиханов И. И., 12. Богем М.М., Гуськов С.И., Егунов А.В., Купцов А.П., Миндиашвили Д.Г.
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования:
- Анализ литературных источников - это метод использования для изучения интересующих нас вопросов о физической подготовке борцов.
- Метод анкетирования из источников разных методических литератур и авторов известных спортсменов и тренеров - это сбор мнения по образцам заполнения анкет. Анкетирование помогает получать информацию о мнениях компетентных людей по спортивным единоборствам, намерениях, разработках и так далее.
- Педагогическое наблюдение - это планомерный процесс и анализ, т.е. оценка без вмешательства процесса исследования. Педагогическое наблюдение направлено на выявление методов обучения, используемых в борьбе.
-Контрольные упражнения - используются с целью определения влияния физических нагрузок и физических упражнений на развитие силовых, скоростно-силовых способностей юных борцов.
-Педагогический эксперимент - это запланированное вмешательство исследователя изучаемого явления. В педагогическом эксперименте основное внимание направлено на формирование технических приемов по вольной борьбе их распространенности, результативности и эффективности, а также на повышение уровня физической подготовки борцов для дальнейшего использования средством общефизической подготовки.
-Статистическая обработка результатов - это полученные в ходе исследования, при помощи методов математической статистики. Высчитывались достоверность, разности средних значений, показателей по t - критерию “Стьюдента”
Базой исследования явилась «Школа Высшего Спортивного Мастерства им. Д. Г. Миндиашвили»
Достоверность полученных результатов обеспечивается развернутым анализом проблемы, системным подходом к решению выделенных в исследовании задач, теоретико-методологической базой исследования, изучением большого количества программ обучения по вольной борьбе в системах дополнительного образования, апробацией организационно-методических условий формирования техника-тактических действий у начинающих борцов вольного стиля в возрасте 12-13 лет, использование адекватных поставленным цели и задачам методов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
Мы разработали план учебно-тренировочного процесса, при котором повышается тактико-технический база и общая физическая подготовка.
1. Разработанная методика, направленная на формирование техника- тактической действий, имеет не только практическое значение в области спортивной тренировки, но и теоретическое обоснование целенаправленной методики формирование техника тактической действий имеет место теоретическом программно-методическим обеспечением.
2. Доказана эффективность применения разработанной методики, направленной на формирование технико-тактических действий, обеспечивающих усвоение фонда двигательных умений и навыков у начинающих борцов в возрасте 12-13 лет за счёт выполнения разнообразных техника тактических упражнений, которые определяются программно-методическим обеспечением спортивной подготовки по вольной борьбе.
Практическая значимость. Разработаны рекомендации по технико-тактическим действиям в борьбе, которые позволяют повысить эффективность учебно-тренировочного процесса по вольной борьбе.
Применение в системе обучения наших разработок позволит содействовать росту показателей реализации технико-тактических действий у юных борцов вольного стиля в учебно-тренировочном процессе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Повышение эффективности тренировочного процесса для формирования технико-тактических действий у борцов возрасте 12-13 лет на занятиях по вольной борьбе достигается на основе выявленных и реализованных педагогических условий, включающих: Сбор
анамнестических сведений о борцах в возрасте 12-13 лет на предмет выявления особенностей техника-тактических действий, а также сведений о наличии катамнестических данных, последовательного усложнения основных движений и разнообразия упражнений, сопровождающихся мониторингом результативности количественных и качественных показателей.
2. Целенаправленное формирование технико-тактических действий у начинающих борцов возраста 12-13 лет на занятиях по вольной борьбе осуществляется посредством разработанной методики, реализуемой в условиях учебно-тренировочного занятия, и позволяет существенно повысить спортивные достижения, стабилизировать выполнение технико-технических приемов и повысить качество их выполнения.
3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию технико-тактических действий у начинающих борцов вольного стиля в возрасте 12-13 лет на базе «Школы Высшего Спортивного Мастерства им. Д. Г. Миндиашвили» подтвердила результативность реализации разработанных организационно-методических условий.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования апробировались и внедрялись последовательно на всех этапах его проведения. Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты были представлены: 8
на конференции «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» МОЛОДЁЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА 2017, Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Абакан,7 декабря 2107 г.).
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
1. Анализ литературных источников показал, что больше всего литературы по методам обучения вольной борьбе, на втором месте технико-тактическая подготовка борца и на третьем развитие физических качеств. Следуя литературным источникам, составили научную работу.
2. Итоги анкетирования показали, что основными методами используемые на тренировочном занятии является метод показа 86 %, метод многократных повторений 81,1 %, метод целостного изучения упражнения 75,4 %, метод рассказа 54,7 %, соревновательный метод 51 %, игровой метод 43,3 %, метод раздельного изучения упражнения 41,5 %, метод страховки 34 % и изучение литературы 21,6 %. Опрос тренеров дал такой же результат. Целью наблюдения было выявление методов обучения, используемых в борьбе.
3. Разработанная методика, основанная на теоретических положениях педагогики, теории и методики физического воспитания и спорта, была направленная на формирование технико - тактических действий у начинающих борцов вольного стиля в тренировочном процессе в возрасте 12-13 лет
4. Внедрена разработанная методика в тренировочный процесс экспериментальной группы. В ходе проведенного педагогического эксперимента было выявлено эффективность представленной системы тренировок в которой применялась разработанная методика, стал намного выше, чем у подростков контрольной группы P <0,5
Таким образом, гипотеза о том, что эффективность формирование технико - тактических действий в ходе тренировочного процесса у вольного стиля будет повышена, если будет использована разработанная методика, направленный на формирование технико - тактических действий получила свое подтверждение.
2. Итоги анкетирования показали, что основными методами используемые на тренировочном занятии является метод показа 86 %, метод многократных повторений 81,1 %, метод целостного изучения упражнения 75,4 %, метод рассказа 54,7 %, соревновательный метод 51 %, игровой метод 43,3 %, метод раздельного изучения упражнения 41,5 %, метод страховки 34 % и изучение литературы 21,6 %. Опрос тренеров дал такой же результат. Целью наблюдения было выявление методов обучения, используемых в борьбе.
3. Разработанная методика, основанная на теоретических положениях педагогики, теории и методики физического воспитания и спорта, была направленная на формирование технико - тактических действий у начинающих борцов вольного стиля в тренировочном процессе в возрасте 12-13 лет
4. Внедрена разработанная методика в тренировочный процесс экспериментальной группы. В ходе проведенного педагогического эксперимента было выявлено эффективность представленной системы тренировок в которой применялась разработанная методика, стал намного выше, чем у подростков контрольной группы P <0,5
Таким образом, гипотеза о том, что эффективность формирование технико - тактических действий в ходе тренировочного процесса у вольного стиля будет повышена, если будет использована разработанная методика, направленный на формирование технико - тактических действий получила свое подтверждение.
Подобные работы
- Формирование технико - тактических действий у начинающих борцов вольного стиля в тренировочном процессе в возрасте 12-13 лет
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2017 - МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В БОРЬБЕ СУМО
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



