ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА 10
1.1. Современные подходы к проблеме самоорганизации и управлению
временем в учебной деятельности студента 10
1.2. Структурные компоненты самоорганизации личности 25
1.3. Тайм-менеджмент как технология 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 43
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА 48
2.1. Исследование уровня сформированности самоорганизации учебной
деятельности у студентов вуза 48
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 57
2.3. Реализация технологии тайм-менеджмент в учебной деятельности
студентов 70
2.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 83
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 114
Актуальность исследования. Современное образование на всех этапах ставит перед образовательными учреждениями цель - воспитание личности, способной самостоятельно работать, ответственно выполняя трудовые функции в будущей профессиональной деятельности. Данную цель достигают через ряд задач, таких как: формирование умений адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях, самостоятельно овладевать необходимыми знаниями и применять их на практике. Для решения задач студент должен быть способен распределять свое время так, чтобы его хватало и на личное пространство, и на учебную деятельность.
В настоящее время значительная доля образовательной нагрузки выпадает на самостоятельное учение, в таких условиях умение самостоятельно работать в образовательном процессе становится очевидной необходимостью и требует от студентов знания методик самоорганизации. Самоорганизация является неотъемлемой частью учебного процесса, которая, в свою очередь, выступает одним из существенных компонентов системы обеспечения качества образования. Из этого следует, что для успешности процесса самостоятельной работы студенту необходимо овладеть навыками, приемами и различными техниками по ее организации. Одним из эффективных способов развития умений и навыков самоорганизации учебной деятельности студентов, является такая технология, как тайм-менеджмент.
Тайм-менеджмент в переводе с английского означает «управление временем».
Тайм-менеджмент - это технология организации времени и повышения эффективности его использования [77].
Задача тайм-менеджмента - так упорядочить использование времени (и учебного, и личного) дня и недели, чтобы успевать самое главное.
Тайм-менеджмент студента университета - это последовательное и целенаправленное использование испытанных техник организации личной и учебной деятельности в повседневной практике с целью оптимального использования своего времени [77].
Таким образом, актуальность исследования обусловлена обнаруженными противоречиями:
- социально-педагогического характера: между обостряющейся
значимостью в современном социуме фактора времени и недостаточной готовностью студента строить свою жизнь с учетом данного фактора;
- научно-теоретического характера: между имеющимся рядом научно обоснованных способов самоопределения студента в образовательном процессе и отсутствием у большинства студентов умений целеполагания в реальном времени и самоорганизации;
- научно-практического характера: между желанием студентов быть реализованными в будущей профессии и ограниченным выбором средств обучения тайм-менеджменту в образовательном пространстве вуза.
В соответствии с этим проблема исследования состоит в недостаточной разработанности педагогических условий применения тайм- менеджмента как технологии формирования способности к самоорганизации и управлению временем в учебной деятельности студентов.
Степень разработанности проблемы. Анализ многочисленных исследований показывает многоаспектное рассмотрение понятия в различных контекстах, где можно выделить ряд научных направлений, изучающих феномен самоорганизации учебной деятельности студента:
- формирование рациональной деятельности (Г. Домбровецкая, В.Н. Донцов, Ю.Н. Пароходов, H.H. Рыбакова, А.Г. Сорокова, H.H. Титаренко, Н.К. Тутышкин);
- формирование самостоятельной работы студентов (В.П. Кузовлев, Ю.К. Бабанский, А.В. Граф, В.Я. Ляудис);
- взаимосвязь между самоорганизацией и мотивацией (В.Г. Рындак, Г.В. Коган, А.К. Осин, А.Т. Цветкова);
- взаимосвязь между самоорганизацией и самоконтролем (Я.О. Устинова);
- готовность к самоорганизации (H.A. Заенутдинова);
- культура самоорганизации (Н.М. Таланчук);
- культура самоорганизации как одна из составляющих умений учиться (И.П. Белов, В.Г. Гладких, Т.М. Давыденко., Т.И. Шамова, Г.Н. Шибанова).
Проблемы самоорганизации учебной деятельности студента рассмотрены также в работах М.И. Боришевского, В.И. Андреева, П.Я. Гальперина, А.К. Громцевой, Н.М. Борытко, Н.В. Чекалевой, Ю.К. Бабанского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Уманского, А.А. Бодалева, Д.Н. Ушакова, Л.И. Божович, А.Я. Арета, В.И. Кнорринга,В.Н. Козиева, Ю.Н. Кулюткина, Л.И. Рувинского,Г.С. Сухобской, Н.Ф. Талызиной.
В личностном подходе самоорганизацию определяют как личностное образование (Т.А. Губайдулина, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Т.А. Егорова, Н.С. Копеина).
В деятельностном подходе в работах Ю.К. Бабанского, В.Н. Донцова, В.К. Елманова, Н.П. Ерастова, Б.Г. Иоганзен, Н.В. Кузьминой, А.Г. Сороковой, Я.О. Устиновой самоорганизация рассматривается как процесс, состоящий из определенных этапов (операций, функций, умений).
Однако анализ теории и практики современного образовательного процесса вуза показал, что проблема самоорганизации учебной деятельности студента нуждается в дальнейшем теоретическом исследовании и экспериментальной разработке.
Актуальность проблемы и необходимость ее решения определили выбор темы исследования: «Формирование способности к самоорганизации и управлению временем в учебной деятельности у студентов вуза средствами технологии тайм-менеджмента».
Цель: теоретически обосновать, определить педагогические условия формирования способности к самоорганизации и управлению временем в учебной деятельности у студентов вуза средствами технологии тайм- менеджмента и в опытно-экспериментальной работе проверить их результативность.
Объект исследования: процесс формирования способности к самоорганизации и управлению временем.
Предмет исследования: педагогические условия формирования способности к самоорганизации и управлению временем в учебной деятельности у студентов вуза средствами технологии тайм-менеджмента.
Гипотеза исследования: формирование у студентов способности к самоорганизации и управлению временем в учебной деятельности средствами технологии тайм-менеджмента будет результативным, если созданы педагогические условия:
- освоение системы знаний тайм-менеджмента в соответствии
с компетенциями Федерального Государственного образовательного стандарта;
- использование тайм-менеджмента как технологии, позволяющей распределить время жизни студентов в соответствии с их личными смыслами-ценностями и учебными целями.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятий «самоорганизация»,
«самоорганизация студента в учебной деятельности», «тайм-менеджмент».
2. Выявить уровень самоорганизации студентов в учебной деятельности.
3. Определить педагогические условия формирования у студентов способности к самоорганизации и управлению временем в учебной деятельности.
4. Проверить в опытно-экспериментальной работе результативность использования тайм-менеджмента как технологии.
Теоретико-методологическую основу научного исследования составляют компетентностный подход в образовании (О.В. Акулова, И.А. Зимняя, В.И. Байденко, И.Д. Белоновская, Ю.В. Варданян,
Н.Ф. Радионова, Н.С. Сахарова, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына, B. Хуторской); общепедагогические принципы в самоорганизации времени студентов в будущей профессиональной подготовке (Г.В. Белая, В.Г. Рындак, B. А. Сластенин, В.Д. Шадриков); особенности временной организации жизнедеятельности (Т.А. Доброхотова, H.A. Мусина, H.H. Брагина, Ю.М. Забродин); исследования тайм-менеджмента (Г.А. Архангельский, C. Кови, Л. Зайверт, А. Лакейн, Д.А. Гранин); психолого-педагогическая теория деятельности и развития личности (К.А. Абульханова-Славская, A. Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Г.И. Щукина); теория учебной деятельности (A.M. Новиков, Д.Б. Эльконин,В. В. Давыдов, В.П. Кузовлев, А.К. Маркова П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы, обобщение педагогического опыта, моделирование;
- эмпирические: методы психологической и педагогической диагностики, анкетирование; методы математической и статистической обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования является ФГБОУ ВО КГПУ им. В.П. Астафьева г. Красноярска. В эксперименте приняли участие 54 человека в возрасте 18-19 лет. Первая группа - студенты I курса Института психолого-педагогического образования в составе 26 человек. Вторая группа - студенты Факультета начальных классов КГПУ им. B. П. Астафьева в составе 28 человек.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем дополнены имеющиеся в науке знания о технологии тайм-менеджмента, состоящей в действиях по эффективной самоорганизации и управлением временем в учебной деятельности; разработаны педагогические условия формирования способности самоорганизации учебной деятельности студента: освоение системы знаний тайм-менеджмента и использование тайм-менеджмента как технологии, развитие ценностного отношения к феномену самоорганизации, интенсификация процесса развития умений самоорганизации и управления временем.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их применения в учреждениях профессионального образования в целях формирования общекультурных,
общепрофессиональных и профессиональных компетенций в учебном процессе, педагогических практиках и самостоятельной работе студентов; материалы могут являться организационно-методическим и диагностическим ресурсом для студентов вуза.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на конференциях различного уровня: на научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в номинации «Практико-ориентированное исследование» в рамках XVI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2015 г., сертификат); на XVII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2016 г., сертификат) на Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования» (Тамбов, 2016 г., сертификат); на XVIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2017 г., диплом III степени); на I Международной научно-практической конференции молодых ученых «Научно-технический прогресс и современное общество» (Москва, 2017 г., сертификат), а также на заседаниях кафедр педагогики детства, кафедры общей педагогики и образовательных технологий КГПУ им. В.П. Астафьева (2015-2017 гг.). Результаты исследования отражены в 3 публикациях:
1. Стальмакова О.О., Цвелюх И.П. Тайм-менеджмент как технология рационального использования времени // Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции, 22 января 2017 г., Сургут. в 3 ч. Ч. 2. Стерлитамак: АМИ, 2017. С. 105-108.
2. Стальмакова О.О., Цвелюх И.П. Тайм-менеджмент как способ повышения продуктивности у студентов // Научно-технический прогресс и современное общество: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции молодых ученых, 15 января 2017 г., М.: НОО «Профессиональная наука», 2017. С. 419-424.
3. Stalmakova O.O. The technology of time management as a means to enhance human performance // International conference on modern researches in science and technology: Berlin, Germany: Scientific public organization «Professional science», 2017. С. 478-481.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Одной из актуальных проблем современного образования является формирование у студентов способности к самоорганизации и управлению временем. Самоорганизация является неотъемлемой частью учебного процесса, которая, в свою очередь, выступает одним из существенных компонентов системы обеспечения качества образования. Из этого следует, что для успешности процесса самостоятельной работы студенту необходимо овладеть навыками, приемами и различными техниками по ее организации.
В решении первой задачи нам была проанализирована научная психолого-педагогическая литература, посвященная проблемам самоорганизации в учебной деятельности студентов и исследованию тайм- менеджмента. На основании этого анализа мы раскрыли содержание понятий «самоорганизация в учебной деятельности», «самоорганизация студента" и «тайм-менеджмент».
«Самоорганизация студента» понимается нами как нами личностное образование, проявляющееся в способностях студента к самоуправлению, к рациональной организации учебной деятельности и в осознании данных способностей как личностной ценности.
Самоорганизация в учебной деятельности - это деятельность студентов, побуждаемая и направляемая целями самоуправления своей профессионально значимой учебной работы, осуществляемая системой интеллектуальных действий, направленных на решение задач самостоятельной рациональной организации и осуществления своего учебного труда» [84].
Тайм-менеджмент - это технология организации времени и повышения эффективности его использования [77].
После изучения литературы по теме исследования нами был разработан и проведен констатирующий эксперимент.
Для проведения экспериментального исследования был обоснован комплекс методик, позволяющий выявить уровень сформированности способности к самоорганизации и управлению временем в учебной деятельности у студентов вуза: опросник самоорганизация личности О.Н. Князьковой, Опросник «Мотивация учения студентов педагогического вуза» С.А. Пакулиной, С.М. Кетько, Опросник «Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова.
Сформированность способности к самоорганизации и управлению временем в учебной деятельности у студентов представлена тремя уровнями: низким, средним и высоким. Среди студентов с низким уровнем развития способности от 48% до 35%, со средним - от 45% до 43%, с высоким от 26% до 23%.
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на формирование способности к самоорганизации и управлению временем в учебной деятельности у студентов вуза.
При решении третьей задачи на основании анализа психолого-педагогической литературы мы определили педагогические условия формирования у студентов способности к самоорганизации и управлению временем в учебной деятельности:
- освоение системы знаний тайм-менеджмента в соответствии с компетенциями Федерального Государственного образовательного стандарта;
- использование тайм-менеджмента как технологии, позволяющей распределить время жизни студентов в соответствии с их личными смыслами-ценностями и учебными целями.
При решении четвертой задачи мы разработали спецкурс «Тайм- менеджмент студента университета».
Целью спецкурса «Тайм-менеджмент студента университета» было ознакомление и овладение средствами тайм-менеджмента студентов университета.
Основными направлениями деятельности преподавателя вуза по формированию самоорганизации студентов, являются:
1) формирование знаний о самоорганизации;
2) формирование ценностного отношения к самоорганизации;
3) развитие рефлексивных умений;
4) формирование личного опыта студентов по рациональной организации учебной деятельности.
Разработка данного спецкурса дает возможность развернуть содержание тем в строго логической последовательности, установить правильное соотношение между приемами тайм-менеджмента, выводом правил и осмысливанием обобщений.
Результативность экспериментальной работы оценивалась посредством сравнения результатов контрольного этапа эксперимента с данными констатирующего этапа в контрольной и экспериментальной группах.
Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения по всем показателям: число студентов с высоким уровнем возросло 22%, со средним - увеличилось на 6% с низким - уменьшилось с на 14%.
В контрольной группе наблюдается обратная динамика: количество студентов с низким уровнем сформированности самоорганизации возросло на 10%; количество студентов с преобладанием среднего уровня сформированности увеличилось на 8%, количество студентов, обладающих высоким уровнем, увеличилось на 2%.
Наиболее значимым изменением в контрольной группе является снижение уровня знаний студентов о самоорганизации студента, а также мотивационно-ценностного к ней отношения. Это свидетельствует о необходимости транслирования в учебно-воспитательном процессе вуза ценности культуры самоорганизации личности, осуществления целенаправленной работы по её формированию, иначе с течением времени снижается уровень знаний студентов о самоорганизации личности и ценностного отношения к ней.
Для статистической проверки различий между уровнем сформированности способности к самоорганизации у студентов после формирующего эксперимента был применён U-критерий Манна-Уитни.
Сравнительный анализ показал, что между в уровнях сформированности у студентов способности к самоорганизации и управления временем в учебной деятельности экспериментальной и контрольной группой существуют различия с 95% достоверностью.
В целом результаты исследования свидетельствуют о повышении уровня сформированности способности к самоорганизации в учебной деятельности у студентов вуза в экспериментальной группе и подтверждают эффективность ОЭР.
Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод, что разработанный в ходе исследования спецкурс «Тайм-менеджмент студента университета», в котором реализованы педагогические условия: освоение системы знаний тайм-менеджмента в соответствии с компетенциями Федерального Государственного образовательного стандарта; использование тайм-менеджмента как технологии, позволяющей распределить время жизни студентов в соответствии с их личными смыслами-ценностями и учебными целями, - является результативным.
Таким образом, можно утверждать, что гипотеза исследования доказана, задачи решены, цель достигнута.
1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. М.: Наука, 1989. 254 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. 97 с.
3. Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонийского. М.: Ренесанс, 1991. 288 с.
4. Адаме Б. Время: секреты управления. 5-е изд. М.: ACT Астрель, 2004. 304 с.
5. Азарова О.Н. Тайм-менеджмент за 30 минут // 2-е изд. Ростов-на- Дону: Феникс, 2007. 160 с.
6. Акопов Г.В., Горбачёва А.В. Социальная психология субъекта как субъекта образовательного процесса : монография. М.: Машиностроение - 1,
2003. 280 с.
7. Алдер Г. Практика эффективного использования времени // СПб.: Питер, 2002. 178 с.
8. Аллен Д. Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса. 6-е изд. М.: Вильяме, 2007. 368 с.
9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1980. 215 с.
10. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста: современные психолого-педагогические проблемы высшей школы Л.: ЛГУ, 1974. Вып. 2. С. 3-15.
11. Андреев А.А. Педагогика высшей школы: (Прикладная
педагогика): учеб. пособие. М. 2000. 145 с.
12. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: дис. ... докт. пед. наук. М., 2000. 450 с.
13. Архангельский Г.А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 272 с.
14. Архангельский Г.А. Формула времени. Тайм-менеджмент на Outlook. 2010. 265 с.
15. Архангельский Г.А. Организация времени: от личной
эффективности к развитию фирмы М.: АиСТ-М, 2003. 190 с.
16. Афанасьева Н.А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности // Фундаментальные исследования. 2008. № 2. С. 60-61.
17. Ашихмина Е.А. Мотивация и самоорганизация как
взаимосвязанные интегративные свойства личности студентов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 74. С. 37-42.
18. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. 96 с.
19. Бакшаева Б.А. Психология мотивации студентов : учебное пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.
20. Белая Г.В. Теоретические основы университетского менеджмента М.: МГПУ, 2001. 304 с.
21. Белов И.П. Организация старшими школьниками своей учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1994. 22 с.
22. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М.:
Педагогика, 1989. 188 с.
23. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: два
философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.
24. Бишов А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2005. 125 с.
25. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно -
ориентированного воспитания // Педагогика. 1985, № 4. С. 23-32.
26. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976. № 6. С. 43-56.
27. Буров В.П. Тайм-менеджмент: учебное пособие М.: МАТИ, 2010. 205 с.
28. Васенин В.А. Российский Интернет и новые технологии в
образовании: докл. на втором междунар. конгр. // Образование и
информатика. М., 1996. 25 с.
29. Вагапова H.A. Структурные особенности психологического механизма самоуправления деятельностью (на примере учебной и профессиональной деятельности): дис.... канд. психол. наук. Казань, 1998. 199 с.
30. Винер Н. Кибернетика и общество / М.:. 1958. 231с.
31. Вронский А.И. Как управлять своим временем. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 3-е изд. 224 с.
32. Гальперин П.Я. О психологических основах
программированного обучения // Новые исследования в педагогических науках. М. 1965. Вып. IV. 115 с.
33. Гастев А.К. Как надо работать. Основные правила, разработанные центральным институтом труда ВЦСПС. Пермь, 1921. 133 с.
34. Гарбузова Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов: автореф. дис. ... канд. психолог. наук. Ярославль, 2009. 22 с.
35. Гессен, С.И. Основы педагогики. Ведение в прикладную философию: учеб.пособие. М.: Шк.-пресс,1995. 447 с.
36. Гмызина Г.Н. Формирование культуры самоорганизации учебно-познавательной деятельности курсантов военного вуза : дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2009. 203 с.
37. Головаха Е.И. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 234 с.
38. Горбачев А.Г. Тайм-менеджмент. Время руководителя: 24+2 М.: ДМК-пресс, 2007. 4-е изд. 128 с.
39. Гранин Д. Эта странная жизнь. М.: Прогресс, 2010. 78 с.
40. Граф В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов М.: МГУ, 1981. 245 с.
неосознаваемого компонента личностной организации времени: дис. ... канд. психологических наук. М., 2011. 234 с.
42. Гупалов В.К. Управление рабочим временем. М.: Полярис, 2001. 192 с.
43. Декарт P. Рассуждение о методе для руководства разума и отыскания истины в науках. М.: Новая Москва, 1925. 113 с.
44. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. 366 с.
45. Дод П. 25 лучших способов и приемов тайм-менеджмента. Как сделать больше, не теряя головы. СПб., 2008. 131 с.
46. Донцов В.Н. Учебная самоорганизация студентов как фактор успеваемости (на материале динамики младших курсов): дис. ... канд. пед. наук. Л., 1977. 199 с.
47. Дроботенко Ю.Б. Организация самостоятельной работы студентов в вузе при изучении педагогических дисциплин: автореф дис. . канд. пед. наук. Омск, 2006. 24 с.
48. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильяме, 2000. 3-е изд. 272 с.
49. Друкер П. Эффективное управление : учеб. пособие: пер. с англ. М.: Гранд, 2002. 272 с.
50. Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь:
Самоорганизация Минск: Хэлтон, 1998. 399 с.
51. Заенутдинова H.A. Формирование готовности к
самоорганизации у студентов педагогического колледжа в образовательном процессе: дисс. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. 214 с.
52. Зайверт Л. Ваше время в Ваших руках. М.: 1995. 265 с.
53. Зайверт JI. Если спешишь - не торопись: новый тайм- менеджмент в ускорившемся мире. Семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени. М.: ACT, 2007. 255 с.
54. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами, последние изменения внесены Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЭ).
55. Захаренко Г.В. Тайм-менеджмент: учеб. пособие. СПб.: Питер,
2004. 128 с.
56. Захожая Т.М. Самостоятельная работа студентов в условиях организации учебного процесса в системе кредитно-зачетных единиц // Успехи современного естествознания. 2008. № 7. С. 112-113.
57. Ишков А.Д. Голографическая модель процесса
самоорганизации // Фундаментальные проблемы психологии: личность и культура: материалы научной конференции, под ред. П.Д. Шабанова, О.В. Защиринской. СПБ.: СПбГУ, 2003. С. 34-45.
58. Ишков А.Д. Самоорганизация учебной деятельности (в условиях дистанционного обучения) // Система обеспечения качества в дистанционном образовании: научные труды МИМ ЛИНК, науч. ред. С.А. Щенников, В.Н. Голубкин, А.Г. Чернявская. Жуковский: Изд-во МИМ ЛИНК, 2003. С.112-120.
59. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 2003. 455 с.
60. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного
анализа. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
61. Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. 1982. № 10. С. 117.
62. Каган М.С. Проблемы взаимодействия и ценностного сознания. Наука и ценности (ученые записки). Л., 1990. 134 с.
63. Киселёва А.Ю. Развитие самоорганизация как одна из целей обучения менеджеров организации [электронный ресурс] // IV Всероссийской научной Интернет-конференции «Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен» 2010 URL: http://socio.myl.ru/forum/4(дата обращения 16.05.16).
64. Керженцев П.М. Принципы самоорганизации. Избранные произведения. М.: Экономика, 1968. 221 с.
65. Керженцев П.М. Борьба за время. М.: Экономика, 1965.280 с.
66. Кирьякова A.B. Ценностные ориентиры университетского образования // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург. № 2. 2011. С.27-33.
67. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. М.: Омега- H., 2005. 114 с.
68. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2000. 345 с.
69. Козловская Т.Н. Самоорганизация времени как фактор формирования «образа будущего» студента университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2005.16с.
70. Копеина Н.С. Самоорганизация в становлении
индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты: межвуз. сб. науч. трудов. Пермь: ПГПИ, 1988. С. 123-130.
71. Котова С.С. Формирование компетенций самоорганизации учебно- профессиональной деятельности студентов вузов: автореф. дисс. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. 26 с.
72. Кузнецова Т.И. Педагогический потенциал технологии «тайм- менеджмент» в профессиональном и личностном развитии студентов // Молодой ученый. 2015. № 8. С. 966-969.
73. Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики: учебное пособие для студентов университета. 1972. 167 с
74. Краткий словарь по философии. Знание / под ред. И.В. Блауберга. М.: Политиздат, 1970. 398 с.
75. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся : какими они должны быть? М.: Знание, 1978. 48 с.
76. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. 166с.
77. Майданова Т.В. Самоменеджмент как условие самореализации студентов // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 27-30.
78. Марков В.Н. Ступени субъектно-личностной самоорганизации человека // Мир психологии. 2011. № 2. С. 123-131.
79. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999. 432 с
80. Ольховая Т.А. Ценностно-синергетический подход к исследованию проблем становления субъектности студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург. № 2. 2011. С. 268-273.
81. Пакулина С.А. Психологические особенности мотивации учения студентов педагогического вуза // Труды СГА. 2009. № 9. С. 70-86.
82. Пейсахов Н.М. Практическая психология (научные основы) учеб. пособие. М.: Казань, 1991. 121 с.
83. Пушкин В.Г. Кибернетические принципы самоорганизации / Л.:ЛГПИ им. А. Герцена, 1974. 155 с.
84. Реунова М.А «Тайм-менеджмент» как педагогическая
технология // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. Январь 2013, ART 1947. СПб., 2013. URL: http: //www.emissia.org /offline /2013/ 1947.htm, ISSN 1997-8588 (дата
обращения 23.03.17).
85. Реунова М.А. Аксиологический аспект самоорганизации времени студента университета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2. С. 237-242.
86. Реунова М.А. Представления студентов университета о самоорганизации времени // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2. С. 209-213.
87. Реунова М.А. Диагностика уровня самоорганизации времени у студентов университета / Роль гуманитарных и социально - экономических дисциплин в подготовке современных менеджеров: сборник статей [электронный ресурс]: материалы 13-ой межвузовской научно- практической конференции / Под общей и научной редакцией И.С. Болотина. М.: МАТИ, 2013. С. 112-117.
88. Реунова М.А. Технологии самоменеджмента в организации учебной деятельности студентов // Новые технологии в образовании: сборник научных трудов по материалам IX Международной научно¬практической конференции / Под ред. д-ра пед.наук, проф. С.П. Акутиной. М.: Издательство «Спутник +», 2011. С. 48-51.
89. Реунова М.А. Формирование познавательной
самостоятельности студентов в условиях реализации стандартов нового поколения // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: ОГУ, 2011. С. 219-223.
90. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002-343.
91. Современная энциклопедия. Большой энциклопедический словарь / под. ред. H.A. Творогова. М., 2007. 899 с.
92. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 254 с.