ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ
Введение 3
Глава 1. Мониторинг качества образовательных программ при реформировании дополнительного бизнес-образования в условиях интернационализации и глобализации образования 11
1.1 Программы дополнительного бизнес-образования и их роль в современной
системе образования 11
1.2 Качество образовательных программ вуза и подходы к его оценке в мировой
практике 27
1.3 Мониторинг качества образовательных программ и его роль во внутривузовской системе гарантии качества 52
Выводы по главе 1 65
Глава 2. Технология мониторинга качества программ дополнительного бизнес-образования с учетом опыта зарубежных вузов 68
2.1 Сравнительное исследование мониторинга качества образовательных программ в отечественных и зарубежных вузах 68
2.2 Разработка технологии мониторинга качества программ дополнительного бизнес-образования 82
2.3 Экспериментальная проверка элементов предлагаемой технологии на примере программы ДПО «Стратегический менеджмент» 90
Выводы по главе 2 103
Заключение 105
Список использованной литературы 107
Приложения
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что на современном этапе одной из ключевых стратегических целей развития образования является повышение его качества, как базового условия инновационного развития экономики, формирования современного российского общества и каждого гражданина. Данная цель была зафиксирована еще в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
В отношении образовательных программ высшей школы значение проблемы обеспечения качества усиливается под действием тенденций интернационализации и глобализации, следствием которых с одной стороны является расширение возможностей для импорта образовательных услуг, а с другой стороны обеспечение потенциала для развития их экспорта. В этих условиях отечественным вузам необходимо поддерживать определенный уровень конкурентоспособности своих образовательных программ основного и дополнительного образования, чтобы эффективно противостоять предложениям зарубежных вузов и сохранить контингент, а также преумножить его за счет увеличения доли иностранных студентов, обучающихся в России.
Управление качеством образовательных программ вуза предполагает использование систем его мониторинга и оценки. Притом ключевые специалисты в области высшего образования В. И. Звонников и В. А. Нефедов обосновано отмечают одну из современных мировых тенденций в сфере образования - изменение фокуса оценки качества образовательного процесса с внешних процедур, таких как аттестация и аккредитация, на модели внутренней самооценки [10].
В этих условиях вузам необходимо формировать либо пересматривать собственные системы внутреннего мониторинга и самооценки качества с учетом специфики деятельности на разных уровнях (вуз, институт, факультет, направление подготовки, образовательная программа) и разрабатывать соответствующие технологии мониторинга качества. В решении этой задачи необходимо основываться не только на собственных достижениях отечественной высшей школы, но и использовать уже имеющийся мировой опыт. Так модель, базирующаяся на внутренней оценке, принята в Великобритании, Польше, Австралии, странах Латинской Америки, Филиппинах, Тайване [37].
Проблема разработки собственной технологии мониторинга и управления качеством особо актуальна для программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Возрастание значения программ ДПО связано с тем, что они являются необходимым промежуточным звеном между основным образованием и требованиями работодателя как основными субъектами спроса на рынке образовательных услуг. Это недостающее связующее звено гармонизации образовательных стандартов и профессиональных стандартов, как отмечают специалисты в области аккредитации [47]. При этом для про-грамм ДПО не разрабатываются ФГОС (их содержание должно формироваться на основе профессиональных стандартов или требованиях работодателей, рынка труда), а с введением нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственной аккредитации подлежат только те программы ДПО, для которых утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) [78,47].
Существенные изменения законодательства, регулирующего организацию ДПО, и отказ от модели государственной аккредитации в данном секторе образования актуализируют поиск процедур подтверждения качества реализуемых программ дополнительного обучения [37]. И такие процедуры уже определены. Положения Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 определяют два уровня признания качества в сфере ДПО: 1) профессионально-общественная аккредитация образовательных программ; 2) общественная аккредитация организаций, реализующих профессиональные образовательные программы [78].
Как показывает опыт, современные вузы не активно подвергают внешней оценке свои программы ДПО, что можно объяснить рядом причин:
- динамичность и вариативность реализуемых программ,
- высокая стоимость аккредитации,
- прохождение аккредитации предполагает значительные усилия и временные затраты,
- а также незрелость системы мониторинга, оценки, управления качеством программ ДПО в вузе.
Стоит отметить, что независимо от выбора вуза в отношении конкретной образовательной программы - подвергать ее аккредитации или нет, необходимо проведение предварительной работы по формированию внутренних механизмов управления качеством реализуемых программ.
Таким образом, анализ современных тенденций реализации программ ДПО вузами свидетельствует о необходимости формирования системы менеджмента качества, соответствующей современным условиям, и учитывающей накопленный образовательными системами разных стран опыт разработки научно обоснованных подходов, технологий, инструментов внутреннего управления качеством, в том числе его мониторинга.
Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы позволил определить, что в системе высшего образования возросло внимание к проблемам:
- реформирования системы образования в условиях интернационализации и глобализации как в целом, так и дополнительного профессионального образования в частности [2, 3, 5,8 , 13, 20, 25, 30, 73 и др.];
- управления качеством образования, формирование конкретных инструментов и технологий мониторинга и оценки качества образования на уровне вуза, его структурных подразделений, направлений подготовки, образовательной программы [1,18, 22, 35, 41, 67 и др.];
- практической реализации задач внутреннего и внешнего мониторинга и оценки качества образования [26, 40, 43, 56, 80 и др.].
Об этом свидетельствуют исследования Чандра М.Ю., Улановской K. А., Сергеевой Е.В., Соколовой Л.М., Шестаковой М. В., Gordon G., Harvey L. и других. Однако практическая реализация вышеобозначенных тенденций и подходов невозможна без непрерывного совершенствования систем педагогической диагностики, инструментов мониторинга, ориентированных на всех участников образовательного процесса, что подтверждается в работах Л. Крашенинниковой, М. В. Ларионова, Мозгарева JI.B., Сергеевой Е. В., Чандра М. Ю.и других.
Модели оценки качества образования в отечественно и зарубежной практике были всесторонне проанализированы в работах Т. В. Третьяковой [75], Е. В. Филимоновой и Н. Н. Волосковой [79], М. В. Шестаковой [81], а также в работах зарубежных авторов [14,72].
Вопросы контроля качества обучения при аттестации при использовании компетентностного подхода рассматриваются в трудах В.И. Звонникова и M. Б. Челышковой [11, 12].
Вопросы профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования и перспективы ее внедрения рассмотрены в работах Матвеевой Т.В., Машковой Н.В., Ткачевой О.Н., Сафиной О.Г. [37].
Стоит также отметить исследования, посвященные зарубежному опыту построению внутривузовских систем гарантии качества [9, 10, 35, 46, 67, 70, 89, 90].
В то же время до сих пор в современной вузовской практике еще не завершены процессы модернизации внутренних систем гарантии качества обучения, не определены перспективные направления совершенствования техно-логии мониторинга качества программ дополнительного профессионального образования с учетом зарубежного опыта и условий реформирования системы образования, обновления нормативной базы его функционирования.
В связи с этим, в направлении нашего исследования был выявлен ряд противоречий:
- между особой ролью программ ДПО в обеспечении непрерывного обучения, интеграции образования и бизнеса и недостаточно развитыми инструментами управления этими программами;
- между необходимостью повышения качества образовательных программ для обеспечения конкурентоспособности вузов на мировой арене, международного признания образовательных программ и отсутствием развитой внутривузовской системы мониторинга и гарантии качества;
- существование теоретической базы и опыта построения внутривузовской системы мониторинга и оценки качества в зарубежных вузах и недостаточное его использование в отечественной практике.
Существование указанных противоречий позволило определить и сформулировать проблему исследования: Какой должна быть технология мониторинга качества программ дополнительного бизнес-образования?
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка технологии мониторинга качества программ бизнес-образования с учетом зарубежного опыта.
Объект исследования: качество программы дополнительного бизнес-образования в вузе.
Предмет исследования: технология, методы и инструменты мониторинга качества программы дополнительного бизнес-образования в вузах России и за рубежом.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Содержательно раскрыть и проанализировать базовые понятия исследования: качество образования, образовательная программа, качество образовательной программы, дополнительное профессиональное образование, мониторинг качества образовательных программ.
2. Продемонстрировать особую роль программ дополнительного профессионального образования бизнес-направленности в современной системе образования и выявить существующие проблемы управления программами ДПО.
3. Показать значение качества образовательной программы вуза в условиях интернационализации и глобализации образовательного пространства, выявить подходы к его оценке, применяемые вузами разных стран.
4. Определить основные виды мониторинга качества образовательных программ и соответствующие методы исследования.
5. Провести сравнительное исследование объектов и субъектов мониторинга качества образовательных программ в отечественных и зарубежных вузах.
6. Разработать технологию мониторинга качества программ ДПО с учетом опыта зарубежных вузов и экспериментально проверить ее элементы.
Гипотеза исследования: использование опыта зарубежных стран позволит разработать эффективную технологию мониторинга качества дополни-тельных образовательных программ в сфере бизнеса.
Методы исследования. В работе применялся комплекс методов исследования, в том числе: анализ и обобщение содержания различных источников (в том числе законодательных и нормативных актов органов власти и управления Российской Федерации, нормативных актов Министерства образования и науки Российской Федерации), синтеза эмпирического материала, сравнительного анализа, наблюдения, опроса, анкетирования, педагогического эксперимента, методов экспертных оценок и др.
Результаты работы заключаются в разработке и обосновании технологии мониторинга качества программ дополнительного образования вуза на основе сопоставительного изучения опыта отечественных и зарубежных вузов, а также апробации элементов данной технологии.
Новизна исследования состоит в том, что разработанная технология основывается на систематизированном опыте отечественных и зарубежных вузов и предполагает комплексную оценку образовательной программы с привлечением различных заинтересованных сторон на разных этапах реализации программы ДПО. Предлагаемая технология гибко учитывает особенности разных видов программ ДПО бизнес-образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая технология может использоваться при управлении программами ДПО для повышения их качества и конкурентоспособности, а также может создавать необходимый потенциал для подготовки программ дополнительного профессионального образования к общественно-профессиональной аккредитации. Стоит отметить, что результаты мониторинга программы ДПО, полученные при применении предложенной технологии могут быть использованы для информирования заинтересованных сторон и продвижения данной образовательной программы.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 118 страницах тек-ста, содержит 7 приложений, при написании работы использовано 99 источников.
Повышение качества образования является сегодня одной из ключевых стратегических целей его развития. В отношении образовательных программ высшей школы значение проблемы качества усиливается под действием тенденций интернационализации и глобализации.
Проблема разработки собственной технологии мониторинга и управления качеством особо актуальна для программ дополнительного профессионального образования. Возрастание значения программ ДПО связано с тем, что они являются необходимым промежуточным звеном между основным образованием и требованиями работодателя как основными субъектами спроса на рынке образовательных услуг.
В решении проблемы формирования технологии мониторинга качества программ ДПО в вузе необходимо основываться не только на собственных достижениях отечественной высшей школы, но и использовать уже имеющийся мировой опыт.
Предлагаемое содержание мониторинга программы ДПО предполагает проведение таких видов мониторинга как: мониторинг актуальности и востребованности программы ДПО, а также готовности вуза к ее реализации; мониторинг процесса реализации программы; мониторинг результатов образовательной программы.
Предложенная технология мониторинга качества программ ДПО является попыткой систематизировать достижения отечественной и зарубежной теории и состоит из следующих этапов:
Этап 1. Постановка целей мониторинга и оценки программы ДПО в соответствии со стратегией развития вуза.
Этап 2. Классификация образовательной программы и выявление ее особенностей.
Этап 3. Сбор необходимых данных, а также проведения мониторинга программ ДПО в соответствии с предложенной картой.
Этап 4. Анализ и оценка результатов мониторинга программы ДПО с учетом целей программы и стратегии вуза, внесение корректировок в про-грамму ДПО (ее содержание, условия реализации и др.).
Экспериментальная проверка предлагаемой технологии включала мониторинг актуальности и востребованности программы ДПО «Стратегический менеджмент» и позволила сделать вывод об ее эффективности.
1. Абдуллина О. Мониторинг качества профессиональной подготовки / О.Абдуллина // Высшее образование в России. - 2010. - N 3.
2. Аниськина Н.Н. Качество ДПО - центральная проблема реформы профессионального образования // Инновации. - 2013. - №4 (174). [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-dpo-tsentralnaya- problema-reformy-professionalnogo-obrazovaniya(дата обращения: 05.04.2017).
3. Аниськина, Н.Н. Изменения в законодательстве: перспективы и противоречия. /Н.Н. Аниськина //Вестник академии Пастухова: информационно-аналитический журнал. - 2012. - № 1. - С. 2-6
4. Бутко Г. П., Ляпунова А. Д. Повышение роли университетов в инновационной деятельности: менеджмент качества образования // Известия Уральского госу-дарственного экономического университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2008. № 3 (22). С. 137-143. ;
5. Ваулина Л.Н., Коношенко Н.А., Межкультурная адаптация иностранных студентов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова, № 3, том 20, 2014, с. 225-227
6. Головцова И. Г. Стратегическое управление качеством образовательной деятельности в вузе на основе открытых инноваций: дис. ... д-ра экон. наук. Санкт-Петербург, 2014. 322 с.
7. ГОСТ Р 52614.2-2006 - «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001:2001 в сфере образования»
8. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования. Universitiаs, Том 1, 2014, №3, с. 33-47
9. Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании ENQA /
Стандарты и принципы обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования [Электронный ресурс] - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-
Main_doc/050221_ENQA_report.pdf, свободный.
10. Звонников В. И., Нефедов В. А. О роли конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» в решении проблем обеспечения качества образования в ГУУ // Сборник докладов и тезисов Итоговой всероссийской конференции «Совершенствование модели ежегодного конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных организаций высшего и профессионального образования». Москва: МГУЭСиИ, 2013. С. 117— 123
11. Звонников В. И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход [Текст] : учеб. пособие / Звонников В. И., Челышкова М. Б. - М. :Университетская книга , Логос, 2009. - 272 с. См стр 15
12. Звонников В. И.Современные средства оценивания результатов обучения[Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Звонни - ков В. И., Челышкова М. Б. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 224 с.
13. Зорников И.Н. Международная деятельность современного университета: вы-зовы нового столетия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ric.vsu.ru, свободный.
14. Имаи М. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний. Москва: Альпина Бизнес-букс, 2005. 250 с.
15. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам
социально-экономической стратегии России на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf, свободный.
16. Кайнова Э.Б. Качество образования и способы его измерения / Науч. ред. Ю.В. Шаронин. - М.: АПК и ППРО, 2013. 120 с.
17. Канабекова М.А. Качество образования и конкурентоспособность человеческих ресурсов как определяющие факторы экономического роста [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://articlekz.com/article/10865, свободный.
18. Кириченко К.И. Системы оценки качества образования и их имплементация в отечественные рынки труда // Вестник Университета № 19, 2014 г. с 24-28
19. Колесников А. А., Козин, И. Ф., Кожевников, С. А. и др. Всеобщий менеджмент качества: Учеб. пособие / Под общей ред. С. А. Степанова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2010. 200 с. 57.
20. Коммюнике конференции министров по высшему образованию, Берлин, 2003 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bologna- berlin2003.de/pdf/Communique1.pdf, свободный.
21. Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы
22. Кононенко М.А., Соболева И.А., Щеколдин В.Ю. , Якимова И.В. Самооценка качества услуг учреждения дополнительного профессионального образования // Компетентность. - 2014. - №7. - С. 4-5.
23. Коротков Э.М. Качество профессионального образования специалиста в области менеджмента. /Коротков Э.М. // Квалиметрия в образовании: методология и практика. X симпозиум, Кн.1. М., 2012.- С. 153- 155.
24. Красильникова М.Д., Бондаренко Н.В. Рынок труда и профессиональное образование - каков механизм сотрудничества? // Информационный бюллетень. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. 104 с.
25. Краснова Г.А. Основные направления развития экспорта образовательных услуг в системах высшего образования: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008. - 162 с. С 10
26. Крашенинникова, Л. Сообщество: экзаменаторы // ОРЕЫЛИНК. 2011. №2. С. 46-49.
27. Кулемин И.Н. Региональная модель мониторинга качества начального профессионального образования: Автореф. дисс. кандидата педагогических наук. - Москва, 2009. - 25 с.
28. Кустов Ю.А., Шуберт Ю.Ф., Козлов A.B. Взаимосвязь профессионального образования и производства.— Тольятти, 1996. С.53-54.
29. Лазарев Г.И. Молодой специалист на рынке труда: ожидания выпускника и взгляд работодателя//Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием / ПетрГУ. - Петрозаводск, 2012. 240 с. 71.
30. Ларионова М. В. Интеграционные процессы в образовании. Европейский опыт (статья первая) / М. В. Ларионова // Высшее образование сегодня. -2006. - № 2. - С. 46-52.
31. Лебедев O.E. Модернизация управления образованием: перспективы и проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих проблем / O.E. Лебедев. - СПб.: СПбАППО, 2011. - 96 с.
32. Лейбович А.Н. Общая структура ОСОКО и модель ее взаимодействия с внешней средой / А.Н. Лейбович // Построение 106 Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования, М.,2009. 73 с.
33. Лондонское коммюнике министров по высшему образованию, Лондон, 2007 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/Bologna/documents/mdc/London_ Communique18May2007.pdf, свободный.
34. Майер В.В. Социологическая концепция формирования системы управления качеством высшего образования : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Тю-мень, 2007. - 48 с.
35. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. / А.Н. Майоров. - М.: Интеллект-Центр, 2015. 424 с
36. Марфин С.Г., Плетнёва О.В., Кашина, М.В. Усиление общественной составляющей в процессе реализации системы социального партнерства учреждения профессионального образования: методическое пособие / С.Г. Марфин, О.В. Плетнёва, М.В. Кашина. - Самара: Изд-во ЦПО, 2006. 180 с.
37. Матвеева Т.В., Машкова Н.В., Ткачева О.Н., Сафина О.Г Проблемы профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования и перспективы ее внедрения // Образование и наука. 2015.-№1. - С. 137-150.
38. Матрос Д. Ш. Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. - М.,2009.
39. Машукова Н.Д., Посталюк Н.Ю., Николаева Г.В., Ащеулов Ю.Б. Система добровольной сертификации персонала в Российской Федерации: модели и механизмы - М.:, 2011. - 185 с.
40. Международная конференция по результатам обучения. Определение и измерение результатов обучения в высшем образовании / Европейский консорциум по аккредитации - Цюрих, 3-4 сентября, 2007 [Электронный ресурс] - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.oaq.ch/pub/en/Conference_LO.php, свободный.
41. Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики / [М.Л.Агранович и др.] -М.: Аспект Пресс, 2009. 133 с. 107
42. Механизмы государственно-общественного управления образовательным учреждением. Методические рекомендации. /Сергеева Т.А (науч. ред.)- М.: Изд. Профессионал, 2008. 67 с.
43. Мозгарев JI.B., Панасюк В.П., Савинков, Ю.А., Чекунов В.И. Теория и практика мониторинга качества образования в Воронежской области. Вып. 2. /Науч. ред. Ю.А. Савинков. - Воронеж: ВОИПКРО, 2009.
44. Моисеев, А.М. Нововведения в управлении образованием: смысл, необходимость, области и направления / А.М. Моисеев //Нововведения в управлении образованием - М.:Росспэн., 2009. С. 12-34.
45. Морс, К. Эффективные решения в экономике переходного периода. Аналитические инструменты разработки и реализации социально-экономической политики [Текст] / К. Морс, Р Страйк, А. Пузанов. - М.:Айрис-пресс,2007.-448с .- (Фонд "Институт экономики города")
46. Мотова Г. О международном сотрудничестве в системе гарантий качества образования / Г. Мотова, Ф. Гарифуллина // Вестник высшей школы. - 2007. -№ 1. - С. 45-48.
47. Мотова Г.Н., Аносова Н.А. Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО // Аккредитация в образовании 28.02.2013
48. Обеспечение качества программ ДПО [Текст] / В. Г. Вятчина // Аккредитация в образовании. - 2013. - № 68. - С. 24-25
49. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ). Министерство труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: // http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/okz/, свободный.
50. Официальный сайт Европейского аккредитационного консорциума ECA
Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.ecaconsortium.net/index.php, свободный.
51. Петрищев В.И., Грасс Т.П. В чем секрет феномена молодежного предпринимательства в России и за рубежом //В мире научных открытий 2011. С. 99-103.
52. Петрищев В.И., Грасс Т.П., Полукаров Д.В. Культура предпринимательства в понимании российской и западной школьной молодежи // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. Т 8. № 4. С. 42.
53. Петрищев, В. И. Предпринимательство как фактор экономической социализации школьной молодёжи (на примере России и зарубежных стран): монография/ В. И. Петрищев, Т. П. Грасс. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2011. - 268 с.
54. Письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. N 06-735 "О дополнительном профессиональном образовании" (письмо содержит разъяснения к приказу от 1 июля 2013 г. N 499 и к 273-ФЗ в части ДПО).
55. План-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.11.2012 г. № 565
56. Политика по оцениванию уровня знаний. Университет Восточного Лондона, Уральский государственный экономический университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.usue.ru/files/AssPlicyRsBr(1).doc, свободный.
57. Похолков Ю. Обеспечение и оценка качества в высшем образовании / Ю. Похолков, А. Чучалин, С. Могильницкий, О. Боев // Высшее образование в Рос-сии. - 2004. - № 2. - С. 12-28.
58. Приказ Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. №1244 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N499"
59. Приказ Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополни-тельным профессиональным программам»
60. Приказ Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 «Об утверждении макета профессионального стандарта».
61. Приказ Минтруда РФ № 148н от 12.04.2013 «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».
62. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №
148н от 12 апреля 2013 года «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-
blok/normativnye-pravovye-akty/, свободный.
63. Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом». (Приказ Минтруда РФ № 691н подписан 6 октября 2015 года) [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/, свободный.
64. Профессиональный стандарт №149. Менеджер по информационным технологиям [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy- reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/, свободный.
65. Профессиональный стандарт № 568У Менеджер по продажам
информационно-коммуникационных систем (утвержден приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «05» октября 2015 г. № 687н) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/, свободный.
66. Профессиональный стандарт №147. Менеджер продуктов в области
информационных технологий (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «20» ноября 2014 г. №915н) [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/, свободный.
67. Рашиди А., Ван де Винкель Р Европейская система «Общая структура гарантии качества (CQAF) в (дополнительном) профессиональном образовании» Folksuniversitetet, Revalento December, 2010 [Электронный ресурс] — Режим доступа: wwwold.dvfu.ru/documents/197073/.../a34a7872-43f6-415c-9911-
4da7c3d554ae, свободный.
68. Ременцов А.Н. Направления экспорта образовательных услуг в вузе // Высшее образование в России. 2015. №11. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-eksporta-obrazovatelnyh-uslug-v- vuze, свободный. (дата обращения: 23.03.2017)
69. Ряховский Д. И. Реализация программ дополнительного профессионального
образования в свете нового закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. 2013. №4 (48). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-programm-
dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-svete-novogo-zakona-ob- obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii, свободный. (дата обращения: 05.04.2017).
70. Себкова Х. Аккредитация и обеспечение качества высшего образования в Европе / X. Себкова // Высшее образование сегодня. - 2002. - № 12. - С. 44-50
71. Сергеева Е. В., Чандра М. Ю. Качество проектирования и реализации основных образовательных программ в вузе как объект оценки [Электронный ресурс] // Известия ВолгГТУ. 2013. №9 (112). стр 126-129 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-proektirovaniya-i-realizatsii-osnovnyh- obrazovatelnyh-programm-v-vuze-kak-obekt-otsenki, свободный. (дата обращения: 14.03.2017).
72. Слак Н., Чеймберс С., Джонстон Р Организация, планирование и проектирование производства. Операционный менеджмент. Москва: ИНФРА-М, 2012. 790 с
73. Соколова, Е. Л. Обеспечение условий для развития международного сотрудничества в области менеджмента // Международная научно-практическая конференция «Модернизация подготовки управленческих кадров России в контексте мировой системы образования», сборник материалов [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2012. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/conf/iubpe1/report?memb_id=4485, свободный.
74. Соколова, Е.Л. Мониторинг качества международных образовательных про-грамм // Международный менеджмент и маркетинг в вузе: Материалы между-народной научно-практической конференции, Красноярск, СибГАУ, 2007. С. 34-37
75. Третьякова Т. В. Качество образования от оценки к управлению // Высшее образование сегодня. 2010. № 6. С. 16-22
76. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов Утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 148н от 12 апреля 2013 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy- blok/normativnye-pravovye-akty/, свободный.
77. Федеральный закон № 122-ФЗ от 02.05.2015 «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
78. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
79. Филимонова Е. В., Волоскова Н. Н. Система оценки качества образования: этапы и тенденции развития // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 5. С. 78-79
80. Чандра М.Ю., Улановская К.А., Сергеева Е.В., Соколова Л.М. Проблемы оценивания качества профессиональной подготовки по основным образовательным программам вуза на основе обратной связи с выпускниками [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования . - № 3. - 2014 — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenivaniya-
kachestva-professionalnoy-podgotovki-po-osnovnym-obrazovatelnym-programmam-vuza-na-osnove-obratnoy-svyazi-s#ixzz4bKCQ0qRh, свободный.
81. Шестакова М. В. Зарубежные модели оценки качества высшего образования // Экология человека. 2008. №11. [Электронный ресурс] — Ре¬жим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnye-modeli-otsenki- kachestva-vysshego-obrazovaniya(дата обращения: 28.03.2017). Научная библиотека КиберЛенинка:http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnye-modeli-otsenki-kachestva-vysshego-obrazovaniya#ixzz4ce2sR15m, свободный.
82. Эланд Р Наднациональные организации и транснациональное образование. //Транснациональное образование: возможность доступа или создание препятствий. Бухарест, СЕПЕС ЮНЕСКО, №3, 2000, с. 26.
83. ASQ Z1.11-2002 - «Quality assurance standards - Guidelines for the application of ANSI/ISO/ASQ Q9001-2000 to education and training institutions» - Стандарты обеспечения качества - Руководящие указания по применению ANSI/ISO/ASQ Q9001- 2000 в образовательных и обучающих организациях. - Стандарт США
84. Bologna Process Stocktaking Report, 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eu.daad.de/imperia/md/content/eu/ bologna/bolognaprocessstocktak- ing_london.pdf, свободный.
85. Brennan J. et al. The Employment of UK Graduates: Comparisons with Europe and Japan. -Bristol: Higher Education Funding Council for England, 2001.
86. Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Ed-ucation, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009 [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/Leuven_Lou- vain-la-Neuve_Communique_April_2009.pdf, свободный.
87. Dimensions of Russian Education. Center for Sociological Research. 2015. 644p..
88. ECTS Users’ Guide Brussels: Directorate - General for Education and Culture
[Электронный ресурс]. - 2005.- Режим доступа:
http://ec.europa.eu/education/programmes/socrates/ects/doc/guide_en.pdf, свободный.
89. Gordon G. Approaches to effective internal processes to quality management: an initial analysis // Tertiary Education and Management. Vol. 4. No. 4. 1998. P 295¬
301., С. 300
90. Handbook for Alumni Administration / еdited by Charles H. Webb. Sponsored by Council for Advancement and Support of education. - New York, 1988. - Р. 18.
91. Harvey L. External quality monitoring in the market place // Tertiary Education and Management. Vol. 3. No. 1. 1997. P 25-35., С. 25
92. HB 90.7-2000 - «Education and Training Guide to ISO 9001:2000» - Руководство по ИСО 9001:2000 для образовательных и обучающих организаций. - Национальный стандарт Австралии
93. ISO/IWA 2 «Quality management systems. Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education» - Системы менеджмента качества
94. Matveeva T., Mashkova N., Patrakov E., Obukhov O. Ensuring competitiveness in the system of additional professional education // Life Science Journal. 2014. № 11 (8s). P 426-429.
95. Matveeva T., Turchaninova G., Obukhov O., Shubat O., Novokshonova J. The analysis of the Ural higher education institutions and business interaction: the modern situation and development // Life Science Journal. 2014. № 11 (10). P 732-735.
96. Sixth ENQA General Assembly, 28-29 September 2009, Barcelona, Spain. - Режим доступа: http://enqa.eu/eventitem.lasso?id=245&cont=pasteventDetail, свободный.
97. The 2012 Bucharest Ministerial Conference [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bologna-bucharest2012.ehea.info/, свободный.
98. The European Qualification Framework [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/eqf_en.htm, свободный.
99. Westerheijden D. F. Peers, performance and power: quality assessment in the Netherlands // Peer review and performance indicators: quality assessment in British and Dutch higher education /eds.: Leo C. J. Geodegebuure, Peter A. M. Maassen, Don F. Westerheijden. Utrecht: Lemma. P 183-207., С. 183-184.