ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ
|
Введение 3
Глава 1. Мониторинг качества образовательных программ при реформировании дополнительного бизнес-образования в условиях интернационализации и глобализации образования 11
1.1 Программы дополнительного бизнес-образования и их роль в современной
системе образования 11
1.2 Качество образовательных программ вуза и подходы к его оценке в мировой
практике 27
1.3 Мониторинг качества образовательных программ и его роль во внутривузовской системе гарантии качества 52
Выводы по главе 1 65
Глава 2. Технология мониторинга качества программ дополнительного бизнес-образования с учетом опыта зарубежных вузов 68
2.1 Сравнительное исследование мониторинга качества образовательных программ в отечественных и зарубежных вузах 68
2.2 Разработка технологии мониторинга качества программ дополнительного бизнес-образования 82
2.3 Экспериментальная проверка элементов предлагаемой технологии на примере программы ДПО «Стратегический менеджмент» 90
Выводы по главе 2 103
Заключение 105
Список использованной литературы 107
Приложения
Глава 1. Мониторинг качества образовательных программ при реформировании дополнительного бизнес-образования в условиях интернационализации и глобализации образования 11
1.1 Программы дополнительного бизнес-образования и их роль в современной
системе образования 11
1.2 Качество образовательных программ вуза и подходы к его оценке в мировой
практике 27
1.3 Мониторинг качества образовательных программ и его роль во внутривузовской системе гарантии качества 52
Выводы по главе 1 65
Глава 2. Технология мониторинга качества программ дополнительного бизнес-образования с учетом опыта зарубежных вузов 68
2.1 Сравнительное исследование мониторинга качества образовательных программ в отечественных и зарубежных вузах 68
2.2 Разработка технологии мониторинга качества программ дополнительного бизнес-образования 82
2.3 Экспериментальная проверка элементов предлагаемой технологии на примере программы ДПО «Стратегический менеджмент» 90
Выводы по главе 2 103
Заключение 105
Список использованной литературы 107
Приложения
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что на современном этапе одной из ключевых стратегических целей развития образования является повышение его качества, как базового условия инновационного развития экономики, формирования современного российского общества и каждого гражданина. Данная цель была зафиксирована еще в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
В отношении образовательных программ высшей школы значение проблемы обеспечения качества усиливается под действием тенденций интернационализации и глобализации, следствием которых с одной стороны является расширение возможностей для импорта образовательных услуг, а с другой стороны обеспечение потенциала для развития их экспорта. В этих условиях отечественным вузам необходимо поддерживать определенный уровень конкурентоспособности своих образовательных программ основного и дополнительного образования, чтобы эффективно противостоять предложениям зарубежных вузов и сохранить контингент, а также преумножить его за счет увеличения доли иностранных студентов, обучающихся в России.
Управление качеством образовательных программ вуза предполагает использование систем его мониторинга и оценки. Притом ключевые специалисты в области высшего образования В. И. Звонников и В. А. Нефедов обосновано отмечают одну из современных мировых тенденций в сфере образования - изменение фокуса оценки качества образовательного процесса с внешних процедур, таких как аттестация и аккредитация, на модели внутренней самооценки [10].
В этих условиях вузам необходимо формировать либо пересматривать собственные системы внутреннего мониторинга и самооценки качества с учетом специфики деятельности на разных уровнях (вуз, институт, факультет, направление подготовки, образовательная программа) и разрабатывать соответствующие технологии мониторинга качества. В решении этой задачи необходимо основываться не только на собственных достижениях отечественной высшей школы, но и использовать уже имеющийся мировой опыт. Так модель, базирующаяся на внутренней оценке, принята в Великобритании, Польше, Австралии, странах Латинской Америки, Филиппинах, Тайване [37].
Проблема разработки собственной технологии мониторинга и управления качеством особо актуальна для программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Возрастание значения программ ДПО связано с тем, что они являются необходимым промежуточным звеном между основным образованием и требованиями работодателя как основными субъектами спроса на рынке образовательных услуг. Это недостающее связующее звено гармонизации образовательных стандартов и профессиональных стандартов, как отмечают специалисты в области аккредитации [47]. При этом для про-грамм ДПО не разрабатываются ФГОС (их содержание должно формироваться на основе профессиональных стандартов или требованиях работодателей, рынка труда), а с введением нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственной аккредитации подлежат только те программы ДПО, для которых утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) [78,47].
Существенные изменения законодательства, регулирующего организацию ДПО, и отказ от модели государственной аккредитации в данном секторе образования актуализируют поиск процедур подтверждения качества реализуемых программ дополнительного обучения [37]. И такие процедуры уже определены. Положения Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 определяют два уровня признания качества в сфере ДПО: 1) профессионально-общественная аккредитация образовательных программ; 2) общественная аккредитация организаций, реализующих профессиональные образовательные программы [78].
Как показывает опыт, современные вузы не активно подвергают внешней оценке свои программы ДПО, что можно объяснить рядом причин:
- динамичность и вариативность реализуемых программ,
- высокая стоимость аккредитации,
- прохождение аккредитации предполагает значительные усилия и временные затраты,
- а также незрелость системы мониторинга, оценки, управления качеством программ ДПО в вузе.
Стоит отметить, что независимо от выбора вуза в отношении конкретной образовательной программы - подвергать ее аккредитации или нет, необходимо проведение предварительной работы по формированию внутренних механизмов управления качеством реализуемых программ.
Таким образом, анализ современных тенденций реализации программ ДПО вузами свидетельствует о необходимости формирования системы менеджмента качества, соответствующей современным условиям, и учитывающей накопленный образовательными системами разных стран опыт разработки научно обоснованных подходов, технологий, инструментов внутреннего управления качеством, в том числе его мониторинга.
Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы позволил определить, что в системе высшего образования возросло внимание к проблемам:
- реформирования системы образования в условиях интернационализации и глобализации как в целом, так и дополнительного профессионального образования в частности [2, 3, 5,8 , 13, 20, 25, 30, 73 и др.];
- управления качеством образования, формирование конкретных инструментов и технологий мониторинга и оценки качества образования на уровне вуза, его структурных подразделений, направлений подготовки, образовательной программы [1,18, 22, 35, 41, 67 и др.];
- практической реализации задач внутреннего и внешнего мониторинга и оценки качества образования [26, 40, 43, 56, 80 и др.].
Об этом свидетельствуют исследования Чандра М.Ю., Улановской K. А., Сергеевой Е.В., Соколовой Л.М., Шестаковой М. В., Gordon G., Harvey L. и других. Однако практическая реализация вышеобозначенных тенденций и подходов невозможна без непрерывного совершенствования систем педагогической диагностики, инструментов мониторинга, ориентированных на всех участников образовательного процесса, что подтверждается в работах Л. Крашенинниковой, М. В. Ларионова, Мозгарева JI.B., Сергеевой Е. В., Чандра М. Ю.и других.
Модели оценки качества образования в отечественно и зарубежной практике были всесторонне проанализированы в работах Т. В. Третьяковой [75], Е. В. Филимоновой и Н. Н. Волосковой [79], М. В. Шестаковой [81], а также в работах зарубежных авторов [14,72].
Вопросы контроля качества обучения при аттестации при использовании компетентностного подхода рассматриваются в трудах В.И. Звонникова и M. Б. Челышковой [11, 12].
Вопросы профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования и перспективы ее внедрения рассмотрены в работах Матвеевой Т.В., Машковой Н.В., Ткачевой О.Н., Сафиной О.Г. [37].
Стоит также отметить исследования, посвященные зарубежному опыту построению внутривузовских систем гарантии качества [9, 10, 35, 46, 67, 70, 89, 90].
В то же время до сих пор в современной вузовской практике еще не завершены процессы модернизации внутренних систем гарантии качества обучения, не определены перспективные направления совершенствования техно-логии мониторинга качества программ дополнительного профессионального образования с учетом зарубежного опыта и условий реформирования системы образования, обновления нормативной базы его функционирования.
В связи с этим, в направлении нашего исследования был выявлен ряд противоречий:
- между особой ролью программ ДПО в обеспечении непрерывного обучения, интеграции образования и бизнеса и недостаточно развитыми инструментами управления этими программами;
- между необходимостью повышения качества образовательных программ для обеспечения конкурентоспособности вузов на мировой арене, международного признания образовательных программ и отсутствием развитой внутривузовской системы мониторинга и гарантии качества;
- существование теоретической базы и опыта построения внутривузовской системы мониторинга и оценки качества в зарубежных вузах и недостаточное его использование в отечественной практике.
Существование указанных противоречий позволило определить и сформулировать проблему исследования: Какой должна быть технология мониторинга качества программ дополнительного бизнес-образования?
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка технологии мониторинга качества программ бизнес-образования с учетом зарубежного опыта.
Объект исследования: качество программы дополнительного бизнес-образования в вузе.
Предмет исследования: технология, методы и инструменты мониторинга качества программы дополнительного бизнес-образования в вузах России и за рубежом.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Содержательно раскрыть и проанализировать базовые понятия исследования: качество образования, образовательная программа, качество образовательной программы, дополнительное профессиональное образование, мониторинг качества образовательных программ.
2. Продемонстрировать особую роль программ дополнительного профессионального образования бизнес-направленности в современной системе образования и выявить существующие проблемы управления программами ДПО.
3. Показать значение качества образовательной программы вуза в условиях интернационализации и глобализации образовательного пространства, выявить подходы к его оценке, применяемые вузами разных стран.
4. Определить основные виды мониторинга качества образовательных программ и соответствующие методы исследования.
5. Провести сравнительное исследование объектов и субъектов мониторинга качества образовательных программ в отечественных и зарубежных вузах.
6. Разработать технологию мониторинга качества программ ДПО с учетом опыта зарубежных вузов и экспериментально проверить ее элементы.
Гипотеза исследования: использование опыта зарубежных стран позволит разработать эффективную технологию мониторинга качества дополни-тельных образовательных программ в сфере бизнеса.
Методы исследования. В работе применялся комплекс методов исследования, в том числе: анализ и обобщение содержания различных источников (в том числе законодательных и нормативных актов органов власти и управления Российской Федерации, нормативных актов Министерства образования и науки Российской Федерации), синтеза эмпирического материала, сравнительного анализа, наблюдения, опроса, анкетирования, педагогического эксперимента, методов экспертных оценок и др.
Результаты работы заключаются в разработке и обосновании технологии мониторинга качества программ дополнительного образования вуза на основе сопоставительного изучения опыта отечественных и зарубежных вузов, а также апробации элементов данной технологии.
Новизна исследования состоит в том, что разработанная технология основывается на систематизированном опыте отечественных и зарубежных вузов и предполагает комплексную оценку образовательной программы с привлечением различных заинтересованных сторон на разных этапах реализации программы ДПО. Предлагаемая технология гибко учитывает особенности разных видов программ ДПО бизнес-образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая технология может использоваться при управлении программами ДПО для повышения их качества и конкурентоспособности, а также может создавать необходимый потенциал для подготовки программ дополнительного профессионального образования к общественно-профессиональной аккредитации. Стоит отметить, что результаты мониторинга программы ДПО, полученные при применении предложенной технологии могут быть использованы для информирования заинтересованных сторон и продвижения данной образовательной программы.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 118 страницах тек-ста, содержит 7 приложений, при написании работы использовано 99 источников.
В отношении образовательных программ высшей школы значение проблемы обеспечения качества усиливается под действием тенденций интернационализации и глобализации, следствием которых с одной стороны является расширение возможностей для импорта образовательных услуг, а с другой стороны обеспечение потенциала для развития их экспорта. В этих условиях отечественным вузам необходимо поддерживать определенный уровень конкурентоспособности своих образовательных программ основного и дополнительного образования, чтобы эффективно противостоять предложениям зарубежных вузов и сохранить контингент, а также преумножить его за счет увеличения доли иностранных студентов, обучающихся в России.
Управление качеством образовательных программ вуза предполагает использование систем его мониторинга и оценки. Притом ключевые специалисты в области высшего образования В. И. Звонников и В. А. Нефедов обосновано отмечают одну из современных мировых тенденций в сфере образования - изменение фокуса оценки качества образовательного процесса с внешних процедур, таких как аттестация и аккредитация, на модели внутренней самооценки [10].
В этих условиях вузам необходимо формировать либо пересматривать собственные системы внутреннего мониторинга и самооценки качества с учетом специфики деятельности на разных уровнях (вуз, институт, факультет, направление подготовки, образовательная программа) и разрабатывать соответствующие технологии мониторинга качества. В решении этой задачи необходимо основываться не только на собственных достижениях отечественной высшей школы, но и использовать уже имеющийся мировой опыт. Так модель, базирующаяся на внутренней оценке, принята в Великобритании, Польше, Австралии, странах Латинской Америки, Филиппинах, Тайване [37].
Проблема разработки собственной технологии мониторинга и управления качеством особо актуальна для программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Возрастание значения программ ДПО связано с тем, что они являются необходимым промежуточным звеном между основным образованием и требованиями работодателя как основными субъектами спроса на рынке образовательных услуг. Это недостающее связующее звено гармонизации образовательных стандартов и профессиональных стандартов, как отмечают специалисты в области аккредитации [47]. При этом для про-грамм ДПО не разрабатываются ФГОС (их содержание должно формироваться на основе профессиональных стандартов или требованиях работодателей, рынка труда), а с введением нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственной аккредитации подлежат только те программы ДПО, для которых утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) [78,47].
Существенные изменения законодательства, регулирующего организацию ДПО, и отказ от модели государственной аккредитации в данном секторе образования актуализируют поиск процедур подтверждения качества реализуемых программ дополнительного обучения [37]. И такие процедуры уже определены. Положения Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 определяют два уровня признания качества в сфере ДПО: 1) профессионально-общественная аккредитация образовательных программ; 2) общественная аккредитация организаций, реализующих профессиональные образовательные программы [78].
Как показывает опыт, современные вузы не активно подвергают внешней оценке свои программы ДПО, что можно объяснить рядом причин:
- динамичность и вариативность реализуемых программ,
- высокая стоимость аккредитации,
- прохождение аккредитации предполагает значительные усилия и временные затраты,
- а также незрелость системы мониторинга, оценки, управления качеством программ ДПО в вузе.
Стоит отметить, что независимо от выбора вуза в отношении конкретной образовательной программы - подвергать ее аккредитации или нет, необходимо проведение предварительной работы по формированию внутренних механизмов управления качеством реализуемых программ.
Таким образом, анализ современных тенденций реализации программ ДПО вузами свидетельствует о необходимости формирования системы менеджмента качества, соответствующей современным условиям, и учитывающей накопленный образовательными системами разных стран опыт разработки научно обоснованных подходов, технологий, инструментов внутреннего управления качеством, в том числе его мониторинга.
Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы позволил определить, что в системе высшего образования возросло внимание к проблемам:
- реформирования системы образования в условиях интернационализации и глобализации как в целом, так и дополнительного профессионального образования в частности [2, 3, 5,8 , 13, 20, 25, 30, 73 и др.];
- управления качеством образования, формирование конкретных инструментов и технологий мониторинга и оценки качества образования на уровне вуза, его структурных подразделений, направлений подготовки, образовательной программы [1,18, 22, 35, 41, 67 и др.];
- практической реализации задач внутреннего и внешнего мониторинга и оценки качества образования [26, 40, 43, 56, 80 и др.].
Об этом свидетельствуют исследования Чандра М.Ю., Улановской K. А., Сергеевой Е.В., Соколовой Л.М., Шестаковой М. В., Gordon G., Harvey L. и других. Однако практическая реализация вышеобозначенных тенденций и подходов невозможна без непрерывного совершенствования систем педагогической диагностики, инструментов мониторинга, ориентированных на всех участников образовательного процесса, что подтверждается в работах Л. Крашенинниковой, М. В. Ларионова, Мозгарева JI.B., Сергеевой Е. В., Чандра М. Ю.и других.
Модели оценки качества образования в отечественно и зарубежной практике были всесторонне проанализированы в работах Т. В. Третьяковой [75], Е. В. Филимоновой и Н. Н. Волосковой [79], М. В. Шестаковой [81], а также в работах зарубежных авторов [14,72].
Вопросы контроля качества обучения при аттестации при использовании компетентностного подхода рассматриваются в трудах В.И. Звонникова и M. Б. Челышковой [11, 12].
Вопросы профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования и перспективы ее внедрения рассмотрены в работах Матвеевой Т.В., Машковой Н.В., Ткачевой О.Н., Сафиной О.Г. [37].
Стоит также отметить исследования, посвященные зарубежному опыту построению внутривузовских систем гарантии качества [9, 10, 35, 46, 67, 70, 89, 90].
В то же время до сих пор в современной вузовской практике еще не завершены процессы модернизации внутренних систем гарантии качества обучения, не определены перспективные направления совершенствования техно-логии мониторинга качества программ дополнительного профессионального образования с учетом зарубежного опыта и условий реформирования системы образования, обновления нормативной базы его функционирования.
В связи с этим, в направлении нашего исследования был выявлен ряд противоречий:
- между особой ролью программ ДПО в обеспечении непрерывного обучения, интеграции образования и бизнеса и недостаточно развитыми инструментами управления этими программами;
- между необходимостью повышения качества образовательных программ для обеспечения конкурентоспособности вузов на мировой арене, международного признания образовательных программ и отсутствием развитой внутривузовской системы мониторинга и гарантии качества;
- существование теоретической базы и опыта построения внутривузовской системы мониторинга и оценки качества в зарубежных вузах и недостаточное его использование в отечественной практике.
Существование указанных противоречий позволило определить и сформулировать проблему исследования: Какой должна быть технология мониторинга качества программ дополнительного бизнес-образования?
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка технологии мониторинга качества программ бизнес-образования с учетом зарубежного опыта.
Объект исследования: качество программы дополнительного бизнес-образования в вузе.
Предмет исследования: технология, методы и инструменты мониторинга качества программы дополнительного бизнес-образования в вузах России и за рубежом.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Содержательно раскрыть и проанализировать базовые понятия исследования: качество образования, образовательная программа, качество образовательной программы, дополнительное профессиональное образование, мониторинг качества образовательных программ.
2. Продемонстрировать особую роль программ дополнительного профессионального образования бизнес-направленности в современной системе образования и выявить существующие проблемы управления программами ДПО.
3. Показать значение качества образовательной программы вуза в условиях интернационализации и глобализации образовательного пространства, выявить подходы к его оценке, применяемые вузами разных стран.
4. Определить основные виды мониторинга качества образовательных программ и соответствующие методы исследования.
5. Провести сравнительное исследование объектов и субъектов мониторинга качества образовательных программ в отечественных и зарубежных вузах.
6. Разработать технологию мониторинга качества программ ДПО с учетом опыта зарубежных вузов и экспериментально проверить ее элементы.
Гипотеза исследования: использование опыта зарубежных стран позволит разработать эффективную технологию мониторинга качества дополни-тельных образовательных программ в сфере бизнеса.
Методы исследования. В работе применялся комплекс методов исследования, в том числе: анализ и обобщение содержания различных источников (в том числе законодательных и нормативных актов органов власти и управления Российской Федерации, нормативных актов Министерства образования и науки Российской Федерации), синтеза эмпирического материала, сравнительного анализа, наблюдения, опроса, анкетирования, педагогического эксперимента, методов экспертных оценок и др.
Результаты работы заключаются в разработке и обосновании технологии мониторинга качества программ дополнительного образования вуза на основе сопоставительного изучения опыта отечественных и зарубежных вузов, а также апробации элементов данной технологии.
Новизна исследования состоит в том, что разработанная технология основывается на систематизированном опыте отечественных и зарубежных вузов и предполагает комплексную оценку образовательной программы с привлечением различных заинтересованных сторон на разных этапах реализации программы ДПО. Предлагаемая технология гибко учитывает особенности разных видов программ ДПО бизнес-образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемая технология может использоваться при управлении программами ДПО для повышения их качества и конкурентоспособности, а также может создавать необходимый потенциал для подготовки программ дополнительного профессионального образования к общественно-профессиональной аккредитации. Стоит отметить, что результаты мониторинга программы ДПО, полученные при применении предложенной технологии могут быть использованы для информирования заинтересованных сторон и продвижения данной образовательной программы.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 118 страницах тек-ста, содержит 7 приложений, при написании работы использовано 99 источников.
Повышение качества образования является сегодня одной из ключевых стратегических целей его развития. В отношении образовательных программ высшей школы значение проблемы качества усиливается под действием тенденций интернационализации и глобализации.
Проблема разработки собственной технологии мониторинга и управления качеством особо актуальна для программ дополнительного профессионального образования. Возрастание значения программ ДПО связано с тем, что они являются необходимым промежуточным звеном между основным образованием и требованиями работодателя как основными субъектами спроса на рынке образовательных услуг.
В решении проблемы формирования технологии мониторинга качества программ ДПО в вузе необходимо основываться не только на собственных достижениях отечественной высшей школы, но и использовать уже имеющийся мировой опыт.
Предлагаемое содержание мониторинга программы ДПО предполагает проведение таких видов мониторинга как: мониторинг актуальности и востребованности программы ДПО, а также готовности вуза к ее реализации; мониторинг процесса реализации программы; мониторинг результатов образовательной программы.
Предложенная технология мониторинга качества программ ДПО является попыткой систематизировать достижения отечественной и зарубежной теории и состоит из следующих этапов:
Этап 1. Постановка целей мониторинга и оценки программы ДПО в соответствии со стратегией развития вуза.
Этап 2. Классификация образовательной программы и выявление ее особенностей.
Этап 3. Сбор необходимых данных, а также проведения мониторинга программ ДПО в соответствии с предложенной картой.
Этап 4. Анализ и оценка результатов мониторинга программы ДПО с учетом целей программы и стратегии вуза, внесение корректировок в про-грамму ДПО (ее содержание, условия реализации и др.).
Экспериментальная проверка предлагаемой технологии включала мониторинг актуальности и востребованности программы ДПО «Стратегический менеджмент» и позволила сделать вывод об ее эффективности.
Проблема разработки собственной технологии мониторинга и управления качеством особо актуальна для программ дополнительного профессионального образования. Возрастание значения программ ДПО связано с тем, что они являются необходимым промежуточным звеном между основным образованием и требованиями работодателя как основными субъектами спроса на рынке образовательных услуг.
В решении проблемы формирования технологии мониторинга качества программ ДПО в вузе необходимо основываться не только на собственных достижениях отечественной высшей школы, но и использовать уже имеющийся мировой опыт.
Предлагаемое содержание мониторинга программы ДПО предполагает проведение таких видов мониторинга как: мониторинг актуальности и востребованности программы ДПО, а также готовности вуза к ее реализации; мониторинг процесса реализации программы; мониторинг результатов образовательной программы.
Предложенная технология мониторинга качества программ ДПО является попыткой систематизировать достижения отечественной и зарубежной теории и состоит из следующих этапов:
Этап 1. Постановка целей мониторинга и оценки программы ДПО в соответствии со стратегией развития вуза.
Этап 2. Классификация образовательной программы и выявление ее особенностей.
Этап 3. Сбор необходимых данных, а также проведения мониторинга программ ДПО в соответствии с предложенной картой.
Этап 4. Анализ и оценка результатов мониторинга программы ДПО с учетом целей программы и стратегии вуза, внесение корректировок в про-грамму ДПО (ее содержание, условия реализации и др.).
Экспериментальная проверка предлагаемой технологии включала мониторинг актуальности и востребованности программы ДПО «Стратегический менеджмент» и позволила сделать вывод об ее эффективности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Общественная аккредитация и профессионально общественная аккредитация образовательных организаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО «FASHION-ИЛЛЮСТРАЦИИ» (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА «ИХСАН»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Эмоциональный интеллект подростков в контексте детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021



