ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ СОЗДАВАТЬ И ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ ЗНАКИ, СИМВОЛЫ И МОДЕЛИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
1.1. Познавательные универсальные учебные действия: определение, состав, структура
1.2. Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий на примере умений создавать и преобразовывать знаки, символы и модели
1.3. Методические условия формирования познавательных учебных действий на примере умения создавать и преобразовывать знаки, символы и модели
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СОЗДАВАТЬ ЗНАКИ, СИМВОЛЫ И МОДЕЛИ НА ПРИМЕРЕ 7 КЛАССА
2.1. Анализ практики формирования познавательных универсальных учебных действий учителей при обучении биологии
2.2. Методика формирования умения создавать и преобразовывать знаки, символы и модели при обучении биологии в 7 классе
2.3. Анализ результатов обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В сознании современного общества происходит переход от понимания социального предопределения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главной целью школьного образования становится формирование у учащихся возможности самостоятельной постановки учебной цели, планирование путей ее реализации, контролирования и оценивания своих результатов и достижений. Иначе говоря, формирование умения учиться. По словам педагогов и психологов, учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. На сегодняшний день это становится возможным благодаря переходу образования на новый стандарт (федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения), в основе которого лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических, и физиологических особенностей обучающихся.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования процесс обучения трактуется по-новому, актуальными становятся метапредметные, предметные и личностные результаты, необходимым условием является формирование и развитие разнообразных видов учебной деятельности - познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.
Одним из ключевых учебных действий является умение создавать и преобразовывать знаки, символы и модели, которое позволяет перерабатывать информацию и использовать в дальнейшем в удобном для субъекта формате. Формированию этого умения в школе уделяется внимание на разных предметах через составление таблиц, зарисовывания объектов и схематизацию. Однако этот процесс носит стихийный характер, а также отсутствуют приемы целенаправленного развития данного умения.
Сложившаяся ситуация определила выбор темы исследования «Формирование умение создавать и преобразовывать знаки, символы и модели для решения учебных и познавательных задач при обучении биологии».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в 7 классе, включающий формирование познавательных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: методические условия формирования умений создавать и преобразовывать знаки, символы и модели при обучении биологии
Гипотеза исследования: формирование умений создавать и преобразовывать знаки, символы и модели будет протекать успешно, если:
- разработаны ориентировочные системы действий, обеспечивающие выполнение умения;
- создан фонд дидактических материалов для решения познавательных и учебных задач с помощью средств наглядности;
- регулярно осуществляются процедуры диагностики уровня сформированности исследуемого умения.
Цель исследования: разработать методику формирования умений создавать и преобразовывать знаки, символы и модели при обучении биологии в 7 классе.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий в условиях ФГОС ООО второго поколения.
2. Проанализировать опыт учителей биологии по формированию умения создавать и преобразовывать умения создавать и преобразовывать знаки, символы и модели.
3. Выявить методические условия формирования умения создавать и преобразовывать умения создавать и преобразовывать знаки, символы и модели при обучении биологии 7 классе.
При выполнении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ методической, психологической и педагогической литературы;
- наблюдение за организацией учебного процесса по формированию познавательных универсальных учебных действий в современной школе;
- постановка обучающего эксперимента;
- анализ контрольных работ, обучающихся;
- методы статистической обработки данных.
Выполнение выпускной квалификационной работы осуществлялось в два этапа.
На первом этапе была определена цель исследования, предмет, объект, выдвинута гипотеза, сформулированы задачи, осуществлялся подбор и анализ психологической, методической, педагогической литературы.
На втором этапе проводился анализ методического аппарата учебника Биологии для 7 класса, под редакцией И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой 2012 г., анализ интернет ресурса www.uchportal.ruи других материалов, проведен экспериментальный этап обучения, сформулированы основные выводы по работе, произведен подсчет результатов, полученных данных, написан текст выпускной квалификационной работы.
Постановка экспериментальной части исследования осуществлялось на базе МАОУ Лицея №6 «Перспектива» г. Красноярска.
Результаты работы были представлены на 3 конференциях.
Были опубликованы следующие работы:
1. Теремок Д.А. «Визуализация на уроках биологии» // материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Красноярск, 2019. [Электронный ресурс] / отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол.; Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - Систем. требования: РС не ниже класса Pentium I ADM, Intel от 600 MHz, 100 Мб HDD, 128 Мб RAM; Windows, Linux; Adobe Acrobat Reader. - Загл. с экрана
2. Теремок Д.А. «Визуализация и приемы ее использования учащимися на уроках биологии» // За качественное образование: материалы IV Всерос. форума (с междунар. участием); Сарат.гос.мед.ун-т. - Саратов: Изд-во Сарат.гос.мед.ун-та, 2019. - 608
3. Теремок Д.А. «Цифровые ресурсы как средство обучения биологии» // Инновации в естественнонаучном образовании: X Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Красноярск, 23 октября 2018 г. / отв. ред. И.Б. Чмиль; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - 356 с.
Структура работы: введение, две главы, выводы, список литературы, приложение
Объем работы: 44 страниц, 13 рисунков, 31 литературных источников.
Наглядность обучения является одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. В результате анализа источников литературы была выявлена прямая связь мышления с познавательным интересом учащихся. Формирование познавательных универсальных учебных действий можно осуществлять опираясь на теория поэтапного формирования приемов умственной деятельности П.Я. Гальперина.
Анализ практики обучения биологии показал, что современные педагоги в большей степени используют готовые средства наглядности, такие как цифровые образовательные ресурсы и печатные издания. Деятельности по созданию визуальных объектов уделяется незначительное внимание, а приемы работы с ними носит репродуктивный характер. Сложившая ситуация определяет низкий познавательный интерес обучающихся к отдельным темам и предмету биологии в целом.
Формирование умения создавать и преобразовывать знаки, символы и модели при обучении биологии 7 классе будет обеспечиваться за счет использования ориентировочных систем действий по визуализации объектов живой природы, кратких инструкций и пояснений к работе, использованию различных методов визуализации как по способу выполнения, так и по характеру мыслительной деятельности, проведения регулярных процедур диагностики уровня сформированности познавательных умений.
1. Большая Российская энциклопедия / Под ред. Н.Г. Бим-Бад, В.А. Безруцких, Л.С. Глебова, В.А. Болотова и др. М.: Знание, 2003. 528 с.
2. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 304 с.
3. Бранский, В. П. Философское значение проблемы наглядности в современной физике: монография - М.: Либроком, 2010. - 192 с.
4. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н. М. Верзилин, В.М. Корсунская. М.:Просвещение, 1976. 384с.
5. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: Педагогика, 1974. 324с.
6. Веселов. В.В. Наглядность - нестареющий принцип обучения// Педагогика. 1999. Т. 2. № 5. С. 124-125.
7. Воронцов Н.Н. Эволюция органического мира: учеб. пособие для 9-10 кл. средн. шк. / Л.Н. Сухорукова. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
8. Высоцкая Л.В. Общая биология: учеб. для 10 - 11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. 5-е изд., перераб. / Л.В. Высоцкая С.М. Глаголев., Г. М. Дымшиц и др. М.: Просвещение, 2005. 462 с.
9. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. - 1959. - Т.1. - С. 441¬461.
10. Гостар А. А. Особенности использования знаково-символических средств дошкольниками с задержкой психического развития: автореф дисс. к.п.н. Москва, 2008. 25 с.
11. Знаково-символическая наглядность в обучении биологии: методическое пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 108 с.
12. Балашов Ю. В. К вопросу о формировании знаково¬символических УУД в процессе обучения решению текстовых задач // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф., г. Уфа, май 2014 г. Уфа: Лето, 2014. С. 83-86. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5621/(дата обращения: 10.05.2018).
13. Каменецкий С.Е. Теория и методика обучения физике в школе: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др. М.: Академия, 2000. 154 с.
14. Кассирер, Э. Опыт о человеке / Пер. А. Муравьева // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 3-30.
15. Коган В.М., Коробкова Э.А. Принципы и методы психологического обследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. Методическое письмо. М. 1967. 54с.
16. Коджасрирова Г.М. Словарь по педагогике. М.: Март, 2005. 448 с.
17. Коломиец О.М. Значение системного изучения объекта для формирования процесса понимания в учебном процессе / Тенденции развития непрерывного образования: проблемы и перспективы. - Вестник МГЛУ, 2007, №531. - 91-101 с.
18. Корсунская В.М. Уроки общей биологии: пособие для учителя / В.М. Корсунская, Г.Н Мироненко, З.А Мокеева., Н.М. Верзилин. М.: Просвещение, 1977. 319 с.
19. Корсунская В.М. Уроки общей биологии: пособие для учителя / В.М. Корсунская, Г.Н Мироненко, З.А Мокеева., Н.М. Верзилин. М.: Просвещение, 1986. 288 с.
20. Курганова Н. А. Развитие знаково-символической деятельности учащихся в процессе обучения информатике на основе семиотического подхода: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Омск, 2006. 25 с.
21. Лебединцев В..Б. Программа развития универсальных учебных действий // Справочник заместителя директора школы. 2015. № 8. С. 26-41; № 9.
22. Лёрнер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знание, 1978. 48с.
23. Лыкова И.А. Ребёнок и культура: смысловое общение на языке
художественных образов, знаков и символов // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. - 2013. - №
2. 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-
2013/lykova_2_2013. pdf
24. Подругина И.А., Ильичёва И.В. Проектно-исследовательская деятельность : развитие одаренности. Монография. - М.: ЗАО «Московские учебники - СиДипресс», 2012, 200 с.
25. Подругина И.А., Коломиец О.М., Сергеева Д.В. Карта развития деятельности школьника: Учебное средство. - М.: ООО «СиДиПрессАрт», - 2015, 60 с.
26. Подругина И.А., Сафонова О.В. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.; Просвещение, 2013. - 128 с.
27. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч.
4.1. - М.: Просвещение, 2008. - 317 с. - (Стандарты второго поколения).
28. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч.
4.2. - М.: Просвещение, 2008. - 232 с. - (Стандарты второго поколения).
29. Торшилова Е.М. Современные подростки о качествах культурного
человека и значимости индивидуальной культуры // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// 2015. №2. http://www.art-
education.ru/electronic-journal/sovremennye-podrostki-o-kachestvah-kulturnogo- cheloveka-i-znachimosti
30. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
31. Чертов В.Ф. Российский учитель-словесник в условиях модернизации образования. //Преподаватель XXI век. - 2012, № 3, с. 29-38.