Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения развития произвольного внимания у
старших дошкольников 9
1.1 Анализ понятия произвольного внимания в психологопедагогической литературе 9
1.2 Особенности развития произвольного внимания у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3 Диагностика и возможности развития произвольного внимания у
старших дошкольников 20
2 Экспериментальное исследование развития произвольного внимания у
старших дошкольников 27
2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 27
2.2 Система игр и упражнений, направленная на развитие
произвольного внимания у старших дошкольников 33
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 42
Заключение 46
Список использованных источников 49
Произвольное внимание - это внимание, которое требует осознанного самоконтроля, волевой регуляции деятельности и сопровождается чувством усилия над собой, направленного на лучшее выполнение той или иной деятельности. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит задачи, осознанные цели, а потому неразрывно связано с речью. Кроме того, произвольное внимание тесно связано с волей. Воля - это сознательная регуляция человеком своих действий и поступков, требующая преодоления препятствий: внешних и внутренних.
Развитие внимания у детей формируется с момента рождения ребёнка с помощью привлечения посторонними предметами, но наиболее яркое формирование происходит в старшем дошкольном возрасте, где они могут управлять собственным вниманием они умеют управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные объекты.
Дошкольный возраст является основным периодом жизни человека, когда формируются и закладываются все базисные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период происходят значительные изменения в физическом и психическом развитии ребёнка, активно развиваются все познавательные процессы, в том числе внимание, которое в дошкольном возрасте характеризуется постепенным развитием произвольности.
Но, как показана на практике, дошкольного воспитания далеко не всегда реализуются потенциальные возможности развития произвольного внимания. Несмотря на доказанное положительное влияние дошкольного воспитания на формирование свойств внимания Г. М. Угарова, многие авторы A. M. Прихожан, Н. В. Репкина, констатируют недостаточный результат в формировании внимания у детей в дошкольном возрасте [6]. Изучением данного определения занимаются очень давно, так же посвящено очень много разных работ отечественными и зарубежными авторами такими как, Л. С. Выготский, Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин и многие другие.
В настоящее время появилось достаточно много научных работ посвященных данной проблеме, однако большинство этих исследований не освещает вопросов организации работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие у них произвольного внимания. Все вышесказанное и определило актуальность данного исследования.
Проблема исследования связана с выявлением психолого-педагогических и методических условий развития произвольного внимания старших дошкольников в ДОУ.
Цель работы: изучение возможностей диагностики и развития произвольного внимания у старших дошкольников.
Объект исследования: произвольное внимание.
Предмет исследования: возможности диагностики и развития произвольного внимания у старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить проблемы развития произвольного внимания в отечественных и зарубежных исследованиях.
2. Рассмотреть развитие произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте.
3. Провести эмпирическое исследование развития произвольного внимания у старших дошкольников.
4. Разработать систему игр и упражнений, направленную на развитие произвольного внимания у старших дошкольников.
5. Экспериментально проверить эффективность проведенной работы.
...
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили что, под произвольным вниманием понимается внимание, которое требует осознанного самоконтроля, волевой регуляции деятельности и сопровождается чувством усилия над собой, направленного на лучшее выполнение той или иной деятельности. Главной функцией данного вида внимания является активное участие в регулировании течения всех психических процессов. Полное развитие произвольного внимания обеспечивает хорошую динамику процесса мышления и улучшение его структуры, последовательности.
Исследуя особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста нами было выделено что, правильно сформировавшиеся произвольное внимание, у ребенка старшего дошкольного возраста, позволяет организовать действия ребенка, которые становятся четкими, целенаправленными и аккуратными. Благодаря развитию произвольного внимания, у ребенка старшего дошкольного возраста, происходит приобщение ребенка к окружающему миру и активизируется умственная активность, которая играет большую роль при поступлении ребенка в школу. Для этого нужно организовать условия для полноценного развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста, а также исследовать произвольное внимание дошкольников с целью организации занятий по его развитию.
Проанализировав и изучив труды советских и зарубежных авторов, можно сделать следующие выводы. Под вниманием понимается направленность психической деятельности и сосредоточения на каком-то объекте, который имеет для личности определенную значимость (устойчивую, социальную). Исследователи делят внимание на произвольное и непроизвольное. Согласно выбранной темы исследования мы более подробно рассматривали понятие произвольное внимание. Развитие произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте считается одной из главных задач, так как именно оно помогает достичь успеха при поступлении в школу. Развитие произвольного внимания формируется за счет того, что ребенка вовлекают во все виды деятельности. Так как игровая деятельность является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, то именно она и оказывает большое влияние на формирование произвольного внимания.
Проанализированных научные источники, стоит сказать, что развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста возможно при организации творческой и игровой деятельности, которая может носить познавательный характер и использоваться в процессе формирования в непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. В данном возрасте игра является ведущей деятельностью, поэтому наиболее эффективно привлечь внимание, развить различные свойства, а также провести диагностики, будет эффективно с помощью игр.
С целью изучения развития произвольного внимания у старших дошкольников нами было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальная база исследования проводилось в МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка», группа «Непоседы». В исследовании принимали участие дети из подготовительной группы в количестве 10 человек, 5 девочек и 5 мальчиков в возрасте 6-7 лет. По результатам первичного исследования были зафиксированные следующие результаты у 20% дошкольников высокий уровень, у 60% средний уровень, у 20% дошкольников низкий уровень.
...
1. Айзман, Р. И. Оценка степени готовности детей к обучению в школе / Р. И. Айзман, Л. К. Великанова, Г. Н. Жарова. - Москва : Академия, 2016. - 321 с.
2. Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в познавательско - исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т. А. Аксенова // Молодой ученый. - 2016. - № 12 (6). - С. 1-6.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Москва : Мысль, 2015. - 282 с.
4. Барышникова, Е. В. Особенности свойств внимания у дошкольников / Е. В. Барышникова, Ю. В. Родикова // Культура и образование : от теории к практике. - 2016. - № 33 (6). - С. 92-98.
5. Башаева, Т. В. Познавательные процессы. Сущность, развитие, нарушения, диагностика / Т. В. Башаева, О. В. Филатова. - Владимир : ВлГУ, 2016. - 152 с.
6. Белых, В. А. Наблюдалки. Игры и упражнения для развития внимания /
B. А. Белых. - Москва : Феникс, 2015. - 817 с.
7. Бобокулова, Г. Ш. Основные положения определения развития внимания / Г. Ш. Бобокулова // Молодой ученый. - 2016. - № 9 (113). -
C. 1020-1022.
8. Богданова, Т. И. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т. И. Богданова, Т. В. Корнилова. - Москва : Сфера, 2016. - 281 с.
9. Бортникова, Е. Ф. Развитие внимания и логического мышления. Для детей 4-6 лет / Е. Ф. Бортникова. - Москва : Литур, 2017. - 153 с.
10. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. - Москва : Просвещение, 2010. - 325 с.
11. Васерман, С. В. Особенности устойчивости, объема, распределения произвольного внимания у старших дошкольников / А. А. Белисова, К. А. Кронштатова, Н. И. Николаева, Л. Н. Мишенева // Современные научные исследования : теория и практика Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции под общей редакцией А. И. Вострецова. - 2018. - С. 442-447.
12. Власова, М. И. Развитие произвольного внимания дошкольников в системе игр / М. И. Власова // Педагогика и психология : актуальные вопросы теории и практики. - 2017. - № 1 (10). - С. 139-141.
13. Волкова, Т. Н. Развитие памяти и внимания / Т. Н. Волкова. - Москва : Рипол классик, 2016. - 240 с.
14. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста / Л. В. Ворошнина. - Москва : Юрайт, 2019. - 396 с.
15. Вундт, В. Память и внимание / В. Вундт. - Москва : Просвещение,
2015. - 372 с.
... всего 41 источник