Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-13 ЛЕТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЛЕЙБОЛУ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Особенности уроков физической культуры при формировании
универсальных учебных действий 6
1.2. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
обучающихся 12-13 лет 12
1.3. Методические приемы развития УУД на занятиях по физической
культуре при обучении волейболу 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1. Методы исследования 43
2.2. Организация исследования 45
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА И ОБОСНОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-13 ЛЕТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЛЕЙБОЛУ 47
3.1. Обоснование и разработка методических приемов для формирования
универсальных учебных действий обучающихся 12-13 лет при обучении волейболу 47
3.2. Оценка результативности разработанных практических рекомендаций
для формирования универсальных учебных действий обучающихся 12-13 лет при обучении волейболу 52
Заключение
Список используемых источников
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020) ориентирован на переход от знаниево-ориентировнаного подхода к системно-деятельностному, имеющему своей целью не просто передачу знаний, умений и навыков, но и развитие личности, формирование предметных, личностных и метепредметных результатов [32].
Метапредметные результаты включают в себя владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием; - владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. [20]
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) в свете Федерального государственного образовательного стандарта.
Использование УУД на уроках физической культуры обеспечивает повышение сформированности обще учебных умений и навыков, дает толчок для развития самостоятельности обучающихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету.
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры при обучении волейболу. Этой проблеме посвящено данное исследование.
Объект исследования: учебно-воспитательный по физической культуре.
Предмет исследования: средства и методы формирование универсальных учебных действий при изучении темы «Волейбол» на уроках физической культуры
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и оценить эффективность методических рекомендаций для формирования УУД обучающихся 12-13 лет при обучении волейболу.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1) Проанализировать научную и методическую литературу по формированию универсальных учебных действий обучающихся 12-13 лет при обучении волейболу на уроках физической культуры.
2) Теоретически обосновать и разработать методические рекомендации для учителя физической культуры по формированию УУД обучающихся 12¬13 лет при обучении волейболу.
3) В педагогическом эксперименте проверить эффективность методических рекомендаций, направленных на формирование универсальных учебных действий обучающихся 12-13 лет при обучении волейболу.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогический эксперимент;
- анкетирование;
- тестирование;
- методы математической статистики.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование УУД при обучении волейболу на уроках физической культуры, будет результативным если будут осуществлены следующие условия:
- теоретически обоснованы средства и методы формирования УУД на уроках физической культуры;
- на уроках физической культуры при обучении волейболу реализуются средства и методы (комплекс упражнений, демонстрация для формирования образа техники движений, беседа, тесты, для определения показателей физической подготовленности);
-определена результативность разработанных практических рекомендаций для формирования УУД обучающихся 12-13 лет при обучении волейболу на уроках физической культуры.
Выпускная квалификационная работа представлена на ... страницах, состоит из трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 55 источников. Содержит в себе 4 таблицы и 3 рисунка.
В ходе анализа научно-методической литературы было установлено, что для повышения эффективности процесса обучения важно использовать все общепринятые дидактические принципы, а также идеи программированного обучения, как одну из форм реализации принципов последовательности и посильности. В целом процессе обучения и совершенствования спортивных движений обучающихся целесообразно выделить шесть этапов, имеющих свои цели, задачи, средства и методы. Каждый этап имеет свою очередь начала и преимущественного значения, однако может продолжаться всю спортивную жизнь игрока.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Нами были разработаны практические рекомендации для формирования коммуникативных и регулятивных УУД при обучении волейболу на уроках физической культуры обучающихся 12-13 лет. Они включали в себя: - хронокарту; - еженедельник.
В ходе педагогического эксперимента нами была подтверждена эффективность данных рекомендаций. Так, обучающиеся экспериментальной группы планировали свою деятельность, использую хронокарту и ежедневник, показали более высокие результаты. В умении планирования количество набранных баллов увеличилось на 5,9 баллов и прирост результатов составил 16,8 %.
1. Алёшина Т.Е., Наумова А.А., Наумова Т.А. Зависимость работоспособности от соблюдения режима дня // Инновационная наука. - 2016. - № 10-3. - С. 28-30.
2. Алхасов, Д. С. Теория и история физической культуры: учебник и практикум для акад. бакалавриата / Д. С. Алхасов. -, 2017.
3. Анкова, А. А. Технология развития критического мышления на уроке физической культуры [Электронный ресурс] / А. А. Анкова. - Режим доступа:www.nsportal.ru (дата обращения: 28.03.2021).
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017.
5. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 184 с.
6. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для вузов ФК. - М., 2016. - 368 с.
7. Беляев А.В.. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 144 с.
8. Бишаева, А.А. Физическая культура (для бакалавров) / А.А. Бишаева, В.В. Малков. - М.: КноРус, 2018. - 167 c.
9. Бишаева, А.А. Физическая культура / А.А. Бишаева. - М.: Academia, 2017.
- 136 c.
10. Бишаева, А.А. Физическая культура / А.А. Бишаева. - М.: Academia, 2017.
- 96 c.
11. Бородай С.С., Шлемова М.В., Чернышева И.В. Использование физических упражнений для улучшения работоспособности человека в ре-жиме дня // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-4. - С. 486-487.
12. Букин, С. Б. Проблемное обучение как механизм формирования УУД на уроках физической культуры [Электронный ресурс] / С. Б. Букин. - Режим доступа:www.урок.рф. (дата обращения: 28.03.2021).
13. Волейбол: Учебная программа для детско-юношеских школ
олимпийского резерва. - М., 2015. - 112 с.
14. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
15. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук [Текст] : в 3-х т. / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1975. - Т. 2. Философия природы. - 695 с.
16. Гусакова, М. А. Феномен субъектности в теории и практике педагогики [Текст] / М. А. Гусакова // Педагогическое образование в России. - 2015. № 4. - С. 90-93.
17. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - http://www.sportlib.ru.
18. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства /Под ред. Ю.В. Питерцева. - М., 1998. - 144 с.
19. Ивойлов А.В. Волейбол. Очерки по биомеханике и методике тренировки. - М., 1981. - 152 с.
20. Ивойлов А.В. Волейбол. Учебное пособие для студентов факультетов физ. воспитания педагогических институтов. - Минск, «Вышейш. Школа», 1974. - 288 с.
21. Ильина, Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения [Текст] / Т. А. Ильина. - М., 1972. - С. 16.
22. Корольков, А. Н. Методика обучения физической культуре. Гольф : учеб, пособие / А. Н. Корольков. — 2-е изд., испр. и доп., 2018.
23. Кунянский, В.А. Волейбол. Практикум для судей / В.А. Кунянский. - М.: ТВТ Дивизион, 2020. - 652 c.
24. Максикова Т.М. Зачем нужно соблюдать режим дня? // Альманах сестринского дела. - 2011. - № 1-2. С. 75-76.
25. Мезенцева, Наталья Значение внимания в спортивной деятельности
волейболистов / Наталья Мезенцева. - М.: LAP Lambert Academic
Publishing, 2019. - 136 c.
26. Методика обучения игре в волейбол. - М.: Олимпия, Человек, 2019. -
499 с.
27. Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А. Физическая культура. - М.: Юрайт, 2014. - 432 с.
28. Никитушкин, В. Г. Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии : учеб, пособие для СПО / В. Г. Никитушкин, Н. Н. Чесноков, Е. Н. Чернышева. — 2-е изд., испр. и доп., 2018.
29. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование. - М.: Олимпия, Человек, 2017. - 489 c.
30. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. - М.:Астрель: АСТ, 2016. - 863 с.
31. Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры [Электронный ресурс] : учебно -методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. М. П. Русинова. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD- ROM).
32. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / И. В. Петрова // Молодой ученый. - 2017. - № 5. - Т. 2. - С. 151-155.
33. Писарева, Т. А. Общие основы педагогики [Текст]: конспект лекций / Т. А. Писарева. - М. : Эксмо, 2018. - 126 с.
34. Письменский И.А., Аллянов Ю.Н. Физическая культура. - М.: Юрайт, 2014. - 494 с.
35. Платонов В. Моя профессия - игра. Книга тренера. - СПб., Издательство «Русско - Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2017. - 280 с.
36. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: «Академия», 2018. - 368 с.
37. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017.
38. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5— 9 классы. — М.: Просвещение, 2016. — (Стандарты второго поколения).
39. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.: Академия, 2018. - 288 с.
40. Романова, Н. В. Использование метода проектов на уроках физической культуры в условиях здоровьеформирующей среды ОУ [Электронный ре-сурс] / Н. В. Романова. - Режим доступа:www.moluch.ru(дата обращения: 30.11.2021).
41. С. Оинума Уроки волейбола / С. Оинума. - М.: Физкультура и
спорт, 2015. - 112 с.
42. Сальников, А.Н. ВПС: Физическая культура. Конспект лекций. / А.Н. Сальников. - М.: Приор, 2016. - 128 c.
43. Сборник Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта волейбол / Сборник. - М.: Спорт, 2016. - 403 c.
44. Секерин, В.Д. Физическая культура (для бакалавров) / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2017. - 424 c.
45. Современный волейбол. Тренировка. Управление. Тенденции./Проект: тренерская комиссия ВФВ представляет: выпуск № 1, - М., 2018. - 32 с.
46. Спортивная метрология : учебник для СПО / В. В. Афанасьев, И. А. Осетров, А. В. Муравьев, П. В. Михайлов ; отв. ред. В. В. Афанасьев. — 2-е изд., испр. и доп., 2018.
47. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед../Под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М - М., 2016. - 400 с.
48. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед../Под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М - М., 2019. - 520 с.
49. Спортивные игры: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед../Под ред. Ковалева В.Д. - М., Просвещение, 1988. - 304 с.
50. Теория и методика избранного вида спорта : учеб, пособие для СПО / Т. А. Завьялова [и др.] ; под ред. С. Е. Шивринской. — 2-е изд., испр. и доп., 2018.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.
52. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2002. - 480 с.
53. Чесноков, Н.Н. Олимпиада по предмету «физическая культура». / Н.Н. Чесноков, В.В. Кузин. - М.: Советский спорт, 2015. - 112 с.
54. Чехов О. Основы волейбола. - М., Физкультура и спорт, 1979. - 168с.
55. Шнейдер В.Ю. Методика обучения игре в волейбол: Методическое пособие для студентов ФФК. - М., ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2017. - 56 с.