Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-13 ЛЕТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЛЕЙБОЛУ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Особенности уроков физической культуры при формировании
универсальных учебных действий 6
1.2. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
обучающихся 12-13 лет 12
1.3. Методические приемы развития УУД на занятиях по физической
культуре при обучении волейболу 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1. Методы исследования 43
2.2. Организация исследования 45
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА И ОБОСНОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-13 ЛЕТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЛЕЙБОЛУ 47
3.1. Обоснование и разработка методических приемов для формирования
универсальных учебных действий обучающихся 12-13 лет при обучении волейболу 47
3.2. Оценка результативности разработанных практических рекомендаций
для формирования универсальных учебных действий обучающихся 12-13 лет при обучении волейболу 52
Заключение
Список используемых источников
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020) ориентирован на переход от знаниево-ориентировнаного подхода к системно-деятельностному, имеющему своей целью не просто передачу знаний, умений и навыков, но и развитие личности, формирование предметных, личностных и метепредметных результатов [32].
Метапредметные результаты включают в себя владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием; - владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. [20]
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) в свете Федерального государственного образовательного стандарта.
Использование УУД на уроках физической культуры обеспечивает повышение сформированности обще учебных умений и навыков, дает толчок для развития самостоятельности обучающихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету.
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры при обучении волейболу. Этой проблеме посвящено данное исследование.
Объект исследования: учебно-воспитательный по физической культуре.
Предмет исследования: средства и методы формирование универсальных учебных действий при изучении темы «Волейбол» на уроках физической культуры
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и оценить эффективность методических рекомендаций для формирования УУД обучающихся 12-13 лет при обучении волейболу.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1) Проанализировать научную и методическую литературу по формированию универсальных учебных действий обучающихся 12-13 лет при обучении волейболу на уроках физической культуры.
2) Теоретически обосновать и разработать методические рекомендации для учителя физической культуры по формированию УУД обучающихся 12¬13 лет при обучении волейболу.
3) В педагогическом эксперименте проверить эффективность методических рекомендаций, направленных на формирование универсальных учебных действий обучающихся 12-13 лет при обучении волейболу.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогический эксперимент;
- анкетирование;
- тестирование;
- методы математической статистики.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование УУД при обучении волейболу на уроках физической культуры, будет результативным если будут осуществлены следующие условия:
- теоретически обоснованы средства и методы формирования УУД на уроках физической культуры;
- на уроках физической культуры при обучении волейболу реализуются средства и методы (комплекс упражнений, демонстрация для формирования образа техники движений, беседа, тесты, для определения показателей физической подготовленности);
-определена результативность разработанных практических рекомендаций для формирования УУД обучающихся 12-13 лет при обучении волейболу на уроках физической культуры.
Выпускная квалификационная работа представлена на ... страницах, состоит из трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 55 источников. Содержит в себе 4 таблицы и 3 рисунка.
В ходе анализа научно-методической литературы было установлено, что для повышения эффективности процесса обучения важно использовать все общепринятые дидактические принципы, а также идеи программированного обучения, как одну из форм реализации принципов последовательности и посильности. В целом процессе обучения и совершенствования спортивных движений обучающихся целесообразно выделить шесть этапов, имеющих свои цели, задачи, средства и методы. Каждый этап имеет свою очередь начала и преимущественного значения, однако может продолжаться всю спортивную жизнь игрока.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Нами были разработаны практические рекомендации для формирования коммуникативных и регулятивных УУД при обучении волейболу на уроках физической культуры обучающихся 12-13 лет. Они включали в себя: - хронокарту; - еженедельник.
В ходе педагогического эксперимента нами была подтверждена эффективность данных рекомендаций. Так, обучающиеся экспериментальной группы планировали свою деятельность, использую хронокарту и ежедневник, показали более высокие результаты. В умении планирования количество набранных баллов увеличилось на 5,9 баллов и прирост результатов составил 16,8 %.