Реферат 2
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения развития коммуникации у ребенка с
РАС условиях игровой деятельности 8
1.1 Коммуникативное развитие ребенка дошкольного
возраста 8
1.2 Особенности коммуникации у ребенка с РАС 12
1.3 Специфика организации игровой деятельности с детьми с РАС
для развития коммуникации 16
2 Экспериментальное изучение и развитие коммуникации у ребенка с
РАС в условиях игровой деятельности 22
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 22
2.2 Описание организации игровой деятельности, направленной на
развитие коммуникации у ребенка с РАС 33
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 43
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А Классификация детского аутизма 60
Приложение Б Протоколы педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра 61
Актуальность проблемы обусловлена тем, что за последние 20 лет в России и в мире наблюдается увеличение детей, имеющих особенности в развитии. Согласно мировым исследованиям, более 500 миллионов человек в мире являются инвалидами, в результате умственных, физических и сенсорных нарушений. В среднем, в мире 2,5 % детей имеют существенные нарушения здоровья и 8 % сложности с поведением, обучением. Важную роль, на современном этапе образования, отводится пересмотру обществом и государством основных ориентиров в образовании. Важно создать условия, которые позволят войти человеку в окружающий его мир и адаптироваться в нем. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что «в целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: коррекционной с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими в Группах комбинированной направленности, должны создавать условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» [28].
Наиболее сложным и часто встречаемым с разнообразием клинической картины является расстройство аутистического спектра (РАС). Проблема не только сугубо медицинская, но и социальная. РАС рассматривается как отклонение в психическом развитии, главным проявлением которого является нарушение процесса общения с внешним миром, трудности в формировании эмоциональных контактов и коммуникации с другими людьми. Дошкольники с РАС испытывают трудности в коммуникации, которые проявляются в недостаточном стремлении к общению или полном его отсутствии.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение и развитие коммуникации у ребенка с РАС в условиях игровой деятельности.
Объект исследования - коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие коммуникации у ребенка с РАС в условиях игровой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения развития коммуникации у ребенка с РАС в условиях игровой деятельности.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение коммуникативных навыков у детей с РАС.
3. Разработать и реализовать систему занятий, направленную на развитие коммуникации у ребенка с РАС, определить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: наблюдение («Протокол педагогического обследования детей с расстройством аутистического спектра (РАС)» (автор - А. В. Хаустов)), опрос («Оценка коммуникативных навыков у детей расстройствами аутистического спектра» (автор - А. В. Хаустов)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологической основой выступили труды отечественных исследователей по проблеме коммуникативного развития детей с РАС О. С. Никольской, М. В. Самойловой, А. В. Хаустова, а также работы, раскрывающие проблемы детей с РАС (Амелиной Е. А., Братковой М. В., Гринспена С. и др.)
Экспериментальная база исследования представлена АНДОД «Частный детский сад «Солнышко» г. Красноярска. Исследование проводилось в декабре 2020 - мае 2021 г. Выборка представлена детьми дошкольного возраста, имеющими диагноз РАС. Возраст испытуемых 4 года. Количество испытуемых, принявших участие в исследовании, 3 человека.
...
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы вслед за О. С. Никольской и А. В. Хаустовым, определяем, что коммуникативное развитие - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Изучая особенности коммуникации у детей с РАС, мы отмечаем, что у них нарушен эмоциональный обмен, характерна бедность речи, искажен лексико-грамматической стороны речи, общение не является источником развития, человек не вызывает у ребенка интереса (только для удовлетворения своих потребностей).
Особенностями организации игровой деятельности ребенка, имеющего расстройство аутистического спектра, являются: установление
непринуждённого контакта, создание условий для формирования начальных коммуникативных навыков, активного взаимодействия со взрослыми, установление зрительного контакта, использование сенсорных игр.
Экспериментальное исследование, направленное на развитие коммуникации у ребенка с РАС в условиях игровой деятельности, проводилось на базе АНДОД «Частный детский сад «Солнышко» города Красноярска. Выборка представлена тремя детьми в возрасте 3-3,6 лет с диагнозом «расстройство аутистического спектра (РАС)», подтвержденным врачом- психиатром. В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: «Протокол педагогического обследования детей с расстройством аутистического спектра (РАС)» (автор - А. В. Хаустов), «Оценка коммуникативных навыков у детей расстройствами аутистического спектра» (автор - А. В. Хаустов).
Проанализировав и обобщив результаты первичной диагностики, мы пришли к выводу, что уровень развития детей с РАС не соответствует уровню развития детей без особенностей: у испытуемых нашей выборки нарушена коммуникация, игровые способности, отмечается отставание в речевом развитии, в других областях развития отмечается несоответствие возрасту, а также у детей прослеживается дезадаптивное поведение. В связи с этим необходимо организовывать игровую деятельность, направленную на развитие коммуникации у детей, имеющих РАС.
Система игр, направленная на развитие коммуникации у ребенка с РАС, позволяет развивать целостное представление о мире, о самом себе, о мире эмоций, о партнерских отношениях, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки через игру.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу, что в процессе специально организованной игровой деятельности, у детей с расстройством аутистического спектра произошли изменения в коммуникативных навыках: (слушают короткие стихи и истории, повторяют слова за взрослыми, выполняют инструкцию, воспринимая на слух, собирают картинки из четырех частей, манипулируют игрушками по образцу, участвуют в сюжетных играх и др.). Следовательно, для развития коммуникации у детей с РАС необходима организация целенаправленной игровой деятельности.
1. Амелина, Е. Г. Нейропсихологическая дифференциация и коррекция РАС у дошкольников / Е. Г. Амелина // Современное дошкольное образование. - 2015. - № 6. - С. 50-55.
2. Балака, Л. П. Развитие социально-коммуникативных навыков детей с РАС в условиях инклюзивного образования / Л. П. Балака, Д. Н. Сихра // Академический вестник. - 2020. - № 2. - С. 46-49.
3. Белова, А. Н. Шкалы, опросники и методики наблюдения для оценки эффективности коррекции расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста / А. Н. Белова, В. В. Дворянинова // Психическое здоровье. - 2020. - № 9. - С. 92-104.
4. Бессмертная, Ю. В. Особенности развития коммуникативных способностей дошкольников с РАС / Ю. В. Бессмертная // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - 2018. - № 6. - С. 392-398.
5. Бодрая, Ю. В. Развитие коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра / Ю. В. Бодрая, Г. И. Давыдова // Психология в меняющемся мире : проблемы, гипотезы, исследования. - 2019. - № 4. - С. 295299.
6. Браткова, М. В. Особенности организации обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с овз в условиях дошкольной образовательной организации общеразвивающего вида / М. В. Браткова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. - 2015. - № 8. - С.15-19.
7. Васина, А. С. Развитие коммуникации у детей с РАС средствами игровой терапии / А. С. Васина, Л. А. Тишина // Психология в меняющемся мире : проблемы, гипотезы, исследования. - 2019. - № 3. - С. 313-318.
8. Вершинина, Н. В. Коммуникативное развитие младших школьников / Н. В. Вершинина // Молодой ученый. - 2015. - № 20. - С. 10-12.
9. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - Москва : Питер, 2008. - 272 с.
10. Гринспен, С. На ты с аутизмом : использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. - Москва : Терефин, 2018. - 512 с.
11. Гуляев, Д. Ю. Коммуникация как тип социальной связи : к вопросу о теоретической идентификации / Д. Ю. Гуляев // Вестник Воронежского государственного университета. - 2008. - № 4. - С. 274-280.
12. Диярова, И. В. Особенности логопедической работы по развитию речевой коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра / И. В. Диярова, И. А. Нигматуллина // Альманах Казанского Федерального университета. - 2019. - № 3. - С. 68-73.
13. Ильина, С. К. Лекотека в ДОУ. Организация, документация / С. К. Ильина. - Москва : ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
14. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва : Академия, 2001. - 176 с.
15. Кондакова, А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования ; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - Москва : Просвещение, 2008. - 39 с.
... всего 46 источников