Реферат
Введение 6
Глава 1. Теоретические основы обучения чтению как виду речевой
деятельности 12
1.1. Психолингвистическая характеристика чтения 12
1.2. Дефиниции понятия «обучение чтению как виду речевой
деятельности» в современной методике преподавания русского языка 18
1.3. Требования к текстам при обучении чтению 23
1.4. Виды упражнений, обучающих чтению 31
1.5. Анализ действующих учебно-методических комплексов по
русскому языку для 6 классов 37
Выводы по первой главе 51
Глава 2. Методическая система обучения чтению как виду речевой деятельности 53
2.1. Экспериментальное обучение чтению 53
2.2. Система упражнений, использованных в экспериментальном
обучении 54
2.3. Приемы смысловой обработки текстов 72
Выводы по второй главе 93
Заключение 95
Список литературы 100
Приложения 108
Чтение - один из основных видов речевой деятельности, которое стимулирует общую интеллектуальную деятельность человека. С помощью чтения человек реализует возможности так называемого опосредованного общения: восприятие и понимание текста свидетельствуют о
взаимодействии читателя с автором текста, о сложных мыслительных процессах, сопровождающих его осознание.
Восприятие текста и активная переработка информации - основные компоненты чтения. Следовательно, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности - важнейшая учебная задача, которую должен решать учитель русского языка [2; 270].
Под чтением понимается процесс коммуникации на материале письменных или печатных текстов на родном или неродном языках, состоящий в общении с автором, основанный на зрительно - слухо - моторной декодировке, содержащейся в них информации, активизирующий личность читающего, обеспечивающий научение родному, неродному, а также иностранному языкам, получение эстетического наслаждения или научного удовлетворения и обеспечивающий формирование личности.
В настоящее время умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения [50; 19].
Любой процесс познания, в частности изучение в школе практически всех предметов, во многом основан на чтении и осмыслении текстов. Принцип текстоцентризма, т. е. изучения языка на текстовой основе, - это принцип признания текста в качестве важнейшей единицы в обучении русскому языку. Именно на основе текста оказывается возможным необходимый синтез, сопряжение двух основных важных направлений в изучении русского языка в школе: познание системы языка и овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях [12; 7].
Для осуществления стратегической цели, пронизывающей весь школьный курс русского языка, по формированию в сознании учащихся глубокого, обоснованного взгляда на родной русский язык как основу мировоззрения нужна сложная и многогранная аналитико - синтетическая и творческая работа с текстом. Целостный взгляд учащихся на русский язык предполагает содержательность, научность, логичность, доказательность, синтез обобщенности и конкретности. Такие качества приобретаются в процессе размышлений и рассуждений.
Учителя отмечают неспособность многих учеников, привыкших воспринимать информацию в визуальной форме, понимать смысл прочитанного, извлекать из учебного или художественного текста нужную информацию [48; 20].
Актуальность исследования заключается в необходимости рационального решения проблемы обучения чтению как виду речевой деятельности посредством применения научно-обоснованной и экспериментально проверенной системы приемов и упражнений.
Целостная система формирования навыков чтения как вида речевой деятельности учащихся 6 класса является основным условием теоретического и практического овладения русским языком. Острая необходимость разработки лингвистически и дидактически обоснованного содержания и методики обучения чтению с обязательным выявлением трудностей, возникающих в процессе обучения составляет суть научной новизны исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать систему приемов для обучения чтению как виду речевой деятельности учащихся и экспериментально проверить ее эффективность на уроках русского языка в 6 классе средней школы.
В соответствии с поставленной целью методически обоснованными являются следующие задачи:
1. Проанализировать психолингвистическую, лингвистическую,
педагогическую и методическую литературу об обучении чтению как виду речевой деятельности.
2. Оценить уровень владения различными умениями чтения учащихся 6 класса средней школы.
3. Определить методические приемы обучения чтению как виду речевой деятельности на уроках русского языка.
4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить систему упражнений, направленных на обучение разным видам чтения.
5. Проанализировать действующие учебно-методические комплексы по русскому языку для учащихся 6 класса.
6. Исследовать причины недостаточного развития умений чтения у учащихся 6 класса.
При решении этих задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические:
1) Изучение и обобщение психолингвистической, лингвистической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) Моделирование учебного процесса;
3) Анализ действующих учебно-методических комплексов по русскому языку для 6 классов.
2. Эмпирические:
1) Наблюдение за процессом обучения на уроках русского языка в 6 классе;
2) Беседы с учащимися;
3) Изучение и обобщение педагогического опыта учителей;
4) Проведение экспериментального обучения чтению как виду речевой деятельности в 6 классе;
5) Статистическая обработка данных, полученных в ходе экспериментального обучения.
Объект исследования: деятельность учителя и учащихся в процессе обучения чтению как виду речевой деятельности.
Предмет исследования: система приемов для обучения чтению как виду речевой деятельности учащихся 6 класса на основе коммуникативнодеятельностного подхода.
Теоретическая значимость исследования: сформулирована цель обучения чтению как достижение определенных коммуникативных компетенций в его разных видах; определены и экспериментально проверены оптимальные дидактические условия, повышающие эффективность процесса формирования умений чтения как вида речевой деятельности; выявлены теоретические и методические предпосылки создания методики обучения чтению.
Практическая значимость исследования: разработка методических
рекомендаций, которые могут быть использованы при составлении учебных пособий для обучения чтению как виду речевой деятельности учащихся 6 классов; создание системы упражнений и приемов работы с учебными текстами для формирования и совершенствования умений читать; применение в школьной практике при разработке уроков по формированию навыков разных видов чтения у учащихся общеобразовательных школ....
Основной задачей чтения как достаточно сформированной деятельности является понимание письменного сообщения.
Таким образом, процесс чтения включает четыре взаимодействующих компонента: звуко-буквенный анализ и синтез, удержание информации, смысловые догадки и процесс их сличения с написанными словами.
В литературе, посвященной проблеме обучения чтению подчеркивается, что наибольшее практическое и методическое значение имеют ознакомительное, представляющее из себя первую стадию глубокого, вдумчивого изучения какого-либо текста, и изучающее чтение, являющееся заключительной стадией, требующей полного охвата и осмысления его содержания.
Анализ последовательности обучения основным видам чтения показывает целесообразность развития ознакомительного и изучающего чтения во взаимном противопоставлении с последующим введением просмотрового и поискового чтения.
Обобщая данные различных исследований по психологии и методике обучения чтения можно выделить комплекс операций, лежащих в основе смысловой обработки информации в любом виде чтения, различающихся степенью их свернутости (ускоренности). Это выделение, организация, предвосхищение, обобщение, критическое осмысление и оценка информации.
Анализ основных видов чтения показывает, что наиболее благоприятные условия для ускорения смысловой обработки читаемого создаются в режиме ознакомительного чтения.
Учебный текст должен создавать определенные условия для выражения информации таким образом, чтобы учащиеся смогли не только обнаружить скрытый вопрос в тексте, но и найти ответ на него.
Доступность текстов в языковом отношении создает условия для успешного протекания процесса чтения как речевой деятельности.
Лексическая и грамматическая характеристика текстов позволяет оценить языковую трудность текста, принимая во внимание как наличие новых форм, так и качественную характеристику известного учащимся словаря.
В соответствии с требованием стилистического порядка, язык текстов должен быть естественным, соответствовать современным нормам и отражать специфику того функционального стиля, из которого заимствован текст или который он представляет.
Чтобы разработать методику для экспериментального обучения чтению, предусматривающую развитие и совершенствование умений чтения, необходимо опираться на информацию об уровне их сформированности у учащихся.
При выборе показателей для оценки уровня сформированности умений чтения у испытуемых руководствовались их непосредственным влиянием на понимание содержания текста.
Наиболее надежным критерием достижения понимания является владение приемами осмысления, помогающими самостоятельно добывать знания.
На этапе первоначального знакомства с текстом школьников обучали анализу структуры текста, нахождению в нем ключевых слов и умению соотносить их с предположениями о характере информации при помощи абзацев и их начальных фраз.
Обучение изучающему чтению было направлено на развитие приемов, обеспечивающих точное и полное понимание содержания читаемого.
Перед чтением активная мыслительная работа учащихся обеспечивается прогнозированием содержания, структуры, темы и смысла текста.
Во время чтения текста испытуемых учили выявлять скрытые вопросы по его содержанию, искать в тексте ответы на них, выделять главное, существенное, непонятное.
На этапе осмысления использовали маркировку текста значками («инсерт»). Этот прием позволяет удерживать внимание учащихся на протяжении всего чтения и классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний.
Научить школьников видеть в тексте главное, осознать взаимосвязь фактов, систематизировать информацию и тем самым лучше запоминать ее помогает прием представления содержания текста в виде схемы, таблицы, рисунка.
После чтения активная мыслительная работа не заканчивается. На этом этапе учим школьников формулировать основную мысль прочитанного, выделять основную информацию, обозначать главные мысли каждой части прочитанного текста. Для этого учитель готовит письменную работу с заданиями и вопросами, включающими в себя объекты контроля понимания прочитанного текста. Тем самым учащиеся учатся выбирать и перерабатывать нужную информацию для выполнения конкретного задания, что является необходимым условием обучения чтению.
Структура упражнений содержит три основных части: установочную, исполнительную и контрольную. Установочная и исполнительная воссоздают условия акта чтения, в контрольной оценивается правильность осуществления акта чтения.
Для создания наиболее благоприятных условий для использования того или иного вида чтения, необходимо целенаправленно отбирать материал для чтения.
Экспериментально проверить действенность системы упражнений для развития и совершенствования умений чтения удалось в процессе проведения формирующего и контролирующего экспериментов.
Результаты этих экспериментов показали, что по истечении 6 месяцев от начала экспериментального обучения, положительная динамика составила 6,6 %, а по окончании обучения, общая продолжительность которого
составила 8 месяцев, показатели выросли на 12,6 %. Анализ результатов контролирующего эксперимента после завершения обучения показал, что у испытуемых экспериментальной группы показатели умений в чтении оказались на 10,4 % выше, чем у респондентов контрольной.
Эти результаты доказывают эффективность применения разработанной системы упражнений для успешного формирования навыков разных видов чтения при условии регулярных, систематических занятий с постепенным усложнением текстовых материалов и заданий к ним....
1. Акишина, Е. О. Обучение чтению научного текста : начальный этап / Е. О. Акишина. - М. : Московский университет, 1992. - 182 с.
2. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
3. Богданова, Л. В. Сборник текстов с заданиями для развития навыков просмотрового и ознакомительного чтения на английском языке : методические рекомендации / Л. В. Богданова, Л. К. Шмурак. - Красноярск : Красноярский государственный медицинский институт, 1989. - 46 с.
4. Богуславская, Н. Е. Методика развития речи на уроках русского языка : пособие для учителей / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова. - М. : Просвещение, 1980. - 240 с.
5. Богуславская, Н. Е. Методика развития речи на уроках русского языка : книга для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова, Т. А. Ладыженская. - М. : Просвещение, 1991. - 240 с.
6. Болотнова, Н. С. Методика поуровнего лингвосмыслового анализа поэтического текста и ее использование в школе / Н. С. Болотнова // Русский язык в школе. - 2015. - № 6. - с. 16
7. Васильевых, И. П. Уроки русского языка. 6 класс : пособие для учителя к учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 6 класс» / И. П. Васильевых. - 2-е изд., стереотип. - М. : Мнемозина, 2009. - 129 с.
8. Власова, Н. А. Содержание понятия «общая культура младшего школьника» : педагогический аспект / Н. А. Власова // Вестник КГПУ. - 2015. - № 2. - с. 6
9. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников : сборник статей / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. - М. : Издательство Акад. пед. наук РСФСР, 1962. - 287 с.
10. Галкина, Е. А. Работа учащихся с несплошными текстами / Е. А. Галкина // Вестник КГПУ. - 2014. - № 3. - с. 36
11. Глухов, В. П. Основы психолингвистики : учебное пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М. : АСТ : Астрель, 2005. - 351 с.
12. Глухова, Т. В. Ассоциативный подбор аргументов из текстов художественной литературы при подготовке к экзаменационному сочинению в 9 классе / Т. В. Глухова // Русский язык в школе. - 2014. - № 3. - с. 7
13. Гордиенко, О. В. Эффективные приемы подготовки учащихся к написанию сочинения / О. В. Гордиенко // Русский язык в школе. - 2014. - № 3. - с. 3
14. Городилова, В. И. Чтение и письмо : обучение, развитие и исправление недостатков / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. - Санкт- Петербург : Дельта ; Москва : Аквариум, 1996. - 384 с.
15. Гребнева, Н. Г. Обучение чтению как особому виду речевой деятельности в Красноярской государственной архитектурно-строительной академии / Н. Г. Гребнева // Вестник Красноярской государственной архитектурно-строительной академии. - 2002. - № 5. - с. 197...75