ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 5
1.1. Классификация универсальных учебных действий 5
1.2. Приемы формирования универсальных учебных действий 9
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 20
2.1. Возможности формирования универсальных учебных действий в
процессе обучения биологии 20
2.2. Методика формирования универсальных учебных действий в процессе
обучения биологии 28
ВЫВОДЫ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложение 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 5
1.1. Классификация универсальных учебных действий 5
1.2. Приемы формирования универсальных учебных действий 9
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 20
2.1. Возможности формирования универсальных учебных действий в
процессе обучения биологии 20
2.2. Методика формирования универсальных учебных действий в процессе
обучения биологии 28
ВЫВОДЫ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложение 1
Одним из актуальных вопросов современного российского образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка) [22].
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который пред-полагает овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД). Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию процесса обучения [22].
Задача учителя заключается в организации условий, в которых УУД формируются наиболее эффективно, благодаря созданию особой методики обучения предмету, что дает возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться [24].
Основной задачей современной школы является интеграция и осмысление новых знаний и их взаимосвязь с жизненным опытом ребенка на основе умения учиться и добывать знания самому, так как школа перестала являться единственным источником информации и обучающийся теперь должен выступать в роли «архитектора» образовательного процесса [1].
Актуальность работы определяется потребностями развития педагогической теории и практики применительно к деятельности и обновления со-держания на основе универсальных учебных действий при обучении биологии в школе.
Цель исследования: выявление влияния универсальных учебных действий на повышение уровня знаний по биологии.
Объектом исследования: образовательный процесс по биологии, включающий использование универсальных учебных действий в процессе обучения биологии.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий в процессе обучения биологии.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования универсальных учебных действий в теории и методики обучения биологии.
2. Разработать методику формирования универсальных учебных действий в процессе обучения биологии в V классах (авторская программа И.Н. Пономаревой).
3. Экспериментально апробировать методику формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в V классе.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка) [22].
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который пред-полагает овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД). Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию процесса обучения [22].
Задача учителя заключается в организации условий, в которых УУД формируются наиболее эффективно, благодаря созданию особой методики обучения предмету, что дает возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться [24].
Основной задачей современной школы является интеграция и осмысление новых знаний и их взаимосвязь с жизненным опытом ребенка на основе умения учиться и добывать знания самому, так как школа перестала являться единственным источником информации и обучающийся теперь должен выступать в роли «архитектора» образовательного процесса [1].
Актуальность работы определяется потребностями развития педагогической теории и практики применительно к деятельности и обновления со-держания на основе универсальных учебных действий при обучении биологии в школе.
Цель исследования: выявление влияния универсальных учебных действий на повышение уровня знаний по биологии.
Объектом исследования: образовательный процесс по биологии, включающий использование универсальных учебных действий в процессе обучения биологии.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий в процессе обучения биологии.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования универсальных учебных действий в теории и методики обучения биологии.
2. Разработать методику формирования универсальных учебных действий в процессе обучения биологии в V классах (авторская программа И.Н. Пономаревой).
3. Экспериментально апробировать методику формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в V классе.
1. Теоретические основы использования универсальных учебных действий в процессе обучения биологии достаточно разработаны: определена структура УУД; предложены классификации; выделены особенности деятельности учителя и учащихся при использовании УУД в учебном процессе.
Универсальные учебные действия представляют систему из четырех видов УУД:
Личностные универсальные учебные действия опираются на мотивационно-целевой компонент деятельности (они в свою очередь на организационные умение, ценностные ориентиры деятельности).
Регулятивные - универсальны тем, что интегрируют все структурные элементы деятельности. С помощью регулятивных универсальных учебных действий ученик имеет возможность мысленно объять все содержание учебной деятельности на любом этапе этой деятельности.
Логических познавательные универсальные учебные действия опираются на взаимосвязь информационных и интеллектуальных общеучебных умений
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивные взаимодействия.
2. Разработана методика формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в V классе, включающая задания способствующие формированию УУД. Предложен алгоритм формирования универсальных учебных действий.
3. Итоги выполнения заданий, диагностирующих достижение планируемых результатов экспериментального обучения показало, что систематическое использование алгоритма формирования УУД положительно влияет на уровень развития универсальных учебных действий учащихся по биологии.
Универсальные учебные действия представляют систему из четырех видов УУД:
Личностные универсальные учебные действия опираются на мотивационно-целевой компонент деятельности (они в свою очередь на организационные умение, ценностные ориентиры деятельности).
Регулятивные - универсальны тем, что интегрируют все структурные элементы деятельности. С помощью регулятивных универсальных учебных действий ученик имеет возможность мысленно объять все содержание учебной деятельности на любом этапе этой деятельности.
Логических познавательные универсальные учебные действия опираются на взаимосвязь информационных и интеллектуальных общеучебных умений
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивные взаимодействия.
2. Разработана методика формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в V классе, включающая задания способствующие формированию УУД. Предложен алгоритм формирования универсальных учебных действий.
3. Итоги выполнения заданий, диагностирующих достижение планируемых результатов экспериментального обучения показало, что систематическое использование алгоритма формирования УУД положительно влияет на уровень развития универсальных учебных действий учащихся по биологии.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование универсальных учебных действий по биологии в условиях сельской малокомплектной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Использование вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление формированием регулятивных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов на уроках физики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ « ГАРМОНИЯ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017



