ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 5
1.1. Классификация универсальных учебных действий 5
1.2. Приемы формирования универсальных учебных действий 9
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 20
2.1. Возможности формирования универсальных учебных действий в
процессе обучения биологии 20
2.2. Методика формирования универсальных учебных действий в процессе
обучения биологии 28
ВЫВОДЫ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложение 1
Одним из актуальных вопросов современного российского образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка) [22].
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который пред-полагает овладение обучающимися универсальными учебными действиями (УУД). Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию процесса обучения [22].
Задача учителя заключается в организации условий, в которых УУД формируются наиболее эффективно, благодаря созданию особой методики обучения предмету, что дает возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться [24].
Основной задачей современной школы является интеграция и осмысление новых знаний и их взаимосвязь с жизненным опытом ребенка на основе умения учиться и добывать знания самому, так как школа перестала являться единственным источником информации и обучающийся теперь должен выступать в роли «архитектора» образовательного процесса [1].
Актуальность работы определяется потребностями развития педагогической теории и практики применительно к деятельности и обновления со-держания на основе универсальных учебных действий при обучении биологии в школе.
Цель исследования: выявление влияния универсальных учебных действий на повышение уровня знаний по биологии.
Объектом исследования: образовательный процесс по биологии, включающий использование универсальных учебных действий в процессе обучения биологии.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий в процессе обучения биологии.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования универсальных учебных действий в теории и методики обучения биологии.
2. Разработать методику формирования универсальных учебных действий в процессе обучения биологии в V классах (авторская программа И.Н. Пономаревой).
3. Экспериментально апробировать методику формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии в V классе.
1. Теоретические основы использования универсальных учебных действий в процессе обучения биологии достаточно разработаны: определена структура УУД; предложены классификации; выделены особенности деятельности учителя и учащихся при использовании УУД в учебном процессе.
Универсальные учебные действия представляют систему из четырех видов УУД:
Личностные универсальные учебные действия опираются на мотивационно-целевой компонент деятельности (они в свою очередь на организационные умение, ценностные ориентиры деятельности).
Регулятивные - универсальны тем, что интегрируют все структурные элементы деятельности. С помощью регулятивных универсальных учебных действий ученик имеет возможность мысленно объять все содержание учебной деятельности на любом этапе этой деятельности.
Логических познавательные универсальные учебные действия опираются на взаимосвязь информационных и интеллектуальных общеучебных умений
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивные взаимодействия.
2. Разработана методика формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в V классе, включающая задания способствующие формированию УУД. Предложен алгоритм формирования универсальных учебных действий.
3. Итоги выполнения заданий, диагностирующих достижение планируемых результатов экспериментального обучения показало, что систематическое использование алгоритма формирования УУД положительно влияет на уровень развития универсальных учебных действий учащихся по биологии.
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова 2-е изд. М..: Просвещение, 2011, 159с.
2. Биология. 5-6 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. В. В. Пасечника. -_М.: Просвещение, 2012.-160 с.
3. Биология. Живой организм: учеб. для 6 кн. общеобразоват. учреждений / под ред. JT. Н. Сухоруковой. М.: Просвещение, 2007. - 128 с.
4. Бруновт, Е.П., Формирование приемов умственной деятельности учащихся: на материале учебного предмета биологии (методическое исследование) / Е.П. Бруновт, Е.Т. Бровкина Науч. исслед. Ин - т содержания и методов обучения Акад. Пед. Наук. СССР. М.: Педагогика, 1981. 172 с.
5. Воронина, Г.А. Биология. Планируемые результаты. Системы заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Г.А. Воронина, Т.А. Иванова, Г.С. Калинова; по ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
6. Высоцкая, М.В. Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / М.В. Высоцкая. Изд. 2 - е, испр. - Волгоград: Учитель, 2010. - 255 с.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, под. Ред. А.Г. Асмолова. - 3 - е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
8. Лернер, И.Я. Современная дидактика: теория - практике / И.Я. Лернер, И.К. Журавлев. - М.: Изд. ИТП и МИОРАО, 1993. - 288с. 130
9. Лошкарева, Н.И. Развитие общих учебных умений и навыков школьников / Н.М. Лошкарева // Воспитание школьников. - 1984. - №4.-с.4-69.
10. образования / А.В. Золотарева //Внешкольник, 2011. - № 3. - С. 15-18.
11. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. / под. Н.Ю.Шведовой. - 18-е изд. - М., 1986. - с. 123 - 125.
12. Пакулова, В.М. Краткий курс методики биологии [Текст] / В.М. Пакулова, Н.В. Иванова, Т.В. Голикова, Е.Н. Прохорчук - Красноярск 2005. 164с.
13. Пасечник, В. В. Биология. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. / В.В. Пасечник - М.: Просвещение, 2008. — 127 с.
14. Пасечник, И.Д. Операционные структуры действия систематизации в процессе усвоения математического материала подростками / И.Д. Пасечник // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С.133-139.
15. Педагогика: учеб. Пособие / В.А. Сластенин, А.И. Мещенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа - Пресс, 1998. - 512с. 163
16. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии /И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. - М., 2003. - 264 с.
17. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы // Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие /авг.-сост. В. В. Пасечник. В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. - М.: Дрофа, 2013. - С. 240 -281.
18. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Кон-центрический курс // Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие //авт.- еост. Н. И. Сонин, В. Б. Захаров.. - М.: Дрофа, 2013. - С. 3-150. с.
19. Смирнова, Н.З. Инновационные процессы в естественнонаучном образовании /Н.З. Смирнова, Т.В. Голикова, Н.М. Горленко, Е.А. Галкина, И.Б. Чмиль. - Краснояр. гос. пед. ун -т им. В.П. Астафьева, 2014. - 356 с.
20. Сюсюкна, И.Е. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук/Сюсюкина Ирина Егоровна.-Магнитогорск, 2010.-23с. 211
21. Теплоухова, Л.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии / А.В. Золотарева Автореф. дис. канд. пед. наук13.00.01 / Л.А. Теплоухова. - Ижевск, 2012 - 15
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М: Просвещение, 2011. - 48 с.
23. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
24. Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии ФГОС ООО . Новой школе - новое качество Часть 4 Петропавловск - Камчатский, 2012. - 82 с.
25. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.192 с.
26. Ивашедкина О.А. Достижения метапредметных образовательных результатов на уроках биологии. Биология в школе. 2013.№ 4. 28-33 с.
27. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика 1984. 432 с.
28. Леонтьев А.Н., Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл. Издательский центр «Академия». 2004.352с.
29. Леонтьев А.Н., Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл. 2009.423с.
30. Асмолов А.Г. Программа развития универсальных учебных действий:
структура, содержание, ожидаемые результаты. http//
www.lib.gendocs.ru/docs/136100/index- 44