Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование физической картины мира у учащихся старших классов на основе фундаментальных взаимодействий

Работа №153519

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2020
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Методические основы формирования понятия «Физическая картина мира» 8
§ 1.1 Сущность понятия «Физическая картина мира» 8
§ 1.2 Фундаментальные физические понятия 11
§ 1.3 Фундаментальные физические взаимодействия 19
Выводы по первой главе 21
Глава II. Методика формирования физической картины мира на примере электромагнитного взаимодействия 23
§ 2.1 Сущность электромагнитного взаимодействия 23
§ 2.2 Этапы развития электромагнитного взаимодействия 26
§ 2.3 Методика формирования физической картины мира на основе электромагнитного взаимодействия 31
Выводы по второй главе 46
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение 52

В естествознании понятие «физическая картина мира» используется давно, но в последнее время оно стало рассматриваться не только как итог развития физического знания, но и как самостоятельный вид знания - общее теоретическое знание в физике, система понятий, принципов и гипотез, служащих исходной основой для построения фундаментальных теорий. С одной стороны, физическая картина мира обобщает все ранее полученные знания об окружающем мире, а с другой - вводит в физику новые философские и методологические идеи и обусловленные ими новые понятия, принципы и гипотезы, которые коренным образом изменяют основы теоретического знания по физике. Следовательно, физическая картина мира рассматривается как физическая модель природы, включающая в себя фундаментальные идеи, физические теории, наиболее общие фундаментальные понятия, принципы и методы научного познания, соответствующие определенному историческому этапу развития науки физики. Постоянное развитие и замена одних картин мира другими, более адекватно отражающими структуру и свойства материи, есть процесс развития самой физической картины мира. Основой для выделения отдельных типов физических картин мира служит качественное изменение фундаментальных идей, являющихся базой для физической теории и наших представителей о структуре материи и формах ее существования в пространстве и во времени. С изменением физической картины мира начинается новый этап развития науки физики с иной системой исходных физических понятий, принципов, гипотез и стиля научного мышления. Переход от одного этапа в развитии физической картины мира к другому характеризует качественный скачок, научную революцию в физике, состоящую в появлении новой физической картины мира [2].
В виду сменяемости физической картины мира и её постоянной дополняемости, обучаемые, в процессе формирования фундаментальных физических понятий и рассмотрения видов взаимодействия, испытывают
определенные затруднения. На это указывают результаты проведенного анкетирования, в котором на вопрос «Знают ли школьники определение и основные понятия ФКМ?» лишь двое из ста опрошенных учащихся ответили «Знают определение, но не знают содержание современной ФКМ», а на вопрос «Есть ли интерес школьников к различным мировоззренческим вопросам?» 27 ответили «есть постоянный интерес», 9 - «нет интереса», 24 - «трудно определить, есть ли интерес», 27 - «специально вопросы мировоззрения не выделяются» и 13 учащихся затрудняются ответить. Результаты анкетирования представлены в приложении «А» выпускной квалификационной работы. Данные недопонимания приводят к формированию неполной или вовсе неверной физической картины мира. Анализ результатов анкетирования подтвердил актуальность темы исследования. Отсюда вытекает проблема исследования, заключающаяся в том, что наблюдается низкий уровень сформированности физической картины мира у обучающихся.
Актуальность проблемы, рассматриваемой в данном исследовании, обусловлена необходимостью преодоления противоречия между требованиями ФГОС к формированию мировоззренческого мышления и существующим уровнем их реализации в обществе в целом. Для этого необходимо привести методику преподавания физики в старшей школе в соответствие современным требованиям ФГОС к формированию физической картины мира.
Осмысленное усвоение обучающимися фундаментальных понятий и взаимодействий, в результате которого у них формируется представление о ФКМ, и составляет первую сторону процесса формирования научного мировоззрения на уроках физики.
Цели исследования: разработать методику формирования ФКМ на основе последовательного изучения фундаментальных физических взаимодействий.
Объект: формирование физической картины мира у учащихся старших классов.
Предмет: формирование физической картины мира у учащихся старших классов при изучении электромагнитного взаимодействия.
Гипотеза: понятие «физическая картина мира» сформируется у учащихся на высоком уровне, если:
1) последовательно изучать каждое фундаментальное взаимодействие на основе определенного плана (понятие о взаимодействии; эволюция в развитии данного взаимодействия; современные представления о взаимодействии; развитие ФКМна его основе);
2) разработать методику изучения электромагнитного взаимодействия, направленную на формирование физической картины мира.
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать состояние выделенной проблемы исследования в практике обучения учащихся;
2) проанализировать методики формирования ФКМ описанные в научно-методической и учебно-методической литературе;
3) раскрыть на основе анализа основных фундаментальных понятий содержание основных физических взаимодействий;
4) систематизировать методы повышения качества усвоения учащимися знаний по физической картине мира;
5) разработать методику на основе специально разработанного плана, направленного на формирование физической картины мира у учащихся старших классов на примере электромагнитного взаимодействия.
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования:
1) анализ философской, педагогической и научно-методической литературы по проблеме формирования научного мировоззрения учащихся в учебном процессе;
2) обобщение передового отечественного опыта формирования научного мировоззрения учащихся в процессе изучении физики;
3) проведение анкетирования, подтверждающего или опровергающего актуальность проблемы.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем: разработаны:
• методика изучения электромагнитного взаимодействия;
• план рассмотрения фундаментальных взаимодействий в процессе обучения учащихся физике на основе динамической модели познания, включающий в себя: понятие взаимодействия; эволюция данного взаимодействия; современные представления о взаимодействии; развитие ФКМ на основе данного взаимодействия.
Практическая значимость исследования: разработанные план рассмотрения фундаментальных взаимодействий и методика изучения электромагнитного взаимодействия, можно использовать в практике обучения учащихся физике при формировании у них физической картины мира.
Организация и база исследования: отдельные положения выпускной квалификационной работы были апробированы на педагогической практике, на базе МБОУ СШ №8 в 2019 г. в 9 и 10 классах.
На защиту выносятся следующее положения: сформировать физическую картину мира у учащихся на более высоком уровне можно
1) при целенаправленном рассмотрении фундаментальных физических взаимодействий на основе следующего плана: понятие взаимодействия, эволюция данного взаимодействия, современные представления о взаимодействии, развитие ФКМ на основе данного фундаментального взаимодействия;
2) при использовании специально разработанной, на основе динамической модели познания, методики изучения фундаментального электромагнитного взаимодействия.
В данной выпускной квалификационной работе проведен педагогический эксперимент на основе анализа научно-методической и учебно-методической литературы по теме исследования. Также было проведено анкетирование учащихся и учителей, которое подтверждает актуальность выбранной темы исследовании. Работа выполнена на определенном уровне и требует своего дальнейшего исследования в практике обучения учащихся физике, что и будет сделано автором ВКР при дальнейшей самостоятельной работе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Первая глава посвящена методическим основам формирования понятия «Физическая картина мира», во второй главе рассматривается методика формирования физической картины мира на основе электромагнитных взаимодействий.
Результаты работы были представлены на научно-практической конференций XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА», а также в качестве публикации «Анализ содержания фундаментальных физических понятий» в сборнике статей конференции «Современная физика в системе школьного и вузовского образования» на с. 28.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена актуальной теме исследования, а именно «Формирование физической картины мира у учащихся старших классов на основе фундаментальных взаимодействий». Актуальность темы подтверждается наличием явного противоречия между требованиями ФГОС к формированию мировоззренческого мышления и существующим уровнем их реализации в обществе в целом. Об этом говорят констатация факта Министерством Просвещения России о низком уровне сформированности у учащихся естественнонаучной грамотности, результаты нашего анкетирования учителей и учащихся, наблюдения и личного опыта.
Для достижения поставленной цели ВКР были выполнены следующие задачи:
1. проанализировано состояние выделенной проблемы исследования в практике обучения учащихся;
2. проанализированы методики формирования ФКМ описанные в научно-методической и учебно-методической литературе;
3. раскрыто на основе анализа основных фундаментальных понятий содержание основных физических взаимодействий;
4. систематизированы методы повышения качества усвоения
учащимися знаний по физической картине мира;
5. разработана методика, направленная на формирование физической картины мира у учащихся старших классов на примере электромагнитного взаимодействия.
Была разработана методика формирования физической картины мира на основе электромагнитного взаимодействия. Оригинальность методики заключается в том, что по своему содержанию она опирается на динамическую модель познания. Данная методика может быть использована в практике обучения физике, а именно в процессе изучения электромагнитного взаимодействия с целью формирования и развития ФКМ у обучающихся.
В работе представлена разработанная на основе динамической модели познания специальная методика изучения фундаментального электромагнитного взаимодействия направленная на формирование и развитие ФКМ у учащихся старших классах. Цель достигнута, гипотеза подтверждена. Проблема, рассмотренная в ВКР, требует своего дальнейшего исследования, направленного на разработку и апробацию методики формирования физической картины мира на основе остальных фундаментальных взаимодействий, что и будет проделано мною при дальнейшей самостоятельной работе в качестве учителя физики.



1. Агафонов К. П. Единство физической картины мира. Неоклассическая концепция. М.: ЛКИ, 2007. 184 с.
2. Бикметов А. В. Определение физической картины мира как синтез физических и философских представлений // Современные проблемы науки и образования. 2011. N 6. С. 10-12.
3. Блохинцев Д. И. Пространство и время в микромире. М.: «Наука», 1982. 349 с.
4. Бондарев, В.П. Концепции современного естествознания. М.: Альфа, 2009. 464 с.
5. Готт В.С. Философские вопросы современной физики. М.: Высшая школа, 1988. 416 с.
6. Гудкин В. И. Основные вопросы естествознания // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. N 2. С. 22-27.
7. Гусейханов М. К. Концепции современного естествознания: учебник и практикум. 8-е изд. М.: Юрайт, 2011. 598 с.
8. Емельянов А. В., Емельянов И. А. Новый взгляд на некоторые фундаментальные понятия и опытные факты физики. М.: Заречье, 2013. 174 с.
9. Ермолин В. Б. Реалии материального мира. Пространство. Материя. Время // Наука без границ. 2017. N 1. С. 80-85.
10. Ефименко В. Ф. Физическая картина мира и мировоззрение. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. 158 с.
11. Ефименко В. Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. М.: «Педагогика», 1976. 224 с.
12. Жешко В. В. Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении курса физики основной школы: диссертация ... кандидата педагогических наук. М., 1994. 161 с.
13. Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С. Теория и методика обучения физике в школе: учебное пособие для студ. пед. Вузов. М.: «Академия», 2000.
384 с.
14. Карасова И.С., Потапова М.В. Фундаментальные физические теории в школе: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. 336 с.
15. Кочергина Н. В., Машиньян А. А. Системный подход к построению курса естествознания для старшей школы // Перспективы науки и образования. 2014. N 2. С. 129-135.
16. Левич В. Г., Вдовин Ю. А., Мямлин В. А. Курс теоретической физики. Т II. М.: «Наука», 1971. 910 с.
17. Мансуров, А. Н. Физическая картина мира: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физика». М.: Дрофа, 2008. 270 с.
18. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1989. 133 с.
19. Мултановский В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе. Пособие для учителей. М.: «Просвящение», 1977. 168с.
20. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. М.: Мысль, 1985. 272 с.
21. Перышкин А.В, Гутник Е. М. Физика 9кл.: учебник. М.: Дрофа, 2014. 319 с.
22. Попов М. В. Пространство-время // Философия и общество. 2018. N 4. С. 5-27.
23. Прейгерман Л., Брук М. Курс современной физики. Новые подходы к объяснению физической картины мира. М.: Ленанд, 2016. 1120 с.
24. Пурышева Н. С. Интерпретации физической картины мира // Знание. Понимание. Умение. 2011. N 2. С. 50-54.
25. Раджабов О. Р Философия физической картины мира. М.: Реабилитация, 2016. 304 с.
26. Сауров Ю. А., Сауров С. Ю. Научные картины мира: Элементы
эпистемологии. Киров: ОАО «Дом печати — ВЯТКА», 2006. 148 с.
27. Серафимова Л. П. Физические картины мира и физические теории: пособие для учащихся 10-11 классов. Красноярск: Поликом, 2002. 130с.
28. Соколова С. Ю. Формирование научного мировоззрения старшеклассников на основе представлений о физической картине мира. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2007. N 2. С. 119-125.
29. Тесленко В.И., Михасенок Н. И. Естественнонаучная картина мира: учебное пособие. Часть 1, 2. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016 г. 184 с.
30. Фикрет М. Э. Разитие понятия материи в физической картине мира // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. N 4. С. 34-39.
31. Чернова С. А. Особенности естественнонаучной картины мира // Вестник Вятского государственного университета. 2007. N 3. С. 21-25.
32. Шепель О. М. Фундаментальные естественнонаучные понятия на уроках физики // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2008. N 4. С.153-169.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ