Введение 3
Глава I. Принципы формирования УМК по истории 2000-2022 гг 9
1.1 Концентрическая система. Основные положения 9
1.2 Линейная система. Основные положения 11
1.3 Характеристика российских учебников по новейшей истории 14
Глава II. Объединение Германии на страницах российских учебников по истории 29
2.1 Объединение Германии: основные события 29
2.2 Сравнительный анализ концентрических и линейных учебников.
Параметры сравнения зз
Заключение 42
Список источников и литературы 44
Объединение Германии в российских школьных учебниках (2000-2022 гг.)
|
Введение 3
Глава I. Принципы формирования УМК по истории 2000-2022 гг 9
1.1 Концентрическая система. Основные положения 9
1.2 Линейная система. Основные положения 11
1.3 Характеристика российских учебников по новейшей истории 14
Глава II. Объединение Германии на страницах российских учебников по истории 29
2.1 Объединение Германии: основные события 29
2.2 Сравнительный анализ концентрических и линейных учебников.
Параметры сравнения зз
Заключение 42
Список источников и литературы 44
Актуальность. Одно из самых крупных событий в конце XX века стало объединение двух германских государств (Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германия) в единое германское государство - ФРГ. Объединение проходило не в равных условиях и по факту ГДР вошла в состав ФРГ. Само объединение Германии ознаменовало с собой новую военную, политическую и экономическую обстановку в Европе, где Германия стала иметь благоприятную почву для того, чтобы стать ведущей державой в Европейском Союзе. Стоит отметить, что в объединении Германии принимали участие не только ГДР и ФРГ, но и такие державы как: СССР, Франция, США и Великобритания. Объединение Германии стало одним из главных дипломатических решений между странами- победителями во Второй Мировой Войне. Новая Германия стала результатом показавший нежелание СССР и США продолжать вести напряженную борьбу между собой не только в Европе, но и по всему миру, данный акт действий предполагал обеспечение стойкости мирового порядка перед лицом глобальных проблем, но сейчас мы наблюдаем отсутствия какого-либо баланса сил в Европе и этот баланс был нарушен с падением Организации Варшавского Договора и расширением НАТО на Восток в сторону границ Российской Федерацией.
На сегодняшний день Германия занимает центральное положение в Европейском Союзе и в самой Европе, оказывая более значительное влияние внутри НАТО. Благодаря этому «фундаменту» сегодняшняя Германия имеет шансы стать одной из ведущих держав мира. Актуальность данная тема также приобретает в изучении предпосылок, причин объединения Германии и в ходе событий процесса интеграции германских государств. Объединение Германии произошло недавно по историческим меркам (чуть больше 30 лет назад) и это событие до сих пор полностью до полной глубины не изучено.
Степень изученности. В начале 90-х такие исследователи как И.Ф. Максимычев1 и А.В. Потапов2 считали, что основной причиной падения ГДР и ее вхождения в состав ФРГ является экономические проблемы, вызванные нежеланием руководства ГДР проводить реформы и идти по тому же пути, по которому пошел Советский Союз во главе с Горбачевым, т.е. ГДР оставалась тоталитарным государством. Вышеуказанной позиции придерживался историк-международник Н.В. Павлов3, считавший, что причиной объединения Германии послужил сам социалистический строй и отсутствие гибкости командной экономики. И.Н. Кузьмин4 и А.М. Филитов5 к этому добавляют, что объединение Германии было неизбежно т. к. кризисная ситуация в Европе только нарастала. Потапова, Кузьмина и Филитова можно отнести к группе либеральных исследователей т.к. они в целом дают позитивную оценку объединения двух германских государств.
Серьезным сдвигом в отечественной историографии по данной проблеме стали работы историка и дипломата А.А. Ахтамзяна6. В отличии от ранних исследователей А.А. Ахтамзян7 указывает не только на политические и экономические проблемы ГДР, но и обращает свое внимание на то, что ФРГ сознательно стремилась к объединению с ГДР и для этого Федеративная Германия строила свою мощную экономику, чтобы в будущем она смогла поглотить своего немецкого соседа. Ахтамзяна и Максимычева можно отнести ко второй группе исследователей, считавшие, что слияние ГДР с ФРГ имело как положительные результаты, так и отрицательные.
К третьей группе исследователей относятся зарубежные исследователи М. Глааб8, М. Лемке9, Д. Шпилькер10, П.Д. Уинтерс11, М.Е. Заротте12. Исследователи отмечают, что основными факторами, способствовавшими объединению служили: отсутствие языкового барьера, родственные связи граждан ФРГ и ГДР, провалы экономической политики ГДР, недовольство граждан ГДР по вопросам прав человека и свободы слова. Особенно ярко эти факторы выделяли М. Лемке13 и М. Заротте14.
Изучением школьного исторического образования в рамках проблемы концентрической и линейной системы занимались такие методисты как: Е.Е. Вяземский15, А.В. Баранов16, Р.В. Пазин17 и Л.В....
На сегодняшний день Германия занимает центральное положение в Европейском Союзе и в самой Европе, оказывая более значительное влияние внутри НАТО. Благодаря этому «фундаменту» сегодняшняя Германия имеет шансы стать одной из ведущих держав мира. Актуальность данная тема также приобретает в изучении предпосылок, причин объединения Германии и в ходе событий процесса интеграции германских государств. Объединение Германии произошло недавно по историческим меркам (чуть больше 30 лет назад) и это событие до сих пор полностью до полной глубины не изучено.
Степень изученности. В начале 90-х такие исследователи как И.Ф. Максимычев1 и А.В. Потапов2 считали, что основной причиной падения ГДР и ее вхождения в состав ФРГ является экономические проблемы, вызванные нежеланием руководства ГДР проводить реформы и идти по тому же пути, по которому пошел Советский Союз во главе с Горбачевым, т.е. ГДР оставалась тоталитарным государством. Вышеуказанной позиции придерживался историк-международник Н.В. Павлов3, считавший, что причиной объединения Германии послужил сам социалистический строй и отсутствие гибкости командной экономики. И.Н. Кузьмин4 и А.М. Филитов5 к этому добавляют, что объединение Германии было неизбежно т. к. кризисная ситуация в Европе только нарастала. Потапова, Кузьмина и Филитова можно отнести к группе либеральных исследователей т.к. они в целом дают позитивную оценку объединения двух германских государств.
Серьезным сдвигом в отечественной историографии по данной проблеме стали работы историка и дипломата А.А. Ахтамзяна6. В отличии от ранних исследователей А.А. Ахтамзян7 указывает не только на политические и экономические проблемы ГДР, но и обращает свое внимание на то, что ФРГ сознательно стремилась к объединению с ГДР и для этого Федеративная Германия строила свою мощную экономику, чтобы в будущем она смогла поглотить своего немецкого соседа. Ахтамзяна и Максимычева можно отнести ко второй группе исследователей, считавшие, что слияние ГДР с ФРГ имело как положительные результаты, так и отрицательные.
К третьей группе исследователей относятся зарубежные исследователи М. Глааб8, М. Лемке9, Д. Шпилькер10, П.Д. Уинтерс11, М.Е. Заротте12. Исследователи отмечают, что основными факторами, способствовавшими объединению служили: отсутствие языкового барьера, родственные связи граждан ФРГ и ГДР, провалы экономической политики ГДР, недовольство граждан ГДР по вопросам прав человека и свободы слова. Особенно ярко эти факторы выделяли М. Лемке13 и М. Заротте14.
Изучением школьного исторического образования в рамках проблемы концентрической и линейной системы занимались такие методисты как: Е.Е. Вяземский15, А.В. Баранов16, Р.В. Пазин17 и Л.В....
В ходе выполнения работы были рассмотрены принципы формирования УМК по всеобщей истории. Были выведены основные признаки концентрической и линейной системы, отмечались положительные черты и отрицательные двух систем. Для сравнительного анализа применялся структурно-аксиологический анализ учебников (составление
характеристики). При анализе были рассмотрены основные события объединения Германии. В результате аналитики было замечено незначительное изменение в учебниках проблемы объединения ФРГ с ГДР как по объему информации, так и по структуре. Во всех учебниках слабо представлены персоналии, в свою очередь это не отвечает современным запросам на получение знаний и развитие компетенций.
Куда большие изменения содержат учебники по другим параметрам. В методическом аппарате со временем наблюдалось расширение различных задач и вопросов, которые позволили широко развить Универсальные- учебные действия школьников т.е. задания способствуют развитию умений поиска информации, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать материал, оценивать определенные исторические события и самостоятельно ставить цель в ходе выполнения самостоятельных работ, представленных в учебнике. Методический аппарат с точки зрения ФГОС СОО больше развит у линейных учебников, в свою очередь у концентрических учебниках куда больший объем информации представленный в тексте и это способствует развитию познавательных универсально-учебных действий. Условия для формирования коммуникативных УУД (умения вести диалог, обосновывать собственную точку зрения) умений вести у обоих систем учебников развиты одинаково. Основные цели программы развития УУД также более реализуемые у линейных учебных пособий.
Итог: не смотря на большой объем учебников концентрической системы основные события процесса объединения Германии не полностью раскрыты, то же касается и линейных учебников. В виду своего объема концентрические учебники обходят линейные, но времени тратится больше на изучение материала. Исходя из равномерного баланса текста и методического аппарата линейные учебники дают большую возможность развивать у обучающегося УУД и тратить на это меньше времени.
характеристики). При анализе были рассмотрены основные события объединения Германии. В результате аналитики было замечено незначительное изменение в учебниках проблемы объединения ФРГ с ГДР как по объему информации, так и по структуре. Во всех учебниках слабо представлены персоналии, в свою очередь это не отвечает современным запросам на получение знаний и развитие компетенций.
Куда большие изменения содержат учебники по другим параметрам. В методическом аппарате со временем наблюдалось расширение различных задач и вопросов, которые позволили широко развить Универсальные- учебные действия школьников т.е. задания способствуют развитию умений поиска информации, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать материал, оценивать определенные исторические события и самостоятельно ставить цель в ходе выполнения самостоятельных работ, представленных в учебнике. Методический аппарат с точки зрения ФГОС СОО больше развит у линейных учебников, в свою очередь у концентрических учебниках куда больший объем информации представленный в тексте и это способствует развитию познавательных универсально-учебных действий. Условия для формирования коммуникативных УУД (умения вести диалог, обосновывать собственную точку зрения) умений вести у обоих систем учебников развиты одинаково. Основные цели программы развития УУД также более реализуемые у линейных учебных пособий.
Итог: не смотря на большой объем учебников концентрической системы основные события процесса объединения Германии не полностью раскрыты, то же касается и линейных учебников. В виду своего объема концентрические учебники обходят линейные, но времени тратится больше на изучение материала. Исходя из равномерного баланса текста и методического аппарата линейные учебники дают большую возможность развивать у обучающегося УУД и тратить на это меньше времени.





