ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Концептуальные основы формирования финансовой грамотности обучающихся в системе школьного образования 7
1.1. Теоретические подходы к формированию финансовой грамотности
обучающихся в системе школьного образования 7
1.2. Проблемы обучения финансовой грамотности в системе школьного
образования 14
1.3. Отечественный и зарубежный опыт формирования финансовой
грамотности обучающихся в системе школьного образования 18
ГЛАВА 2. Анализ состояния проблем развития финансовой грамотности в КГБОУ КМЖГ 28
2.1. Характеристика образовательного учреждения 28
2.2. Методические подходы к формированию финансовой грамотности
обучающихся 37
ГЛАВА 3. Апробация методического подхода по организации курса «Финансовая грамотность» в КГБОУ КМЖГ 43
3.1. Результаты апробации программы «Финансовая грамотность» 43
3.2. Эффекты от реализации программы «Финансовая грамотность» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема формирования финансовой грамотности в России была поставлена перед правительством еще в 2011 году, когда Министерство финансов совместно с Всемирным банком начали реализацию проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Главная задача этого проекта рассчитана на то, что обучив сегодняшних школьников финансовой грамотности, через 10-15 лет государство получит финансово грамотное население. В 2015 году разработана «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности». В рамках её реализации в 5 регионах введен предмет «Финансовая грамотность» с 1 по 11 класс за счет школьного компонента в качестве дополнительного урока.
Актуальность проблемы недостаточности финансовой грамотности населения кардинально выросла в условиях развернувшегося глобального финансового кризиса, когда проблемы непосильной долговой нагрузки, отсутствия сбережений на «черный день», неспособности предпринять рациональные действия, направленные на защиту своих сбережений многократно обострились и усилились.
Исходя из требований современной школы, можно выделить основные цели формирования финансовой грамотности:
-формирование базового уровня финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни, а так же к профессиональной ориентации выпускников;
-формирование культуры экономического мышления, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
-выработка практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений, как в личной жизни, так и в общественной жизни.
Вопросами повышения финансовой грамотности и экономической культуры занимались и занимаются такие педагоги, как Е.А.Абросимова, Г.В.Белехова, О.Г.Егоров и др. До сих пор вопрос, в основном, рассматривается с экономической точки зрения.
Исследования PISA-2015/2017 по естественнонаучной, математической, читательской и финансовой грамотности, а так же задания на решение проблем в сотрудничестве, показали, на сколько школьники готовы: понимать финансовую информацию; оценивать финансовые последствия; аргументировать свою позицию и принимать грамотные решения в области управления деньгами и покупками в отношении себя, других людей и общества в целом.
Объект исследования: формирование финансовой грамотности у обучающихся в КГБОУ КМЖГ.
Предмет исследования: процесс формирования финансовой грамотности обучающихся.
Цель исследования заключается в совершенствовании подходов к формированию финансовой грамотности обучающихся в КГБОУ КМЖГ.
В соответствии с целью, объектом, предметом были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретико - методологическое исследование проблемы формирования у обучающихся финансовой грамотности;
2. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования экономической и финансовой грамотности учащихся в КГБОУ КМЖГ-и.
3. Разработать методические материалы для обучающихся в рамках курса финансовой грамотности.
4. Адаптировать предложенный методический подход и оценить его эффективность в деятельности КГБОУ КМЖГ-и.
Методы исследования:
теоретические (сравнительный анализ философской, социально-экономической и психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта, изучение программно-методической документации);
эмпирические (наблюдение за педагогическим процессом и обобщение опыта преподавания финансовой грамотности, анкетирование обучающихся для определения эффективности обучения финансовой грамотности, опытное обучение для проверки результативности использования курса «Финансовая грамотность»);
статистические (метод математической обработки данных и качественная обработка результатов исследования).
Теоретическая значимость заключается в совершенствовании теоретических основ формирования финансовой грамотности у школьников.
Практическая значимость работы состоит в разработке, апробировании и внедрении курса «Финансовая грамотность».
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды таких российских и зарубежных специалистов. Различные аспекты этой проблемы решаются в исследованиях философов, социологов, экономистов, педагогов, психологов. Основополагающее значение для нашего исследования имели научные труды ученых в области образования, экономики, финансов А.П.Аксенова, Ю.В.Бреховой, А.П.Киреева, О.Е.Кузиной и других, которые раскрывают сущность, инструменты и технологии обучения финансовой грамотности.
Научные результаты.
Научный результат 1. Сформулировано определение финансовой грамотности.
Научный результат 2. Разработан курс «Финансовая грамотность».
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
В первой главе осуществляется описание существующих подходов к формированию финансовой грамотности, Отечественный и мировой опыт в области повышения уровня финансовой грамотности, дается понятие финансовой грамотности, определяются основные компоненты финансовой грамотности. Во второй главе содержится анализ состояния и проблем развития финансовой грамотности в КГБОУ КМЖГ-и. В третьей главе представлены результаты апробации курса «Финансовая грамотность» и эффекты от реализации программы.
В данной работе был исследован процесс формирования финансовой грамотности обучающихся КГБОУ КМЖГ.
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволяет сделать вывод, что программы финансовой грамотности для обучающихся должны быть основаны на современных и понятных примерах из реальной практики. Также необходимо понимать, что формировать у школьников финансовую грамотность необходимо, потому что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций.
Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.
Целями изучения программы «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
В работе сформулированы два научных результата.
Одним из них является определение понятия финансовая грамотность.
Финансовая грамотность - это достаточный уровень знаний и навыков, который позволяет принимать осознанные и эффективные решения в различных областях управления личными финансами, таких как сбережения, инвестиции, недвижимость, страхование, налоговое и пенсионное планирование. Финансовая грамотность также включает в себя глубокие знания таких финансовых понятий как личное финансовое планирование, механизмы работы кредитных инструментов, эффективные методы сбережения, права потребителей, а так же понимание взаимосвязей между различными экономическими процессами и событиями.
Второй научных результат - предложение двух альтернативных вариантов внедрения курса «Финансовая грамотность», с расширением штатного расписания и без расширения штатного расписания, но с установлением персональной надбавки.
Цели и задачи настоящей работы реализованы.
В перспективе реализация программы позволит:
-повысить доверие населения к финансовым инструментам и финансовой системе; нынешние выпускники в будущем сформируют средний класс, то есть класс частных инвесторов;
-снизить количество мошеннических операций на финансовом рынке; вследствие чего, повысятся стандарты жизни россиян
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016);
2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577;
3. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578;
4. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342.
5. Абросимова Е. А.Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразоват. орг., юридический профиль / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 160 с.
6. Аликперова, Н.В. Динамика инвестиционно-сберегательной
активности населения России [Текст] / Н.В.Аликперова // Народонаселение. - 2015. - №3(69). - С. 85-92.
7. Аксенов, А. П. Гид по финансовой грамотности / А. П. Аксенов и др.- М. : КНОРУС: ЦИПСиР, 2015. - 456 с
8. Алымов, Ю., Кисель, С. Финансовая грамотность как управленческая система / Ю. Алымов, С. Кисель // Банковский вестник. - 2012. - №28 (573). - С. 53-59.
9. Анализ мировой практики развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения / А. А. Столярова, Г. Э. Шахназарян // Финансы и кредит. - 2014. - № 34. - С. 72-78
10. Белехова, Г.В. Оценка финансовой грамотности населения и пути её повышения / Г.В. Белехова // Проблемы развития территории. - 2012. - № 4 (60). - С. 96-109.
11. Безюлева, Г.В. Эмоциональная устойчивость как критерий профессиональной компетентности педагога [Текст] / Г.В. Безюлева // Новые педагогические исследования. - 2005. - № 4, прил. - С. 37-39.
12. Борануков, А.В. Современная экономическая парадигма как социокультурная поколенческая проблема [Текст] / А.В.Борануков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - №1. - С. 391-396.
13. Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 400 с.
14. Бухвалов, А. В. Лекции по избранным вопросам классических финансовых моделей / А.В. Бухвалов, Е.А. Дорофеев, В.Л. Окулов. - М.: Высшая школа менеджмента, 2015. - 352 с.
15. Гасанов, К. К. Международное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / К. К. Гасанов и др.; под ред. К. К. Гасанова, Д. Д. Шалягина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 479 с.
16. Гендина, Н.И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы [Текст] / Н.И.Гендина // Открытое образование. - 2010. - № 5. - С. 58-69.
17. Герасимов, В.М. Общественное мнение: ценности и оценки электорального поведения: Монография / В. М. Герасимов, К. А. Иваненко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. -224 с.
18. Дубков, С. О роли повышения банковского сектора в финансовой грамотности населения / С.В. Дубков // Банковский вестник. - 2012. - №31 (576). - С. 7-11
19. Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 698 с.
20. Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 698 с.
21. Егоров, О. Г. Проблемы развития современной школы (Из опыта работы): монография / О. Г. Егоров. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 408 с.
22.Зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения / С. Р. Шибаев, Ю. А. Шадрина // Финансы и кредит. - 2015. - № 24. - С. 27-31.
23.Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. - М.: ЦИПСиР, КНОРУС, 2012. - 112 с.
24. Кайзер, Ф.-Й. Методика преподавания экономических дисциплин. Книга для учителя [Текст] / Ф.-Й. Кайзер. СПб: Вита-Пресс, 2012 г. 184 с.
25. Карпович, О. Г. Глобальные проблемы и международные отношения: монография / О. Г. Карпович. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 503 с.
26. Киреев А. П.Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразоват. орг., экономический профиль / А. П. Киреев. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 368 с.
27. Ковалева Н. Б. Свобода выбора и самоопределение учащихся в образовательных программах личностного развития // Проблемы современного образования. 2016. № 3. С. 59-65.
28. Ковалевская Е.В. Стимулирование познавательной активности старшеклассников в условиях интерактивного обучения // Мир Науки. 2015. № 4. С.1-4.
29. Короткевич, А. И. Деньги, кредит, банки / А.И. Короткевич. - М.: ТетраСистемс, 2018. - 160 с.
30. Кузина, О.Е. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России [Текст] / О.Е. Кузина, Д.Х. Ибрагимова // Мониторинг общественного мнения. 2018. № 4 (88). С.14-25.
31. Кузина, О.Е. Финансовая грамотность молодежи [Текст] /
О.Е.Кузина // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 4 (92). С. 157-177.
32. Кузина, О.Е. Финансовая грамотность и финансовая
компетентность: определение, методики измерения и результаты применения в России [Текст] / О.Е.Кузина // Вопросы экономики. - 2015. - № 8. - С. 129¬148.
33. Лавренова Е.Б.Концептуальные подходы к формированию культуры грамотного финансового поведения у обучающихся общеобразовательных организаций // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 2. С. 8¬21.
34. Липсиц, И.В. Финансовая грамотность. 8-9 кл. [Текст]: методические рекомендации для учителя / И.В. Липсиц, Е.Б. Лавренова, О. Рязанова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 145 с.
35. Машинистова Г. Е. Проблемы повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации // Учет и контроль. 2016. № 8. С. 48-57.
36. Международный бизнес: Учебное пособие / В.К. Поспелов, Н.Н. Котляров, Н.В. Лукьянович, Е.Б. Стародубцева; Под ред. В.К. Поспелова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.
37. Меньшиков С. Финансовая грамотность: материалы для
обучающихся. Модуль «Фондовый рынок». 10-11 классы, СПО / С. М. Меньшиков. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 128 с.
38. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Челябинск, 2011. С. 142-148.
39.Овчинников, М. Обзор международной практики реализации стратегий и программ в области финансовой грамотности [Текст] / М. Овчинников. М.: Наука, 2014. 215 с.
40.Онушкин, В.Г. Проблема грамотности в контексте социальных перемен [Текст] / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев // Человек и общество. 2015. № 8-9. С. 44-49.
41. Паатова, М.Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задач современного образования [Текст] / М.Э.Паатова, М.Ш.Даурова // Вектор науки ТГУ. - 2014. - № 2 (28). - С.173-175.
42. Подболотова, М.И. Финансовая грамотность как компетентность выпускника общеобразовательной школы: структура и содержание [Текст] / М.И.Подболотова, Н.В.Демина //Академический вестник. - 2014. - № 1 (14). - С. 10-16.
43. Развитие системы инноваций в непрерывном финансовом образовании / Н. Г. Кузнецов, К. В. Кочмола [и др.] // Финансы и кредит. - 2010. - N 41. - С. 2-12.
44. Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели, содержание и первые результаты международного исследования //Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 4. С. 36-45.
45. Рыжановская, Л.Ю. Финансовая грамотность как элемент человеческого капитала и фактор социально-экономического развития [Текст] / Л.Ю. Рыжановская // Финансовый журнал. 2010. № 4. С. 151 -158.
46. Савицкая, Е.В. Уроки экономики в школе / Е.В. Савицкая, С.Ф. Серегина. Кн. 2 [Текст]: пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2010. 448 с.
47. Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для
обучающихся по основным программам профессионального обучения / Е. В. Савицкая. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 224 с.
48. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности: учебное
пособие / И.С. Сергеев. СПб.: Питер, 2014. 316 с.
49. Смирнов С. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Модуль «Финансовые риски». 10-11 классы общеобразоват. орг., СПО / С. Н. Смирнов, А. И. Сидоренко. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 80 с.
50. Солодков В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Модуль «Банки».10-11 классы, СПО / В. М. Солодков, В. Ю. Белоусова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 176 с.
51. Стахович Л. Возможности использования в России зарубежного опыта разработки и внедрения программ и продуктов в области финансового образования населения // Финансы и кредит. 2010. №28. С. 63.
52. Столярова А. Анализ мировой практики развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения // Финансы и кредит. 2010. №34. С. 72.
53. Татарченкова, С.С. Урок как педагогический феномен [Текст]: учебно-методическое пособие / С.С. Татарченкова. СПб.: КАРО, 2015. 78 с.
54. Уксусова М.С. Повышение финансовой грамотности молодежи как условие модернизации экономики России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12.С.45.
55. Фетисов, В. Д. Финансовый менеджмент физических лиц: науч. издание / В. Д. Фетисов, Т. В. Фетисова. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 167 с.
56. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: Учебное пособие / Н.А. Казакова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 208 с.
57. Финансы: Учебник/В.А.Слепов, А.Ф.Арсланов, В.К.Бурлачков и др. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с.
58. Хвесеня, Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин [Текст] / Н.П. Хвесеня, М.В. Сакович. Минск: БГУ, 2016. 116 с.
59. Шевченко, Д.А. Финансовая грамотность населения как фактор сберегательного поведения домашних хозяйств [Текст] / Д.А.Шевченко, А.В.Давыденко // Terra Economicus. - 2013. - Т. 11. - № 4-2. - С. 139-144.
60. Шевяков М. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности // Бюджет и финансы: финансовая грамотность. 2011. №1(10-11). С. 30-35.
61.Чернецов, С. А. Развитие финансовой системы Российской Федерации. Учебное пособие / С.А. Чернецов. - М.: Магистр, Инфра-М, 2017. - 320 с.
62.Moore, D. Survey of Financial Literacy in Washington State: Knowledge, Behavior, Attitudes, and Experiences: Technical Report / D. Moore. - Washington, Social and Economic Sciences Research Center, Washington State University 2003. - 61 р.
63.Skinner, B. F. About behaviorism. New York: Knopf. 1974.
64. Rooij, M.C.J. Financial Literacy and Retirement Planning in the Netherlands [Text] / M.C.J.Rooij, A.Lusardi, R.J.M.Alessie // Journal of Economic Psychology. - 2011. - № 32. - P. 593-608.
65. Xiao J. J., O’Neill B. Consumer financial education and financial capability // International Journal of Consumer Studies. 2016. Vol. 40, issue 6. Р. 712-721.