Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Понятие «социометрический статус» ребёнка в группе, проблемы
положения личности ребенка в группе сверстников 11
1.3. Социометрический статус дошкольника в группе сверстников 15
1.4. Характеристика сюжетно-ролевой игры как средство повышения
социометрического статуса ребенка 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Организация и методы исследования социометрического статуса
старших дошкольников 27
2.2. Результаты исследования социометрического статуса в группе
сверстников детей старшего дошкольного возраста 28
2.3. Комплекс сюжетно-ролевых игр для оптимизации
социометрического статуса ребенка в группе сверстников 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
Системообразующим ядром индивидуальности является статус
личности, которая во многом описывает жизненные позиции человека, степень его притязаний, всю систему оценок. Статус воздействует на создание стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, во многом обусловливает динамику и направление развития субъекта.
Статус появляется у человека в процессе общественного взаимодействи я как неизбежный и постоянно уникальный продукт его психического развития, как сравнительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый след на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости [1, с. 211].
На основе взаимоотношений создаются общественные чувства, привычки; развивается знание детей вместе и преднамеренно; прибывает понимание общности интересов; создаются основы самооценки и взаимооценки [19, с. 123].
Психологические изучения самосознания очень неравномерно распределены по возрастам (о детстве и юности работ много, а о зрелом возрасте их практически нет), к тому же и психологические теории, и экспериментальные изучения возрастных процессов самосознания рассогласованы тематически. Применительно к маленьким детям в центре интереса психологов находится логика самоописаний, происхождение ощущения «самости» и создание половой идентичности; самосознание подростков и юношей изучают основным образом под углом зрения эмоций и эго - идентичности, взрослых в плане развития личной автономии и самореализации, а стариков - через призму изменения возрастных стереотипов и ощущения психического благоденствия. Состыковать эти подходы часто нереально [3, с. 34]. Однако направленности развития самооценки детей и ее взаимодействия с социометрическим статусом в группе сверстников все еще относятся к недостаточно разработанной области дошкольного образования.
Это описывает важность нашего изучения «Оптимизация социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников посредством сюжетно-ролевой игры».
Актуальность проблемы исследования социометрического статуса ребенка-дошкольника в группе сверстников, посредством сюжетно-ролевых игр на формирование его самооценки обусловлена тем, что многогранность изменений в старшем дошкольном возрасте во многом определяет последующее развитие личности и самооценки человека.
Цель исследования - оптимизировать социометрический статус ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть сущность понятия «социометрический статус» ребёнка в группе.
3. Описать социометрический статус ребенка дошкольного возраста в группе сверстников.
4. Сделать анализ сюжетно-ролевой игры как средства повышения социометрического статуса.
5. Определить социометрический статус ребенка дошкольного возраста в группе сверстников.
6. Подобрать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на оптимизацию социометрического статуса ребенка.
7. Проверить эффективность подобранного комплекса сюжетноролевых игр, направленных на оптимизацию социометрического статуса ребенка.
Объект исследования - социометрический статус ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - оптимизация социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников посредством сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что комплекс сюжетноролевых игр будет способствовать оптимизации социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников, а именно:
-непопулярные дети будут включены в игру со сверстниками;
-непопулярные дети станут более общительными со сверстниками.
Методы и методики исследования:
теоретический: анализ психолого-педагогической литературы;
эмпирические: тестирование
Методика «Два дома» (Е. Вандик).
Теоретическая значимость: в данной работе расширены
представления о характеристиках особенностей социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников, выделены особенности развития.
Практическая значимость: подобранный комплекс сюжетно-ролевых игр направленный на оптимизацию социометрического статуса ребенка в группе сверстников можно применять в практики дошкольного образования.
Системообразующим ядром индивидуальности является статус личности, который во многом описывает жизненные позиции человека, степень его притязаний, всю системуоценок. Статус появляется у человека в процессе общественного взаимодействия, как неизбежный и постоянно уникальный продукт его психического развития, как сравнительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый след на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости [1, с. 211].
Направленность развития социометрического статуса детей в группе сверстников все еще относятся к недостаточно разработанной области дошкольного образования.
Актуальность проблемы исследования социометрического статуса ребенка-дошкольника в группе сверстников, посредством сюжетно-ролевых игр на формирование его самооценки обусловлена тем, что многогранность изменений в старшем дошкольном возрасте во многом определяет последующее развитие личности и самооценки человека.
Таким образом, целью нашего исследования является - оптимизировать социометрический статус ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников посредством сюжетно-ролевой игры.
Для реализации цели исследования необходимо было провести констатирующий эксперимент, в котором участвовало 15 детей. Данное исследование проводилось в детском саду г. Ачинска. Были подобранны методы и методики:
анализ психолого-педагогической литературы;
эмпирические: тестирование
Методика «Два дома» (Е. Вандик).
5 детей (33%) это непопулярные дети, это связано с нарушением поведения детей и с их внешним видом (дети из неблагополучной семьи). ). 7 детей (47%) - это дети имеют статус «Принятые» Были выявлены дети, которые пользовались популярностью в группе: 3 детей (20%) это дети имеют статус «Звезды». По результатом исследования, мы пришли к выводу, что детей старшего дошкольного возраста, есть дети у которых социометрический статус находиться на низком уровне.
В ходе диагностики были получены следующие результаты: По результатам исследования испытуемых разделили на три условные группы, в первую группу с высоким статусом мы отнесли детей, имеющих много выборов (звезды, популярные), во вторую группу мы отнесли детей со средним статусом, дети пользуются популярностью у сверстников, но не всегда и в третью группу с низким статусом мы отнесли детей, имеющих мало выборов или без выборов вообще (непопулярные)».
По итогам диагностики был проведен формирующий этап, для того чтобы изменить социометрический статус детей, был подобран комплекс сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
Например, сюжетно-ролевая игра «Магазин». Сначала с детьми была проведена беседа, какие сотрудники работают в магазине и какие у них обязанности. Затем мы начали игру - но как же нам распределить роли? Воспитатель предлагал в главные роли детей, у которых низкий социометрический статус, остальные роли предлагали самостоятельно распределить между собой роли директора магазина, кассира, продавцов и занять свои места. Покупателей прошу взять сумочки и корзинки для покупок. Воспитатель представляет гостям и покупателям директора магазина и предлагает директору рассказать о том, какие отделы открылись в магазине, как зовут продавцов, а также где находится касса. Покупатели проходят в магазин, где директор проводит небольшой экскурс. Игра начинается.В конце игры дети рассказывают о том, какие отделы им понравились больше всего, как работали сотрудники магазина. Спросить у продавцов, вежливы ли были покупатели? Что вам больше всего понравилось в игре. А кем бы вы хотели быть в следующий раз? Почему? Поблагодарить детей за доброжелательные отношения в игре, за интерес, проявленный во время игры.
Для подтверждения эффективности подобранных сюжетно-ролевых игр был проведен контрольный этап, результаты исследования были следующие: дети старшего дошкольного возраста, после проведенных сюжетно-ролевых игр, улучшали свой социометрический статус. Выявились дети, которые стали пользоваться популярностью в группе, так называемые звезды: таких детей стало 5 (33%), а на констатирующем этапе таких детей было 3-ое (20%) Дети, которые имеют статус принятые: 7 детей (47%). Непопулярные детей осталось 3-ое (20%), а на констатирующем этапе было 5 детей (33%).
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена, что подобранный комплекс сюжетно-ролевых игр способствует оптимизации социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников, а именно: - непопулярные дети были включены в игру со сверстниками - непопулярные дети стали более общительными со сверстниками.
1. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы. М.: Просвещение, 2012. 211 с.
2. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1. М.: Просвещение, 2015. 15 с.
3. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для
старших дошкольников: практическое пособие / Н.А.Виноградова,
Н.В.Позднякова. 3-е изд. М.: Айрис-пресс, 2009. 34 с.
4. Запорожца А.В.,. Неверович Я.З Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 2002. 45 с.
5. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. М.: Просвещение, 2008. 106 с.
6. Котырло В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. Киев: Высшая школа, 2000. 12 с.
7. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: Пособие для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 2013. 34 с.
8. Котырло В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. Киев: Высшая школа, 2007. 38 с.
9. Кузьмина Е. С, Методы социальной психологии. Под редакцией проф. Кузьмина Е. С, канд. психол. наук Семенова В. Е, 2013. 51 с.
10. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. М.:Ярославль: НПЦ, 2007. 109 с.
11. Крайг Г.Психология развития/Г.Крайг.- 9-е изд. СПб:Питер, 2008.123 с.
12. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 2011. 32 с.
13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 45 с.
14. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2010. 66 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2005. 58 с....30